Вильнюс приютил почти весь беларусский геймдев. Как дела у студий в кризис
Второй год подряд в Вильнюсе проходит DevGAMM, и оба события получились похожими: пусть не такими людными и шумными, как когда-то в Минске, но уютными и насыщенными.
Хайлайты этого года — глубокий разбор реализма и стилизации в игровой графике от Ким Аавы из EA DICE и мощный мотивационный спич основателя Vlambeer Рами Исмаила «Как управлять игровой студией во всю мощь».
Рассказываем, как прошёл ивент и как вообще себя чувствуют проекты с беларусскими корнями в Литве.
Падтрымайце нашую беларускую версiю: перайсцi
Кроме того, конференция остаётся главным местом встречи беларусской игровой индустрии, для значительной части которой Вильнюс после 2020 стал новым домом. Почти половина стендов в выставочной части DevGAMM — от компаний с беларусскими корнями: Vizor Games, Glera, Melsoft, Belka Games, локализаторов Alconost и digital-агентства Asterman.
Ричардас Ящемскас из Литовской ассоциации игровых разработчиков поделился с dev.by свежими цифрами о беларусских компаниях в Литве.
Wargaming остаётся крупнейшим работодателем в литовском геймдеве — сейчас в компании работает 987 человек.
На втором месте — Melsoft (298 работников). Glera Games за последний год выросла почти на 15% (136 сотрудников против 118 в 2022 году) и стала шестым по размеру работодателем в геймдеве Литвы, Belka Games (69 сотрудников) — седьмым. Все четыре компании входят в топ-6 литовского геймдева по средней заработной плате, уступая лишь Game Insight и известной инди-компании No Brakes Games.
Другие беларусские геймдев-студии с офисами в Литве — Happymagenta, Asterman, Fizzy Brizzy Games.
Студия | Размер (июнь 2023) | Средняя ЗП (апрель 23) | Оборот в 2022, тыс. евро | Прибыль в 2022, тыс. евро | Оборот в 2021, тыс. евро | Прибыль в 2021, тыс. евро |
Wargaming Vilnius | 987 | 4986 | 23810 | 2230 | ||
Melsoft LT | 298 | 5089 | 28511 | 1559 | 10860 | 453 |
Glera Games | 136 | 4677 | 8139 | -23 | 7512 | -66 |
Belka Games LT | 69 | 4851 | 4418 | -23 | 960 | –77 |
Happymagenta | 17 | 3673 | 2024 | 456 | ||
Asterman LT | 3 | 1310 | 137 | 3 | 17 | -28 |
Fizzy Brizzy Games | 2 | -77 |
ИИ атакует
Искусственный интеллект — самая горячая тема конференции и по совместительству один из главных страхов индустрии.
Участники дискуссии «Крадёт ли ИИ наши рабочие места?» сошлись на том, что их места ИИ уворовать пока не способен, но допустили, что это вопрос времени.
Если верить ежегодному опросу рекрутингового агентства Values Value, первыми результатами которого в своём выступлении поделилась Катя Сабирова, больше всех приход ИИ в геймдев пугает художников. Масла в огонь этих опасений подлил Дмитрий Савостьянов — в своей лекции основатель Artifactory.ai рассказал о том, как его стартап создаёт арт для игр с помощью генеративного ИИ.
Artifactory.ai использует в своей работе text-to-image-модель Stable Diffusion. Её можно тренировать на собственных изображениях, что позволяет генерировать изображения в определённом стиле, выбранном для проекта. Работу с моделью в Artifactory.ai ведут через веб-интерфейс Automatic1111, для доводки и тюнинга используют DreamBooth, для проработки деталей — image-to-image-модель ControlNet. Итоговый рабочий процесс можно использовать для генерации самых разных ассетов — от пейзажей и персонажей до иконок. Artifactory.ai постоянно полирует процесс и пытается «упаковать» его в единый удобный интерфейс для игровых студий.
Без минусов, конечно, никак. Во-первых, для работы с моделью нужны свои GPU-мощности, во-вторых, для получения качественных результатов в Stable Diffusion нужно очень тщательно прорабатывать текстовые запросы. Наконец, вопрос авторских прав на изображения, сгенерированные нейросетями, пока остаётся открытым. Однако при работе со Stable Diffusion результаты генерации хранятся только на стороне клиента (в отличие от, например, Midjourney, которая сохраняет изображения на своих серверах). А это значит, во избежание проблем копирайта сгенерированный арт перед использованием можно просто перерисовать вручную.
Михаил Ишенин из Amazon Web Services на DevGAMM рассказал о генераторе кода Amazon CodeWhisperer — потенциальном конкуренте набирающего популярность GitHub Copilot. Генератор поставляется как плагин для нескольких IDE (включая VSCode и всю линейку JetBrains) и «знает» 15 языков программирования. Как и Copilot, CodeWhisperer реагирует на текстовые комментарии в редакторе: разработчик пишет запрос, генератор в ответ предлагает кусок кода или даже целую функцию. Плагин умеет читать контекст проекта и использовать в коде существующие классы и переменные.
Модель натренирована на внутренних проектах Amazon и открытом коде, и с авторскими правами в этом случае всё прозрачно: всё, что вы пишете в своей IDE, принадлежит только вам. Кроме того, Amazon обещает очень внимательный подход к безопасности кода. И, пожалуй, самый приятный момент — пока что CodeWhisperer можно использовать абсолютно бесплатно, в том числе в коммерческих проектах.
Как геймдев справляется с кризисом
Единственная тема, которая по частоте упоминаний на конференции могла посоревноваться с искусственным интеллектом, — кризис индустрии.
На панельной дискуссии о состоянии игровой индустрии в странах Балтии представители ассоциаций геймдева Литвы, Латвии и Эстонии рассказали о том, как местные компании вынуждены менять фокус.
Гиперказуальщики, в частности, пытаются диверсифицировать рынки: так, литовско-латвийская компания Estoty выпустила версию своего хита Johnny Trigger для Nintendo Switch и готовит релиз My Little Universe в Steam.
Кстати, паблишером PC-версии (как и iOS/Android-версий игры) выступает беларусская компания SayGames.
В своём докладе беларусский разработчик с богатым опытом (в прошлом — Playgendary, SayGames) отметил, что насыщенный рынок агрессивнее отсеивает проекты спорного качества, которыми гиперказуальный сегмент грешил в прошлые годы. Опытные компании, в свою очередь, берут прицел на углубление меты в своих играх, сохраняя присущую жанру простоту управления и входа в игровой процесс.
Но что делать неопытным джунам и тем, кого съёживающиеся сегменты игростроя уже оставили без работы?
Проект gamedev.camp, запущенный в Вильнюсе беларуской Лерой Батян и выпускником БГУИР, бывшим евангелистом Unity Олле Придюкссоном, объединяет таких людей под своей крышей. «Лагерь» работает как интенсивный трёхмесячный гейм-джем: организаторы собирают команды из гейм-дизайнера, программиста и 1-2 дизайнеров, и при активном участии менторов из индустрии ведут их к созданию демо-проекта. Один из таких проектов — Evolute от команды gravitation.io — получил на DevGAMM Awards 2023 приз за лучшую мобильную игру.
Другие победители DevGAMM Awards 2023:
- Лучшая игра — Don Duality, Königsborgs
- Самая ожидаемая игра — Strategic Mind: Spirit of Liberty, Starni Games
- Лучший визуал — BattleJuice Alchemist, Alchemical Works
- Лучшая игра стран Балтии — Ready, Steady, Ship!, Martynas Cibulis
- Приз зрительских симпатий — Death From Above, Rockodile Games
Следующий DevGAMM пройдёт в ноябре в Лиссабоне. Среди уже объявленных гостей конференции — легенда жанра immersive sim, создатель Deus Ex Уоррен Спектор.
dev.by, как и другим честным медиа, сегодня очень сложно: редакция работает за пределами страны, а наши рекламные доходы сократились в несколько раз. Но мы справляемся — с вашей помощью. Это вы делитесь с нами инфоповодами, мнениями, опытом, временем и вниманием. А 210 читателей поддерживают нас донатами.
Помогите нам с выпуском этого и других ресёрчей:
И ещё криптой, тут кошельки.
Спасибо, что прочитали это сообщение.
Читать на dev.by