Джорджа Карлина сделали чат-ботом: наследники комика подали в суд из-за его ИИ-образа
С развитием технологий искусственного интеллекта пользователи все чаще сталкиваются с нарушением авторских прав. Причина этого — в отсутствии правил для генеративных ИИ-моделей. Особенно, если речь идет об умерших людях, например, знаменитом американской стендапере.
Наследники американского стендап-комика Джорджа Карлина подали иск против комедийного подкаста Dudesy. Причиной иска стал часовой спецвыпуск «George Carlin: I’m Glad I’m Dead», в котором присутствует якобы сгенерированный искусственным интеллектом образ Карлина. Авторы подкаста закрыли доступ к выпуску на Youtube после подачи иска в суд.
Сторона обвинения утверждает, что в эпизоде образ Карлина представлен как созданный искусственным интеллектом. Такое обучение, считают истцы, по определению включает создание «несанкционированных копий» оригинальных, защищенных авторским правом выступлений комика без разрешения правообладателей, чтобы достичь «видимости голоса Карлина и генерации комедийного стиля».
При этом адвокаты наследников настаивают, что спецвыпуск подкаста не является творческим произведением, а всего лишь «результат, сгенерированный техническим процессом». «Это сгенерированный компьютером кликбейт, который умаляет ценность комедийных работ Карлина и вредит его репутации. Это небрежное воровство творчества великого американского артиста», — говорится в иске.
Представитель ведущих подкаста Dudesy заявил, что на самом деле сценарий спецвыпуска был создан не искусственным интеллектом. Его написали два сценариста: Уилл Сассо и Чад Культген. Якобы все реплики «Карлина» написал последний. Тем не менее адвокаты наследников комика настаивают на продолжении разбирательства. «Мы не знаем, говорят ли они правду. Что мы узнаем, так это то, что они будут допрошены», — заявил адвокат Джош Шиллер.
В случае, если бы сценарий эпизода написал человек, который всего лишь был вдохновлен работами Карлина, не подпадал бы под те же потенциальные претензии, что и создатели ИИ, обученного на материалах комика. Но даже полностью написанный человеком спецвыпуск все равно нарушает использование имени и образа Карлина в рекламных целях, согласно иску. Обвинение просит суд обязать Dudesy «изъять и уничтожить любые видео– и аудиокопии спецвыпуска, где бы они ни находились», а также выплатить штраф.
«Ответчики всегда представляли спецвыпуск Dudesy как комедийный выпуск Джорджа Карлина, созданный ИИ, где Карлин был „воскрешен“ с использованием современных технологий. <…> Ответчики стремились извлечь выгоду из имени, репутации и сходства Карлина, создавая, продвигая и распространяя спецвыпуск Dudesy и используя сгенерированные изображения и голос Карлина, призванные вызвать впечатление присутствия Карлина на сцене», — говорится в иске.
Чтобы подкрепить свою позицию, обвинители ссылаются на многочисленные посты в соцсетях, где имя и изображение Карлина присутствует на во многих рекламных материалах. Истцы считают, что это создает ассоциацию между подкастом и комиком, которая вредит его репутации. «Хуже того, если это не остановить сейчас, будущие модели ИИ могут неправильно ассоциировать спецвыпуск Dudesy с Карлином, в конечном итоге влючая поддельную версию ответчиков в реальное творческое наследие Карлина».
При этом в иске заблаговременно указано, что речь не идет о свободе слова, поскольку эпизод «не имеет комедийной или творческой ценности в отсутствие его самопровозглашенной связи с Джорджем Карлином» и не «пародирует его как артиста или предлагает независимую критику общества».
Дочь покойного комика Келли Карлин заявила, что возмущена действиями авторов подкаста. «Это не его материал. Это не его голос. Поэтому они должны убрать имя, потому что это не Джордж Карлин». «Это не прекрасный человек, который определил свое поколение и воспитывал меня с любовью. Это плохо выполненная подделка, собранная недобросовестными людьми для извлечения выгоды из исключительной доброй воли, которую мой отец завоевал у своих преданных поклонников», — добавила она.
Использование защищенным авторским правом произведений для обучения ИИ-моделей сегодня — одна из самых спорных и неурегулированных областей этой быстро развивающейся сферы. Другие американские артисты тоже выступают против: например, комик Сара Сильверман присоединилась к групповому иску против OpenAI и еще одному против Meta, обвинив компании в нарушении авторских прав.
Широко известен аналогичный иск группы писателей, в том числе Джона Гришэма, Джонатана Франзена и Элин Зильбербранд. Не остались в стороне и американские медиа: в декабре иск против OpenAI и её крупнейшего инвестора Microsoft, подала The New York Times. В иске утверждается, что ChatGPT от OpenAI и Bing Chat от Microsoft могут создавать контент, почти идентичный статьям Times. Это наводит на мысли об использовании статей газеты для обучения модели без разрешения редакции.
Относительной победой можно назвать новые соглашения, которые заключили Гильдия актеров и Гильдия сценаристов США с Альянсом продюсеров AMPTP. В договорах прописаны гарантии, защищающие актеров и сценаристов от использования технологий искусственного интеллекта, которые могут навредить их работе и карьере. Стороны решили, что студии будут спрашивать разрешение у актеров на использование двойников и платить им вознаграждение, а в сценариях не будут применять ИИ-технологии.
«Существует идея, что чье-то изображение может использоваться бессрочно, в том числе после его смерти, без согласия или соответствующей компенсации. И более тонкая проблема заключается в использовании материала, созданного художником, для обучения искусственного интеллекта. До сих пор это является юридической проблемой. Вы не можете просто сказать „Напиши час материала Джорджа Карлина!“ боту, который никогда не видел и не анализировал предыдущее творчество Джорджа Карлина. Это уже другая юридическая и этическая серая зона», — говорит один из главных переговорщиков со стороны голливудских профсоюзов Джош Гондельман.
Читать на dev.by