Голливуд боится ИИ: актеры и сценаристы бастуют против нейросетей и чат-ботов
Актерская гильдия США SAG-AFTRA объявила о забастовке, присоединившись к сценарному профсоюзу WGA впервые за 60 лет. Актеры и сценаристы требуют от студий и продюсеров глобального пересмотра условий труда. Одним из главных вопросов стало использование искусственного интеллекта.
Об эпохальной забастовке говорит весь Голливуд. Остановились съемки основных шоу и сериалов: не работают команды Saturday Night Live и The Tonight Show With Jimmy Fallon, «Очень странные дела», «Американская история ужасов» и «Эйфория». Запущенные промо-кампании громких премьер проходят без главных лиц: ведущие исполнители в фильме «Оппенгеймер» отказываются посещать красные ковровые дорожки, поддерживая бастующих коллег. Режиссеры вынуждены приостанавливать работу над новыми проектами.
Исполнительный директор Дункан Крэбтри-Ирланд рассказал о предложении голливудских студий. Якобы продюсеры предложили оцифровать образы второстепенных исполнителей, выплатить актерам однодневный гонорар, а компаниям передать права на цифровое изображение с возможностью использовать их в любом проекте, без согласия и без компенсации. Альянс продюсеров кино и телевидения (AMPTP) опровергло это заявление. Организация напомнила, что цифровую копию можно использовать только в том фильме, в котором этот актер занят. Для другого использования необходимо согласие работника и заключение договора.
SAG-AFTRA объединяет более 160 тысяч работников. AMPTP представляет интересы около 350 крупных студий и стримингов, таких как Netflix, Disney, Amazon, Apple и Sony.
Использование генеративного искусственного интеллекта было одним из основных спорных вопросов во время переговоров между актерами и продюсерами. Президент SAG-AFTRA Фрэн Дрешер сказала: «Если мы не встанем на ноги прямо сейчас, у нас будут проблемы. Мы все окажемся под угрозой замены машинами». В сообщении о забастовке AMPTP заявила, что «союз [SAG-AFTRA] выбрал путь, который приведет к финансовым трудностям для бесчисленных тысяч людей, зависящих от отрасли».
Актеры опасаются, что студии будут использовать искусственный интеллект для воспроизведения их движений и голосов — сейчас во время кинопроизводства захват движений и эмоций уже стал обыденной технологией. Ее развитие может привести к тому, что происходит в мультипликации: с базами данных голосов и образов персонажей из видеоигр и мультфильмов, которые можно использовать в любой момент. К тому же в последние годы студии используют технологии, чтобы омолодить, воскресить или полностью заменить актров. Подход отрасли к правам на образ может стать ключевым в ближайшем будущем.
У сценаристов свои трудности. WGA пытается заключить новый трехлетний контракт для своих 11500 членов. Гильдия утверждает, что стриминговое вещание затруднило жизнь сценаристов. Самые большие проблемы из-за коротких сезонов в стриминговых сериалах, за них платят меньше, чем за телевизионные проекты. Также продюсеры привыкают обходиться малыми силами: нанимают небольшие группы сценаристов на краткосрочные контракты. Распространение стриминга сказалось на зарплатах в отрасли: начиная с 2013–2014 годов гонорары неуклонно снижались.
Ситуация с искусственным интеллектом у сценаристов еще более неопределенная. WGA хотела запретить ИИ использовать работы сценаристов для обучения — продюсеры отклонили требование и вместо этого предложили проводить «ежегодные встречи для обсуждения достижения в области технологий». Эту ситуацию называют «проблемой Норы Эфрон». «Что произойдет, если вы загрузите все сценарии Норы Эфрон в систему и создадите ИИ, который может генерировать сценарий, звучащий как Нора Эфрон?», — поясняет Джон Огаст, член переговорного комитета WGA. Также сценаристы предлагают запретить чат-боты в работе над фильмами.
Противостояние в Голливуде имеет и юридическое измерение. Еще в феврале Бюро регистрации авторских прав США постановило, что авторские права не распространяются на материалы, созданные исключительно искусственным интеллектом. Если компания захочет получить авторские права на ИИ-контент, ей нужно доказать, что человек достаточно его изменил, чтобы материал был оригинальным. Пока гильдия разрешила актерам работать в театре, а также выпускать аудиокниги, озвучивать анимационные фильмы, подкасты, реалити-шоу, видеоигры и образовательные программы. Но проблема доберется и до этих сфер.
Добьются ли сценаристы и актеры успеха, будет зависеть от того, возникнут ли у технологий естественные ограничения при использовании в индустрии. Например, заметят ли зрители и слушатели, что их любимые шоу и сериалы теперь создает ИИ? Некоторые эксперты заявляют об эффекте «зловещей долины», который неизбежно появится — и ИИ-алгоритмы никогда не смогут из нее выбраться. Одно искусственный интеллект не сможет сделать точно — это устроить скандал или притягивать интерес фанатов между премьерами. Никто не придет на красную ковровую дорожку поглазеть на цифровые аватары, для которых даже не нужен наряд.
Читать на dev.by