End of an era: Dobkin steps down after 32 years leading EPAM
On September 1, 2025, at the age of 65, Arkady Dobkin will step down as president and CEO of EPAM after 32 years at the helm. Although he will become executive chairman of the board of directors and continue to do something very important, this appears to be a milestone in the life of both the company and its founder. Regardless of whether this is retirement or a strategic move to please investors, it marks a turning point.
On September 1, 2025, at the age of 65, Arkady Dobkin will step down as president and CEO of EPAM after 32 years at the helm. Although he will become executive chairman of the board of directors and continue to do something very important, this appears to be a milestone in the life of both the company and its founder. Regardless of whether this is retirement or a strategic move to please investors, it marks a turning point.
devby.io
We’re not sending Dobkin off to retirement, especially since he’s only 65, and in the US, the retirement age for those born in 1960 won’t arrive until 67. Nevertheless, it seems important to remember some interesting facts about this legend of the Belarusian IT industry.
In May 2025, EPAM Systems announced that Arkady Dobkin—key founder, chairman, CEO, and president of the company—will transition to the role of executive chairman of the board of directors on September 1.
Balazs Fejes, currently president of global business and chief revenue officer, will succeed Dobkin as CEO and president.
Meanwhile, Dobkin «will continue to actively participate in shaping EPAM’s long-term strategic direction, supporting key relationships with clients, partners, and investors, providing guidance on critical strategic initiatives, and promoting the company’s brand worldwide.»
His mother escaped from the Minsk ghetto, his father survived the war
Arkady Mikhailovich Dobkin was born on June 3, 1960, in Minsk. This fact alone could be considered lucky. Though Dobkin himself considers his first stroke of luck to be his residence permit, which allowed him to study at the best math school in the city. Here’s how he described his family’s history in a 2012 interview with «Komsomolskaya Pravda.»
«My parents were of wartime age. My mother (her name is Polina, and in 2018 she lived in Philadelphia — devby) was a native of Minsk who managed to escape at age 15 from the Minsk ghetto to the forest, to a partisan detachment, after almost her entire family—parents, younger brother, other relatives—a total of 36 people—died there. My father went through the war from '41 to '45, including the entire blockade of Leningrad. Now my parents live in America; my father will be 92, my mother 86. Until I was 7, we lived in a communal apartment—two families, 5 people in one room and 4 in another.
But we lived at Victory Square—and this was my first stroke of luck!—I went to School No. 50 because it was simply the school in our neighborhood. And it was truly an excellent school with outstanding teachers.
My older brother, a master of sports in wrestling (today he’s the head of a large engineering company and a laureate of Belarus’s state prize in science and technology), brought me to a group led by his friend, Oleg Yakovlevich Raikhlin—I got lucky again. Then came the polytechnic institute—also a good school. And I got lucky again; there was an associate professor in the Department of Electrical Systems, the late Robert Ivanovich Zapatrin. Obsessed with programming and invention, he inspired many students, including me.»
When asked about universities, I often answer that our education is quite competitive even today. Though I know that when people read this, I’ll likely have many opponents who understand the problems of education in Belarus much better than I do. But unfortunately, this is an international problem. I know what I’m talking about: my older daughter finished school and university in America. And I see how they teach in the school where my younger daughter studies now, which is far from the worst school.»
Arkady Dobkin graduated from the Belarusian Polytechnic Institute (now the Belarusian National Technical University) with a degree in electrical engineering. We don’t know where he was assigned after university, but we know he began his IT career in Minsk—he worked at several software development companies.
When Dobkin left for the United States in 1991, he already had his own programming cooperative in Minsk with 20 people. He had planned to maintain the company, but that plan didn’t work out. Here’s how the EPAM founder recalls the beginning of his emigration in the same «KP» interview.
No English and $2K in his pocket
«In 1991, it was possible to go to America through family immigration. My sister had been living in America for 10 years, and my parents insisted that we should all be reunited there. I barely knew English: I could read and write a little as a technical specialist, but couldn’t speak at all. I had $2,000 in my pocket, everything else stayed with the company, and I had a place to stay, which was really quite a lot. That’s it.»
At first, the future founder of EPAM even washed dishes.
«I did. $2,000 runs out very quickly: bought a car—and it’s gone. My sister had her own family, her own problems. After a month and a half or two, the euphoria evaporates, and you realize that you have to do everything yourself, nobody is waiting for you here, and you can’t be a burden to anyone. Plus, I had a seven-year-old daughter who was even more frightened. And my English was such that I could only get a job by miracle. So yes, for about four months I washed dishes while simultaneously looking for work in my field. Out of fear, I sent out four hundred resumes during that time, I had calluses on my fingers from the pen. Fortunately, one large company hired me despite my limited English, simply because they urgently needed to fill a gap for two months. Somehow they understood that I could do it. I ended up filling that gap for a year and a half, and after that time, I started speaking English fluently.»
Why did you go in the first place? For the American dream?
«In reality, there was no American dream. There was a dream to live normally and do what I enjoyed. I was leaving Belarus at the very end of '91, when nothing was clear about what would happen, how, or when. In Minsk at that time, I already had a programming company, and I really wanted to remain a professional in this field.
In the Soviet Union at that time, private business had just been allowed, and since I was a programmer, I started working in that field. There was a company, probably about 20 people—a programming cooperative, as it was called then.
When leaving, I asked my employees to wait for me for a year. I naively believed that I would somehow figure out how to work together again. But after just a few weeks in America, I realized it was a wild and unrealistic idea and that here I needed to survive.
Don’t forget, we’re talking about what happened 20 years ago. Today it’s hard to imagine: there was no internet, no mobile phones, nothing! To call Minsk, you had to spend $4 per minute, and the value of a dollar was quite different than today.»
«KP in Belarus»
In the end, his Minsk employees didn’t wait for their leader.
«In 1992, a very serious crisis hit. The Soviet Union collapsed right after I left. Everything changed, and the company and the orders that remained—all of it collapsed and the money depreciated. Several key guys started doing other business, which grew into a company that’s quite well-known in the country today, not related to programming at all. Every time I drive from the airport, I see their advertisement in the city center.»
Brief employment history in the US
The company that hired Dobkin without English was Prudential Insurance, where the immigrant worked as a programmer from 1992 to 1993.
Then in 1993, together with Leonid Lozner, he founded EPAM Systems with headquarters in New Jersey. And it seems he continued to combine business with employment.
Kuibysheva 28, sixth entrance. Leonid Lozner rented this basement space in 1993 for EPAM’s first Minsk office from his father, who was the head of the housing cooperative in the building.
From April 1993 to November 1996, Dobkin served as a consultant and lead technical specialist at Colgate Palmolive. He also worked at SAP. And in 1995, Dobkin, along with a group of Minsk programmers who formed the core of EPAM Systems, began working on creating a sales support system for Colgate.
American or Soviet-born?
Dobkin says he never fully became American (supposedly, he still rarely smiles without reason), but he disagrees with stereotypes about Soviet thinking. He believes that being from Belarus doesn’t mean you have a «Soviet mindset,» and conversely, many people with a «Soviet mentality» never lived in the USSR:
«I don’t think Soviet thinking hindered me, and I don’t think that people who come to work for us in Belarus today have Soviet thinking. Besides, over the past 20 years, I’ve seen plenty of Soviet people who never lived in the USSR. When people talk about the 'Sovietness' of thinking, it’s always very relative. Especially if you understand well how life was structured 20-30 years ago in the Soviet Union. Today people can travel almost without restrictions. You can get any visa and go anywhere. There’s unlimited internet—meaning there are no serious information restrictions.» (Who knew that 13 years later these statements would sound prescient—devby).
Accolades and employee respect
Under Dobkin’s leadership, EPAM Systems grew from a small startup into one of the largest IT service corporations in Central and Eastern Europe. In Belarus, EPAM was simply the largest IT company for a long time (at its peak in 2020, nearly 10,000 specialists in production roles) and in some sense the progenitor of Belarusian IT. The local office became one of the first (four companies were accepted simultaneously) residents of the Hi-Tech Park in 2006, and Dobkin himself actively participated in consultations on forming the infrastructure and tax regime for HTP residents.
Throughout his business career, Dobkin has received numerous awards. In 2015, he was inducted into the Academy of Ernst & Young World Entrepreneur of the Year and Entrepreneur of the Year Hall of Fame. In 2021, he received the Tatra Summit Business Leadership Award from GLOBSEC.
But perhaps the most human title came in 2024 — Most Loved CEOs — from Newsweek. «Like a grandfather to every employee,» wrote commenters under the post about this award.
The EPAM president’s rating among employees (who were surveyed) was likely influenced by his active and caring communication with the team (including help and relocation, of course) against the backdrop of events in 2020-2022. Let’s recall Dobkin’s key messages during this turbulent time:
The subsequent crisis in demand for IT solutions and the inevitable unpopular measures at EPAM (as everywhere in the world) may have adjusted emotions and assessments, but the impression remains that the company weathered the dramatic five-year period of 2020-2024 with dignity under Dobkin’s leadership. In difficult moments, they tried to communicate with their people. And in 2025, there were the first signs of recovery from the crisis.
Piper Sandler’s unusual report
Interestingly, investment bank Piper Sandler, which has prepared analytics for EPAM for many years, specifically noted the challenges the company has faced in recent years. In a recent report, its employees departed from standards and included a heartfelt dedication to the EPAM president in their business text.
«Well, Ark. We’ve had the fortune and honor to work with several respected C-level executives over the past couple of decades, and we can confidently say that Arkady Dobkin (Ark) could well take a place in the Rock and Roll Hall of Fame (if there were a business category).
Ark will have many stories for his grandchildren (will he write a book?). Working with Ark for over 15 years, we’ve seen how skillfully he restructured the company during periods of serious change. It’s easy to admire the average annual revenue growth of 23,2% (2012-2024) and shares that grew by approximately 5,000% from IPO to peak value. But behind these impressive figures were many trials: two wars, a 90% drop in revenue after the largest client, which accounted for over 25% of revenue during the global financial crisis, reduced orders; colossal technological transitions—from local solutions to the cloud, the growth of mobile technologies, and the continuing rise of AI. Eastern Europe is not the easiest place to do business: during one of our investor trips to Ukraine, a car bomb exploded right outside our hotel.
More than 30 years of consistent leadership. Despite difficulties and new opportunities, Ark remained present daily—for employees, clients, and shareholders. Having founded EPAM and led the company for more than 30 years, he demonstrated consistency, dedication, and clear focus. This is truly the end of an era.
Thank you, Ark, for the time spent with us. Rather than lamenting that we will no longer work together, we are grateful for the countless conversations, words of wisdom, and camaraderie we’ve shared over the years.»
“I broke up with my boyfriend and didn’t want to spend New Year’s alone.” How tech specialists are finding unique ways to bring joy to others during the holidays
"The saving grace is that in a large office, they can’t keep tabs on everyone." How people cope with depression: two stories
Ksenia works at an IT company in Central Europe. She’s a highly sought-after professional with recruiters constantly reaching out. Yet often, she struggles just to get out of bed.
Arseny remains grateful to a well-known outsourcing company in Belarus for its supportive approach during his acute phase of depression.
Want to report important news? Write to the Telegram bot
Main events and useful links in our Telegram channel
Обсуждение
Комментируйте без ограничений
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.
Человек сам основал компанию и сам отходит в сторону. Иному бы, который взял чужое, а потом назвал его 'любимой, которую не отдают', следовало бы поучиться, но где уж там.
Человек сам основал компанию, добился успеха и сам отходит от дел. Уж иному то, который взял чужое, ничего не добился, [Часть комментария скрыта за нарушение правил общения. Вот они, их всего пять: https://devby.io/news/comments-2024], следовало бы поучиться, но не дано.
Не знаю, как там все начиналось, главное, во что превратилось.
1.Культ английского. Вчерашние выпускницы инъяза из отдела кадров режут на первом этапе 10-и летних синьоров только потому, что тот свободно не говорит по английски. Даже если у него в резюме 70% - это американские компании. Если вы толком ничего не умеете, но свободно говорите на английском, велкам в ЕПАМ. Добрая половина компании - это те самые болтуны. Если не больше.
2.Кумовство на всех всех этапах. Многие люди вообще непонятно чем занимаются, и занимаются ли вообще.
3.Ухватившие американскую мечту за хвост релоканты экономят на еде, живут в подвалах, питаясь пиццей по бесплатным купонам. Рабтают за треть реального рейта с кабальными контрактами на 5 лет.
4.Бывший хед дизайна ЕПАМ Максим Гулевич за год не смог собрать кластер из 14 дизайнеров, обещая совсем не дизайнерские зряплаты. И это при наличии в аккаунте на Фейсбук с 5к друзей тех самых дизайнеров, собственной школы ЕПАМ, и толп выпускников курсов, академий и прочих училищ.
5.И на десерт. Анализируя аккаунты счастливчиков, заскочивших на галлеру, которые, не успев окончить курсы, и получить бесплатный рюкзачок, релоцируются по всему миру, включая пляжную Латинскую Америку. Недоумеваешь. Как мой коррешь, фулстек девелоупер с профильным образованием и 15-и летним релевантным опытом, автор книги по программированию без сооавторства, смог только с 4-го раза залететь к ним на среднюю вилку, да еще и присесть на бенч. Кстати, тоже не балакал на английском свободно. lol.
Пользователь отредактировал комментарий 2 сентября 2025, 14:17
А чего это "Как мой коррешь, фулстек девелоупер с профильным образованием и 15-и летним релевантным опытом, автор книги по программированию без сооавторства, смог только с 4-го раза залететь к ним на среднюю вилку, да еще и присесть на бенч." туда так усиленно старался попасть. Если он такой расчудесный, то что, не мог работу лучше найти?))
Он искал работу в Польше, собирася валить в Чехию. Под это дело даже началал учить польский, потом чешский. Чтобы вы понимали, тогда еще не выдавали налево и направо дижиталномад визы вчерашним выпускникам курсов и двухгодичным мамикным синьорам, вид на жительство отсидевшим 15 суток змагарам, липовые карты поляка, и ойтишечка толпами под шумок не валила в ЕС и на моря. Тогда работа в ЕС считалась каким-то золотым билетом. Поляки сами были ни гу-гу по английски, собеседования проводили на польском. Мой корешь естественно бекал-мекал на ензыке, который учил пол года, и ему предложили аж целую тысячу с официальным оформлением в польском раю. ЕРАТ предложил 2200, даже сидя на бенче. При этом я абсолютно не преувеличиваю его компетентность. Он настоящий фуллстек с подтвержденным опытом и скиллами. Колхозники просто смешали его с г. Он потом после этого ЕПАМа 5 лет очухаться не мог. Бюракратичекая помойка, напичканная детьми и некомпетентными дармоедами.
Пользователь отредактировал комментарий 2 сентября 2025, 18:34
Опять не понял, почему этот суперспец не мог попасть в суперпупер контору на суперпупер зарплату? Если личные проблемы с поиском работы или неумение оформить документы, то сорри, чувак сам этого не умел делать. И да, совершенно обоснованно получил столько, сколько ему захотели платить. По-моему тут очевидно всё.
Причем тут оформление документов, заплатить столько, сколько захотели и высокенькие технологии?Ничего тут обосовательного нет, кроме вашего совкового агрессивного менеджмента и комплекса неполноценности.
Пользователь отредактировал комментарий 2 сентября 2025, 23:49
Вкатыши и дети из ЕПАМа, сидящие на жалком куске зепки в Грузии. Можете сколько угодно дизлайкать мой коммент, чем больше минусов - тем больше в нем правды. Если вам нравится на правах бомжа заносить болше половины своей зепки грузинским гопникам, а на остальное - бухать не просыхая, как все мои знакомые ЕПАМовцы из Грузии, кроме парочки семеных шнырей, то у меня для вас плохие новости. Водитель уличного пылесова в Копенгагене имеет 4,5к месяц. Пацаны на рыбных заводах в Норвегии - 2к чистыми, за 7-и часовой рабочий день, двумя большими перерывами плюс час на обед за шведским столом(это не включено в 7 часов). Я в курсе, что мамки и телки гордятся вашим статусом формошлепа или дизайнера трех кнопок. Но суть от этого не меняется. Добкин поимел вас во все уши, а вы и рады. Вы - генетические рабы. И все в мире об этом знаю, про ойтишнегов из восточной Европы и бывшего совка.
Ты не поверишь, зумерок. Даже меньше двух кусков(1700 у него на руках оставалось). И это у человека, с еврпоейским паспортом(эстонским). Инфа с передовой. До вычета налогов получается больше трехи. Минус налоги, минус 300 евро койко место рядом с работой. Дом несколько этажей. Этот эстонец делил цокольный этаж еще с двумя людьми, говорид, что повезло. Потому основной этаж - проходной двор, там все санузлы, кухня, гостевая. Питание, не буду пугать норвежскими ценами, он в 250 евро на самых минималках вкладывался, хрюканина в пластике из местного сельпо. В выходные ездили рыбу ловить, говорил, что не хило на еде экономили благодаря рыбалке. Пацанчик мечтал "стать моряком", и пойти работать на рыболовное судно. Там зепки до 7к. Попасть без норвежского или шекспировского английского - анриал. Очередь из паков и индусов с английким и британским подданством на 5 лет вперед. Из плюсов работы на заводе - никакой каторги. Час сортируешь, час стикеры клеишь, час рубишь на куски, карусель от конвейра к конвейеру. Рабочих часов - 7. Остальные 2 - отдых и обед. Приличный шведский стол, там какие-то копейки в месяц высчитывают, евро 50. Вот такая она реальность, норвежец мамкин.
Пользователь отредактировал комментарий 5 сентября 2025, 23:46
Уже тут давно не коменчу, но мне позвонили и сказали, что тут какой-то беспредел в виде ФИО. Штош, надо показать, что я жив, я решил ответить.
Какие ко мне предъявы, брат?
Я как раз пострадавшая сторона, причем 2 раза: в 2008-м меня феерично выпилили за плохое поведение, внесли в черный список по ИТшке РБ, забрали стоков на пару лямов грина (как потом выяснится, я на полном серьезе сейчас), пришлось даже уехать в дефолт-сити, потом через 6 лет я вернулся и хотел построить студию из 1000 дизайнеров, благо дизайнеры классные не только в Украине есть, и мы уже начали это делать, за 2 года набрали, замотивировали, обучили, распределили, поставили на ноги в компании около 100 дизайнеров, придумали интересный челлендж, студий в 1000 дизайнеров я никогда не видел и это было реально интересно. И верю в то, что у нас бы получилось.
А потом опять под жопу на мороз в 2022-м. Ну ок, не на мороз, простите, что не поехал в Кыргызстан, Грузию, Армению или Турцию. Извините. Раз уж я человек второго сорта, то зачем выделываться. Ну не нужен специалист, не надо.
Максим Гулевич, между прочим, всегда сраку рвал за людей, пытался им зарплаты поднять, мониторы выбивал, спрашивал: а почему у нас в компании во всех странах макбукипро дизайнерам выдают, а нам нет, мы че — биомусор какой-то? И поэтому мои люди работали хорошо, потому что я к ним относился к каждому не как к ресурсу, а как к Человеку.
То, что многие люди непонятно чем занимаются и на галере много дегенератов — следствие бурного роста и большого хедкаунта, не понимать это — ну надо совсем уже быть дурачком... А что, в других компаниях такого размера как-то по-другому?
К Арку у меня претензий нет, хорошая была компания, и он хороший, ровный мужик, выполняющий свои обещания (в отличие от некоторых), что бы кто ни говорил. К сожалению, решения иногда надо принимать в пользу бизнеса (иначе останешься без него), а не в пользу счастья сотрудников, это часто полярные понятия.
Не знаю вообще у кого какие претензии к епаму могут быть вообще. Я свое здоровье оставил в епаме, что вам еще нужно?
А ты никогда не думал что вот этот «нормальный мужик» натянул маску и чтобы к нему претензий не было. А сам за профит снимает с каждого для себя. Ты оставил ему здоровья а он вампир напился крови. Их бы всех его и его топов в Израиль. Одно дело встречаться с ним и на звонках, другое дело видеть каждый день в офисе. В один день понимаешь что маска сползла и тут понятно кто кому душу продал
Я в таком ключе никогда не думал, потому что для меня лично Аркадий — это человек, кто создал компанию, в которой мне всегда было приятно работать и в которой я смог реализовать (пусть и частично) свои амбиции, я многому научился, мне было интересно, я познакомился с прекрасными людьми (с мудаками тоже познакомился), это такая школа жизни.
Обижаться и что-то требовать от Аркадия — это как обижаться и проклинать родителей, тем более не самых плохих.
Да, были тяжелые времена, да, были местами странные решения, но мы двигали компанию все вместе вперед, и здоровье клали на этот алтарь все вместе. Я не буду писать неправду, я не сидел с Арком в одном кабинете и на одном этаже, но неоднократно (десятки раз) присутствовал с ним в рабочей обстановке в течение дня, часто общался вживую (в том числе и в США), тет-а-тет, в составе групп, беседовал "за жизнь", пару раз ехал в такси после ресторана, встречался в кафе в минске на разговор, когда не работал в епам и т.п. — я могу сказать, что это фанатик своего дела, он не про "профит снять с каждого" точно, хотя это часть его бизнеса, ему просто интересно было управлять своим стартапом, строить то, чего никогда не было в природе.
Я вам и завидую и сочувствую одновременно (завидую, потому что может еще это испытаете), если вы никогда не испытывали той эйфории, которая накрывает в случае, когда ты что-то создаешь, что-то делаешь такое, чего никто не делал и у тебя долго не получается, а потом получается!
Большие деньги настигают тебя только тогда, когда ты о них не думаешь, когда ты увлечен любимой работой и выкладываешься на 400%.
Ну и еще раз повторюсь: наверное, я уже очень какой-то очень старый человек, если я, например, понимаю, что нельзя от бизнесмена, который ведет бизнес в области аутсорсинга и аутстаффинга и даже консалтинга требовать, чтобы он не снимал профит от каждого сотрудника. Так в этом смысл его работы... Если вас это не устраивает — вы создайте свою компанию и работайте спокойно, это же не запрещено пока еще, может я чего-то не понимаю?
Кстати, открою страшную тайну — вот этот тип бизнеса, как у епама, это крайне геморный, низкомаржинальный и трудномасштабируемый бизнес, мало кто с этим справляется на действительно эффективном уровне, грубо говоря, чтобы в 10 раз больше заработать компании, ей нужно в 10 раз больше людей, а с ростом количества людей падает производительность труда и вырастают накладные расходы на обслуживание всего этого титаника.
"больной параноик", "нарцисс", — вы вообще смысл слов этих понимаете?
Можно долго рассуждать о высоикх целях бодишопа из восточно- европейской Папуассии. Но фактчекинг, когда синьору на серьезных щах предлагают переехать в США на 50-60к в год, говорит сам за себя. Когда говорящая бошка ртом после инъяза имеет столько же, сколько фулстек разраб с 15-и летним стажем. А сидящий в штатах ПМ не в состоянии решить кейс с закупкой кофеварки в минский офис. Возможно тебе повезло, и ты в нужное время оказался в нужном месте. Вообще хз за что тебя там сделали самым главным так давно и настолько долго, что аж с самим Добкиным на собесах десятки раз пересекался, и даже за жизнь тер. ЕПАМ дал дорогу в жизнь большому числу бездарей и невежд. Оставив за бортом толпы талантливых и нициативных людей. Почему так произошло и продолжает происходить претензия не конкретно к тебе. А к толпе этих дурачков с рюкзачками ЕПАМ, в которых по Минску уже дворники ходят.
Пользователь отредактировал комментарий 6 сентября 2025, 09:29
Так я согласен с тем, что "ЕПАМ дал дорогу в жизнь большому числу бездарей и невежд", но это скорее им надо завидовать, а не жалеть тех, кто вместе с ними работал и работает или тех, кто туда по каким-то причинам не попал.
Вообще, у епам всегда было 2 имиджа, первый, до 2001-2002 года, это что туда хер попадешь и это было действительно так, брали только лучших, единичный такой набор, 1 человек в месяц приходил в компанию, уже взрослый сформировавшийся специалист, мне было 23 года и все мне казались дядьками, я был чуть ли не самым молодым... Прям попасть было нереально. Я попал чудом, оч хорошо сделал тестовое задания, скажем так, рискнул, пошел ва-банк, сделал ставку на минимизацию объема кода (я туда устраивался как HTML-девелопер) и попал в точку, там к этому минимальному весу файлов отнеслись удивительно неадекватоно-положительно, а так бы не взяли бы :) В этот период брали вообще никого и чтобы попасть было 100 человек на место.
Второй период, так сказать, начиная с 2005-го, не помню точно, начали набирать не только джунов, но и вообще всех, кто не ходит под себя и может что-то напечатать на клавиатуре, начался бурный рост, начали покупаться компании, началась бюрократия, уже качество достигалось не за счет хороших ответственных людей, а системы контроля, то есть плетки и т.п. Появился целый отдел качества (в широком смысле слова, это же не только тестирование, а полноценное обеспечение надлежащего уровня качества, CMMI или как это балалайка называется, я в этом не эксперт).
НО! В этот период — и до сих пор — я вообще никак не могу представить момента, который вы описываете: "Оставив за бортом толпы талантливых и инициативных людей".
Может быть имеется ввиду ситуация, когда человек приходит из продуктовой компании с зарплатой в 5К и просит 7К в РБ? Ну так и ежу понятно, что он будет послан в пешее еротическое путешествие, если рынок показывает, что вилка 3-4 (я очень условно про размер, просто для примера), а человек просит в 2 раза больше.
Пока писал, подумал, что скорее всего речь (приходится как дебилу пытаться угадывать, вы же не можете написать конкретные примеры) о том, что взрослый специалист с 20-летним опытом не может найти работу и его не берут никуда компании в том числе и в епам, потому что он оверквалифаед на вакансию и он там не нужен? Если да, то такой эффект имеется, глупо его отрицать, потому что канонический тип бизнеса не подразумевает большого наличия седых, строгих и мудрых "дедов", у которых гигантские зарплаты, бизнес подразумевает на 1 такого мудреца 25 джунов, которые продаются задорого, а бригадир контролирует работу цеха и всем хорошо.
Я сам честно скажу, вообще не понимаю, что случается со всеми джунами и миддлами потом? Вот 25 лет прошло и со мной рядом было очень много специалистов и потом было, вот этот колоссальный пласт людей, им же тоже уже лет под 35-40, куда они все делись, они все работают артдиректорами или техлидами? или создали свои компании? ну физически же столько новых компаний не создавалось... может, спились? или померли? Они же не работают junior developer'ами в 40 лет? А директоров столько не нужно. Вот я хз. Это же некая пирамида, дерево, которое когда-то должно развалиться.
Касательно епама, тут кстати ситуация немного даже противоположная, более выгодная для стариков и опытных дедов вроде нас, лет 10 назад придумали, как бы это получше выразиться, добавить еще принципиально другой вид деятельности, который называется консалтинг, хотя бы для начала технологический консалтинг (бог с ним уже с бизнес-консалтингом), и для людей с гигантским опытом придумали даже дополнительную стезю развития и грейды, Advanced Engineering, ну типа есть обычная вертикаль, Junior, Middle, Senior, Lead, Chief/Principal и на этом техническое развитие заканчивалось может быть там можно было Architect стать, а теперь добавили после Lead еще одну лестницу. на которой тоже Middle, Senior и Lead, но идет приставка Advanced, я не помню точно как оно называется, но суть такая. Появлялись новые должности, все старались делать в ногу со временем. Сделано это, потому что очень опытных людей начали продавать в том числе как консультантов за большие бабки, поэтому появилась возможность им платить больше и т.п.
Ну и еще такой пример: компания была настолько большой, что точно была возможность (знаю лично такой случай), например, случайно поругаться с рекрутером или на техническом интервью не сойтись характерами с лидом (скажем прямо, разработчики — все достаточно уникальные люди с прибабахами, а про дизайнеров — вообще молчу), получить отказ, затем в другое подразделение с легкостью пройти собесы и устроиться на работу и потом даже не пересекаться годами с тем вот первым рекрутером и техлидом...
То есть как-будто бы даже больше возможностей для устройства на работу, в упор не пойму, по какой схеме могла возникнуть проблема "Оставив за бортом толпы талантливых и инициативных людей".
Про инициативных и амбициозных товарищей у меня сложилось такое какое-то личное мнение, что это часто граничит с психическими расстройствами, у меня есть примеры таких кейсов, когда у нас был разраб, у которого отъехала башня через пару лет программирования и он начал делать какие-то странные вещи, например, ходил по конторе и всем менеджерам предлагал перепрофилировать епам и продавать компьютеры (ноутбуки), что-то такое... Это терпели где-то полгода, затем просто попросили продолжить свой путь самостоятельно, намекнув, что у нас software engineering, а не продажа оргтехники. Не удивлюсь, если он до сих пор ходит и рассказывает, что с галеры его уволили за его амбициозность.
Похожий случай, человек курсировал с митинга на митинг и предлагал сотрудникам сделать МЛМ-пирамиду (не финансовую, а для привлечения в компанию новых людей или проектов, что-то такое), отвлекая рядовых сотрудников от работы, сам ничего не делал, в итоге также получил увольнительную, которую честно заслужил.
Вообще, надо всегда сразу понимать, что, приходя в компанию N, надо сначала разобраться как она устроена, откуда у нее прибыль и уж затем пытаться как-то на это повлиять, чтобы попросить себе улучшение условий в будущем. В компаниях, где продукт — это ты, надо разобраться сначала почему одних людей продают дороже, а других — дешевле, почему одним платят больше, а вам — меньше (если есть такая возможность), попытаться найти закономерность, затем целенаправленно сделать себя лучше, то есть удобнее, выгоднее, то есть работать в рамках каких-то заранее заданных правил и полиси, но бить в одну нужную точку. И не делать ничего, что будет вас отдалять от этой цели (если цель — зарабатывать столько, сколько сосед Вася).
Про США сложная тема, насколько я это понял для себя (никогда туда не пытался переехать, к слову) там такое обоюдное негласное соглашение: сотрудник все равно покидает компанию сразу после получения гринкарты и компания вроде бы даже помогает ему с ее получением, но в обмен на это, конечно же, зарплату начальную ставят ну совсем минимальную, если человек все равно уйдет, а сейчас он не может уволиться и ты ему сделал визу и помог переехать, то зачем платить больше? Это немного не по-коммунистически, однако, очень по-капиталистически.
На хорошую компенсацию можно было устроиться в США только в одном случае, когда это нужно компании и когда ей нужен именно ты, то есть тебе звонили и уговаривали переехать, а не наоборот. Это настолько очевидно, что прям даже лень писать. Законы экономики "спрос/предложение" в самом жестком их виде. Что именно Аркадий должен делать? всем амбициозным докинуть 20% в зарплату? всем инициативным поднять на 50%? Всем красивым платить от 200k+, всем с именем Аркадий сделать промоушен до директора или хеда оф что-то?
Поэтому вместо категорий "инициативный" я крайне рекомендую покрутить головой, изучить как работает то или иное предприятие, и использовать прилагательное "полезный" или даже "выгодный", мы ведь про рыночную экономику?
У меня последний довод, уже аргументов не осталось. Если вам все еще кажется, что человек с опытом 20 лет не может найти работу и это из-за того, что это епам такой плохой и Аркадий такой больной параноик и вампир, так я могу сказать, что это из-за возраста данного специалиста. Это известно было давно и тренд прослеживался. Если в этом есть сомнения, можно погуглить возраст, в котором уходят на пенсию спортсмены, например футболисты (30 лет) и фотомодели (в районе 20 лет). То есть все предъявы на эту тему мне напоминают анекдот "коммунальщики не подготовились к зиме, не ожидали, что 15-го декабря выпадет снег". Если человек 15-20 лет работал, зарабатывал по 3-5к грина в РБ и не спланировал свою жизнь к 40 годам, простите, кто в этом виноват?
Меня часто внутри епама называли невменяемым, некоторые, уверен, даже так считают до сих пор, но я почитал комментарии, которые и в этот пост пишут люди, и в другие — могу только сказать, что мне страшно становится, то ли время другое и я пропустил этот момент, когда все долбанулись, то ли я постарел, но вообще адекватный комментарий найти вообще достаточно сложно, это я-то неадекватный? ДА Я БЭТМЭН!
Намек? Я работал в Ньютаун офисе.
Ты все правильно описал, но есть еще и 3-й период. Это была такая задумка амбиция в районе 2014-2015 - давайте станет мега компанией, такое головокружение от успехов. И вот тут все пошло не так - главное решение было утроить штат в странах которые уже воевали и Крымы делили. Предложение было сладким, местные валюты попадали. Захотелось стать монополистами. Сработало. Затем ковид, опять прокатило - нанимали не глядя в Америке, заставляли нанимать пройдох работающих из дома. Я должен был отстаивать не нанимать, так они шли к другому менеджеру и там проталкивали. Это даже словами описать нельзя было. Конфликты и проваленные не проекты а программы. А потом 2022. Катализатор жадности, тщеславия, неуемности и эго личная ответственность Аркадия и его топов и борда. Все хорошие менеджеры в штатах (наши люди пробивные которые открывали топовых клиентов) ушли почти все. Имена (смотри LinkedIn). И я сними со всеми работал и знаю подноготную конфликтов лично с Арканом. Это хитрый тиран. И если что - поведет в суд, гад
PS этим Американские публичные компании и отличаются что личные эйфории как ты выражаешься не разрешены. А Он построил все из лояльных прихлебал и в результате он «сидит» на своей эйфории. Его рокировка с FB это просто диктат одного человека с всего лишь 4% акций
Pps я проходил через эти эйфории и до епам и внутри его. Понимаю о чем ты, но уже не интересно после определенной суммы $
Пользователь отредактировал комментарий 6 сентября 2025, 15:29
О, так ты правда из наших бывших. Слушай, ну так я ж все понимаю, просто я вот, например, отпустил уже всех. Всех простил. Ну, мне епам даже снился и до сих пор иногда. Столько всего было. Я на многих обижался, но потом меня отпустило и я отпустил. Ну было и было. Я особо на личности не перехожу, мне тоже многое хотелось рассказать, но компания это живой организм, люди работают, они все разные и т.п. Руководство часто поступало странно, не только глобальное, но и местное.
Короче, я подумал, что надо двигаться дальше и зла больше не держу.
А коммуницировать в сеть всякие свои оценочные суждения я уже не хочу, я просто понял, что все видят мир по-своему, для кого-то человек такой, для кого-то он совсем другой.
Хер с ними, короче )
Как он любит себя всем предлагать хорошим и пригожим. Это такой нарцисс который ни за что власть не отпустит. Даже его рокировка это доказывает. Для Америки такое долгое сидение это невероятно для публичной компании. И все его ошибки с гипер наймом в России и Украины во время конфликта до войны. Все можно было уже понять. Нет он хотел заработать на падении курсов валют и нанимал как ошпаренный. Это какой то нарк в казино. Аркадий - он больной параноик! Сколько лет я с ним провел в офисе, это вампир энергии из людей. Засел паук
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.
Даже не верится что так время пролетело, вроде совсем недавно епам был главным в период бума айтишки и начале пвт, а сейчас основатели уже на пенсии.
Аркадий, оглядываясь назад - чтобы вы сделали сейчас иначе ?
Не поможет
С упорством, достойным лучшего применения...
Человек сам основал компанию и сам отходит в сторону. Иному бы, который взял чужое, а потом назвал его 'любимой, которую не отдают', следовало бы поучиться, но где уж там.
Человек сам основал компанию, добился успеха и сам отходит от дел. Уж иному то, который взял чужое, ничего не добился, [Часть комментария скрыта за нарушение правил общения. Вот они, их всего пять: https://devby.io/news/comments-2024], следовало бы поучиться, но не дано.
Дачытаў да спасылкі на "комсомольскую правду"
Стало бы беларуское IT таким же мощным без Аркадия?
Думаю что нет.
Не знаю, как там все начиналось, главное, во что превратилось.
1.Культ английского. Вчерашние выпускницы инъяза из отдела кадров режут на первом этапе 10-и летних синьоров только потому, что тот свободно не говорит по английски. Даже если у него в резюме 70% - это американские компании. Если вы толком ничего не умеете, но свободно говорите на английском, велкам в ЕПАМ. Добрая половина компании - это те самые болтуны. Если не больше.
2.Кумовство на всех всех этапах. Многие люди вообще непонятно чем занимаются, и занимаются ли вообще.
3.Ухватившие американскую мечту за хвост релоканты экономят на еде, живут в подвалах, питаясь пиццей по бесплатным купонам. Рабтают за треть реального рейта с кабальными контрактами на 5 лет.
4.Бывший хед дизайна ЕПАМ Максим Гулевич за год не смог собрать кластер из 14 дизайнеров, обещая совсем не дизайнерские зряплаты. И это при наличии в аккаунте на Фейсбук с 5к друзей тех самых дизайнеров, собственной школы ЕПАМ, и толп выпускников курсов, академий и прочих училищ.
5.И на десерт. Анализируя аккаунты счастливчиков, заскочивших на галлеру, которые, не успев окончить курсы, и получить бесплатный рюкзачок, релоцируются по всему миру, включая пляжную Латинскую Америку. Недоумеваешь. Как мой коррешь, фулстек девелоупер с профильным образованием и 15-и летним релевантным опытом, автор книги по программированию без сооавторства, смог только с 4-го раза залететь к ним на среднюю вилку, да еще и присесть на бенч. Кстати, тоже не балакал на английском свободно. lol.
Пользователь отредактировал комментарий 2 сентября 2025, 14:17
А чего это "Как мой коррешь, фулстек девелоупер с профильным образованием и 15-и летним релевантным опытом, автор книги по программированию без сооавторства, смог только с 4-го раза залететь к ним на среднюю вилку, да еще и присесть на бенч." туда так усиленно старался попасть. Если он такой расчудесный, то что, не мог работу лучше найти?))
Он искал работу в Польше, собирася валить в Чехию. Под это дело даже началал учить польский, потом чешский. Чтобы вы понимали, тогда еще не выдавали налево и направо дижиталномад визы вчерашним выпускникам курсов и двухгодичным мамикным синьорам, вид на жительство отсидевшим 15 суток змагарам, липовые карты поляка, и ойтишечка толпами под шумок не валила в ЕС и на моря. Тогда работа в ЕС считалась каким-то золотым билетом. Поляки сами были ни гу-гу по английски, собеседования проводили на польском. Мой корешь естественно бекал-мекал на ензыке, который учил пол года, и ему предложили аж целую тысячу с официальным оформлением в польском раю. ЕРАТ предложил 2200, даже сидя на бенче. При этом я абсолютно не преувеличиваю его компетентность. Он настоящий фуллстек с подтвержденным опытом и скиллами. Колхозники просто смешали его с г. Он потом после этого ЕПАМа 5 лет очухаться не мог. Бюракратичекая помойка, напичканная детьми и некомпетентными дармоедами.
Пользователь отредактировал комментарий 2 сентября 2025, 18:34
Опять не понял, почему этот суперспец не мог попасть в суперпупер контору на суперпупер зарплату? Если личные проблемы с поиском работы или неумение оформить документы, то сорри, чувак сам этого не умел делать. И да, совершенно обоснованно получил столько, сколько ему захотели платить. По-моему тут очевидно всё.
Причем тут оформление документов, заплатить столько, сколько захотели и высокенькие технологии?Ничего тут обосовательного нет, кроме вашего совкового агрессивного менеджмента и комплекса неполноценности.
Пользователь отредактировал комментарий 2 сентября 2025, 23:49
просто скажи какой это год, и мы поймем крутость спеца
Вкатыши и дети из ЕПАМа, сидящие на жалком куске зепки в Грузии. Можете сколько угодно дизлайкать мой коммент, чем больше минусов - тем больше в нем правды. Если вам нравится на правах бомжа заносить болше половины своей зепки грузинским гопникам, а на остальное - бухать не просыхая, как все мои знакомые ЕПАМовцы из Грузии, кроме парочки семеных шнырей, то у меня для вас плохие новости. Водитель уличного пылесова в Копенгагене имеет 4,5к месяц. Пацаны на рыбных заводах в Норвегии - 2к чистыми, за 7-и часовой рабочий день, двумя большими перерывами плюс час на обед за шведским столом(это не включено в 7 часов). Я в курсе, что мамки и телки гордятся вашим статусом формошлепа или дизайнера трех кнопок. Но суть от этого не меняется. Добкин поимел вас во все уши, а вы и рады. Вы - генетические рабы. И все в мире об этом знаю, про ойтишнегов из восточной Европы и бывшего совка.
Ух, сколько желчи
Столько бы энергии, да в формошлёпство... Не забудьте заварить чаю зелёного, поможет.
Отдельный лайк за 2к в Норвегии.
Ты не поверишь, зумерок. Даже меньше двух кусков(1700 у него на руках оставалось). И это у человека, с еврпоейским паспортом(эстонским). Инфа с передовой. До вычета налогов получается больше трехи. Минус налоги, минус 300 евро койко место рядом с работой. Дом несколько этажей. Этот эстонец делил цокольный этаж еще с двумя людьми, говорид, что повезло. Потому основной этаж - проходной двор, там все санузлы, кухня, гостевая. Питание, не буду пугать норвежскими ценами, он в 250 евро на самых минималках вкладывался, хрюканина в пластике из местного сельпо. В выходные ездили рыбу ловить, говорил, что не хило на еде экономили благодаря рыбалке. Пацанчик мечтал "стать моряком", и пойти работать на рыболовное судно. Там зепки до 7к. Попасть без норвежского или шекспировского английского - анриал. Очередь из паков и индусов с английким и британским подданством на 5 лет вперед. Из плюсов работы на заводе - никакой каторги. Час сортируешь, час стикеры клеишь, час рубишь на куски, карусель от конвейра к конвейеру. Рабочих часов - 7. Остальные 2 - отдых и обед. Приличный шведский стол, там какие-то копейки в месяц высчитывают, евро 50. Вот такая она реальность, норвежец мамкин.
Пользователь отредактировал комментарий 5 сентября 2025, 23:46
Уже тут давно не коменчу, но мне позвонили и сказали, что тут какой-то беспредел в виде ФИО. Штош, надо показать, что я жив, я решил ответить.
Какие ко мне предъявы, брат?
Я как раз пострадавшая сторона, причем 2 раза: в 2008-м меня феерично выпилили за плохое поведение, внесли в черный список по ИТшке РБ, забрали стоков на пару лямов грина (как потом выяснится, я на полном серьезе сейчас), пришлось даже уехать в дефолт-сити, потом через 6 лет я вернулся и хотел построить студию из 1000 дизайнеров, благо дизайнеры классные не только в Украине есть, и мы уже начали это делать, за 2 года набрали, замотивировали, обучили, распределили, поставили на ноги в компании около 100 дизайнеров, придумали интересный челлендж, студий в 1000 дизайнеров я никогда не видел и это было реально интересно. И верю в то, что у нас бы получилось.
А потом опять под жопу на мороз в 2022-м. Ну ок, не на мороз, простите, что не поехал в Кыргызстан, Грузию, Армению или Турцию. Извините. Раз уж я человек второго сорта, то зачем выделываться. Ну не нужен специалист, не надо.
Максим Гулевич, между прочим, всегда сраку рвал за людей, пытался им зарплаты поднять, мониторы выбивал, спрашивал: а почему у нас в компании во всех странах макбукипро дизайнерам выдают, а нам нет, мы че — биомусор какой-то? И поэтому мои люди работали хорошо, потому что я к ним относился к каждому не как к ресурсу, а как к Человеку.
То, что многие люди непонятно чем занимаются и на галере много дегенератов — следствие бурного роста и большого хедкаунта, не понимать это — ну надо совсем уже быть дурачком... А что, в других компаниях такого размера как-то по-другому?
К Арку у меня претензий нет, хорошая была компания, и он хороший, ровный мужик, выполняющий свои обещания (в отличие от некоторых), что бы кто ни говорил. К сожалению, решения иногда надо принимать в пользу бизнеса (иначе останешься без него), а не в пользу счастья сотрудников, это часто полярные понятия.
Не знаю вообще у кого какие претензии к епаму могут быть вообще. Я свое здоровье оставил в епаме, что вам еще нужно?
Спасибо за внимание.
А ты никогда не думал что вот этот «нормальный мужик» натянул маску и чтобы к нему претензий не было. А сам за профит снимает с каждого для себя. Ты оставил ему здоровья а он вампир напился крови. Их бы всех его и его топов в Израиль. Одно дело встречаться с ним и на звонках, другое дело видеть каждый день в офисе. В один день понимаешь что маска сползла и тут понятно кто кому душу продал
Я в таком ключе никогда не думал, потому что для меня лично Аркадий — это человек, кто создал компанию, в которой мне всегда было приятно работать и в которой я смог реализовать (пусть и частично) свои амбиции, я многому научился, мне было интересно, я познакомился с прекрасными людьми (с мудаками тоже познакомился), это такая школа жизни.
Обижаться и что-то требовать от Аркадия — это как обижаться и проклинать родителей, тем более не самых плохих.
Да, были тяжелые времена, да, были местами странные решения, но мы двигали компанию все вместе вперед, и здоровье клали на этот алтарь все вместе. Я не буду писать неправду, я не сидел с Арком в одном кабинете и на одном этаже, но неоднократно (десятки раз) присутствовал с ним в рабочей обстановке в течение дня, часто общался вживую (в том числе и в США), тет-а-тет, в составе групп, беседовал "за жизнь", пару раз ехал в такси после ресторана, встречался в кафе в минске на разговор, когда не работал в епам и т.п. — я могу сказать, что это фанатик своего дела, он не про "профит снять с каждого" точно, хотя это часть его бизнеса, ему просто интересно было управлять своим стартапом, строить то, чего никогда не было в природе.
Я вам и завидую и сочувствую одновременно (завидую, потому что может еще это испытаете), если вы никогда не испытывали той эйфории, которая накрывает в случае, когда ты что-то создаешь, что-то делаешь такое, чего никто не делал и у тебя долго не получается, а потом получается!
Большие деньги настигают тебя только тогда, когда ты о них не думаешь, когда ты увлечен любимой работой и выкладываешься на 400%.
Ну и еще раз повторюсь: наверное, я уже очень какой-то очень старый человек, если я, например, понимаю, что нельзя от бизнесмена, который ведет бизнес в области аутсорсинга и аутстаффинга и даже консалтинга требовать, чтобы он не снимал профит от каждого сотрудника. Так в этом смысл его работы... Если вас это не устраивает — вы создайте свою компанию и работайте спокойно, это же не запрещено пока еще, может я чего-то не понимаю?
Кстати, открою страшную тайну — вот этот тип бизнеса, как у епама, это крайне геморный, низкомаржинальный и трудномасштабируемый бизнес, мало кто с этим справляется на действительно эффективном уровне, грубо говоря, чтобы в 10 раз больше заработать компании, ей нужно в 10 раз больше людей, а с ростом количества людей падает производительность труда и вырастают накладные расходы на обслуживание всего этого титаника.
"больной параноик", "нарцисс", — вы вообще смысл слов этих понимаете?
лол, ну что за детство.
Можно долго рассуждать о высоикх целях бодишопа из восточно- европейской Папуассии. Но фактчекинг, когда синьору на серьезных щах предлагают переехать в США на 50-60к в год, говорит сам за себя. Когда говорящая бошка ртом после инъяза имеет столько же, сколько фулстек разраб с 15-и летним стажем. А сидящий в штатах ПМ не в состоянии решить кейс с закупкой кофеварки в минский офис. Возможно тебе повезло, и ты в нужное время оказался в нужном месте. Вообще хз за что тебя там сделали самым главным так давно и настолько долго, что аж с самим Добкиным на собесах десятки раз пересекался, и даже за жизнь тер. ЕПАМ дал дорогу в жизнь большому числу бездарей и невежд. Оставив за бортом толпы талантливых и нициативных людей. Почему так произошло и продолжает происходить претензия не конкретно к тебе. А к толпе этих дурачков с рюкзачками ЕПАМ, в которых по Минску уже дворники ходят.
Пользователь отредактировал комментарий 6 сентября 2025, 09:29
Так я согласен с тем, что "ЕПАМ дал дорогу в жизнь большому числу бездарей и невежд", но это скорее им надо завидовать, а не жалеть тех, кто вместе с ними работал и работает или тех, кто туда по каким-то причинам не попал.
Вообще, у епам всегда было 2 имиджа, первый, до 2001-2002 года, это что туда хер попадешь и это было действительно так, брали только лучших, единичный такой набор, 1 человек в месяц приходил в компанию, уже взрослый сформировавшийся специалист, мне было 23 года и все мне казались дядьками, я был чуть ли не самым молодым... Прям попасть было нереально. Я попал чудом, оч хорошо сделал тестовое задания, скажем так, рискнул, пошел ва-банк, сделал ставку на минимизацию объема кода (я туда устраивался как HTML-девелопер) и попал в точку, там к этому минимальному весу файлов отнеслись удивительно неадекватоно-положительно, а так бы не взяли бы :) В этот период брали вообще никого и чтобы попасть было 100 человек на место.
Второй период, так сказать, начиная с 2005-го, не помню точно, начали набирать не только джунов, но и вообще всех, кто не ходит под себя и может что-то напечатать на клавиатуре, начался бурный рост, начали покупаться компании, началась бюрократия, уже качество достигалось не за счет хороших ответственных людей, а системы контроля, то есть плетки и т.п. Появился целый отдел качества (в широком смысле слова, это же не только тестирование, а полноценное обеспечение надлежащего уровня качества, CMMI или как это балалайка называется, я в этом не эксперт).
НО! В этот период — и до сих пор — я вообще никак не могу представить момента, который вы описываете: "Оставив за бортом толпы талантливых и инициативных людей".
Может быть имеется ввиду ситуация, когда человек приходит из продуктовой компании с зарплатой в 5К и просит 7К в РБ? Ну так и ежу понятно, что он будет послан в пешее еротическое путешествие, если рынок показывает, что вилка 3-4 (я очень условно про размер, просто для примера), а человек просит в 2 раза больше.
Пока писал, подумал, что скорее всего речь (приходится как дебилу пытаться угадывать, вы же не можете написать конкретные примеры) о том, что взрослый специалист с 20-летним опытом не может найти работу и его не берут никуда компании в том числе и в епам, потому что он оверквалифаед на вакансию и он там не нужен? Если да, то такой эффект имеется, глупо его отрицать, потому что канонический тип бизнеса не подразумевает большого наличия седых, строгих и мудрых "дедов", у которых гигантские зарплаты, бизнес подразумевает на 1 такого мудреца 25 джунов, которые продаются задорого, а бригадир контролирует работу цеха и всем хорошо.
Я сам честно скажу, вообще не понимаю, что случается со всеми джунами и миддлами потом? Вот 25 лет прошло и со мной рядом было очень много специалистов и потом было, вот этот колоссальный пласт людей, им же тоже уже лет под 35-40, куда они все делись, они все работают артдиректорами или техлидами? или создали свои компании? ну физически же столько новых компаний не создавалось... может, спились? или померли? Они же не работают junior developer'ами в 40 лет? А директоров столько не нужно. Вот я хз. Это же некая пирамида, дерево, которое когда-то должно развалиться.
Касательно епама, тут кстати ситуация немного даже противоположная, более выгодная для стариков и опытных дедов вроде нас, лет 10 назад придумали, как бы это получше выразиться, добавить еще принципиально другой вид деятельности, который называется консалтинг, хотя бы для начала технологический консалтинг (бог с ним уже с бизнес-консалтингом), и для людей с гигантским опытом придумали даже дополнительную стезю развития и грейды, Advanced Engineering, ну типа есть обычная вертикаль, Junior, Middle, Senior, Lead, Chief/Principal и на этом техническое развитие заканчивалось может быть там можно было Architect стать, а теперь добавили после Lead еще одну лестницу. на которой тоже Middle, Senior и Lead, но идет приставка Advanced, я не помню точно как оно называется, но суть такая. Появлялись новые должности, все старались делать в ногу со временем. Сделано это, потому что очень опытных людей начали продавать в том числе как консультантов за большие бабки, поэтому появилась возможность им платить больше и т.п.
Ну и еще такой пример: компания была настолько большой, что точно была возможность (знаю лично такой случай), например, случайно поругаться с рекрутером или на техническом интервью не сойтись характерами с лидом (скажем прямо, разработчики — все достаточно уникальные люди с прибабахами, а про дизайнеров — вообще молчу), получить отказ, затем в другое подразделение с легкостью пройти собесы и устроиться на работу и потом даже не пересекаться годами с тем вот первым рекрутером и техлидом...
То есть как-будто бы даже больше возможностей для устройства на работу, в упор не пойму, по какой схеме могла возникнуть проблема "Оставив за бортом толпы талантливых и инициативных людей".
Про инициативных и амбициозных товарищей у меня сложилось такое какое-то личное мнение, что это часто граничит с психическими расстройствами, у меня есть примеры таких кейсов, когда у нас был разраб, у которого отъехала башня через пару лет программирования и он начал делать какие-то странные вещи, например, ходил по конторе и всем менеджерам предлагал перепрофилировать епам и продавать компьютеры (ноутбуки), что-то такое... Это терпели где-то полгода, затем просто попросили продолжить свой путь самостоятельно, намекнув, что у нас software engineering, а не продажа оргтехники. Не удивлюсь, если он до сих пор ходит и рассказывает, что с галеры его уволили за его амбициозность.
Похожий случай, человек курсировал с митинга на митинг и предлагал сотрудникам сделать МЛМ-пирамиду (не финансовую, а для привлечения в компанию новых людей или проектов, что-то такое), отвлекая рядовых сотрудников от работы, сам ничего не делал, в итоге также получил увольнительную, которую честно заслужил.
Вообще, надо всегда сразу понимать, что, приходя в компанию N, надо сначала разобраться как она устроена, откуда у нее прибыль и уж затем пытаться как-то на это повлиять, чтобы попросить себе улучшение условий в будущем. В компаниях, где продукт — это ты, надо разобраться сначала почему одних людей продают дороже, а других — дешевле, почему одним платят больше, а вам — меньше (если есть такая возможность), попытаться найти закономерность, затем целенаправленно сделать себя лучше, то есть удобнее, выгоднее, то есть работать в рамках каких-то заранее заданных правил и полиси, но бить в одну нужную точку. И не делать ничего, что будет вас отдалять от этой цели (если цель — зарабатывать столько, сколько сосед Вася).
Про США сложная тема, насколько я это понял для себя (никогда туда не пытался переехать, к слову) там такое обоюдное негласное соглашение: сотрудник все равно покидает компанию сразу после получения гринкарты и компания вроде бы даже помогает ему с ее получением, но в обмен на это, конечно же, зарплату начальную ставят ну совсем минимальную, если человек все равно уйдет, а сейчас он не может уволиться и ты ему сделал визу и помог переехать, то зачем платить больше? Это немного не по-коммунистически, однако, очень по-капиталистически.
На хорошую компенсацию можно было устроиться в США только в одном случае, когда это нужно компании и когда ей нужен именно ты, то есть тебе звонили и уговаривали переехать, а не наоборот. Это настолько очевидно, что прям даже лень писать. Законы экономики "спрос/предложение" в самом жестком их виде. Что именно Аркадий должен делать? всем амбициозным докинуть 20% в зарплату? всем инициативным поднять на 50%? Всем красивым платить от 200k+, всем с именем Аркадий сделать промоушен до директора или хеда оф что-то?
Поэтому вместо категорий "инициативный" я крайне рекомендую покрутить головой, изучить как работает то или иное предприятие, и использовать прилагательное "полезный" или даже "выгодный", мы ведь про рыночную экономику?
У меня последний довод, уже аргументов не осталось. Если вам все еще кажется, что человек с опытом 20 лет не может найти работу и это из-за того, что это епам такой плохой и Аркадий такой больной параноик и вампир, так я могу сказать, что это из-за возраста данного специалиста. Это известно было давно и тренд прослеживался. Если в этом есть сомнения, можно погуглить возраст, в котором уходят на пенсию спортсмены, например футболисты (30 лет) и фотомодели (в районе 20 лет). То есть все предъявы на эту тему мне напоминают анекдот "коммунальщики не подготовились к зиме, не ожидали, что 15-го декабря выпадет снег". Если человек 15-20 лет работал, зарабатывал по 3-5к грина в РБ и не спланировал свою жизнь к 40 годам, простите, кто в этом виноват?
Меня часто внутри епама называли невменяемым, некоторые, уверен, даже так считают до сих пор, но я почитал комментарии, которые и в этот пост пишут люди, и в другие — могу только сказать, что мне страшно становится, то ли время другое и я пропустил этот момент, когда все долбанулись, то ли я постарел, но вообще адекватный комментарий найти вообще достаточно сложно, это я-то неадекватный? ДА Я БЭТМЭН!
Что с вами стало, ребята, куда мы катимся?
Ахаха, прям интересно стало, с кем же я говорю. Представитесь? Жаль, нет доступа в систему, чтобы посмотреть. Можно хотя бы намек )
Намек? Я работал в Ньютаун офисе.
Ты все правильно описал, но есть еще и 3-й период. Это была такая задумка амбиция в районе 2014-2015 - давайте станет мега компанией, такое головокружение от успехов. И вот тут все пошло не так - главное решение было утроить штат в странах которые уже воевали и Крымы делили. Предложение было сладким, местные валюты попадали. Захотелось стать монополистами. Сработало. Затем ковид, опять прокатило - нанимали не глядя в Америке, заставляли нанимать пройдох работающих из дома. Я должен был отстаивать не нанимать, так они шли к другому менеджеру и там проталкивали. Это даже словами описать нельзя было. Конфликты и проваленные не проекты а программы. А потом 2022. Катализатор жадности, тщеславия, неуемности и эго личная ответственность Аркадия и его топов и борда. Все хорошие менеджеры в штатах (наши люди пробивные которые открывали топовых клиентов) ушли почти все. Имена (смотри LinkedIn). И я сними со всеми работал и знаю подноготную конфликтов лично с Арканом. Это хитрый тиран. И если что - поведет в суд, гад
PS этим Американские публичные компании и отличаются что личные эйфории как ты выражаешься не разрешены. А Он построил все из лояльных прихлебал и в результате он «сидит» на своей эйфории. Его рокировка с FB это просто диктат одного человека с всего лишь 4% акций
Pps я проходил через эти эйфории и до епам и внутри его. Понимаю о чем ты, но уже не интересно после определенной суммы $
Пользователь отредактировал комментарий 6 сентября 2025, 15:29
О, так ты правда из наших бывших. Слушай, ну так я ж все понимаю, просто я вот, например, отпустил уже всех. Всех простил. Ну, мне епам даже снился и до сих пор иногда. Столько всего было. Я на многих обижался, но потом меня отпустило и я отпустил. Ну было и было. Я особо на личности не перехожу, мне тоже многое хотелось рассказать, но компания это живой организм, люди работают, они все разные и т.п. Руководство часто поступало странно, не только глобальное, но и местное.
Короче, я подумал, что надо двигаться дальше и зла больше не держу.
А коммуницировать в сеть всякие свои оценочные суждения я уже не хочу, я просто понял, что все видят мир по-своему, для кого-то человек такой, для кого-то он совсем другой.
Хер с ними, короче )
Как он любит себя всем предлагать хорошим и пригожим. Это такой нарцисс который ни за что власть не отпустит. Даже его рокировка это доказывает. Для Америки такое долгое сидение это невероятно для публичной компании. И все его ошибки с гипер наймом в России и Украины во время конфликта до войны. Все можно было уже понять. Нет он хотел заработать на падении курсов валют и нанимал как ошпаренный. Это какой то нарк в казино. Аркадий - он больной параноик! Сколько лет я с ним провел в офисе, это вампир энергии из людей. Засел паук
Можно как-то развернуть, что же доказывает эта рокировка?