Как на Яндекс-Панорамах замазали лица у минских памятников

dev.by подметил, что автоматические алгоритмы приняли за людей десятки скульптур на Яндекс-Панорамах — и замазали им лица. Также пострадали и знаменитые столичные мозаики.

6 комментариев

Еще в 2011 году Яндекс начал замазывать на своих панорамных съемках лица людей — сначала это произошло на видах городов Турции (приводили фото в соответствие с местными законами). А до наших широт добрались намного позже: примерно в марте 2020 года. Частная жизнь должна оставаться частной.

Замазывание/размывание лиц (и номеров автомобилей) выполняют алгоритмы, которые специально натасканы на выполнение таких задач. Если алгоритмы где-то промахнулись и не замазали человека, то человек может указать на эту ошибку и добиться исправления. Но кое-где «бездушная железка» перестаралась. Мы заметили, что замыленными оказались десятки минских скульптур, мозаик и афиш.

Вообще эти скрытые лица скульптур не сразу и заметишь, потому что, как правило, стоят они на удалении от дорог, по которым ездил «панорамомобиль». И лишь приблизив изображение, видно четко: лицо совершенно нечеткое.

Вот, например, памятник Максиму Богдановичу вблизи улицы своего же имени. Издали — ну памятник и памятник, а вблизи уже — памятник без лица.

Если переключить на более старый год съемки, то с лицом Богдановича все в порядке.

Неподалеку, на улице Архитектора Заборского, у бокового входа в Суворовское училище стоит скульптура «Маленький генерал». У нее лицо замылено и на съемке 2019-го, и на съемке 2014-го годов.

Еще чуть дальше, на Острове мужества и скорби, стоит скульптура плачущего ангела. Алгоритмы замазали ангелу не только лицо, но и левое крыло.

На проспекте Победителей замазали лицо скульптуре «Зіма. Каляды» напротив кинотеатра «Москва», в Троицком предместье — лицо Язэпа Дроздовича, а на улице Городской Вал — самого городового. Похоже, скоро нейросеть со своими алгоритмами будет вынуждена извиняться на камеру.

На площади Свободы пострадал Войт, а вот парная скульптура Винцента Дунин-Марцинкевича и Станислава Монюшко в кадр, к счастью, не попала.

Некоторым скульптурам замазали лица, но стоит сделать шаг вправо-влево или вперед-назад, как лица изваяний предстают перед нами в неискаженном виде. Это заметно на примере скульптуры «Прикуривающий» в Михайловском сквере и еще лучше — на примере бюста Героя Советского Союза Сергея Грицевца на улице Ленина.

Вернемся к классикам. На бульваре имени себя сидит печальный Владимир Мулявин, вот только лица его не разглядеть. Неподалеку, на площади имени себя, сидит столь же печальный Якуб Колас — и тоже без лица. А вот соседние изваяния Сымона-музыки и деда Талаша алгоритмы пощадили. В парке имени себя точно так же без лица остался Янка Купала.

Вокруг Оперного театра, помимо уже упомянутого нами Богдановича, расставлено немало скульптур — и почти все они пострадали от алгоритмов. Так, программа засекретила лицо пионера-героя Марата Казея. Скульптуре «Муза оперы» и без того непросто: у нее напрочь нет ног, — а теперь еще и лица тоже нет. Из трио балерин (скульптура «Балет») без лица остались две.

Странная ситуация сложилась с главным фасадом театра Оперы и балета. На фронтоне расположена скульптура «Аполлон и Славы» (вариант названия — «Аполлон, венчающий Менад»), на выступах по бокам — скульптуры муз разных видов искусства. Так вот, лица замазаны у Аполлона и у муз, но не у Менад. Впрочем, если сместиться вбок, то и Аполлон снова показывает нам свое истинное лицо.

Кстати, тут же, у Оперника, видно, что алгоритмы и с человеческими лицами справиться не в силах. Сосчитайте, сколько незамазанных лиц можно рассмотреть у позирующих на ступенях школьников (любопытно, что у парней все лица заретушированы — открытыми остались только лица девушек).

Туго пришлось не только деятелям искусства и вымышленным персонажам — государственные работники тоже примерили на себя абстрактные маски (кто-то скажет, что так даже и лучше). Так, на площади Независимости Ленин, дающий напутствие большевикам перед отправкой на войну с белополяками, буквально потерял лицо. А на улице Комсомольской на здание КГБ смотрит не «железный» Феликс Дзержинский, а еще один безликий бюст.

На углу улиц Ленина и Карла Маркса стоит знаменитый «писательский» дом, украшенный десятком мемориальных табличек. Алгоритмы посчитали, что самым живым среди них является барельеф Петруся Бровки (литературный музей которого аккурат в этом здании и расположен) — и размыли его лицо. Ни Червяков, ни Дзержинский по бокам от Бровки, ни другие лица на остальных барельефах не пострадали.

Да что там барельефы! Досталось и знаменитым мозаикам, и даже афишам. Вот, например, у цирка афиша: гастроли театра Вахтангова. Как выглядят заезжие звезды — зрителю Яндекс-Панорам знать незачем.

А вот знаменитые мозаики Александра Кищенко на высотках в микрорайоне Восток. Алгоритмы замазали лица на трех из них — причем все три раза это мать за спиной у мальчика. Портрет Гагарина и остальные персонажи, а также четвертая высотка (на углу с улицей Калиновского) нейросеть не триггернули. Другие мозаики Кищенко («Октябрь» на Кальварийской и «Беларусь партизанская» на ресторане гостиницы «Турист») алгоритмам тоже не приглянулись.

Флеш-рояль собрал Национальный художественный музей на улице Ленина. Здесь алгоритмы подретушировали сразу пять объектов: изваяния «Скульптура» и «Живопись» по бокам от входа (авторства Сергея Адашкевича и Павла Белоусоав, а также братьев Марка и Лейбы Роберманов), скульптуру «Слава» на портике (Андрей Бембель), а заодно репродукции иконы «Маці Божая Замілаванне» и картины «Портрет неизвестной с цветами и фруктами» (Иван Хруцкий) на рекламном баннере.

Из двенадцати персонажей на фронтоне и крыше главного фасада Дворца культуры профсоюзов программа заштриховала троих (и еще одного на заднем фасаде).

В общем, о чем говорить, если программа замазала даже лица у первого в мире памятника программистам на Партизанском проспекте — скульптуры Леонида Зильбера «Труд» (другое название — «Наука») 1975 года. У парня в руках — осциллограф, у девушки — перфолента с программой. Наверняка более стабильной, чем та, что на панорамах замазывает лица людей и попутно захватывает скульптуры.

«Вложил 200К, вернул 180». Как айтишники спешно продают квартиры в Минске
По теме
«Вложил 200К, вернул 180». Как айтишники спешно продают квартиры в Минске

Вы дочитали этот материал до конца. Если вы здесь оказались, значит, скорее всего, вас что-то зацепило. Потратьте еще 30 секунд, пожалуйста.  

Беларуское ИТ нельзя представить без dev.by.

Мы уже почти 15 лет делаем важные и честные материалы, помогаем каждому из вас делиться профессиональным опытом и мнениями, робім беларускую версію. Мы радовались успехам индустрии вместе, обращали внимание на несправедливость, даём слово каждому.

Сегодня редакция dev.by — команда удалённых беларусов из 10 человек. Ещё у нас есть менеджмент, бэкофис и, конечно, технические специалисты. У нас 600+ тысяч читателей каждый месяц и десятки тысяч в телеграм-каналах и социальных сетях. Мы выпускаем 300+ новостей и больших текстов, вроде того, что вы только что читали. Все беларуские медиа цитируют dev.by.

У всех тёмные времена. И мы идём через идеальный шторм вместе с комьюнити. Наши рекламные доходы, которые были источником финансирования редакции, сократились в несколько раз.

При этом мы уверены, что тем более важно продолжать оставаться местом встречи беларусского ИТ-сообщества — всех, кто остаётся и уезжает.

Вы можете нам помочь. В конце прошлого года мы запустили подписную кампанию — начали собирать донаты от читателей. Мы хотим в 2023 собрать 1000 читателей-подписчиков. Сейчас их 170. 

Помочь нам можно через Patreon. Сейчас средний чек — около 10$, но мы рады любой сумме. Ежемесячные платежи делают наши планы более предсказуемыми, но вы сами смотрите, как вам удобно :) 

В Беларуси Patreon заблокирован. Мы будем добавлять другие способы.

Спасибо, что прочитали это сообщение.


Читать на dev.by