Интервью в метавселенной, офис между Google и Oracle. Как быть интересным аутсорсом? Спросили у Innowise
Innowise – компания, которая занимается разработкой ПО и ИТ-консалтингом. Первый офис открыли в Витебске в 2007 году. Сейчас департаменты Innowise есть также в Польше, Литве, Германии и Грузии.
В Innowise работает около 1400 человек. С компанией сотрудничает 200+ партнёров в более чем 30 странах. Innowise постоянно набирает новых сотрудников.
После амбициозного выступления Цукерберга в июле 2021 года в мире заговорили о метавселенной. Хотя основатель Facebook не был первым и единственным, кто занял нишу. Параллельно с Цукербергом в 2021-м о разработке собственных проектов в метавселенной заговорили Microsoft и Epic Games. В один ряд с ними встала компания с беларускими корнями Innowise.
dev.by встретился с Innowise в метавселенной (конечно же!) и спросил, зачем metaverse бизнесу, а зачем – креаторам-одиночкам; какой от этого прок обычным айтишникам и как попасть на такой проект; что круче: офис в The Sandbox или во Франкфурте; что компания делает в метавселенной, кого нанимает и почему их аутсорсные проекты могут конкурировать даже с самым крутым продуктом.
С Сергеем – Head of Brand & Design в Innowise – мы встречаемся в аниме-комнате. На стенах – постеры, вокруг – минимум мебели. Оно и к лучшему: Сергей никак не может усадить персонажа, в конце концов бросает попытки, вместо этого решает похвастаться бицепсом – сегодня Сергей в роли фитнес-тренера. На нём бирюзовое боди и лосины персикового цвета.
– Я выбирал персонажа, который соответствует моему внутреннему состоянию, – шутит.
Почему мы встречаемся в метавселенной?
– Мы сейчас находимся в VRChat – это VR-приложение, внутри которого можно создавать социальные, игровые, обучающие комнаты. Встречаемся ли мы в метавселенной? Понятие очень обширное, и оно постоянно меняется. Нет ни одного определения, на которое можно в полной мере сослаться и сказать, что это и есть метавселенная. Метавселенная – это по сути интернет с новыми возможностями, цифровое пространство, которое существует в синергии с реальным миром.
Почему мы встретились в метавселенной?
Я бы просто сказал: потому что это прикольно. В том числе для тебя это новый опыт, забавный.
К VRChat мы подключаемся с помощью очков виртуальной реальности Meta Quest 2. Но вообще, такие платформы могут быть доступны не только через VR-устройства, а и через десктопные приложения и даже браузеры: не нужно покупать гаджеты, достаточно простого среднестатистического компьютера.
Как Innowise зашли в метавселенную?
– Скажу честно, у нас не было никакого анализа рынка тогда, когда мы принимали решение развиваться в домене. Это была скорее идейная история, – продолжает Сергей. – NFT-маркетплейсы, кошельки и дексы мы делали еще до того, как начали осознавать, что это тоже экономическая, инфраструктурная часть метавселенной. Потом взяли да и поняли! А термин «метавселенная» мы стали использовать, когда начали создавать игровые, социальные, обучающие опыты на платформах типа The Sandbox. Это была первая платформа, куда мы пришли осознанно.
Почему The Sandbox?
– Стратегически платформа двигается правильнее всего, она работает с разной аудиторией: открывает возможности инвесторам разного уровня, частным креаторам и авторам контента, работает со студиями вроде нас; плюс возможности для бизнеса довольно компромиссные. Цены варьируются в зависимости от разных показателей: где земля находится, кто соседствует с тобой, большой ли участок земли. Есть есть из чего выбрать.
И после того, как компания приобретает землю, ей дают пул верифицированных партнёров – студий вроде нас, которые могут внутри платформы создать мир, который не просто будет куском искусства, он будет способен закрывать бизнес-задачи компании.
– Процесс создания контента и мира в The Sandbox упрощен донельзя. То есть порог входа для того, чтобы стать художником, для того, чтобы стать создателем своих миров, очень снизился. Это круто, это ценно давать людям возможность творить, независимо от того, будут ли они это монетизировать.
Что Innowise делает в метавселенной?
– Мы делаем внешние и внутренние проекты. Например, у нас есть продукт VOKA – это ассистент хирурга и справочник патологий. Мы уже начали работать над концепцией шоурума этого продукта в метавселенной. Нам показалось, это может быть интересным.
Представь, ты заходишь в комнату, а там посредине огромное сердце бьётся или, скажем, сломанная голень – и над ними висят ссылки. Переходишь по ссылке – и читаешь про эту сломанную голень: как это произошло, как проводилась операция и какие результаты.
– Ещё мы планировали покупать землю в The Sandbox и параллельно отстраивали офис в этом пространстве (это можно делать заранее, если уже знаешь, с какого аккаунта будешь покупать землю).
– Сейчас офис на паузе, потому что мы запартнёрились с прикольными ребятами из Дубая Arhead.io. Они тоже делают платформу в metaverse, но там не нужно покупать землю, они работают по подписке. Это дешевле. И мы переключили команду на создание офиса на этой платформе. К Новому году планируем выкатиться.
Каким будет ваш офис в metaverse?
– Я бы не представлял офис, который у нас есть в реальном мире. Даже лучший офис. Мы будем придумывать что-то футуристичное и дополняющее опыт, который получаем в реальной жизни. Первое время планируем там проводить переговоры, организовывать митапы, ивенты небольшие.
Помогает ли офис в метавселенной привлечь кандидатов?
– Совершенно точно больше помогает офис во Франкфурте, одном из финансовых центров Европы. Или офис в Польше в одном небоскрёбе с Google и Oracle. В традиционной модели бизнеса офлайн офис – это более сильный аргумент. Но очень круто иметь возможность давать людям новый опыт.
Если человек приходит и спрашивает: чуваки, а что вы для метавселенной делали? Можно просто пригласить его к нам в офис и там пообщаться. Не всем это нужно. Но, например, 3D-художнику будет интересно. Плюс, возможно, так человеку будет даже комфортнее общаться. Вот он загрузит аватар, даже камеру не включит – уже легче стало. А мы еще шутки шутим, прыгаем, перемещаемся между комнатами.
Проектами для метавселенной занимается дизайн-студия внутри Innowise. Команда – это UI/UX дизайнеры, 3D-моделлеры, Unity-разработчики, гейм-дизайнер и копирайтер.
Чтобы создать мир внутри The Sandbox, писать код не нужно: это no-code разработка. Работа над проектом делится на следующие этапы. Сначала партнёра брифуют.
– Приходит компания и говорит: у меня есть земля. У нас такие-то цели и задачи, и есть представление, что мы хотим там видеть: например, киберпанк-город, где мы разместим вывески с нашими партнёрами, и чиллзона, где мы будем проводить встречи, и квесты, которые будут полезны в бизнес-смысле, – рассказывает Сергей. – Следом мы задаём дополнительные вопросы, декомпозируем задачу, а дальше всё это очень похоже на традиционный геймдев.
– Сейчас мы работаем над проектом для компании Motorverse (один из «суббрендов» Animoca Brands) – это цифровое пространство, где могут собираться любители моторспорта, мотоциклов, разного вида автомобилей – так называемые petrol head, бензиноголовые.
– Мы делаем для них большой город, в котором будут разного рода квесты: от простых до очень сложных. Простые – это вроде jumping puzzle, их могут пройти без проблем 97% аудитории. Также мы делаем один ультрасложный квест. Я не знаю, как они его будут разгадывать! По городу будет распределено несколько пасхалок – картинки, в которых зашифрованы слова. Нужно иметь очень серьезный бэкграунд в моторспорте, чтобы разгадать каждую из пасхалок. Мы пришли к выводу, что этот квест сможет выполнить только достойный. Но там и награда будет дорогая – очень крутая NFT.
А кто придумывает эти квесты?
– Я. Но вообще мы работаем командой, – поясняет Сергей. – И на всех звонках мы штормим. Просто у всех есть свои сильные стороны: кто-то художник, кто-то знает, как оптимизировать процесс. У меня сильная сторона – задавать правильные вопросы и придумывать механики для достижения целей. Этими задачами я обычно занимаюсь в паре с гейм-дизайнером.
А может ли сотрудник выбирать проект?
– Да, – к разговору подключается Дима, СТО в Innowise. – В аутсорсе хватает проектов. Нет сфер, где мы бы не участвовали. Вот сейчас мы сидим в VR, у нас также есть проекты, связанные с блокчейном, криптовалютами, NFT-маркетплейсами. Если говорить про что-то более привычное, есть проекты в банкинге и медтехе – это проект VOKA, о нём мы говорили чуть раньше.
А если проект не нравится, можно поменять?
– Да, и процедура достаточно простая. Единственное, процесс не такой быстрый: минимум неделя, максимум – месяц-полтора. Если человеку не нравится проект, первое, что мы пытаемся сделать, – это разобраться, что случилось. Часто бывает, что человек что-то недопонял или его не услышали. Поэтому сначала пытаемся найти причину. Если причины адекватные… они всегда адекватные, просто иногда проблемы можно решить, а иногда – нет. Когда нельзя решить, запускаем процесс, ищем более подходящего человека – и меняем.
В ауторсе много вариантов: не только смена проектов, но и смена деятельности. Если раньше ты был разработчиком, а тебе нравится управлять командой, и у тебя достаточно высокий технический уровень, то можно попробовать себя в роли техлида. Если нравится коммуникации – то можно уйти в сторону менеджмента.
Продукт vs. аутсорс. Какие у вас аргументы в пользу последнего?
– На самом деле аутсорс ничем не уступает продукту. У всех представление об аутсорсе такое: садишься на галеру – и гребешь. Но любой большой проект на аутсорсе мало чем отличается от продукта. Да и вообще: что такое продукт? – спрашивает Дима. – Для некоторых – это что-то, что приносит деньги, суперстильное, модное, молодёжное с офигенным UI. А кто-то говорит, что продукт – это сверхвысокое качество, самые новейшие технологии, библиотеки. Так что такое продукт: все вместе или как? Для каждого – это что-то разное.
– При этом, если ты хочешь работать с новейшими технологиями, то как будто в аутсорсе такое легче найти, потому что здесь много проектов и есть возможность выбрать. При этом на больших проектах стек не так часто меняется.
Аутсорс – это ещё и про общение с заказчиком. Как это организовано в Innowise? Есть ли у разработчика право голоса на проекте?
У нас есть проекты, где человек участвует в выборе технологий, постоянно общается напрямую с заказчиком и даже предлагает новые идеи. Хотя на самом деле не всем разработчикам нужно общение с клиентами. Есть много людей, которые просто хотят тихо, спокойно писать код.
В аутсорсе удобно то, что можно хоть как-то выбирать. Если тебе не нравится лид или проект – и то, и другое можно поменять. На продукте не навыбираешься. Если ты поссорился с командой или тебе не нравится проект – это конец. Ты либо дальше мучаешься, либо уходишь из продукта.
Кого вы сейчас хайрите?
– У нас много открытых позиций. Их можно посмотреть на сайте. Мы также активно набираем студентов: на стажировку или сразу на работу. Ходим по университетам и проводим там экспресс-интервью. Что это такое: приходят руководители команд и рассказывают, как у них внутри устроена работа. И те студенты, которые заинтересовались, могут попробовать побеседовать с ними. При этом им необязательно быть крутыми кодерами, важно, чтобы человек был заинтересованный, смекалистый и с хорошим английским.
Новых сотрудников Innowise набирает почти беспрерывно. У компании есть большой Telegram-канал, где постоянно появляются вакансии. На сайте компании можно оставить заявку, и в течение 3-4 дней придёт фидбэк. Как минимум, есть возможность попасть на стажировку.
Кого берёте на стажировку?
– У нас достаточно серьёзный отбор, – поясняет Максим, Head Of Innowise IT HUB. – Но около 70% наших стажеров мы потом берём на работу. И даже если люди не попадают к нам в компанию, они получают очень хорошую базу. Плюс мы придумали раздавать нашим стажёрам NFT-сертификаты: те, кто не получил работу в Innowise, смогут получить NFT-токены о прохождении стажировки у нас.
– Кого мы берем: важно, чтобы английский был не ниже В1. А так, с большего нам нужно, чтобы человек понимал, что такое computer science, причем необязательно нужно хорошо владеть языком программирования. Если что, мы доучим. Главное – чтобы человек был смышлёный, перспективный и замотивированный.
У Innowise есть уже три лаборатории в университетах. Расскажите про них.
– Первая лаборатория у нас открылась в Витебске в госуниверситете им. Машерова, – рассказывает Максим. – Там хорошая подготовка студентов по техническим направлениям, поэтому нам интересно было поработать с ними. Хотелось найти перспективных молодых ребят, которые бы горели разработкой. И хотелось помогать студентам и развивать ИТ в регионах.
Сейчас у нас уже три лаборатории: витебская, вторая – в Полоцке в ПГУ, еще одна в Гомеле в институте им. Сухого.
Какой выхлоп получаете от лабораторий или здесь цель больше благотворительная?
– Глобальная цель «прокачки IT community» важна, но лаборатории не про это. Наша стратегия – это инвестиция в таланты. Мы тратим временные ресурсы: проводим лекции и митапы; предоставляем оборудование для проведения олимпиад, открываем хабы, в которых будет удобно обучаться, оказываем спонсорскую поддержку проектам – в результате мы ожидаем возврата этих самых инвестиций в виде пополнения наших рядов талантливыми и прогрессивными людьми.
Какие еще образовательные проекты у вас есть?
– В сентябре мы запустили IT HUB Innowise, туда пригласили стартап-проекты. Зарегистрировалось около 30 проектов, из них отобрали 9. На выходе остался один ML-проект – это ребята из ФПМИ – мы пригласили их в компанию, предоставили финансовую помощь, выдали им чек на 5 тысяч долларов на три первых месяца. Но помощь не только финансовая: мы предоставляем менторов по их направлению и помогаем. Плюс всем 30 командам, которые зарегистрировались, мы дали расширенный фидбэк, подсказали, в каком направлении, как мы видим, можно им двигаться.