Новое образовательное приложение Read2play, разработанное белорусским стартапом FaceMetrics, привлекло $2 млн от VP Capital Виктора Прокопени и Larnabel Ventures Саида Гуцериева. CEO стартапа Михаил Бойко рассказал dev.by, как команда игрофицирует чтение и обучение с помощью искусственного интеллекта.
Кратко о сути приложения
Новое приложение берёт на себя функцию родительского контроля за временем и качеством чтения/обучения/игр детей — пока только на планшете, в дальнейшем появятся версии для компьютера и телефона.
«Привет, меня зовут Николя (или как-нибудь ещё), — говорит программа ребенку. — Хочешь поиграть? Час читаешь — час играешь». Технологии искусственного интеллекта и компьютерного зрения через камеру «трекают» взгляд на экране, анализируя, куда ребенок смотрит, на чём задерживает взгляд дольше, с какими эмоциями читает, насколько он устал. В игровой форме оно предлагает ребенку сделать перерыв от игр и почитать ( подробнее об этом ниже).
Затем информация анализируется и отправляется на емейл родителям. На основе анализа «планшетного» поведения ребенка приложение может давать рекомендации, как сделать обучение продуктивнее, какие книги ему интереснее и даже к каким видам деятельности он склонен.
Доступ к данным о ребёнке есть только у родителей, и только у них хранится информация о нём. Приложение полностью соответствует требованиям GDPR (регламент ЕС о защите и хранении информации) и COPPA (американский федеральный закон о защите приватности детей в интернете).
Уникальные технологии уже запатентованы.
Как родилась идея Parental advisor
— Мало кто связывает чтение с тем, каким будет будущее, — говорит Михаил. — Давайте начистоту — кто из нас думает о том, что когда дети вырастут, даже завтрашний день будет для них позавчерашним?
Нейрофизиологи утверждают, что развитие напрямую связано с чтением, которое тренирует мозг, как спортивные упражнения тело. Но цифровизация жизни превратила его в рудимент, заменив игровым «наркотиком».
Особенность современных детей в том, что они предпочитают играть и не любят контроль. Если запрещать игры (чтобы больше учились ради успеха в будущем), то запреты будут нарушаться. По словам Михаила, это создаёт обратную ситуацию — повышается «сладость» игр и углубляется нелюбовь к чтению:
— Хочется решить эту проблему. Мы проводим с детьми меньше времени, чем когда-то наши родители с нами. Жалко тратить его на контроль и связанные с ним негативные эмоции. Общение должно доставлять радость — и нам, и детям. Для этого мы придумали превратить чтение в игру, а функцию мягкого контроля отдать приложению, сделав его максимально внимательным к когнитивному и эмоциональному состоянию ребёнка.
«Липкость» игр действительно высокая. Игры говорят языком образов, поэтому понятны детям и притягивают, как магнит. На их фоне, где есть огромное количество анимации, музыки, интересной графики, переключить внимание на книги тяжело. У меня двое детей и приходится контролировать, чтобы они не только играли, но ещё читали и учились на планшете. Мы обсуждали с Виктором (Прокопеня — прим.ред.) эту проблему много раз, у него сыну восемь лет и та же ситуация «дай поиграть». Что мы часто делаем? Заставляем, уговариваем (почитай — потом поиграешь). Но дети хитрющие: загружают книгу, планшет рядом, через час — все, прочитал, давай играть. Неизвестно, как читают, сидеть ведь рядом не будешь.
Идеи появляются, когда нужно решить проблему.
— Мы начали думать, как сделать так, чтобы дети читали и хотели это делать. Нам было важно также знать, как и сколько времени они проводят за планшетом. Как-то Виктор предложил — а давай сделаем умный родительский контроль. Через него будем «трекать», читают они или смотрят в окно. Тем более, что у нас есть такие технологии, и они уже запатентованы.
Трекинг направления взгляда и лица — вот что было нужно для умного родительского контроля.
На что способно приложение
Дети не смогут притворяться, что читают — камера определит это моментально. К примеру, технологии Banuba (стартап, в который инвестировал Виктор Прокопеня) через камеру приложения быстро и корректно распознают мимику, эмоции, жесты человека, могут отслеживать направления и движения взгляда и расстояние до экрана. А вот уже технологии анализа движений глаз, разработанные FaceMetrics, определяют, действительно ли ребёнок читает, с какой скоростью, на чём он останавливался (возможно перечитывал, потому что не понял), какое у него настроение, с какими эмоциями читал и т. п.
Для родителей программа — полезный помощник, который забирает часть их контролирующих функций и улучшает контакт между ними и детьми. Искусственный интеллект анализирует полученную с помощью камеры информацию и делится ею с родителями.
— Приложение даже может советовать — ваш ребёнок один и грустит. Позвоните ему, — говорит Михаил.
Элементы игры в процессе чтения помогают уставать меньше. Когда ребёнок сосредоточен на чтении, то нередко устаёт — игра может отвлечь его и взбодрить. Например, «я хочу отдохнуть и покушать» — когда планшет разряжен. Если ребёнок в плохом настроении и подавлен, то заставлять его читать неправильно.
— Усталость определяется по разным параметрам тела и глаз, говорит Михаил. — Мы можем все эти штуки анализировать и в игровой форме сообщать ребенку.
Технологии действительно могут анализировать, устал ребенок или нет (красные или сухие глаза, как сильно он сутулится, насколько приблизился к экрану и т. п.). Когда ребёнку нужно отдохнуть от игры, приложение попросит: «Я устал, уложи меня спать». Если ребёнок не реагирует, приложение продолжит: «Уложи меня спать, у меня нет сил, я выключаюсь…».
Приложение простое (им не нужно управлять), самостоятельное (знает, что делать) и умное (использует искусственный интеллект). И пусть это только программа, которая использует искусственный интеллект, но она «чувствует» ребенка и помогает ему продуктивнее справляться с нагрузкой.
Приложение помогает учиться и читать эффективнее. Не сложно закачать в планшет цифровые книги или программы для развития детей. Но станут ли они для ребенка мостиком между настоящим и будущим, между знаниями и просто требованиями родителей? Мозг ребёнка способен на многое, главное знать, как ему помочь развиться. Интерактивность этого образовательного проекта и персонализированный подход к ребенку поможет подобрать то, что будет интересно именно ему.
Приложение строит графики активности и состояния детей, самообучается — на базе информации, которую видит, и того, что дети с ним делают. В будущем ребёнок сможет читать вслух, а приложение будет корректировать и анализировать его чтение. Опять же — все в формате игры с другом.
Кстати, технологии, которые используются в этом приложение для детей, помогают и взрослым. Например, если нужно срочно закончить работу (даже если устал), а тут — сделай паузу, это будет раздражать. Приложение может подавать ненавязчивый сигнал в нужный момент.
Все это игровой форме — никакого давления и контроля.
Это не контролирующая программа, это — друг, говорит Михаил. Когда ребёнок слышит «хватит играть» от родителей, то может злиться, расстраиваться, просить еще пару минут. В случае с приложением всё иначе. Даже если программа усилит детям послания, это будет не грубое давление, а очень понятные им сообщения:
Привить любовь к чтению невозможно, если это будет проходить через жёсткий контроль. Дети его ненавидят. А вот цифровой друг, который будет с тобой играть — другое дело.
Каким голосом разговаривает приложение
Это будет мальчик или девочка? Какое имя будет у этого друга? Михаил говорит, что в компании над этим думают:
— Есть рабочее имя Николя. Коперник был Николай. Тесла звали Никола. Это были очень образованные люди, которые двигали науку вперед. По моим наблюдениям, мальчик пока более универсален. В возрасте, когда дети начинают учиться читать, мальчики больше хотят общаться с мальчиками, и девочкам с ними тоже легко.
Почему игры помогают учиться (и работать тоже)
Каждое поколение похоже на время, в котором живет, и нам не обязано быть таким, как родители. «Игрекам» и «зетам» (родились после 1981 и 1995 годов) компьютеры, планшеты, игры знакомы с рождения. Их мотивация — не на правильности и долге (как у «иксов»), а на увлечённости и вознаграждении (как в играх).
Игрофикация — когда элементы игры и её технологии применяются в жизни, учёбе, на работе. Это мощная вещь. Она убирает скуку в мотивации, меняет отношение к ошибкам (в игре их можно «переиграть»), фокус смещается не на оценку, а на решения. К примеру, в Швеции, Ирландии, США, России, Казахстане и др. с помощью кубиков Minecraft дети строят модели городов, учат электропроводность и теорию вероятности, экспериментируют с химэлементами и т. д. А Карлтонском университете (Канада) открылась кафедра магии — там будут изучать искусство заклятий и колдовство на примере мира Гарри Поттера. Когда мы получаем удовлетворения от любого процесса, то делаем всё продуктивнее. Именно игрофикации не хватает в педагогических методиках.
Как будет развиваться проект
В основе приложения — искусственный интеллект, а это всегда про сбор и анализ данных. Как и сколько времени дети читают, как двигаются глаза, какие эмоции при этом появляются? Чем больше у приложения информации, тем быстрее оно дообучится работать с конкретным ребенком.
В создании продукта, который поможет учиться, будут участвовать дети из детских домов — инвесторы подарят им 1000 аналогов айпадов на андроиде (прототип программы). Пока не определено, какие детские дома получат подарки. По мнению Михаила, в Беларуси это может быть квест на уровне законодательства.
Стартап FaceMetrics получит 2 млн долларов инвестиций от VP Capital Виктора Прокопени и инвестфонда Larnabel Ventures Саида Гуцериева.
Запуск проекта летом. Для Беларуси программа будет бесплатной, для остальных стран — по подписке стоимостью в $20. Инвесторы говорят, что сегодня это лучшая бизнес-модель для такого рода продуктов, а образование — классная история, куда можно инвестировать, если действительно хочешь помочь обществу.
— Я видел программы, разграничивающие контент, к которому ребёнок имеет доступ, — отмечает Михаил. — Которые следят за расписанием, когда и что можно делать. Которые трекают положение (где находится), чаты и звонки (с кем и о чем говорит). Но такого, как у нас, я не встречал.
CEO компании — Михаил Бойко, который создал несколько успешных медицинских компаний, 10 лет руководил крупным отделом в EPAM. СТО — Олег Орёл, опытный разработчик игр, он и Михаил в своё время создали и развили EPAM Garage. Data Scientis команды — Денис Пирштук, который также преподаёт в БГУ. Сейчас проект FaceMetrics активно развивается и ищет около 30 специалистов в команду.
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.