Дапамажыце dev.by 🤍
Падтрымаць

Новыя ўмовы. Палова за мяжой, джуны адміраюць. ІТ у Беларусі-2022

Штогод dev.by праводзіць апытанне беларускіх айцішнікаў. Так мы маніторым тэндэнцыі нацыянальнай (і ўсё больш інтэрнацыянальнай у 2020-2023) ІТ-індустрыі. 

147 каментарыяў
Новыя ўмовы. Палова за мяжой, джуны адміраюць. ІТ у Беларусі-2022

Штогод dev.by праводзіць апытанне беларускіх айцішнікаў. Так мы маніторым тэндэнцыі нацыянальнай (і ўсё больш інтэрнацыянальнай у 2020-2023) ІТ-індустрыі. 

Траекторыя росту ІТ-галіны ў Беларусі адхілілася ў бок стагнацыі і згасання ў 2020–2021 годзе. Аднак сістэмы, што ўстаяліся, інерцыйныя, тады гэта быў павольны і не вельмі масавы трэнд. Пачатак поўнамаштабнага ўварвання Расіі ва Украіну 24 лютага 2022 года пацягнуў экспрэс-абвал індустрыі пад вагой санкцый і таксічнасці рэгіёна. На працягу года праблемы тэхнічнага, этычнага, фінансавага характару толькі паглыбляліся, а надзеі «перачакаць» сыходзілі на нішто.

Рэлакацыя перастала быць індывідуальным жаданнем (некаторай) актыўнай часткі айцішнікаў. Бізнэс больш не можа будаваць антыкрызісныя планы і «разглядаць варыянты», калі гаворка вядзецца пра выжыванне ягоных завязаных на Беларусь і суседнія краіны праектаў. Санкцыі — гэта надоўга, дзяржава імкліва губляе цікавасць да былога «новага» лакаматыва росту экспарту і эканомікі. Аднак пераезд — гэта складана, дорага і не пра ўсіх. 

Тым больш важнымі і паказальнымі будуць вынікі даследавання dev.by па выніках 2022 года. Калі інфармацыі ўсё менш, даныя пра глыбіню крызісу галіны могуць даць ежу для разважанняў і пабудовы прагнозаў асабістае будучыні. 

Першая частка справаздачы прысвечаная партрэту беларускага распрацоўшчыка і дазволіць зразумець, як ён змяніўся за год, які змяніў усё. 

Галоўнае ў першай частцы
  • Палова рэспандэнтаў — па-за межамі Беларусі.
  • Кожны пяты айцішнік Беларусі — не ў Мінску.
  • Колькасць пачаткоўцаў з досведам да года скарацілася ў тры разы.
  • З гендарным балансам амаль нічога не адбылося.

Беларускі інтэрнацыянал 

Рэсёрч dev.by упершыню ў сваёй гісторыі (2009-2023) з лакальнага перайшоў у разрад міжнародных. Вось толькі радавацца гэтаму нагод няма.

Міграцыя ў большасці выпадкаў вымушаная, а не «натуральная» ў рамках сусветнай канкурэнцыі за веды беларускіх айцішнікаў. Тыя, хто з’язджае, не вызваляюць месцаў для новых пакаленняў — яны вязуць іх з сабой.

Амаль палова апытаных адказвала на пытанні анкеты з-за межаў Беларусі. Вядома, адкрытае добраахвотнае анкетаванне мае на ўвазе, што ў ім у першую чаргу бярэ ўдзел актыўная частка аўдыторыі, а ў выпадку dev.by — у асноўным з камерцыйнага сектара, і гэта трэба ўлічваць пры інтэрпрэтацыі значэнняў. Аднак сам маштаб значэнняў у дынаміцы 2018-2022 добра ілюструе той факт, што міграцыя была масавай і імклівай.  

Важна адзначыць: акрамя колькаснага фактару грае ролю і якасны. Рэлакацыя звязаная з ростам выдаткаў — як бізнэсаў, так і спецыялістаў. Таму партрэт мігранта будзе зрушаны ў бок спецыялістаў вышэйшага ўзроўню, важных для праектаў і запатрабаваных за мяжой. Гэта сумна для індустрыі ў цэлым, бо адбываецца вымыванне інтэлектуальнага патэнцыялу, а не проста маштабаванне сістэмы. 

Мінск пусцее хутчэй

Хай не такое ўражальнае, але таксама рэкорднае значэнне. Яшчэ ніколі доля сталіцы ў размеркаванні беларускіх айцішнікаў па гарадах не складала менш за 80%. За год паказчык адкаціўся больш ніж на 6%.

Вось толькі гэта звязана не з развіццём рэгіянальных цэнтраў прыцягнення, а з актыўнай міграцыяй мінчукоў за межы краіны.

Рэгіянальнае ІТ заўсёды было ў сярэднім кансерватыўнейшым, паколькі сталіца высмоктвала найбольш актыўныя і лёгкія на пад’ём кадры. Але цяпер пад ціск міграцыі як кампаній, так і спецыялістаў трапіла ўжо ў першую чаргу сама сталіца. 

Гендарны баланс не змяніўся

Ва ўмовах ад’езду ў першую чаргу айцішнікаў тэхнічных спецыяльнасцей і ўзроўню мідл+ і сеньёр+ лагічна было б выказаць здагадку, што рэлакейт мог паўплываць на гендарны баланс у галіне ўнутры Беларусі. Бо распрацоўшчыкі-сеньёры — часцей мужчыны, і далёка не ва ўсіх з іх дзяўчаты і жонкі таксама з ІТ, каб кампенсаваць статыстыку паралельнай міграцыяй. 

Аднак рэальнае размеркаванне па выніках 2022 практычна не змянілася ў параўнанні з мінулымі гадамі.

Відавочна, адыграў таксама ролю фактар сціскання рынку працы сумежных спецыяльнасцей у крызіс. У першую чаргу выявіліся больш не патрэбнымі (як унутры, так і па-за межамі краіны) беларускія рэкрутынгавыя аддзелы, маркетынг, піяр ды іншыя, дзе доля жанчын была традыцыйна вельмі высокай.

Маладым тут не месца

Нацыянальная ІТ-індустрыя стала хутчэй сталець. Калі шлях параметра «сярэдні век» ад 27,7 да 29,1 заняў цэлых шэсць гадоў ад 2014 да 2019, то супастаўная прыбаўка да 31,5 гадоў прайшла ў два разы хутчэй.

Векавае размеркаванне стала яшчэ раўнейшым у сегменце 25-34 гадоў, у ім усіх векаў па 5%. Вылучаецца толькі сімвалічны «век Хрыста», якога дасягнула 6,5% апытаных, і гэта самы масавы век сёлета.

Фактар міграцыі тут асаблівай ролі не грае, а ўплывае сам па сабе фактар крызісу ў галіне. У цяжкія часы хайраць менш пачаткоўцаў і больш актыўна пазбаўляюцца ад тых з іх, каго паспелі наняць. 

Гэта добра заўважна на прыкладзе размеркавання паводле ўзроўню досведу ў спецыялістаў, занятых у галіне.

Колькасць пачаткоўцаў, якія трапілі ў галіну літаральна летась, знізілася ў тры разы да крытычных 3,3%. За ўвесь час назірання нават у крызісныя гады гэты паказчык не апускаўся ніжэй за 7%. 

Паколькі найманне навакоў сціснулася, усе астатнія інтэрвалы размеркавання паводле досведу нарасцілі свае долі.

Спецыялісты, якія цяпер валодаюць досведам у 1-2 гады, паспелі заскочыць у літаральным сэнсе ў апошні вагон. Больш за ўсё долю нарасцілі самыя дасведчаныя спецыялісты, у рэзюмэ якіх 7+ гадоў удзелу ў праектах. Іх стала больш адразу на 3% — і нарэшце пераадоленая сімвалічная вяха ў траціну ад усіх занятых у індустрыі. Самыя кваліфікаваныя кадры застаюцца запатрабаванымі і ў крызіс, ад іх пазбаўляюцца толькі ў самых крытычных выпадках. 

Джуніяраў упершыню за ўвесь час назіранняў менш за 10% ад агульнай колькасці занятых у індустрыі.

Іх доля скарацілася адразу на траціну за адзін год — да 9,1%. Прыкладна на тыя ж 5% вырасла доля Senior.

Мяркуючы з тэмпаў падзення колькасці айцішнікаў-пачаткоўцаў, якія ўвайшлі ў галіну толькі летась, ужо ў 2023 годзе джуніяр-статусам будзе валодаць у найлепшым выпадку кожны дваццаты. Асцярожна, дзверы зачыняюцца.

Па ролях на праектах без перамен

Сур’ёзных змен па долі кожнай прафесіі на рынку працы мы не заўважылі.

Распрацоўшчыкаў, цімлідаў і тэсціроўшчыкаў у адносным плане стала трохі больш, ніж летась, але гэтыя ваганні ўкладваюцца ў карціну апошніх некалькіх гадоў. Рэлакацыя і скарачэнні праектаў адбываюцца амаль без змены сістэмы працы і размеркавання абавязкаў, якая склалася.

Калі праект пераязджае або знікае, то закранае гэта адразу ўсю каманду, а не асобныя ролі.  

Аднак калі падсумаваць прырост па ролях у асноўных тэхнічных напрамкаў, то можна зафіксаваць, што ён адбыўся за кошт скарачэння долі «іншых».

У прыватнасці, PM. Менеджары праектаў «скараціліся» да значэння ў 3,2% — на аднаго піэма прыпадае ўжо 14 распрацоўшчыкаў і 4,5 тэсціроўшчыкі.

Памяншэнне долі заўважанае таксама ў пазіцый/спецыяльнасцей развіцця і росту — продажы, рэкрутынг, маркетынг. 

Прадстаўнікі найбольш масавых прафесій — распрацоўшчыкі і тэсціроўшчыкі — сінхронна дадалі агульныя для індустрыі 6-7 месяцаў да сярэдняга веку.

Пры гэтым старэйшымі адразу на год+ сталі ўсярэдненыя менеджары праектаў. Развіццё негатыўных тэндэнцый пакідае ў гульні найбольш дасведчаных удзельнікаў распрацоўкі з тых, хто не вырабляе беспасярэдне канчатковага кода. Аджа ў стары добры час былі і вакансіі джуніяр-PM, ад якіх засталіся толькі ўспаміны. 

Паглядзім на гендарны аспект. Колькасць распрацоўшчыц і тэсціроўшчыц нават трохі павялічылася ў параўнанні з мінулым годам. А сярод дызайнераў, напрыклад, доля жанчын стала большай адразу на 10%.

Адносныя значэнні дэманструюць, што крызіс не асабліва паўплываў на гендарны выбар працадаўцаў.

Пры гэтым доля жанчын у індустрыі, якая амаль не змяніліся, — пры невялікім росце ў самых масавых спецыяльнасцях — сведчыць пра тое, што і тут ахвярамі сітуацыі сталі «іншыя». HR і Recruiting аддзелы, напрыклад, могуць па-ранейшаму складацца на 90% працэнтаў з жанчын — вось толькі ў колькасным сэнсе яны сталі крытычна меншымі. 

У адукацыі захоўваецца парытэт

У перыяд бурнага росту ІТ нашыя рэсёрчы паказвалі, што доля галоўных кузняў кадраў — БДУІР, БДУ і БНТУ — паступова зніжалася. Рынак бадзёра ўцягваў уладальнікаў няпрофільных дыпломаў.

Аднак апошнія гады тут асаблівых змен няма. Рынак застыў, прыток новых кадраў радыкальна скараціўся, а ВНУ ў асноўным засталіся на сваіх пазіцыях. 

БДУІР і БДУ абмяняліся адным працэнтам: першыя дадалі, другія зрабілі крок назад да паказчыкаў 2020 года.

З няпрофільных варта адзначыць працяг росту значэння МДЛУ і скарачэнне значнасці «наргаса».

Трохі вырасла доля самавукаў, але гэта хутчэй праз зніжэнне колькасці навакоў з профільнымі дыпломамі.

А вось тыя, хто змог увайсці ў ІТ без вышэйшай адукацыі раней, учапіліся ў галіну штосілы.

Насуперак раўнавазе, якая склалася ў гендарным плане на асноўных факультэтах, у 2022 годзе доля жанчын з асноўных тэхнічных факультэтаў БДУІР (КСіС і ФІТУ) зменшылася. А вось у аналагічных факультэтаў БДУ (ММФ і ФПМІ) наадварот ірванула ўверх. У апошнім — да чвэрці ад усіх выпускніц, якія працуюць у беларускай ІТ-індустрыі. Пры гэтым РФіЭ з таго ж БДУ «страціў» адразу траціну ад долі жанчын у параўнанні з папярэднімі гадамі. 

Нейкіх асаблівых змен не адзначана і ў родах заняткаў прадстаўнікоў вядучых факультэтаў. За выключэннем аўтэнтычна-праграмерскага КСіС, больш за 60% выпускнікоў якога займаюцца беспасярэдне праграмаваннем. Для астатніх факультэтаў гэты паказчык меншы за палову. Хіба што ФІТУ, але і ён вагаецца ля адзнакі ў 50% год ад года. 

Зніжаецца доля тэхнічных і камандных лідоў (і патроху расце колькасць QA і «іншых») сярод выпускнікоў вядучых сямі факультэтаў. Зрэшты, тэктанічнымі зрухамі гэта назваць нельга, у цэлым дыспазіцыя захоўваецца.

JavaScript застаецца самай папулярнай мовай праграмавання сярод выпускнікоў усіх топ-факультэтаў. Калі яна не ўзначальвае спіс аднаасобна, то як мінімум дзеліць першае месца з іншым фаварытам. Не факт, што яна ва ўсіх рэспандэнтаў асноўная, але знаць яе неабходна вельмі часта. Блізкая Javascript’у TypeScript усё часцей забірае 2-3-е месца.

КСіС застаецца апошнім бастыёнам .NET, нават у ФІТУ яна на задворках.

У БДУ Python ужо практычна зраўнялася папулярнасцю з Java, якая лідзіравала там раней.

PHP сыходзіць у нябыт. Толькі сярод выпускнікоў кузні праграмістаў КСіС засталіся ейныя суворыя адэпты. 

Рэзюмэ

Беларуская ІТ-індустрыя ўвайшла ў настолькі крутое піке, што ўсе размовы і ўспаміны пра ідэальныя штормы ды іншыя крызісы цьмянеюць.

Велізарная колькасць айцішнікаў ужо выехала за мяжу, і гэты працэс, хоць і з меншай інтэнсіўнасцю, працягваецца. 

Набор новых кадраў сціснуўся да мінімуму за ўвесь час назіранняў, і няма перадумоў на яго хуткае аднаўленне. 

Партрэт беларускага айцішніка пры гэтым практычна не змяніўся — больш-менш плаўна эвалюцыянаваў. Пытанне ў тым, што палова ўдзельнікаў анкеты ўжо па-за межамі Беларусі — і паступова намячаецца разрыў гэтай самай нацыянальнай ІТ-індустрыі на дзве часткі.


dev.by, як і іншым сумленным медыя, сёння вельмі складана: рэдакцыя працуе па-за межамі краіны, а нашыя рэкламныя даходы скараціліся ў некалькі разоў. Але мы даем рады — з вашай дапамогай. Гэта вы дзеліцеся з намі інфанагодамі, думкамі, досведам, часам і ўвагай. А 210 чытачоў падтрымліваюць нас данатамі.

Дапамажыце нам выпусціць наступныя тры часткі рэсёрчу: 

Праз Patreon. 

З Беларусі — праз Donorbox.

І яшчэ крыптой, тут гаманцы.

Дзякуй, што прачыталі гэтае паведамленне.

Індустрыя-2020 і 2021, папярэднія анкетаванні
Як рынак ІТ-вакансій перажыў зіму. Новыя антырэкорды
Як рынак ІТ-вакансій перажыў зіму. Новыя антырэкорды
Па тэме
Як рынак ІТ-вакансій перажыў зіму. Новыя антырэкорды
Вымыла інавацыі затое і «токсікаў» таксама? Што з ІТ-кадрамі ў Беларусі і свеце
Вымыла інавацыі, затое і «токсікаў» таксама? Што з ІТ-кадрамі ў Беларусі і свеце
Па тэме
Вымыла інавацыі, затое і «токсікаў» таксама? Што з ІТ-кадрамі ў Беларусі і свеце

Хочаце паведаміць важную навіну? Пішыце ў Telegram-бот

Галоўныя падзеі і карысныя спасылкі ў нашым Telegram-канале

Абмеркаванне
Каментуйце без абмежаванняў

Рэлацыраваліся? Цяпер вы можаце каментаваць без верыфікацыі акаўнта.

-14

Белайти держится только за счёт офшерных льгот.
Убери их и все "белорусское чудо" посыпется.

15

что такое льготы ?

в статье пишут что оно не посыпалось, а разваливается с перспективами очень длительного процесса восстановления, т.к. очень быстро вымываются носители знаний.

ПС: кстати, про ИТ это известнго потому что эту информацию публикуют открыто. В других отраслях все выглядит несколько иначе - из за недостатка финансирования и низких заработков носители знаний просто умирают от старости не имея последователей которые знания перехватят.

ПС2: это в ИТ что бы студента научить - взял комп, скачал, показал. А в отраслях с упором на промышленность - стенд вышел из строя, лаборант уволился, профессор умер, единичный производственник который знанием полученным от профессора пользовался уехал в другую страну. Тех процесс некоторое время по инерции поработал и начал сбоить, а потом упал - потому что назначенец понятия не имеет о чем он вообще. И вылазит ситуация - что бы запустить производство, нужно потратить десятилетие на восстановление знаний.

ПС3: мы относительно легки на подъем и с большего не привязаны к месту. можем удаленно делать довольно большой кусок работы. На производствах условия куда более ограниченны и людей которые понимают "где нужно стукнуть, а где ниточку подложить" что бы убрать легонькую царапину на условных "хайэнд подшипниках" не так уж и много.

ПС4: тех процесс стоимостью в миллиарды $ дубинками и американками не создаш, только навоз в землю можно заставить закапывать и простым ручным трудом заниматься. Велкам ту средневековье.

Карыстальнік адрэдагаваў каментарый 29 мая 2023, 10:13

happy_roger
happy_roger Философ в Планета Земля
-21

Если это хай-тек производство только кому-то нужно. Перспективнее (!!!) и это не шутка - делать упор на выращивание пшеницы и картофеля. Айци приходит и уходит, а кушать хочется всегда. А обслуживающий "умный" персонал будут из Вьетнама или Кореи заказывать.

Карыстальнік адрэдагаваў каментарый 29 мая 2023, 10:20

15

флаг в руки, барабан на шею

3

и телевизор не спешить выбрасывать, потому что интернет увядает

Каментарый скрыты за парушэнне правілаў каментавання.
[censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement]

4

Во всех развитых странах доля с/х меньше 2%. Даже в Нидерландах. Поэтому ваша не шута превращается в глупость

-3

что такое льготы ?

Странный вопрос. Классическое определение - преимущества по уплате налогов по сравнению с остальными

-3

странное определение ущемления других отраслей в развитии по сравнению с ИТ.

-8

Согласен. Чем айтишная компания лучше колхоза.

Карыстальнік адрэдагаваў каментарый 29 мая 2023, 10:32

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
6

Какие льготы имеет айтишка? сейчас из весомого это только не доплата в ФСЗН. А так айтишка это чистый экспорт.

В Беларуси есть куда более паразитирующие вещи - это "свободные экономические зоны". Они не просто не платят налоги, а имеют отрицательные - забирают наши с вами(беларусов в РБ) налоги.

Карыстальнік адрэдагаваў каментарый 29 мая 2023, 10:42

-5

Какие льготы имеет айтишка? сейчас из весомого это только не доплата в ФСЗН.

В основном эта льгота и дала толчок экспорту. Уберем ее и хана. Причем неважно кто уберет. Нонешняя власть или следующая.

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
1

Нонешняя власть или следующая.

Ну а вот демократическая власть, может это наоборот на всю страну распространить проведя пенсионную реформу - оформив пределы минимальной пенсии, а далее позволив работнику самому выбирать, сколько доплачивать в свою же пенсию

-5

Ну а вот демократическая власть, может это наоборот на всю страну распространить

Откуда брать деньги в бюджет в таком случае?
Офшорные льготы имеют смысл только в случае привлечения иностранного капитала. Думаешь кому то наши колхозы нужны?

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
0

Откуда брать деньги в бюджет в таком случае?

Взносы ФСЗН не попадают в бюджет. За бюджет получают пенсии только милиционеры и военные - это называется социальной политикой Беларуси. А так да, власти принимают иногда популистические решения и повышают пенсии, чтобы добиваться одобрения своих действий у пенсионеров, тогда и приходиться докидывать денег в ФСЗН

-2

Взносы ФСЗН не попадают в бюджет.

Ты взял вего лишь одну кривую реализацию.
Ну в принципе можем обсудить и ее. Как ты думаешь, много ли людей сможет реализовать возможность самостоятельного добровольного накопления пенсии?
Вопрос о том, что минимальная обязательная пенсия с обязательными отчислениями тоже может не работать от слова совсем. Хотя бы по причине ифляции.

1

2spksfan

"Откуда брать деньги в бюджет в таком случае" - максимальная автоматизация процессов обслуживания населения и переход на локальные управления, где "общак" идет на социальные программы либо на критические направления, которые закрывают основные проблемы.

Безработица закрывается "безусловным" доходом (ну почти безусловным, под обязательсва бузусловщика учиться и делать как минимум то, что не вредит)

А так же вручение в руки налогоплательщиков "дубин", которые они законно смогут использовать что бы спрашивать с тех кто их налоги респределяет.

Карыстальнік адрэдагаваў каментарый 29 мая 2023, 15:05

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
-1

При работе на территории Польши обязательные выплаты в фонд будущей пенсии составляют 19,5% от общего заработка. Из них 12% вносится в Государственный фонд, а 7,5% — в открытый.

в Польше 20%, а в РБ 35% - пенсия в РБ в разы меньше польской, значит деньги идут куда-то не туда

Хотя бы по причине ифляции.

Накопительная часть. Эта часть отчислений поступает от работающих людей (от зарплаты) в т.н. открытые пенсионные фонды – коммерческие структуры, лицензированные государством, занимающиеся увеличением вложенных средств. Зачастую в Польше этим занимаются банки и другие финансовые учреждения. Такой фонд определяется человеком самостоятельно.

Карыстальнік адрэдагаваў каментарый 29 мая 2023, 15:19

0

https://www.youtube.com/watch?v=GLv8J7ih7EQ

[censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement]

как думаешь - что произойдет, если производители САПР, и другого промышленного ПО остановят продажи и ослуживание ПО и параллельно будет введены санкционные ограничения, что все производства которые пользуются импортным ПО не легально попадают под торговые ограничения.

сапр - это мелочевка, но возьмем например операционки, офисные пакеты, облачные решения, набор инструментов для автоматизации процессов от программаторов микроконтроллеров до баз данных - думаешь эффект будет незначительным ? пока то, что сейчас повводили - это мелочи по сравнению с тем как можно рубануть экономику. Пока все то что вводили, с соблюдением ряда условий относительно безболезненно можно отменить, за 10 лет отыграть до уровня 19 года получится, пока люди все не растеряны и у небольшого количества уехавших есть желание вернутся, но, вот более серьезное давление которое будет иметь долгосрочный эффект 10 лет может увеличить до 25-30

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
-2

@Serg123 мне кажется в Северной Корее это уже давно есть, но можно ж просто воровать и все

0

@fallinmyhand

конечно можно, с закрытым доступом на внешние рынки можно заниматься самообеспечением. Натуральное хозяйство никто не отменял, утрирую конечно, но профессия кузнец в с/х станет очень востребованной.

0

@fallinmyhand

вступлюсь за предприятия из СЭЗ. Они действительно могут получать возврат по НДС при условии, что они купили что-то для своего производства с учетом НДС, а потом продали заграницу с нулевой ставкой, разумеется. Если идет только продажа за границу, то по НДС действительно может быть минус.

Конечно, отдельную историю составляют другие налоги, но НДС это самая крупная статья поступлений в бюджет.

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
-2

нечего за них вступаться - там производства нету - чисто реэкспорт и возрат НДС составляет куда больше чем остальные налоги. Но создают это для получения валюты

-4

fallinmyhand,
"пенсия в РБ в разы меньше польской,"

Надо видеть и другую сторону.

Мы здесь уже прикидывали сколько стоит отопление среднего дома на семью в январе.
В Польше при цене газа 3 зл. за один м. куб. и расходе 400 м. куб. это оказалось порядка $290.
В Литве при цене газа € 0.9 за один м. куб. и расходе 400 м. куб. это оказалось порядка € 360.

Ну дык. Как живётся пенсионерам в Польше и Литве с их намного большими пенсиями?

В Беларуси ....$ 28.

-1

@fallinmyhand
Даже если банальный реэкспорт, и условный купленный болт, купленный с НДС в РБ, был отправлен на экспорт, то возврат НДС это нормально ,учитывая, что его поставщик уже заплатил.

2

vivkine
вы хотите сравнить уровень жизни пенсионера в Польше и РБ, которые проживают в доме на 400 квадратов?))) Можете еще сравнить расходы на топливо у пенсионера в Польше и РБ, которые постоянно водят автомобиль с двигателем на 6 литров.

Вы лучше сравнивайте остаток после оплаты коммуналки типовой квартиры, в какой живет пенсионер, стоимость и доступность лекарств, возможность пройти условное МРТ при необходимости (в Речицком районе год очередь, если верить госСМИ, а за это время можно или выздороветь или переехать на кладбище на ПМЖ).

3

2serg123

Откуда брать деньги в бюджет в таком случае" - максимальная автоматизация процессов обслуживания населения и переход на локальные управления, где "общак" идет на социальные программы либо на критические направления, которые закрывают основные проблемы.

Я не верю в быстрое разрешение проблем при смене власти. Вот такой я писсимист.
На мой век хорошего в Беларуси я скорее всего не дождусь

Каментарый скрыты за парушэнне правілаў каментавання.
[censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement]

1

естественно быстро не будет если всех ябатек не заселить в резервации в Лиозно

Anonymous
Anonymous
6

Про перехват знаний: нечего там перехватывать, технологическая составляющая бел промышленности на уровне студента, который при должном обучении в вузе (при желании, в вузе у нас можно хорошие знания получить) без проблем разберётся.

12

Эти льготы едва ли компенсировали все те гири, которые в принципе висят на любом бизнесе в РБ.

Так что можно и наоборот сказать: убери всех этих [censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement] от регулирующего руля в РБ - и айтишка расцветёт без всяких льгот. И не-айтишка тоже.

Карыстальнік адрэдагаваў каментарый 29 мая 2023, 14:06

zdravstvuyte-ya
zdravstvuyte-ya конь в пальто
4

Первый толковый коммент за весь тред.

happy_roger
happy_roger Философ в Планета Земля
13

Дзякуй!

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
4

Раз вакансий для джунов нет, то как скоро позакрывают специальности в вузах? Они ж по сути учат тех, кто будет эмигрировать в Польшу)

4

Зачем закрывать? Сколько платников будет, столько и набирать.

Anonymous
Anonymous
5

Согласен, пока деньги платят, никто не шевельнётся

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
1

ну вот врятли там очень большие деньги от этого имеют - скорее позволяет оплачивать зарплаты тем, кто обучает бюджетников

Anonymous
Anonymous
5

А для гос структуры этого достаточно, лишь бы меньше из казны просили. Те, кто обладает достаточным интеллектом, идут на бесплатное (олимпиадники и просто толковые ребята). А вот для поддержания штанов нужен штат плательщиков. Капитализм, ничего личного. Хочешь, учись и создавай технологии, нет - диплом в рассрочку на 5 лет (с обязательным посещением корпуса).

3

Те, кто обладает достаточным интеллектом, целенаправленно выбирают платное, чтобы не отрабатывать за три копейки по распределению. Благо заработать себе на образование интеллекта хватает

0

Выбирают платное те, кто знает, что его устроят на работу хотя-бы за 3000 тыс рублей. Иначе смысл отдавать 10 тыс долларов.

1

скорее просто ВУЗы закроют (т.е. будут ПТУ под их марками с признаваемыми только на руси и в Венесуэлле дипломами)

Anonymous
Anonymous Developer в GameDevelopment
35

Важно не забывать, что весь этот отток и падение бел. айтишки не вызван какими-либо объективными причинами. У проблемы есть очень конкретная причина и фамилия. Самое печальное, весь трэш ради ничего.

-18

Дело не в нем, а в нас. Если мы сами не хотим ничего менять, то кто же нам злобный враг?

Anonymous
Anonymous Developer в GameDevelopment
25

Кто ж сказал что сами не хотим менять? Очень даже хотим, и, как показывает ресёрч, очень даже меняем. В рамках своих возможностей. Уговаривать вооружённых [censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement] и идти на них с цветами больше никто не хочет. Выбор уже десятков тысяч - свалить и попробовать устроить свою жизнь подальше от агротреша, вранья и беззакония.

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
5

ну среди айтишников "застабилов" тоже хватает, вон работают на режим и радуются что айтишникам ФСЗН скидки, и говорят как плохо в иммиграции было бы.

А борьба в том и подразумевает, жертвовать чем-то сейчас - чтобы в будущем было лучше

Карыстальнік адрэдагаваў каментарый 29 мая 2023, 11:45

fabulius 91
fabulius 91 CEO в Предприниматель в Польше
-1

Еще добавьте в список симпатизирующих, тех кто уехал и понял что запад это не молочные реки и кисельные берега, а циничный капитализм.

1

Смотря где циничный капитализм. Даже США уже меняется к лучшему. А про Скандинавские страны я вообще молчу. ПО сравнению с ними это у нас циничный капитализм.

-1

А борьба в том и подразумевает, жертвовать чем-то сейчас - чтобы в будущем было лучше

Надо уже определиться, жертвуете вы чем-то или живёте как в раю

-6

Ну так и получается, что выбор свалить это выбор всего десятков тысяч. Остальных если что то и не устраивает, то только на словых.

Anonymous
Anonymous Developer в GameDevelopment
11

Кто ж сказал что сами не хотим менять? Очень даже хотим, и, как показывает ресёрч, очень даже меняем. В рамках своих возможностей. Уговаривать вооружённых [censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement] и идти на них с цветами больше никто не хочет. Выбор уже десятков тысяч - свалить и попробовать устроить свою жизнь подальше от агротреша, вранья и беззакония.

-14

начинаете прозревать, что светка вас с цветами обманула, это хорошо. возвращайтесь и работайте, искупайте вину за свои действия.

-1

Науседа окончательно открыл карты.

14

"светка с цветами" не обманывала, это просто был первый акт: попробовать по-хорошему.
Будет и второй, по-плохому.

1

Будет и второй, по-плохому.

Как жаль, что вы тут никаким боком)

-2

Не пойму, ты или такой плохой троль, или [censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement]

1

А я не пойму, как у него получается провоцировать народ, явно же человек троллит)))

Каментарый скрыты за парушэнне правілаў каментавання.
[censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement]

16

Железный занавес уже опущен, ставятся клапана на отдельные щели. Подумайте о будущем своих детей. Бегите, глупцы.

0

Занавес без Украины невозможен

16

Украина уже на стороне свободного мира, этот вопрос уже решен. А вот у Беларуси возможны варианты.

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
-1

согласен, когда Украина выйграет и освободит свою территорию, у Беларуси будет меньше шансов на свободу

-2

Ух, жалезный занавес, ух, страшна.
Вы прям как мальчик, который кричал "волки", уже который год железный занавес падает?

Подумайте о будущем своих детей

Когда отказ от мовы оккупантов?

Bobik Gavkalo
Bobik Gavkalo Грызу кости в БУДКА_У_ЗАБОРА
1

Тебе интернет давно не отрубали?)) Ну ничего, пока жуеться сено под Ютубчик, все норм? Да?

Anonymous
Anonymous
-3

dev.by, как и другим честным медиа,

чэсным, поправьте

Anonymous
Anonymous
-23

Ну, кстати, одна из самых неприкрытых статей за последнее время по части пропаганды.

17

Аж интересно, а где ты в статье пропаганду увидел? Тараканы нашептали?

Anonymous
Anonymous
-15

Весь сайт - одна сплошная пропаганда. Оппозиционная, но все же.
Возможно, для вас это открытие, понимаю.

Карыстальнік адрэдагаваў каментарый 29 мая 2023, 19:28

2

Хосподя... Давай тогда уже считать, что любой сайт сплошная пропаганда чего либо. И делится на две категории. Первая, которая не нравится твоим тараканам. Это 100599% пропаганда. Вторая, которая им нравится. Ну это так себе. Почти не пропаганда. 😁

-1

Так и есть, и там, и там пропаганда.
Есть та, которая вам не нравится, а есть та, которая нравится. Везде лгут, но в одной лжи платят больше денег и душат тех неугодных, которые вам не нравятся. В случае РБ в категорию "неугодных" попадаете вы сами и вас душат, вам не нравится, вы убегаете. Всё просто.

1

Ну так ответь на вопрос. Нафига кричать о пропаганде на этом сайте, если она кругом?
А с чего ты взял,что я попадаю в категорию неугодных в РБ?

-1

@spksfan, если честно не понял первого вопроса
Ответ на второй вопрос:
Ну ты ведь недоволен положением дел в РБ, поэтому и попадаешь.

16

пропаганда чего, ИТ ? Политику в ИТ давно нет смысла пропагандировать при раскладе 97/3 (хотя уже вероятно 99/1).

-2

а 1% это кто ?

4

ИТ роту технически же можно в ИТ записать.

-2

лепей прамаучу :)))

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
6

социология = пропаганда? выборы - терракт?

3

открытая социология в Беларуси - это подрывная деструктивная деятельность нарушающая стабильность

Anonymous
Anonymous
0

Напрягитесь, сформируйте запрос получше и обратитесь позже.

7

А если (или когда) подъедет пакет санкций запрещающий импорт ИТ услуг, то станет ещё веселее.

Хитрые работадатели найдут способ обойти, назовут себя не iTechArt, а zaBelarusTechArt, но при этом у них будет 100500 причин обосновать низкие зарплаты или ваше сокращение.

3

zaBelarusTechArt
и лозунг "му уволим вас быстрее чем примем на работу"

2

Ну этот пакет санкций такими темпами не подъедет никогда. А вот уход райфайзена с рынка СНГ действительно сделает все еще веселее.

7

Низкий поклон оставшимся в Беларуси оптимистам. Надеюсь ваши дети уже в безопасности.

-3

Вам тоже удачи. Надеюсь вы никогда не вернетесь.

0

Не понимаю вашей радости. Или думаете холопов на ваш век хватит, а дети уже смогут на наворованном как-то прожить, возможно в других странах.

0

Белорусское айти сейчас звучит примерно как Афганская космическая программа

-2

первый афганский космонавт побывал в космосе в 1988 году, задолго до того, как в Белоруссии айцю создали. а еще раньше , в Замбии планировалось построить ракету из аллюминия и меди, чтобы отправить в космос Мату Мвамбу и двух котов. Надо будет, мы тоже указ напишем и станем космической страной. только сначала разберемся с врагами, что стабильность 30 лет расшатывают

Карыстальнік адрэдагаваў каментарый 29 мая 2023, 15:11

Каментарый скрыты за парушэнне правілаў каментавання.
[censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement]

-2

Ну, просто до ближнего космоса ракету изготовить и доставить не сложно, вопрос только в "что полезного она туда доставить сможет"

Труба, нужное топливо, управляемые стабилизаторы для первых 25км, маленький контроллер с аккумом, немного шаманства с изменяемым центром масс для управления вектором тяги в безвоздушном пространстве - этого более чем достаточно, что бы трубу на сотню км вверх закинуть

Anonymous
Anonymous
0

Резюме
Беларусская ИТ-индустрия вошла в настолько крутое пике, что все разговоры и воспоминания про идеальные штормы и другие кризисы меркнут.
Огромное число айтишников уже выехало за рубеж, и этот процесс, хоть и с меньшей интенсивностью, продолжается.

Резюме на резюме. :)
То, что происходит в белорусском ИТ сейчас не может не вызывать сожаления, но не бывает абсолютного зла и во всем темном можно найти светлое ИМХО.

Знания не утекли из страны, уехало много носителей знаний - это факт, но в современном глобальном мире физическое местонахождение носителя не имеет никакого значения. Поэтому, как только условия ведения бизнеса в стране изменятся к лучшему, а они изменятся - я уверен, откат знаний произойдет мгновенно вслед за вернувшимися и вновь созданными компаниями. И то, что сегодня видится минусом - отъезд многих опытных разработчиков, станет плюсом для тех, кому сейчас особенно тяжело - джунам, им будет проще найти себе место в индустрии.

Карыстальнік адрэдагаваў каментарый 29 мая 2023, 18:48

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
1

если бы так, но люди уезжают вместо с заказчиками, а с гос предприятиями таких зп и опыта уже не будет

Anonymous
Anonymous
2

Рабочие места дают не люди, а компании. Счастья уехавшим, но даже если почти никто из них не вернётся - это не приговор индустрии. Их отъезд не причина стагнации индустрии, а следствие. Устранятся причины и свято место пусто не будет: придут новые компании и наймут/обучат новых людей. Очень странно объяснять уехавшим, что мир глобален. Мозги и капиталы перетекают очень быстро вслед за изменившимися условиями. Даже огромные современные заводы строятся за пару-тройку лет при наличии заинтересованности, чего тут говорить о такой индустрии как ИТ - изменятся условия и через год всё заколосится как прежде, а то и пышнее.

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
-1

ты можешь хоть по всем колхозам заявки отправить, но таких заказчиков как были - не найдешь. Те же китайцы не отдадут тебе свой хлеб

Anonymous
Anonymous
0

таких заказчиков как были - не найдешь

И не говори. И мороженого такого вкусного, как в детстве, уже не будет. Как современные дети живут - ума не приложу.

Anonymous
Anonymous
3

Кстати, не факт.. китайцы уже достигли уровня зп больше нашей во многих областях. Скоро они будут на оутсорс отдавать другим странам, в том числе и РБ

0

в Китае в среднем городе зарплата 3000$ , в Минске $300.

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
-1

Информационные технологии 29 340$ в год

аххаха, судить по зарплата в Китае по айтишникам

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
-1

а так Китай это страна с избытком рабочей силы, айтишники там работают 699. Сейчас Китай ищет неудавшиесе страны, которым можно всочить кредиты и чтобы строили сами же китайцы

-1

это зарплата в Китае у всех такая средняя ,у ит ещё выше.

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
2

По данным международных аналитиков, средняя зарплата в Китае в 2023 году составляет около 1.227 долларов США или 106 тыс. юаней в месяц.

-1

Работник на Поиск товара для Амазон в Гуанчжоу
Разнорабочие - Рабочие специальности
3200 $
Китай (Гуанчжоу)
3 часа назад
Агентство по трудоустройству за границей Work\EU
Агентство
Контактное лицо:
Телефон: Показать телефон
Посмотреть отзывы о компании ⟶
Без опыта
С проживанием
Сезонная работа
Без языка
Рабочая виза
Для всех

Условия работы - ходить по выставкам и рынкам фоткать и спрашивать описание у продавцов! только новые товары

Обязанности - в день по 40-50 товаров

Карыстальнік адрэдагаваў каментарый 30 мая 2023, 13:46

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
-1

@itvisio в ТГ вообще по 2k$ в день пишут

-1

я привел пример официальной рекламной площадки ,а ты привел пример из [censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement].

4

Осталось только задать мой коронный вопрос. Когда же это будет? Более года назад твое вангование оказалось ниочем.
Если это будущее, о котором ты рассуждаешь, наступит лет через 30, то для меня лично это равносильно "никогда". Не вижу смысла рассуждать о сферическом коне в вакууме. Точно так же, как и рассуждать о том, как делают твои оппоненты, о прелести либерально-прозаподной смене власти.
Будет плохо. И долго.

Anonymous
Anonymous
-2

Не вижу смысла рассуждать о сферическом коне в вакууме

Не рассуждай. Или кто то за язык тянет?

1

Этакий детсадовский ответ. Хорошо, отвечу на том же уровне детсада. На уровне воспитателя. Андрюша, если ты не понял, то это я о твоих пространных рассуждениях ниочем. О твоём сферическом коне в вакууме. 🐣

0

Лет через 30 как раз ипотеку в Польше выплатишь)))

2

через 30 лет экономика польши придет в упадок, а в Белоруссии будет стабильной. сдавая бел.итишнику бетон в новой боровой , хватит жить в польше и еще останется рублей на путешествия

Карыстальнік адрэдагаваў каментарый 29 мая 2023, 22:14

Каментарый скрыты за парушэнне правілаў каментавання.
[censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement]

1

Да, я не буду торопиться с выплатой. Не вижу смысла.

-2

Хз, я может уеду еще куда-нибудь.
Как кто-то тут хорошо написал, туда - где "не разбираются в сортах русских"

-1

Как кто-то тут хорошо написал, туда - где "не разбираются в сортах русских"

Да едь куда хочешь. Тебя кто то за национальность чморил?
Да и вопрос с жильем не проблема. Пока оно растет в цене. Продал и все. А даже если и не растет. Надо деньги - продал. Не надо - не продал.

-1

spkfan,

"Да и вопрос с жильем не проблема. Пока оно растет в цене. Продал и все. А даже если и не растет. Надо деньги - продал. Не надо - не продал."

А что уже купил жильё в Польше?
Или это всё пока в мечтах. И живёшь на съемной, и деньги уходят на оплату безвозвратно.

0

А что уже купил жильё в Польше?

Есть такое в планах. Кроме жилья в РБ и тут не помешает.

-4

Очень маловероятно, что экономика польши придет в упадок. Власти начали перенимать опыт из РБ и уже планируют раздавать ипотечные кредиты под 2 процента годовых при инфляции больше 10. Говорят еще пенсий платят больше 12 раз в год, медицина бесплатная, как и в РБ, а главное что доступна всем. Просто нужно немного подождать.
Еще аборты делать нельзя, + европейская раскрепощенность, и проблема с деторождением и наполнением в будущем пенсионного фонда явно не стоит.

Так что не переживайте, если курс не поменяется, англо-саксы не будут мешать, будет тоже тут все стабильно.

happy_roger
happy_roger Философ в Планета Земля
-3

Что вы курите? Ах да, в Польше с наркотой к сожалению печально всё.

3

все нормально в Польше, как и других цивилизованных странах ,в отличии от [censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement].

Каментарый скрыты за парушэнне правілаў каментавання.
[censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement]

happy_roger
happy_roger Философ в Планета Земля
-3

экономика польши

Экономика польши - может быть и не упадёт. И банки будут жировать как и сейчас. Только от этого простым полякам не легче будет. Даже хуже. А восточным мигрантам и подавно;
Я слышал, что уже сейчас поляки с ипотекой платят больше на 20% - 30% по сравнению с 2021 годом.

3

кроме слышал,что только методички читаешь.

-1

До 2020 г. ипотека в Польше была под 3%. Сейчас порядка 9%.
Да и жильё в Варшаве подорожало за это время на процентов 35.
А снять квартиру в Варшаве сейчас раза в два дороже чем три- четыре года назад.

1

А снять квартиру в Варшаве сейчас раза в два дороже чем три- четыре года назад.

В который раз хочется узнать источник информации
В который раз я останусь без ответа.

-1

Осталось только задать мой коронный вопрос. Когда же это будет?

Мб не стоит пытаться в анализ, когда не можешь ответить на очевидный вопрос? А ответ, что-то улучшится, когда закончится война.

Карыстальнік адрэдагаваў каментарый 30 мая 2023, 16:39

Каментарый скрыты за парушэнне правілаў каментавання.
[censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement]

Zhan Chubukou
Zhan Chubukou Шчолкаю зубамі в ЗАО "Прыдацелі і атшчыпенцы"
2

Нету никаких признаков, что там (в РБ), что-то изменится в лучшую сторону. Нету даже признаков, что там есть какие-то точки роста для ситуации "если вдруг изменится". Я бы описал расклад в белке по ИТ, как "приехали". На этом бывшем драйвере роста можно поставить крест и стоять он там будет долго и крепко.

0

Насчёт знаний согласен. Слишком все глобально и как только будет спрос и деньги уехавших не долго нанять назад.

-3

Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
[censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement]

-4

Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
[censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement]

-4

Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
[censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement]

-4

Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
[censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement]

-3

Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
[censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement]

-4

Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
[censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement]

-4

Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
[censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement]

-4

Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
[censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement]

1

Не знаю всей схемы в РБ, но в той же Польше размер взноса в местный аналог ФСЗН влияет на размер декретного, пенсии, больничного и т.д. В таком случае РБшные льготы по взносам выглядят довольно сомнительно. Типа вы в ФСЗН не платите, но и пенсия будет копеешная, декретный две копейки, больничный по нижней планке и т.д. Сомнительная льгота.

-1

пенисия у белоруссов будет справедливая, честно посчитаная соцстстрахом. а вот гарантий что поляки с пенсией не обманут через 20..30 лет нету

Карыстальнік адрэдагаваў каментарый 2 чэрвеня 2023, 01:58

гр. О.  Бендер
гр. О. Бендер Капитан в свободном плавании
2

Молодец, уже тоньше набрасываешь, возьми пирожок.

aem-dev
aem-dev Software Developer в JDG
0

жалко молодняк - для большинства в рб дверь в айти будет закрыта (из-за нулевого спроса на джунов)