Вышла последняя серия The Last of Us. Читайте гид по постапокалипсису

Давно не случалось, чтобы сериал смотрели вообще все. The Last of Us бьет рекорды просмотров, каждый новый эпизод становится событием. Это понятно: на фоне пандемии ковида мир после катастрофы пугающе реалистичен, а эмоции героев достоверны.

Из чего состоит экранизация популярной игры? Мы собрали путеводитель по постапокалиптическому миру этой истории, чтобы вы не потерялись в карантинных зонах.

Подключайтесь к HBO Max, чтобы смотреть этот и другой фильмы честно и без рекламы.

2 комментария
Сюжет. Аккуратно: спойлеры

В 2003 году строитель из Остина Джоэл вместе со своей дочерью-подростком Сарой и младшим братом Томми пытаются сбежать из города, который охвачен новой эпидемией. Они натыкаются на военный кордон, во время перепалки солдат убивает Сару. Спустя 20 лет Джоэл, уже опытный контрабандист, планирует вырваться из карантинной зоны Бостона вместе со своей напарницей Тэсс. Они хотят отыскать Томми в Вайоминге. К ним обращается глава партизанской организации «Цикады» Марлин с просьбой доставить девочку Элли на научную базу на Западе. У нее есть иммунитет к инфекции, и Элли может помочь в разработке вакцины.

Вакцина

Сюжет игры построен вокруг долгого путешествия Джоэла и Элли, загадочным образом невосприимчивой к заразе. Этим она и ценна для «Цикад», которые хотят разработать лекарство против инфекции. Правда, Элли не знает, каким способом планируется получать это лекарство — в конце истории Джоэл окажется перед дилеммой и сделает выбор (см. ниже параграф Дилемме).

В мире, который рушится на глазах, любой способ выжить воспринимается как панацея — и есть те, кто фаталистически не будет верить ни в один из этих способов. Даже если в продолжении истории появится вакцина, можно с уверенностью говорить, что сюжет повторит нашу реальность — с ее страхами перед спасительным уколом.

Влияние

The Last of Us основана на богатой традиции постапокалиптических фильмов и других произведений. Критики называют сериал чем-то средним между «Станцией одиннадцать» и популярными в 2010-е годы «Ходячими мертвецами». Сюда же можно добавить «Мир Дикого Запада». Автор игры Нил Дракман рассказывает, что на него сильно повлияли фильмы Джорджа Ромеро, к которому он ходил на семинары в университете. Также Дракманн упоминает игру Ico, графическую новеллу Фрэнка Миллера «Город грехов» и фильм «Старикам здесь не место» братьев Коэнов. Сценарий для игры Нил писал, руководствуясь книгой известного мастера Роберта Макки «История на миллион долларов».

Выживание

The Last of Us отличается от предыдущих историй о зомби-апокалипсисе тем, что в игре и сериале никто не спасает уничтоженный мир и не пытается спастись сам. Катастрофа представлена как данность. Для авторов намного интереснее исследовать, как возникают и по каким правилам живут постапокалиптические субкультуры. Каких стратегий выживания, физических и психологических, они придерживаются. Безоценочно: кто-то пытается построить железную диктатуру, кто-то занимается каннибализмом, а кто-то существует отшельником. Хотя могут ли быть отшельники в мире, где каждый уже сам по себе?

Грибы

Идея грибной эпидемии не такая вымышленная, как может показаться на первый взгляд. Хотя авторы вольно обошлись с научными данными: ученые в сериале утверждают, что грибам мешает мутировать высокая температура человеческого тела. На самом деле температура для грибов не проблема — миллионы людей ежегодно умирают от различных микозов, вызванных грибами. Но большинство грибковых инфекций в реальной жизни вызывают серьезные заболевания только у людей с ослабленным иммунитетом. Здоровые люди вдыхают тысячи грибных спор каждый день, и иммунитет легко с этим справляется.

Дилемма

Философия — это то, что отличает The Last of Us от других постапокалиптических фильмов, считает Дракманн. Противоречивый финал игры вызвал бурную дискуссию среди фанатов: кто прав — «Цикады» или Джоэл? Чтобы разобраться, можно посмотреть на ситуацию с точки зрения этической теории консеквенциализма. Эта концепция утверждает, что этичность и правильность действий можно оценить только с учетом их последствий. Конечная цель «Цикад» — найти вакцину и тем самым спасти тысячи жизней ценой одной жертвы. Но если мы посмотрим на ту же ситуацию с точки зрения Джоэла, мы обнаружим, что его позиция также верная: цель его действий — это спасение невинной девочки. Оба решения имеют моральную ценность.

Но мы не можем оправдывать действия «Цикад», говоря, что они собирались спасти человечество, а затем осуждать действия Джоэла как эгоистичные. Поступая так, вы будете судить о «Цикадах» с консеквенциалистской точки зрения, а о Джоэле — с деонтологической (которая призывает судить о моральности поступка на основе самого действия, а не результата). Точно так же нельзя оправдать действия Джоэла, сказав, что он спас невинную девочку, и осудить «Цикад», потому что они собирались пожертвовать Элли, чтобы спасти человечество. Суть дилеммы в том, что обе позиции оказываются правильными, если мы принимаем во внимание исключительно результат действий.

Зона

Оставшиеся в живых люди вынуждены кучковаться в карантинных зонах или же рисковать жизнью в диких условиях за их пределами. Примечательно, что апокалипсис не изменил социальных отношений в зонах: они так же строго иерархичны, как в любом закрытом сообществе, например, тюрьме или школе. Постоянная опасность заражения становится фоновой тревогой жителей зон. Чтобы справиться с ней, они считают, что рискуют заразиться только маргиналы — это работорговцы, мародеры и террористы. Старый расхожий стереотип, которым люди пытаются защитить себя.

Инфекция

В игре и сериале нет одного явного злодея, который строил бы козни против «хороших» главных героев. Вместо него — вездесущая и невидимая инфекция, которая все ближе подкрадывается к каждому. Неслучайно игра вызвала такой бурный отклик у пользователей: теперь каждый на себе ощутил влияние масштабной пандемии. Весь глобализированный и технологически развитый мир оказался бессилен перед угрозой тотального заражения. Микроскопические организмы с бешеной скоростью способны буквально превратить в труху человеческую цивилизацию, хрупкость которой стала очевидна всем.

Кликеры

В классических зомби-фильмах зараженные — это туповатые неповоротливые существа, которых можно уничтожить не только силой, но и хитростью. Дракманн признается, что они решили сделать их в сериале более жуткими: кликеры (или «щелкуны») в истории существуют как единое целое, а не как отдельные существа. Прикосновение к одному из них может спровоцировать появление других, которые находятся за много километров. От этого атмосфера становится еще страшнее, нигде нельзя быть в безопасности. «Сукин сын, это одна из тех вещей, которые сделают геймплей потрясающим. Я хотел бы, чтобы это было в игре», — заявил Дракманн Мейзину.

Кордицепс

Это настоящий гриб вида Ophiocordyceps. Дракманн вспоминает, как однажды смотрел документалку BBC, где показали зараженного кордицепсом муравья: гриб «зомбриует» насекомое и заставляет переместиться на удобное место, прорастает из его головы и распространяет свои споры. Авторы решили использовать идею — и в The Last of Us кордицепс вырастает из голов и ртов жертв и тянется к новым жертвам. Настоящий кордицепс не опасен для человека и не способен изменить его сознание, в отличие, например, от псилоцибина, который содержится в галюциногенных грибах или спорынье.

Спорынья — это грибы, которые паразитируют на некоторых злаках. Они выделяют вещества, изменяющее человеческое сознание. Некоторые историки связывают процесс над салемскими ведьмами, который произошел в XVII веке, с отравлением спорыньей: женщины начали вести себя странно и обвинять друг друга в колдовстве после того, как съели зараженную рожь. Из спорыньи получают психоактивное вещество ЛСД.

Мука

Зрители заметили, что в первом эпизоде Джоэл и Сара избегают есть продукты, содержащие муку. В самом начале сериала также говорится, что первая вспышка заболеваний произошла в Джакарте. Миколог узнает о вспышке грибковой инфекции и советует властям для предотвращения ее распространения начать бомбардировки городов. Догадка подтвердилась: в Джакарте находится один из самых больших мукомольных заводов в мире. Соседка Джоэла и Сары съедает пару печенек — и превращается в монстра. Позднее Дракманн и Мейзин согласились с теорией фанатов, но не стали раскрывать всех деталей заражения людей грибковой инфекцией.

Насилие

В мире, в котором уже не существует четких правил и наказания за их нарушения, насилие становится привычным способом решения проблем. При этом кто-то прибегает к насилию, чтобы выжить и защитить близких, а кто-то использует выживание как оправдание ужасных поступков. Этические конфликты заостряются, потому что рядом с людьми нет общества, которое будет судить их поступки — это приходится делать самим персонажам. Как говорит Джоэл: «Но несмотря ни на что, вы продолжает искать, за что бороться».

Одиночество

Одна из параллелей сериала с нашим ковидным опытом — это атомизация персонажей, которые мучительно выстраивают связи, вспоминая в себе человеческое. Затворник Билл решил провести оставшуюся жизнь один — и неожиданно встретил Фрэнка и влюбился в него. Марлон и Флоренс пытаются сохранить семейный уют в глуши Вайоминга. Оказывается, будничный постапокалипсис не сильно отличается от нашего времени. Изматывающая тишина и мучительное ожидание каких-то изменений — то, что мы проходили в ковидные 2020-й и 2021-й годы.

Проклятие

В голливудской среде известно «проклятие экранизаций» видеоигр: практически ни одна такая попытка не была успешной. Продюсеры ничего не понимают в в специфике игры, и после премьеры фанаты бушуют от негодования, видя значительные несоответствия с оригиналом. Создатели истории знали о «проклятии». Авторы The Last of Us удивительным образом сумели этого избежать, очень бережно обращаясь с игровым материалом. Режиссер сериала Крейг Мейзин до этого снимал «Чернобыль» и был фанатом игры, а создателю игры Нилу Дракманну нравится «Чернобыль» и стиль Мейзина. Эта взаимная симпатия во многом предопределила успех сериала.

Угроза

О последствиях изменения климата предупреждают исследователи в сериале. Это теория похожа на правду: некоторые ученые считают, что по мере повышения глобальной температуры грибы должны адаптироваться. Чем больше грибов адаптируется, тем больше из них смогут выживать и размножаться при температуре человеческого тела. Но климат — лишь один из факторов грибной угрозы. Пандемия коронавируса, как и предыдущие эпидемии, в том числе ВИЧ, привели к росту грибковых инфекций — из-за большего числа людей с ослабленным иммунитетом. Не улучшает ситуацию и распространение лекарств, которые подавляют иммунитет.

Укус

В игре люди заболевают от укуса зараженных или от спор кордицепса. У этой идеи есть предыстория: Дракманн в университете ходил на семинар режиссера Джорджа Ромеро, который предложил разработать концепцию игры о зомби. Нил придумал игру, в которой игрок должен был управлять полицейским, защищающим девушку от зомби. Ему становится плохо, и уже девушка спасает полицейского. В итоге его кусает зомби, и героине приходится застрелить друга. Ромеро не одобрил эту идею. Позднее Дракманн хотел выпустить по мотивам этой истории комикс «Превращение», который уже сильно походил на The Last of Us.

Усики

Дракманн рассказал, что при создании сериала им не нравилась надоевшая всем идея заражения через укус, которая всегда возникает, когда речь идет о зомби. Авторы подумали о кордицепсе и стали размышлять, что еще можно сделать переносчиком инфекции. Тогда возникла идея усиков, с помощью которых гриб может передаваться от одного хозяина к другому. Мейзин признается, что они пошли дальше и задались вопросом, почему зомби всегда такие агрессивные? «Они жестоки, потому что мы сопротивляемся, а что, если нет? На что это похоже, если вы просто стоите совершенно неподвижно и позволяете им делать это с вами?». Так родилась идея поцелуя зараженного Тесс.

Цивилизация

Захватывающая картинка The Last of Us увлекает настолько, что порой не видишь никаких несоответствий. Однако они есть: например, непонятно, откуда через 20 лет после катастрофы в мире сериала есть бензин, промышленная краска, а машины на ходу и заводятся даже не с толкача. Ведь главное последствие апокалипсиса — это крушение технологической цивилизации. Резкое вымирание человечества не позволит создать даже самые примитивные приборы. Сегодня система разделения труда производит узких специалистов, а детали собирают в разных частях мира. Если бы Джоэл захотел смастерить аккумулятор, ему понадобился бы инженер. Даже если бы он смог его найти, тому пришлось бы искать детали, которые либо уже сгнили или уничтожены, либо находятся вне досягаемости.


Смотрите The Last of Us и другие фильмы на HBO Max.

Если в вашем регионе HBO Max недоступен, попробуйте VPN.


Читать на dev.by