Support us

10 Операционных систем из прошлого. Ушли, но не забыты. (Часть вторая)

Оставить комментарий
10 Операционных систем из прошлого. Ушли, но не забыты. (Часть вторая)
(Часть первая) OS/2 При обсуждении операционных систем многие упускают из вида за иконками, графикой и менюшками, тот факт, что операционная система создана в первую очередь для того, чтобы запускать программы на различном железе. А именно в этом отношении OS/2 была системой, с которой приходилось считаться. Вы хотите запустить несколько DOS программ сразу? Несколько Windows приложений? Одно из немногочисленных, но прекрасно отлаженных OS / 2 приложений? И всё это на компьютерах начала девяностых запустить так, чтобы не приходилось постоянно наслаждаться синим экраном смерти? Ну, тогда вы точно попадаете в целевую группу этой операционки от IBM. Несмотря на тот факт, что появилась она в результате довольно противоречивого и сложно брака IBM и Microsoft, получилась ОС на редкость стабильной и надёжной. Родившись в 1987 OS/2 не потеряла своей привлекательности и свежести даже в 1995 году, когда вышла Windows 95 и сразу приковала к себе всё внимание айтишного мира. К тому времени OS/2 уже надёжно внедрилась в такие богатые и стабильные отрасли, как банковское и финансовое дело, страхование и телекоммуникации. Именно она управляла практически всеми банкоматами в девяностых и начале двухтысячных. С её помощью осуществлялось ведение бухгалтерии и аудит. Но каким-то образом данная ОС так и не смогла стать популярной среди разработчиков программ для рядовых пользователей. Они плевались от неудачных Windows программ, которые на OS/2 просто летали, но пользователи, имея предустановленную Windows, в большинстве своём просто не видели смысла что-то менять. OS/2 сражалась мужественно до 2001 года, когда IBM окончательно закрыл данный проект, а через пять лет прекратил полностью и поддержку системы. Теперь мы уже не увидим работу этой операционки, снимая деньги в банкомате, но те из нас, кому довелось на ней поработать, наверняка хранят диск с её дистрибутивом, чтобы однажды вспомнить былое. Что за NeXTstep? К 1989 году дивный новый мир иконок меню и окошек на компьютерах уже стал становиться обыденным явлением, не таким поражающим и удивляющим всех от мала до велика, как раньше. И тогда пришёл Стив Джобс со своим новым компьютером NeXT. Который заставил снова ахнуть и изумиться всех. Сам компьютер NeXT (называемый также «Куб»), как и его младший брат NeXTstation выглядел завораживающе – чёрный, гладкий красавчик. Черно-белыд дисплей у него был настолько тонким и чётким для тех времён, что можно было сидеть и работать за ним практически вплотную, без риска для зрения. Да и его операционка, названная NeXTstep, признаться, производила не меньшее впечатление – она была построена на основе оболочки Display PostScript и поэтому была чёткой и масштабируемой. Под оболочкой была заключена прочная и надежная структура Unix, включая Mach ядро и BSD код. А для разработчиков имелся в наличии объектно-ориентированный слой и соответствующий инструментарий. Что делало процесс кодирования под NeXTstep гораздо более удобным и легким, чем для других платформ. Продажи компьютеров NeXT стартовали не так успешно, как ожидал Стив Джобс, однако зато они пришлись по вкусу в научных и университетских кругах. В частности NeXT прижился в научном центре CERN, где английский исследователь по имени Тим Бернерс-Ли, используя именно этот компьютер, разработал небольшой проектик под названием World Wide Web. Так что, только за счёт усилий одного этого человека NeXT уже вошёл в историю. Вялые продажи NeXt’a по вполне понятным причинам не вызывали желания у программистов что-либо разрабатывать на данной платформе. Поэтому Apple сконцентрировалась на разработке кроссплатформенной операционки, в которую NeXT и должен был реинкарнироваться. В сотрудничестве в Sun NeXT превратили в операционку OpenStep, которая запускалась на системах с Sun Solaris и другом железе. Спецификация OpenStep была опубликована в 1994 году, и именно это событие привело к тому, что в 1996 году Стив Джобс вернулся в Apple. А сама OpenStep стала моделью и прообразом для создания новой впечатляющей операционки Mac OS X, пришедшей на смену старым классическим макосям. А когда люди из Стэнфордского центра линейных ускорителей решили портировать свои программы под NeXTstep на новую платформу, родилась операционка GNUstep. Стэнфордцы не переписывали программы, а взяли и переписали объектный слой NeXTstep, который они наложили на Unix и склеили вместе посредством X Window. Прелестно! В результате, получается, у них получился ещё более открытый OpenStep, чем сам OpenStep. Be или не BeOS, вот в чём вопрос. В 1991 году Apple выпустила референсную платформу Power PC и позволила сторонним компаниям выпускать Mac клоны. Чем, кстати, многие и занялись – покупая лицензии и ставя Mac OS на свои компьютеры. А вот компания Be, Inc. Соригинальничала и поступила наоборот, портировав свою операционную систему BeOS на эппловские компьютеры. Возможно, Be ожидала, что, несмотря на обещание Коупленда, Apple решит так и не выпускать свою ОС кардинально нового типа, а просто возьмёт и купит уже готовую BeOS. Возможно, они таким способом просто искали возможность вдохнуть жизнь в свою ОС, изначально спроектированную под провалившуюся линейку компьютеров. Но, так или иначе, история данной системы не становится от этого менее интересной. В 1990 году бывший высокопоставленный сотрудник Apple Жан-Луи Гассэ (Gassée) основал компанию Be, Inc. для разработки операционной системы BeOS и компьютера BeBox. Но AT & T как назло взяла и прекратила разработку процессоров Hobbit - сердца BeBox, так что пришлось переделывать платформу для работы на процессорах PowerPC. А когда стало известным, что денег у компании на разработку собственного железа нет и уже никогда не будет, пришлось переделывать уже саму операционку для работы на платформах PowerPC и Pentium. Многозадачность и медиаориентированность данной системы позволяла одновременно проигрывать сразу несколько видеофайлов на старых вторых пентиумах без заиканий или тормозов, что восхитило энтузиастов и разработчиков цифрового мультимедиа контента. Печально, но Be так и не собрала достаточно денег на рынке для реализации своих планов в полной мере. В середине девяностых Apple проявляла интерес к данной ОС, однако яблочников не устроила её цена. Как водится Be, Inc. просила одну цену, Apple давала другую, и разница между этими ценами обладала большим количеством нулей. В результате последние решили всё же что-то кардинально новое разрабатывать самим, на основе NeXTstep. Be, Inc. свой шанс упустила навсегда и в 2001 году была продана Palm, Inc., которая сразу свернула все работы по BeOS и её поддержку. Тем не менее, энтузиасты Be сохранили операционку живой, создав фанатские онлайн-коммьюнити типа BeBits.com. После того как Palm покинул их, они взялись развивать и улучшать свою систему в рамках оупен-сорс проекта с названием OpenBeOS. На ядре Linux или BSD фанаты разрабатывали API для Be и давали своим проектам звучные имена типа Blue-Eyed OS (Голубоглазая ОС). Palm не был заинтересован в нарушении торговой марки, и поэтому фанатское сообщество остановились на названии, которое бы не никому не принадлежало и не мешало – Хайку. И в таком виде и под таким названием BeOS существует и сейчас, а не покрывается пылью в полузаброшенных хранилищах Palm, что уже хорошо. Дух 95-й. Да мы знаем, что вы подумали. Феномен Windows 95 был порожден в первую очередь грамотной организацией шумихи по поводу перехода с 16-битных на 32-битные вычисления. Технические аспекты этого перехода оказались погребены под маркетинговым цунами, которое к слову стоило даже больше, чем даже бюджет главной раздутой пустышки 95-го – фильма Кевина Костнера «Водный Мир». Но мы оценили по достоинству тогда Windows 95, да и сейчас вспоминаем о ней с теплотой. Впервые Microsoft преподнесла пользователям графическую операционную систему с достойной основой. До этого мэйнстримовые Windows (то есть, не -NT) представляли собой не систему, а скорее просто операционную среду – простую в навигации, но зиждившуюся на дряхлом DOS. В результате подобная структура имела дрянную привычку коллапсировать как раз в тот момент, когда вы уже собирались кликнуть Save. До 95, Windows действительно была одним из лучших убийц всех трудов за компьютером. Хотя если вспомнить, то и у Windows 95 всё было не совсем гладко. Нам обещали, что больше не будет UAEs (необратимых ошибок приложений), а в реальности они остались, просто стали называться по-другому немного GPF (ошибка защиты общего типа), Да и полноценная поддержка, начинавших тогда появляться usb-портов появилась только через две реинкарнации Windows после 95. Однако, так или иначе, выход Windows 95 стал поворотным пунктом в мире Windows, и он привёл нас туда, где мы находимся сегодня. Конечно, на этом пути было несколько ошибок (Me? Vista?), но, возможно Windows 7, наконец, откроет новые перспективы для нас. Забытая, но не исчезнувшая. X Window System Мы знаем... X Window System, X Window для краткости – или, если уж совсем коротко, просто X - это на самом деле не операционная система. Но ее создатели выступили со столь знаменательным манифестом, что мы просто не можем проигнорировать его. В то время как IBM, Microsoft и Apple параллельно проводили революции на рынке, в 1984 году двое учёных из Массачусетского Технологического Боб Шифлер (Bob Scheifler) и Джим Геттис (Jim Gettys) разработали целую новую философию построения операционных систем, которую можно было вкратце описать одной фразой: «Убрать всю сложность». Не заморачивайтесь над реализацией каждой клёвой идеи, это только погубит вашу ОС. Оставьте пользовательский интерфейс пользователю. Просто сделайте так, чтобы всё могло работать. Боб и Джим сформулировали это всё в следующих трёх золотых правилах: • Не добавляйте новую функциональность, если вы не знаете несколько реальных приложений, которые смогут её использовать • Если вы можете получить 90 процентов желаемого эффекта, потратив на это 10 процентов времени, используйте более простое решение • Если проблема не до конца понятна, лучше вообще не разрабатывать для неё решения Х в конечном итоге прекрасно делает именно то, для чего она создавалась: соединяет воедино операционную систему Unix ядра и пользовательский интерфейс. Поэтому, даже удивительно, что мы о ней толком и не слышим больше. Хотя, может, это не так удивительно. Темпы развития системы кажутся уже давно увядшими и бесперспективными: за первые четыре года своего существования X прошла через 11 итераций. А за следующий двадцать один год она добралась только до релиза 11.7.4. Но не думайте, что иксы окончательно исчезли – они просто ушли под землю. И сейчас их уши торчат отовсюду – из всех версий Linux и Unix систем, а также из большинства релизов Mac OS X. И это, на самом деле, ещё только начало! источник оригинал иллюстрации - pcmuseum.ca
Место солидарности беларусского ИТ-комьюнити

Далучайся!

Читайте также
Google внезапно выпустила стабильную Android 13
Google внезапно выпустила стабильную Android 13
Google внезапно выпустила стабильную Android 13
Windows 11 безнадёжно повреждает файлы на компьютерах с современными процессорами
Windows 11 безнадёжно повреждает файлы на компьютерах с современными процессорами
Windows 11 безнадёжно повреждает файлы на компьютерах с современными процессорами
2 комментария
Хуже Windows. Linux стала рекордсменом по росту числа вредоносов
Хуже Windows. Linux стала рекордсменом по росту числа вредоносов
Хуже Windows. Linux стала рекордсменом по росту числа вредоносов
Google разрешила некоторым разработчикам в Европе использовать сторонние платёжные системы, снизила комиссию до 12%
Google разрешила некоторым разработчикам в Европе использовать сторонние платёжные системы, снизила комиссию до 12%
Google разрешила некоторым разработчикам в Европе использовать сторонние платёжные системы, снизила комиссию до 12%

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале

Обсуждение
Комментируйте без ограничений

Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.

Комментариев пока нет.