Хотите дальше читать devby? 📝
Support us

Сколько тысяч айтишников могли покинуть Беларусь за два года. Подсчёты dev.by

С 2020 года беларусская ИТ-отрасль переживает уже вторую волну массового отъезда айтишников. Мы собрали в одном тексте всю информацию о количестве уехавших в разные страны и попробовали вывести (очень приблизительное) число ИТ-мигрантов.

По нашим подсчётам, с осени 2020 года Беларусь могли покинуть до 20+ тысяч айтишников.

141 комментарий
Сколько тысяч айтишников могли покинуть Беларусь за два года. Подсчёты dev.by

С 2020 года беларусская ИТ-отрасль переживает уже вторую волну массового отъезда айтишников. Мы собрали в одном тексте всю информацию о количестве уехавших в разные страны и попробовали вывести (очень приблизительное) число ИТ-мигрантов.

По нашим подсчётам, с осени 2020 года Беларусь могли покинуть до 20+ тысяч айтишников.

Содержание

Откуда мы вообще знаем об отъезде айтишников из Беларуси 

Уже второй год подряд анкеты dev.by фиксируют среди айтишников повышенный интерес к переезду из Беларуси. Сегодня можно говорить о двух волнах ИТ-эмиграции: после августа 2020 года и после начала войны в Украине в феврале 2022-го. 

В сентябре 2020 года 15% участников анкетирования (1150+ человек) говорили, что покинули Беларусь. После начала войны в Украине, в марте, уже 26,8% (из 3000+ опрошенных) айтишников сообщали, что уехали. По данным последней большой анкеты (5000+ участников) в июне 2022, результаты которой скоро презентуем, волна эмиграции после 24.02 (22,7%) уже больше, чем волна 2020-2021 (15,8%).    

Анкеты фиксировали, что после августа 2020 года уезжали в основном сеньоры, а после начала войны костяком релокейта стала более многочисленная группа мидлов. Кроме того, известно, что впервые в истории беларусского ИТ компании массово релоцируют джунов.

Последние месяцы о массовом релокейте говорят источники в крупных беларусских ИТ-офисах: Wargaming (в связи с полным закрытием компании в Беларуси), EPAM, Exadel, iTechArt и Itransition, Playtika и другие.   

На отток специалистов из ИТ-сектора Беларуси указывает статистика найма и увольнений. За январь–апрель 2022 года из ИТ-компаний уволилось больше 3 тысяч человек — наполовину больше, чем трудоустроилось.   

Наконец, факт отъезда айтишников после начала войны в Украине признали власти Беларуси — с оговорками, что «всё под контролем» и ПВТ по-прежнему показывает хорошие результаты. 

Цитаты

— Процесс отъезда некоторых айтишников всё-таки наблюдается, и, возможно, он немалый. Нам надо посмотреть с точки зрения безопасности, насколько это опасно для Беларуси, — говорил А. Лукашенко в начале апреля. 

В конце мая о релокейте айтишников упомянул и премьер-министр Р. Головченко: 

— Сколько было криков про конец ИТ, шума, что якобы уезжают все! Да, некоторые люди перемещаются, мы никого за руку не держим, кто-то считает, что ему комфортнее работать из другого места, пожалуйста.

Сколько айтишников работали в беларусском ИТ до февраля 2022 года 

В данном случае под айтишниками мы имеем в виду не только технических специалистов, но и всех работников, занятых в ИТ-сфере Беларуси. 

Последний раз официальная статистика по числу ИТ-специалистов в ПВТ публиковалась в мае 2021 года. 

В начале прошлого года в компаниях-резидентах ПВТ работали 69 792 человека. За один квартал штат резидентов вырос на 2127 человек (+3%), в мае 2021 года он составлял 71 919 человек. 

Точных данных о размере штата резидентов ПВТ на начало 2022 года нет. На сайте ПВТ говорится о численности «более 78 тысяч» человек. Из этого следует, что в течение 2021 года рост штата сохранялся примерно на прежнем уровне — +2 тысяч человек за квартал. 

При этом в 2021 году ПВТ поставил антирекорд по темпам прироста резидентов. За год в парк вошли 179 новых компаний. Это на 25% меньше, чем в 2020 году, и на 46% меньше, чем в 2019 году. Другой антирекорд прошлого года — число компаний, которые покинули ПВТ. Таких было 40+ (за неполный год), и это больше, чем за предыдущие два года.   

Однако снижение темпов прироста и отъезд сотрудников компаний-резидентов не помешали ПВТ в первом квартале 2022 года традиционно обновить налоговый рекорд.

Почему рост отчислений в бюджет от резидентов не доказывает, что айтишники остаются в Беларуси? 

  1. Рост отчислений в 2021 году был связан с увеличением ставки подоходного налога для работников ПВТ с 9 до 13%. На налоговый рекорд первого квартала текущего года могли повлиять рост зарплат из-за курсовых колебаний (в феврале средняя зарплата в ИТ в рублях увеличилась почти на 50%) и выплаты релокейт-бонусов. 
  2. Многие релоканты, покидая Беларусь, какое-то время продолжают работать на беларусское юрлицо и платить налоги в Беларуси. В условиях, когда за короткий срок в другую страну переезжает много сотрудников, компании не успевают оперативно переоформить их в зарубежный офис. Например, iTechArt (вторая по размеру ИТ-компания Беларуси), судя по всему, перевезла в Грузию несколько сотен айтишников, но до сих пор не завершила процесс открытия местного офиса — вероятно, сотрудники продолжают работать на беларусское юрлицо. Результаты нашего последнего анкетирования (5000+ участников) говорят о том, что 27% из 1169 релокантов, переехавших после 24 февраля, продолжают работать на беларусский офис.   

Количество айтишников в стране не ограничивается ПВТ. ИТ-специалисты работают в крупных банках, ритейле, компаниях-резидентах технопарков (например, в «Великом камне» работает около 2000 человек) и ИТ-компаниях, которые просто не вступали в ПВТ. Не забудем и о джунах, которые пока не нашли работу в ИТ, студентах БГУИР и специализированных курсов.   

По данным Белстата, в 2021 году в сфере «Информационные технологии и деятельность в области информационного обслуживания» работали 104 тысячи человек.

Так сколько же айтишников уехало? 

Чтобы подсчитать примерное число релокантов, мы обратились к двум типам информации:

  • статистика по числу полученных виз (в т. ч. специализированных виз для айтишников) и/или въехавших беларусов в ту или иную страну за определённый период. До 2022 года самыми популярными направлениями релокейта из Беларуси были Польша (с большим отрывом), Украина и Литва. С февраля текущего года — Польша и Грузия (60% релокантов-участников мартовской анкеты уехали или собирались уехать в эти две страны), Литва.   
  • косвенные данные (часто примерные): цифры, полученные от анонимных источников в крупных компаниях; число участников экспатских чатов в разных странах; размер зарубежных офисов беларусских компаний; анкеты dev.by.

За основу подсчётов были взяты наиболеее популярные среди релокантов локации: Польша, Украина (до войны), Грузия, Узбекистан, Литва.

Польша

Большинство айтишников переезжают в Польшу в рамках программы Poland Business Harbour. 

Недавно телеграм-канал «Беларусы в Польше» опубликовал (со ссылкой на МИД Польши) статистику по визам PBH. Всего их получили 33 373 граждан Беларуси. (В свежей публикации старейшая беларусская газета называет число в 40 тысяч со ссылкой на польского дипломата. — Прим.)

В период с сентября 2020 года по февраль 2022 года визу получили 25 376 беларусов. По данным погранкомитета Польши, лишь треть из них — 7,9 тысячи — воспользовались визой и переехали в Польшу.    

С началом войны спрос на PBH среди беларусов значительно увеличился — на это указывают, в частности, огромные очереди на запись в визовые центры по всей Беларуси. Всего за два месяца с начала войны в Украине (с конца февраля по конец апреля) визу получили 8469 человек. А число подписчиков телеграм-канала Poland.Business Harbour_Belarus выросло почти в два раза (14 219 по состоянию на 16 июня, 8К в феврале).   

Неизвестно, сколько получателей визы действительно переехали в Польшу, но можно предположить, что в критических условиях (страх перед возможной мобилизацией, отказ заказчиков работать с командами в Беларуси, нестабильная работа банков) визой воспользовались многие из тех, кто получил её после 24 февраля, а также какое-то число из тех, кто получил визу раньше, но оставался в Беларуси. С учетом всех факторов, можно допустить, что после 24.02 визой PBH могли воспользоваться для переезда как минимум не меньше белорусов, чем до февраля 2022 (7,9 тысячи). 

Рискнём предположить, что всего с августа 2020 года переехать по визе PBH могли до 16-18 тысяч беларусов. При этом стоит помнить, что визу PBH получают не только ИТ-специалисты, но и члены их семей. Но это и не единственный тип визы, которым может воспользоваться ИТ-специалист: относительно небольшой процент айтишников переехал по гуманитарным и рабочим визам.

Сколько айтишников могло переехать в Польшу

По нашей оценке, до 8-10 тысяч ИТ-специалистов.  

Украина 

До войны многие ИТ-компании Беларуси открывали офисы в Украине и перевезли в соседнюю страну часть своего штата. 

Официальную информацию по числу релокантов из Беларуси озвучил заместитель министра по цифровой трансформации Украины в октябре 2020 года — 1,2 тысячи айтишников въехали в Украину за 2,5 месяца. 

Также известно, что за весь 2021 год беларусам было выдано 4 379 видов на жительство в Украине. То есть первоначальные темпы релокейта (1+ тысяч айтишников за пару месяцев) могли сохраняться в 2020 году, но в 2021 году, скорее всего, снизились. 

Какие ещё данные у нас есть?  

Сколько айтишников могло переехать в Украину

До 2-4 тысяч. 

Грузия 

После 24.02 Грузия стала одним из самых популярных направлений для переезда беларусов. 

Министр внутренних дел Грузии сообщал, что за первые три недели после начала войны в страну приехали 15 777 беларусов. Вероятно, немало среди них было и айтишников. 

Грузинский министр говорил также о том, что более половины россиян, приехавших в Грузию сразу после войны, уже покинули страну. Скорее всего, похожие процессы происходили и с беларусами: кто-то из Грузии перебрался в западные страны, кто-то уже вернулся в Беларусь, когда первый шок от войны прошёл. 

Какие ещё данные у нас есть?  

  • В майской анкете для релокантов в Грузии поучаствовали 250 айтишников.
  • Наш источник в Itransition сообщал, что в Грузию улетели порядка 750-800 работников компании (треть от всего беларусского штата).   
  • В канале, в котором iTechArt рассказывала сотрудникам о процессе открытия офиса в Грузии, было 475 подписчиков. 
  • Офисы в Грузии уже открыли: EPAM, IBA, Exadel, SOFTSWISS.  
  • В чате беларусского ИТ-комьюнити в Грузии 3 тысячи участников. 

Сколько айтишников могло переехать в Грузию

До 2-4 тысяч.  

Подробный гид по жизни в Грузии из личного опыта
Подробный гид по жизни в Грузии из личного опыта
По теме
Подробный гид по жизни в Грузии из личного опыта

Узбекистан 

Ещё одно популярное направление для релокейта после 24.02. 

Разработчик  iTechArt рассказывал подробности переезда своих коллег в Узбекистан: «Нас встречал человек из ИТ-парка. Он сказал, что за первые две недели после начала войны из Беларуси в страну прилетели 2500 айтишников. Кроме iTechArt он упомянул работников EPAM и Exadel». 

Сотрудник EPAM рассказывал Forbes, что компания перевезла в Узбекистан около 1000 сотрудников из Беларуси и России. 

Как и в случае с Грузией, многие айтишников рассматривают Узбекистан как временную локацию. Возможно, многие релоканты, попавшие в эту страну сразу после начала войны, уже покинули её. 

Сколько айтишников могло переехать в Узбекистан

До 2,5 тысячи. 

«Не так дёшево как ожидалось». Впечатления айтишников которые уехали в Узбекистан
«Не так дёшево, как ожидалось». Впечатления айтишников, которые уехали в Узбекистан
По теме
«Не так дёшево, как ожидалось». Впечатления айтишников, которые уехали в Узбекистан

Литва

В мае 2021 года вице-министр экономики и инноваций Литвы говорил о 43 компаниях из Беларуси, которые переезжали в соседнюю страну и «3 тысяч беларусов на рынке ИТ». 

По данным на май 2022 года, в литовских офисах ИТ-компаний из Беларуси работали чуть более 2 тысяч человек. В последние месяцы  EPAM, Wargaming, Belka Games, Flo, Melsoft ускорили найм в свои литовские офисы — возможно, за счёт релокантов из Беларуси и России. 

Сколько айтишников могло переехать в Литву

До 2-3 тысяч.  

Сколько всего

По нашим подсчётам, с осени 2020 года Беларусь могли покинуть от 16 до 23 тысяч айтишников.

Комментарий СЕО: «Стабилизация в новом состоянии произойдет не ранее конца 2022 года»

Проверить точность этих подсчётов пока невозможно. Мы попросили СЕО крупной аутсорс-компании, который уже делился с нами реалистичной оценкой ситуации, прокомментировать их.

— Числа не выглядят завышенными. Но цыплят по осени считают, в конце года будет понятнее. Ситуация находится в начале переходного процесса, стабилизация в новом состоянии произойдет не ранее конца 2022 года. Мало того,  процесс релокации в 2022 имеет 3 особенности, затрудняющие количественные оценки: 

  • Есть серьезное давление компаний на сотрудников, но сотрудники, переместившись из Беларуси, не спешат трудоустраиваться в стране релокации, возможно, надеются, что смогут вернуться назад.
  • Некоторые сотрудники, попробовав релокацию в определенную страну, возвращаются назад в РБ, рассматривая при этом возможную релокацию в третью страну.
  • Некоторые страны, такие, как Латвия, на 3 месяца замораживали процессы выдачи ВНЖ, что также замедлило статистику увольнения специалистов из РБ.

Вы потратили на этот материал две минуты. Потратьте ещё 15 секунд, пожалуйста.  

dev.by, как и другим честным медиа, сегодня очень сложно: редакция работает за пределами страны, а наши рекламные доходы сократились в несколько раз.

Но мы справляемся — с вашей помощью. Это вы делитесь с нами инфоповодами, мнениями, опытом, временем и вниманием. А 170 читателей поддерживают нас донатами. В 2023 году мы хотим собрать 1000 читателей-подписчиков. 

Помочь нам можно через Patreon. Сейчас средний чек — около 10$, но мы рады любой сумме. 

В Беларуси Patreon заблокирован. Мы будем добавлять другие способы.

Спасибо, что прочитали это сообщение.

Релокейт-2022: сколько айтишников сейчас в беларуских офисах?
Релокейт-2022: сколько айтишников сейчас в беларуских офисах?
По теме
Релокейт-2022: сколько айтишников сейчас в беларуских офисах?
Wargaming открывает новые офисы — в Белграде и Варшаве
Wargaming открывает новые офисы — в Белграде и Варшаве
По теме
Wargaming открывает новые офисы — в Белграде и Варшаве
Помогаете devby = помогаете ИТ-комьюнити.

Засапортить сейчас.

Читайте также
Как разработчик в Польше работал курьером (но потом всё получилось)
Как разработчик в Польше работал курьером (но потом всё получилось)
Как разработчик в Польше работал курьером (но потом всё получилось)
@dzikpic, канал для айтишников в Польше, рассказал историю Александра. Перед тем, как попасть в польскую компанию, он два месяца доставлял еду в Glovo. Каково это — ездить на велосипеде по 10-12 часов в день и почему маникюрщица зарабатывает больше разработчика.
12 комментариев
Айтишник купил дом в Польше. Как получить разрешение в 2023, когда отказов больше
Айтишник купил дом в Польше. Как получить разрешение в 2023, когда отказов больше
Айтишник купил дом в Польше. Как получить разрешение в 2023, когда отказов больше
@dzikpic, канал для ИТ-экспатов в Польше, рассказывает историю белорусского айтишника, который купил дом в Гданьске, с комментариями эксперта. Обсудить историю можно в чате.
12 комментариев
Как беларуские выпускники поступают в Польшу и Россию — и повлияла ли война. 4 истории
Как беларуские выпускники поступают в Польшу и Россию — и повлияла ли война. 4 истории
Как беларуские выпускники поступают в Польшу и Россию — и повлияла ли война. 4 истории
dev.by искал молодых людей, которые поступили этим летом в вузы за границу, — отозвались 4 человека. Двое выбрали Польшу, ещё двое  Россию (для одного это временный вариант, он планирует перепоступить в следующем году).  Спросили у ребят, как они выбирали вузы, куда поступали одноклассники и как на выбор повлияло вторжение России в Украину (и вчерашние новости о мобилизации). 
7 комментариев
EnCata будет штамповать заводы, которые штампуют дома
EnCata будет штамповать заводы, которые штампуют дома
EnCata будет штамповать заводы, которые штампуют дома
«Строительная отрасль полностью дисфункциональна», — говорит СЕО EnCata Олег Кондрашов. И предлагает «реанимировать стройку»: повторить успех Генри Форда и запустить конвейер, который будет штамповать модульные дома. А ещё — запустить мобильные заводы с этими конвейерами. Первый тестовый дом с железными стенами и окнами в пол уже построен — в нём 2 года как живёт СЕО. А сейчас в Великом камне достраивают тестовый завод. Есть ли будущее у проекта и какое, рассказывает dev.by Олег Кондрашов.
9 комментариев

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале

Обсуждение
Комментируйте без ограничений

Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.

spksfans
spksfans
-25

20 процентов... Многовато. Я думал 10-15 будет. Беларусы же они боятся нос из норки высунуть.

mishka
mishka dev в Galera
11

Зачем свои фобии на других натягивать?

spksfans
spksfans
-6

Какие фобии? Обычная статистика. Даже в экстремальной ситуации переехала пятая часть. А из этих переехавших часть уже ноет. Хочу в теплую белорусскую норку.

Anonymous
Anonymous
2

На границе стоят и обратно просятся? Ну-ну. Где-то я это уже слышал.

spksfans
spksfans
-2

Ну почему же стоят. Просто ноют, что дома было лучше. Кто то из ноющих так и не приживется на новом месте.

mr-smith
mr-smith Developer в Ближний Космос
0

Что за экстремальная ситуация? Я что-то пропустил?

alekseyrr
alekseyrr Дегустатор смузи в ООО "Смузи-много-не-бывает"
28

25% и это ещё не предел — хамон сам себя не съест! :)

Знакомые устраивают детей в садики — отношение даже в гос садах хорошее, в частных тем более. Так что зря идеологи рисуют страшный запад :) Хотя иначе они и не могут — делать что-то для людей (ледовые дворцы не нужны 99% населения) — это не языком работать :)

serg123
serg123
15

на то они и идеологи что бы страхи наводить и завышать общественную значимость различных дворцов и рЭзиденций

Пользователь отредактировал комментарий 20 июня 2022, 11:04

tot-chelovek
tot-chelovek
1

хамон сам себя не съест! :)

А ещё у нас яблоки дубовые и только два вида(

mr-smith
mr-smith Developer в Ближний Космос
1

Страшный запад рисуют и многие там живущие лет 10, вопрос тут - что считать страшным. Кому-то страшно что ребенка отберут, у кого-то его нет и все равно. И еще много разных факторов. Одно точно - там не рай и не земля обетованная.

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
-9

Стабилизация в новом состоянии произойдет не ранее конца 2022 года

Мы на месте, через пол года хайп пройдет!

utochka
utochka терминатор в комната
4

Ты можешь иронизировать сколько угодно, но хайп рано или поздно пройдёт.

spksfans
spksfans
-2

Более четверти века хайпа. Куда же он пройдет? ))))
Ну а ты можешь и дальше надеяться, что все вернеться на круги своя. Мир уже прежним не будет. Обходились 3 месяца без тебя, обойдутся и дальше

utochka
utochka терминатор в комната
-1

Кто эти которые «3 месяца без меня обходятся»? Они сейчас с нами, в этой комнате?))

elon
elon Block operator в Bitcoin
3

Они #наместе.

spksfans
spksfans
0

Они сейчас релоцируют команды. Это и ЕПАМ и Варгейминг и Годель...
Тот факт, что твой проект работает и будет работать в РБ не отменяет того, что как минимум для 20 процентов стоит вопрос о релокации или поиска работы. У тебя в конторе готовы увеличить штат на 20процентов? Есть заказчики?

tot-chelovek
tot-chelovek
-4

И в чём смысл этого "более четверти века"? Как бы радикально всё ухудшаться начало только в начале этого года. А не с 2020, когда "вот-вот бизнес уйдёт и терпеть этого не будет"
Сам то переехал небось в 94ом?

spksfans
spksfans
5

Ну для непонятливых.
Про четверть века это о том, что причина хайпа не во вне страны, а внутри. Просто довели хайп до логического конца. Получайте результат
Как бы в начале этого года и расписались в результате хайпа
Сам я переехал в 2020. Просто потому, что контора стала давать приличную поддержку и соглашаться с переездом с текущим проектом. Вот только что тебе этот факт даст?
Я доступно объяснил?

tot-chelovek
tot-chelovek

Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
censored, П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement

tot-chelovek
tot-chelovek
-3

Спок, агрессор.
Сам ты переехал в 2020. Т.е. прожил тут минимум 24 года. Короче не самый понятливый. Видимо до этого ожидал розовых пони. Хотя нет, реальность прозаичнее, ты сидел и ждал разрешения от польского пана. И да, ты в следующий раз помни об этом числе, когда захочешь начать свои поучительные сказы о "беларусах в норках", "бородатых детях" и тд.

spksfans
spksfans
1

Ну давай по порядку.
Выкинь телевизор из головы и объясни, кто из нас агрессор. Только с логикой. Если тебе это слово известно. Ну а потом пойдем уже дальше. Про норки

alekseyrr
alekseyrr Дегустатор смузи в ООО "Смузи-много-не-бывает"
11

Как бы радикально всё ухудшаться начало только в начале этого года. А не с 2020, когда "вот-вот бизнес уйдёт и терпеть этого не будет"

Да ладно! :) А минус 1 000 000 белорусов за 27 лет — это в рамках стат погрешности? :)

tot-chelovek
tot-chelovek
-5

Ого! Вот это меня умыли!
Поясните пожалуйста, а минус 1 000 000 человек в демократичной, сверхразвитой и "всё для людей" Литве как называется? Процент убыли сами посчитаете?

alekseyrr
alekseyrr Дегустатор смузи в ООО "Смузи-много-не-бывает"
5

Поясните пожалуйста, а минус 1 000 000 человек в демократичной, сверхразвитой и "всё для людей" Литве как называется?»

Так там же жестокий загнивающий запад — чего удивляться :)
Но Литва/Польша явно свободнее/адекватнее «стабильности» :)

tot-chelovek
tot-chelovek
-2

При чём тут адекватнее и свободнее? Я этим спорил? Тейк был про убывающее население, и что всё это нынешняя политика сосуда. Я показал, что есть страны, которые почитаются тут. И там с населением всё куда хуже.

alekseyrr
alekseyrr Дегустатор смузи в ООО "Смузи-много-не-бывает"
4

Тейк был про убывающее население, и что всё это нынешняя политика сосуда.

Литовцы уехали, а белорусы тупо вымирают — или это одно и то же?

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
-2

Согласен, а пока лучше продать квартиру и накупить биткоинов, как только хайп пройдет так и биткоин до 100к вырастет

kekus-maximus
kekus-maximus Prison Architect в GUBOPIK
-4

Объясните мне, зачем вообще переезжать айтишнику из РБ? В Беларуси отличная жизнь, налоги низкие, домик-дача, машина, не хватает некоторых вещей по мелочи, типа
censored, П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement

marius
marius Старший злыдень в НИИ злобных зелезней
16

Все все же решают налоги и стоимость жизни. Как я сразу об этом не подумал? Глюпый наверное :D

kekus-maximus
kekus-maximus Prison Architect в GUBOPIK
10

Ля там весь смысл комментария зацезурили и теперь он выглядит глупо.

justman
justman
20

После цензуры выглядит как раз отлично)

spksfans
spksfans
-2

Да, все решает стоимость жизни. Поэтому прикинув этот факт большинство так и не переедет

utochka
utochka терминатор в комната
6

Стремиться к жизни в худших условиях - противоестественно. Особенно если уже хоть что-то есть за душой.

spksfans
spksfans
-1

А теперь вопрос. Где худшие условия? В РБ, где есть шанс остаться без работы?

utochka
utochka терминатор в комната
6

Вы сами пишете, что в Беларуси остаться без работы «есть шанс». А незапланированный заранее переезд семьи, где работает только один человек - гарантированное, стопроцентное ухудшение качества жизни, как минимум в среднесрочной перспективе. Ещё раз отмечаю, что речь о незапланированных панических срывах с места. Даже до мелочей продуманный и запланированный релокейт может пойти не по плану, а про вышеописанную ситуацию и говорить нечего. Поэтому и говорю, что лучшее, что можно для себя сделать (если вы не вчерашний студент, которому все равно жить в съёмной квартире в Минске или в Тбилиси) - не паниковать, а хорошо подумать, стоит ли игра свеч. Уважайте себя, дорогие коллеги.

spksfans
spksfans
-1

У тебя слабенькая аргументация. С одной стороны ты давишь на есть шанс, а с другой что переезд это ухудшение без шансов.
Что в принципе не верно.
Мало того. Времени подумать было уже три месяца. Про буриданова ослика слыхал? Помнишь что бывает с тем, кто долго думает?

utochka
utochka терминатор в комната
-2

Напротив, я уже который год наблюдаю за приключениями людей, которые думают мало. Иногда смешно, но в основном грустно.

spksfans
spksfans
1

А, так ты у нас считаешь себя умнее других... Бывает. Но я тебя разочарую. )))

Anonymous
Anonymous
2

utochka, зависит от того какие доходы в семье. Если у жены 1200 руб, а у мужа $3000, то тут удара не будет. А жена может посвятить себя семье, детям и т.д. риски есть же не только работу потерять, а рисков очень много. Если даже зп упадёт с 3 до 2,5, то это ровно зп жены будет. Игра в ожидание точно не стоит свеч, но и не только в ИТ проблемы, жена тоже может потерять часть или весь заработок.

Пользователь отредактировал комментарий 20 июня 2022, 18:34

spksfans
spksfans
0

user210, все дело в том, что он даже и объяснить не сможет, чего надо ждать. И как ждать.
Видать конкретно у него заказчик не требует работы не из РБ. Вот он и считает, что можно так и продолжать. А вот у кучи людей ситуация обратная. Или переезд или увольнение. Вот он и считает этих людей не сильно умными

utochka
utochka терминатор в комната
0

Если люди реально очень умные и ценятся как специалисты, то для них увольнение с галеры N - не конец карьеры. Или я переоцениваю уровень наших спецов?

spksfans
spksfans
0

utochka,
Да, ты переоценивает уровень наших спецов. Они ничем не лучше и не хуже, чем в любой другой стране. Особенно сейчас. Когда набор на галеры шел диким потоком. Когда от работника требовалось знать на средненько уровне, чтоб закрыть позицию и грести ...
Далее. Даже если твои знания выше среднего, то не факт, что при увольнении из одной конторы ты получишь лучшие условия в другой. Да и получишь ли. А это, как ты уже говорил, ухудшение условий. Причем не связанное с переездом.
Можем провести эксперимент. Будем считать, что твои знания выше среднего. Как быстро ты найдешь работу с лучшими условиями?

utochka
utochka терминатор в комната
0

В чем заключается эксперимент? Я могу озвучить любой срок (месяц, полтора), на деле может оказаться и больше, и меньше.
И да, давайте всё-таки определимся, насколько, как минимум, в вашем представлении все ужасно. Несколькими комментариями выше вы писали что остаться в Беларуси = остаться без работы, теперь уже самое страшное, что может произойти - гипотетические худшие условия на новой галере. И из-за нежелания идти даже на такой «риск» предлагается бежать, роняя тапки, за нынешним работодателем без вариантов.

spksfans
spksfans
-1

utochka
Интересная интерпретация моих слов. )))
Ну давай уточнять, что я имел в виду.
1 Начиная с определенного периода часть заказчиков решили не связываться с локацией РБ. Это касается как уже имеющихся заказчиков, так и новых. Т.е. тех, кто еще 4 месяца назад рассматривал разработчиков в РБ как решение своих проблем.
2 Оценить масшаб таких заказчиков довольно просто. Он коррелирует с количеством релокантов. Т.е. это порядка 20% (на данный момент)
3 Что это означает для конкретного кодера. А означает это, что фактически у него нет работы. И вариантов у него не много. Надо искать новую. Либо с тем же заказчиком, но не в РБ, либо с другим, но в РБ. А где ты ее найдешь? Да еще на тех же финансовых условиях...
4 А вот дальше начинается интересное. Конкретно ТЫ садишься и прикидываешь риски. Причем свои риски. И заключаются они в ТВОЕЙ оценке ситуации. Я свои прикинул 2 года назад. У меня было понимание, что синекура от ПВТ не продержится долго. Т.е. мое мнение было, что есть смысл переехать и работать там, где у меня будет больше шансов иметь хорошо оплачеваемую работу.
Отсюда вытекает следующий пункт
5 Был ли я прав? Думаю, что да. Весь 2021 я смотрел на те зряплаты, что получали мои коллеги в РБ. Как они меняли конторы, как перчатки, потому что могли выкручивать руки работодателям. Но вот сейчас? Что бы я делал в РБ?
6 Ну и вопрос о том, что действительно те 20% что переехали, на данный момент остались бы без работы. Не ухудшили бы свои финансовые возможности, а свели бы их в 0. Потому что для них реально нет работы.

Вот как то так.

utochka
utochka терминатор в комната
-1

Ладно, с процентом ушедших компаний понятно, но что значит «где новую возьмешь»? Вакансии есть, их хватает. Я ни в коем случае не утверждаю, что все супер-супер и впереди только рост, но разгребать последствия необдуманной релокации будет потом гораздо сложнее. Особенно, если человек до 24 февраля ничего и не планировал.
В состоянии паники не принимаются хорошие решения, это вот 100%. Поэтому, наверное, и не могу воспринимать всепропальческие тейки без иронии.

spksfans
spksfans
-1

Откуда вакансии то? Было 12 000 стало 4 000. Элементарная арифметика на уровне начальной школы показывает, что для 20 000 релоцированных не хватает 16 000 вакансий.
Это я еще не прикидываю сколько из этих 4 000 вакансий предполагают релокацию.
Вот как то так.
Поэтому и предлагал тебе провести эксеремент по поиску работы на собственной шкуре.

Anonymous
Anonymous
0

utochka, с вакансиями плохо. Надо понимать, что из этих 4к там много Атланта, Интегралла и т.д. где зп 1-3к рублей до налогов. А еще много где предлагают релокацию. Вакансии где были хорошие зп, там были и серьезные проекты, где заказчики очень трепетно относятся к рискам.

testusername
testusername

Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
censored, П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement

Anonymous
Anonymous
14

Налоги в РБ 14%, в УЗ 7,5%, в Грузии 5%. Так что я бы не сказал, что они низкие. А так, ну а что в РБ делать айтишнику, работать на РФ? Работать обманывая, что ты живёшь якобы не в РБ? Ну и риски, разговоры про отключения SWIFTа всё ещё ходят в европарламенте.

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
-6

Вот неправда, вы декрет президента читали? 9%, а еще 4% люди платят добровольно, чтобы поддержать государство! А так же льготы по ФСЗН!

alekseyrr
alekseyrr Дегустатор смузи в ООО "Смузи-много-не-бывает"
16

4% — это ковидный сбор :) Ковида уже нет (и не было по словам гос сми), а сбор остался :)

Anonymous
Anonymous
4

У меня с зп в РБ списывали 14%, на что они идут я сильно не задумывался. В УЗ списывают 7,5%.

Пользователь отредактировал комментарий 20 июня 2022, 11:24

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
0

сколько соль и гречка стоит в твоем УЗ?

Anonymous
Anonymous
4

Не знаю, я в основном в кафе питаюсь.

alekseyrr
alekseyrr Дегустатор смузи в ООО "Смузи-много-не-бывает"
7

Объясните мне, зачем вообще переезжать айтишнику из РБ?

censored, П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement

krakoziablik
krakoziablik
6

не хватает только заказчиков, чтобы это все оплачивать :)

alekseyrr
alekseyrr Дегустатор смузи в ООО "Смузи-много-не-бывает"
10

Объясните мне, зачем вообще переезжать айтишнику из РБ?

Нельзя читать 1984, запрещены некоторые сочетания цветов, любое инакомыслие вне закона. Не все хотят ходить строем :)

Anonymous
Anonymous
1

Самое главное, это же не конец... Сталин правил с начала 20-х, но веселее всего было в 37 и 38 годах.

alekseyrr
alekseyrr Дегустатор смузи в ООО "Смузи-много-не-бывает"
5

Спойлеры пошли? :)

testusername
testusername
16

На что надеются оставшиеся? Просто интересно
Количество вакансий уменьшилось с 12к до 4к

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
5

это все хайп, короновирус 2022 года, к концу года все пройдет и будем делать собственные ракеты к искандерам на Интеграле и количество вакансий возрастет

marius
marius Старший злыдень в НИИ злобных зелезней
4

Это точно, знаю ребят которые в НИИ и на Интеграле работают прогерами и у них все хорошо, их все устраивает и менять они ничего не планируют

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
11

шикарно парни устроились, у них зп рублями, а не этими обесценивающимися долларами. В США инфляция выше 8%!

marius
marius Старший злыдень в НИИ злобных зелезней
15

А еще на интеграле общагу дают и чай пить можно по 5-6 часов в день. Романтика

Anonymous
Anonymous
10

Я знаю ребят, кто вообще в не ИТ компании работает разработчиком за маленькую зп и их всё устраивает и они менять не планируют. Есть кто вообще охраником работает в Евроопте, его устраивает и он менять не планирует.

Пользователь отредактировал комментарий 20 июня 2022, 11:27

spksfans
spksfans
2

На то, что пусть зарплаты и упадут, но хоть какая то работа да будет.

Anonymous
Anonymous
4

На то что снижение зарплаты не превысит затрат по проживанию в новой локации. Особенно остро для тех, у кого супруги работают, есть дети и своё жильё.

spksfans
spksfans
9

Оценка рисков - дело индивидуальное. Лично я сейчас наблюдаю схлопывание "еканамицескага цуда". Соответственно мое решение было уезжать подальше, где у меня буде работа, даже если жена не будет работать.
А кто то верит, что все это временный хайп. И что завтра они опять будут в шоколаде. И крутить носом от зряплат в 3к при коммуналке в 50 баксов.

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
1

Важен не размер зарплат, а % налогов!

tot-chelovek
tot-chelovek
3

А чего вы так переживаете за нас? Вам же у польщэ работы больше будет.

Anatole Salanevich
Anatole Salanevich Engineer, Entrepreneur в Salaniewicz
0

Что за "польщэ"?

j-l
j-l
-10

Dev.by можа ацаніць толькі вершыню айсебрга, я бы смела памнажаў лічбы на 3-4.

spksfans
spksfans
3

Ну давай смело умножим. 20к на 4 равно 80к. Это больше чем во всем ПВТ в кучерявые времена.

j-l
j-l
2

Можна, але лічыць толькі па ПВТ ужо не рэпрэзентатыўна.

spksfans
spksfans
4

А ты статейку прочитай. Статисты оценивают количество айтишников в Беларуси в 104к. Т.ч. твое умножение на 4 оооочень сильно хромает.

alekseyrr
alekseyrr Дегустатор смузи в ООО "Смузи-много-не-бывает"
9

Статистика не ваша сильная сторона :)

mishka
mishka dev в Galera
-2

А вот это уже серьёзные аналитики подтянулись, беларускамовныя патрыеты

Anatole Salanevich
Anatole Salanevich Engineer, Entrepreneur в Salaniewicz
-1

Вы нешта маеце супраць беларускай мовы?

Anonymous
Anonymous
3

Шкада толькі што шмат ваты пераязжае,

псуюць карму іншым беларусам, якія з павагай ставяцца да тых краін куды яны пераязжаюць.

Пользователь отредактировал комментарий 20 июня 2022, 11:24

Влад  Волков
Влад Волков QA в Unity Technologies
2

Тяжко им на загнивающем, конечно, будет, ох и тяжко)

Anonymous
Anonymous
2

Дык ужо: рускую баню складана знайсці, фільмы на рускай мове не паказваюць у кінатэатрах, доктар адмаўляецца размаўляць на рускай мове хаця ведае яе.

mishka
mishka dev в Galera
0

Посидим, подождём...

spksfans
spksfans
4

Посиди, подожди. Только напиши, чего ждёшь то?

Anonymous
Anonymous Position в Noname
6

небольшой отток специалистов наблюдается, но это не повод для паники. в правительстве всё видят и контролируют ситуацию

marius
marius Старший злыдень в НИИ злобных зелезней
13

Вот этого я больше всего и боюсь, что правительство начинает контролировать ситуацию ))))

andy12345
andy12345
-7

с осени 2020 года Беларусь могли покинуть до 20+ тысяч айтишников.

20К много это или мало? В масштабах страны мизер, в масштабах отрасли весьма внушительная цифра.

Попробую посмотреть на данные, приведенные в статье немного под другим углом. Предполагаемая цифра оттока специалистов а так же отсутствие всплеска безработицы среди ITшников может свидетельствовать о том, что не более 20% заказчиков отказались работать с разработчиками из РБ, а учитывая, что далеко не у всех уехавших отъезд связан с требованием заказчика о смене локации, то оценю % отказов заказчиков в 10-15%.

Много это или мало? В масштабах белорусского IT этот отток заказчивов сейчас нивелируется оттоком специалистов. Думаю, до конца года отложенный спрос на найм специалистов вернёт количество вакансий в РБ на уровень конца 2021 года (с поправкой на перераспределением штата компаний по разным странам).

PS предыдущий абзац будет справедлив только в том случае, если не будут ужесточаться финансовые санции, влияющие на приход валюты в РБ и если крупные мировые вендоры не введут жесткие ограничения на распространение, использование и поддержку ПО по географическому признаку.

spksfans
spksfans
6

Готов заключить пари на уровень вакансий к концу года в 10к?
Да и как то сроки оптимизьма тебя сдвинулись аж почти на полгода... )))
Ну и ещё вопрос. А чо кушать то эти полгода, тем кто без работы остаётся?

serg123
serg123
6

censored, П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement
Есть только одно стечение обстоятельств которые завершатся до конца года, при которых все начнет медленно, но уверенно откатываться назад, с одновременным переносом высокого забора руками белорусов с западной на восточную границу.

Во всех других случаях - ничего хорошего, но на натуральном хозяйстве большая часть граждан сможет жить долго и если нет запросов на большее, то и счастливо.

По поводу "большего", пропаганда постарается всеми силами убедить что "большее" это миф, и этого "большего" в природе не существует.

Пользователь отредактировал комментарий 20 июня 2022, 12:08

Anonymous
Anonymous
5

Только отложенного спроса на найм специалистов нет. Заказчики берут в других локациях. Отоложенный спрос в корону был, когда инвесторы деньги имели, но на счетах заморозили. А сейчас ни кто деньги не морозит, нанимают в других странах.

ser12345
ser12345
9

20 тыс от 80 тыс - много это или мало? 25% много или мало? Учитывая, что 70-80% от "поехавших" это не менеджеры и офисный суппорт. В пересчёте получется, что выехало 50% синьоров разработчиков - это много или мало? Отток заказчиков это только пол-цифры заказчиков. "Не приход" заказчиков как посчитать? Скажем было в конторе 100 проектов, и каждый год приходило 50, и 30 заканчивалось, то теперь у многих так - ушло 20, закончилось 30, и пришло 5. Можно сказать, что - "ну вот, идут же!"?

mishka
mishka dev в Galera
1

Все верно... Шум утихнет, наедятся журэка и вернутся

spksfans
spksfans
5

Энди, ты ещё забыл добавить, что скоро заказчики посчитают расходы, и чтоб не разориться толпой кинуться за разработчиками в Беларусь. ))))

nvv
nvv
-24

А в 2020 кричали что нас 97%, а оказалось что всего 20. Хорошо что Президент и правоохранительные органы не поддались психозу а сделали то что будет лучше для оставшихся 80%

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
12

Все верно, 80.2% айтишников посмотрели на коммуналку в 600евро и очереди на соль в этой загнивающей Европе и это позволило им осознать что эти беглые ими манипулировали а рай он тут, в Белоруссии!

Anatole Salanevich
Anatole Salanevich Engineer, Entrepreneur в Salaniewicz
5

Подтверждаю, я по телику видел.

spksfans
spksfans

Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
censored, П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement

alekseyrr
alekseyrr Дегустатор смузи в ООО "Смузи-много-не-бывает"
4

А в 2020 кричали что нас 97%, а оказалось что всего 20.

Рукалицо. Выехали те, кому позволяют финансы. У других, которым не нравится, нет фин возможностей уехать. Очевидно же.

nvv
nvv
4

Чет после 24 февраля финансовые возможности появились у очень многих) а до этого не было. По факту у любого с ЗП больше 1000$ есть финансовая возможность

Гений Кодзима
Гений Кодзима Founder в Kojima Productions
0

Что можно купить на $1000? Коробок спичек?

alekseyrr
alekseyrr Дегустатор смузи в ООО "Смузи-много-не-бывает"
3

По факту у любого с ЗП больше 1000$ есть финансовая возможность

Рукалицо-2 :) 1000$ в РБ не значит, что человек будет получать эту же тысячу в другой стране :)

nvv
nvv
1

Что, уменьшат?

Grzegorz Brzęczyszczykiewicz
Grzegorz Brzęczyszczykiewicz
7

ох ўжо гэтыя гаротныя айцішнікі, якім не хапае фінансаў

Anonymous
Anonymous
5

Тоже заметили как каждый изданный закон/указ/желание с 2020 убивают экономику всё быстрее? Глядя со стороны, действия властей больше похожи на внутреннюю диверсию, чем на адекватную реакцию на действительность

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
1

вроде нет, с400 купили, искандеры купили, вооружаем ополчение - стабильность все крепнет! А еще импортзамещение развивается!

Пользователь отредактировал комментарий 20 июня 2022, 22:18

Grzegorz Brzęczyszczykiewicz
Grzegorz Brzęczyszczykiewicz
3

не трэба шукаць дыверсій там, дзе ўсё можна патлумачыць праз адмоўны адбор. дазваляю назваць гэтую максіму галяком Гжегашча

Гений Кодзима
Гений Кодзима Founder в Kojima Productions
0

А сколько айтишников нужно, чтобы вкрутить одну лампочку?

zhernosekim
zhernosekim
8

Подумать только на плечах ~100 тысяч молодцов держится почти 10% ввп страны. А я думал в айти уже тысяч двести...

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
4

Из-за этого геноцида с санкциями, нам приходится работать еще более усердно, но мы выстоим и поддержим правительство

tot-chelovek
tot-chelovek
-5

Капец у тебя горит, что все не такие как ты вумные) 9 из 10 постов тупо спам одних и тех же смишнявок. 15 злотых за каждую платят?

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
14

Не, матрас выдают на ночь

marius
marius Старший злыдень в НИИ злобных зелезней

Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
censored, П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement

marius
marius Старший злыдень в НИИ злобных зелезней
6

Измельчали нынче значения слов )))
Раньше геноцидом называли истребление населения по какому-либо признаку. Слышишь террорист и сразу представляешь бородатых дядек с оружием или черносотенцев, а сейчас ...

vivkine
vivkine
8

"с осени 2020 года Беларусь могли покинуть от 16 до 23 тысяч айтишников."

Ключевое слово ПОКИНУТЬ.

Я вот подумал -

А сколько стоит каждый покинувший страну IT шник? Сколько было вложено чтобы подготовить/ вырастить сеньёра, мидла и др.?
Сколько каждый из них приносил работая здесь и уже не будет приносить если здесь не работает?

Интересно что Польша и другие страны куда IT шники релоцировались будут получать девиденты от них без всяких затрат.

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
15

А еще они уезжают из Белоруссии, не оплатив за питание в ИВС, а за 30 дней неплохо так государство объедают!

marius
marius Старший злыдень в НИИ злобных зелезней
3

Кем вложено? Кто счет за это выставлять будет?

Alendiy Swiftyfy
Alendiy Swiftyfy

Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
censored, П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement

Alendiy Swiftyfy
Alendiy Swiftyfy
4

censored, П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement
На границе нужно будет предъявить справку о полном погашении долга перед родиной. Если что, можно будет там на месте в погран будке с терминала оплатить, для удобства отъезжающих. Самые современные трафики всё ещё на месте ведь.

vivkine
vivkine
8

На рубеже 80 х - 90 х пытались брать плату с уезжающих евреев за все полученные в СССР дипломы. Но быстро отказались чтобы не позориться перед всем остальным миром.

marius
marius Старший злыдень в НИИ злобных зелезней
6

С наших станется, вот страха опозорится как-то совсем нет. Апостили как один из примеров

vivkine
vivkine
-3

Да какая разница кем вложено?
Хоть самим собой, потому что потратил массу времени и сил чтобы войти в IT. Или родителями на содержании которых был когда учился в университете. Или родительскими налогами.

Можно прикинуть сколько это будет стоить. А стоить будет немало.
Вложил здесь - а отдача от вложений там, в Польше.

marius
marius Старший злыдень в НИИ злобных зелезней
7

Обидно, да? ))) Ну, а кто в этом виноват? Я думаю американцы, которые в лифтам гадят постоянно, или поляки, которые спят и видят, как оттяпать Западную Беларусь и Украину? Или эти зажравшиеся буржуйчики, которые видите ли не захотели быть пассивными наблюдателями? )))
У нас как бы неправильный подход получается, что им все должны, а они никому не должны

Гений Кодзима
Гений Кодзима Founder в Kojima Productions
2

Айтишники самородки. Они сами себя вложили.

marius
marius Старший злыдень в НИИ злобных зелезней
17

Само собой. Ну, лично мне государство помогло зарплатой в 300 баксов и двумя девальвациями, это очень сильно меня мотивировало пойти на курсы при частной компании и потратить кучу своих времени и сил на то, чтобы сразу стать джуном, потом потратить кучу времени и сил, платя кучу налогов и зарабатывая деньги для компании, чтобы стать мидом и синьором.
Ну, да. Не было бы такой низкой зарплаты в науке, может бы и не подумал бы об ИТ-сфере )))

vivkine
vivkine
1

"зарабатывая деньги для компании, чтобы стать мидом и синьором"

Ну без компании на которую батрачил вряд ли стал бы сеньёром. Такой опыт приобретается на реальных проектах, а не по книгам и курсам.

marius
marius Старший злыдень в НИИ злобных зелезней
4

Ну, так. Я ж не волонтер, я продаю свою труд, компания на том, что я создаю своим трудом зарабатывает деньги, небольшая часть прибыли уходит мне. Растет мой опыт, я трачу время и силы на то, чтобы прокачать свои скиллы. Это позволяет компании продает меня дороже либо я выполняю для нее больше задач, принося ей дополнительные деньги.
Вопрос в чем? Да, компания в меня вложила какие-то ресурсы и заработала на этом деньги. Все честно, экономика так и работает, ты вкладываешь во что-то ресурсы, чтобы получить больше ресурсов. Или ты считаешь, что компании организуют бесплатные курсы ради благотворительности? )))))

Влад  Волков
Влад Волков QA в Unity Technologies
4

Литва, например, ещё год назад подсчитала, что переехавшие белорусские айтишники полностью компенсировали потери транзита белорусского калия.

С тех пор за год, мне кажется, белорусских айтишников тут сильно прибавилось)

Anonymous
Anonymous ceo в localhost
4

Как скрыть все комментарии от kitty, spksfans, fallinmyhands?

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
0
spksfans
spksfans
3

Просто не читать. Или "я бежала за вами семь верст, чтоб сказать, как вы мне безразличны".

alekseyrr
alekseyrr Дегустатор смузи в ООО "Смузи-много-не-бывает"
4

Как скрыть все комментарии

Ежики плакали, кололись, но продолжали жевать читать кактус комменты? :)

ruslan-p
ruslan-p Investor/trader в US Stocks
10

сколько бы не уехало - количество айтишников в стране все равно будет расти - так как другой работы с такими перспективами как у айтишников в стране все равно нету :)

spksfans
spksfans
5

Как и в любой другой профессии рост обеспечивается спросом, а не перспективами.
У летчиков тоже неплохие перспективы по уровню жизни. А толку?

Alendiy Swiftyfy
Alendiy Swiftyfy
4

Таки да, не зря же ведь на базе Горизонта аналог ПВТ планировался.

mishka
mishka dev в Galera
0

Ещё не вечер... Вон спецы выше прогнозируют рост нашего айци

ubuntu_20-04
ubuntu_20-04
16

По данным погранкомитета Польши, лишь треть из них — 7,9 тысячи — воспользовались визой и переехали в Польшу.

Ну понятно, менять просторную кватэру с йогуртами в холодильнике с Зыбой в троллейбусной доступности на тесную кавалерку, топить ее углем и рискуя получить украинца на подселение в один из ее немногочисленных углов, желающих не много.
Уверен, что 80% уехавших уже все осознали и готовы вернуться на место. Мешает только очередь на границе.

Alendiy Swiftyfy
Alendiy Swiftyfy
22

И забор в пуще. Ведь ясное дело, что Польша не просто так его строила. Как по-другому удержать яйцеголовых, ползущих назад на коленях в Беларусь ?

Anonymous
Anonymous React dev в United Federation of Planets
5

Wszystko będzie dobrze....но не в сасудеСтабильности.😂...меня вообще удивляет когда люди пишут, что основная мотивация для релокации это длинный рубль...кстати, последняя волна релокантов..это толпа ни к чему не приспособленных людейИЗайцы ...знаю не по наслышке 🤔

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
1

прочитал как люди и зайцы

Гений Кодзима
Гений Кодзима Founder в Kojima Productions
1

Да, без чёткого плана это первые кандидаты на возвращение.

sergey_s
sergey_s
1

Да какой, какой к чёрту чёткий план?! Чёткий план чего? Жизни?

alekseyrr
alekseyrr Дегустатор смузи в ООО "Смузи-много-не-бывает"

Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
censored, П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement