Support us

«Рейдерский захват» в Teslasuit? Бывший CEO Дмитрий Морозов про то, как у него «отжимали» патент

Оставить комментарий
«Рейдерский захват» в Teslasuit? Бывший CEO Дмитрий Морозов про то, как у него «отжимали» патент

Продолжаем разбираться в споре вокруг Teslasuit. CRO Дмитрий Михальчук уже рассказал dev.by, как команда проекта уволила сооснователя и бывшего CEO Дмитрия Морозова, который, якобы, использовал ресурсы компании  в личных интересах и сделал её банкротом. dev.by пообщался с Морозовым и публикует его версию истории, где он превратил Teslasuit из картонного макета в большой проект, вложив 150 тысяч долларов. А Михальчук, якобы, «совершил рейдерский захват Teslasuit». Сегодня экс-директор планирует вернуть свои права.

«VR-костюм был простым макетом из картона»

Как вы попали в проект Teslasuit?

Я инженер-программист, в 2001 году окончил Минский государственный радиотехнический колледж. В 2004 году уехал в Лондон изучать язык и культуру. Учился в колледже на CAD Design (нашу группу готовили для работы инженерами в British Petroleum), учился вести бизнес.

По семейным обстоятельствам в 2012 году вернулся в Беларусь. В Минске работал над созданием креативного ИТ-хаба. Мы готовили мероприятие для Белорусской калийной компании, и нужно было сделать небольшое VR-приложение. О виртуальной реальности тогда мало кто знал (VR-очки Oculus появились только летом 2013 года). Через друзей я искал разработчика VR, и вышел на Сергея Хурса. Он тогда работал программистом в компании Elilink.

Для проекта нужен был дизайнер, и Сергей предложил подключить Романа Александровича. Мы встретились в кафе, обсудили работу.

Ребята рассказали, что хотят сделать VR-костюм для симуляции ощущений, попросили меня помочь.

В конце ноября 2012 года в БКК случился форс-мажор, и нам не заплатили. Но мы решили, что будем вместе делать проект Teslasuit.

У Хурса и Александровича уже были какие-то наработки?

У ребят был только макет из картона. Чтобы создать систему электро-тактильной стимуляции нужны были большие инвестиции. Подобные костюмы уже существовали на профессиональном рынке и стоили десятки тысяч долларов, их разрабатывали компании и лаборатории с многомиллионными инвестициями. Мы же хотели сделать недорогой, доступный беспроводной костюм для домашнего пользования. За 200-500 долларов.

Чтобы сделать прототип, нужно было около 800 тысяч. 

Мы подготовили заявку на патент, я вывел формулу изобретения, Сергей нарисовал блок-схемы. Я взял кредит в банке, оплатил патентную заявку, купил необходимое для работы и полетел в Великобританию.

Там я встретился с инвесторами, подготовил бизнес план, а весной 2013 года нас приняли в глобальную программу поддержки перспективных предпринимателей, которую проводило Министерство Торговли и Инвестиций Великобритании.

В UK для стартапов есть ряд налоговых льгот, возвращается до 30% затрат, потраченных на высокотехнологичные разработки. И, учитывая, что нас пригласило британское правительство, я открыл аутсорс-компанию Tesla Studios Limited.

«Заказов поначалу хватало только на еду»

Кто значился фаундерами компании?

В компании было 4 учредителя: я — СЕО, Роман — Chief Designer, Сергей — CTO, и Долан — британский агент и секретарь компании, который вёл всю бухгалтерию, учёт и сопровождение.

Какая доля была у каждого?

У Романа и Сергея было 40 акций, у меня 19 акций, 1 акцию я отдал из своей доли Долану. Моей задачей было развивать бизнес и управлять проектами. Сергей и Роман занимались разработкой аутсорс-проектов и параллельно работали над костюмом. Но по факту для ребят я стал работодателем и платил им зарплату. 

То есть планировалось развивать проект Teslasuit за счёт денег от аутсорса?

Да. Но заказов на аутсорс вначале хватало только на еду. Первый контракт — 100 долларов. Но за девять месяцев я вывел компанию на договоренности о контрактах на 800 тысяч.

Стало не хватать времени на костюм — все работали круглосуточно и без выходных. С другой стороны, мы разрабатывали игры и приложения, а это было в стратегии развития экосистемы костюма, так что всё шло на пользу. Постепенно наши клиенты стали нашими партнёрами, и мы договорились об интеграции функционала костюма в разработанные нами проекты.

Когда появился первый прототип костюма?

Летом 2013 года мы подали национальную патентную заявку как физические лица, граждане Республики Беларусь. 

Правообладателями и соавторами указали меня, Хурса и Александровича в равных долях. Я до сих пор остаюсь правообладателем.

Первый, скорее большой макет, чем прототип, появился в октябре 2013 года. Я заказал обычный электростимулятор на ebay, Сергей его разобрал и подключил к компьютеру для внешнего управления.

В декабре 2013 года это устройство протестировал Игорь Маханёк. Он был первым, к кому я пришёл за инвестициями в костюм. Но проект был ещё слишком сырым.

«Хурс снял с моей карты за три года $50 тысяч»

Потом неожиданно ушёл Роман.

Почему?

Он выполнил работу по дизайну игры, но программисты ещё не закончили свою часть. А значит и оплаты не было. Рома не смог дождаться, пока программисты закончат работу, и бросил проект. Это вызвало цепную реакцию  — на Романе были завязаны ключевые процессы по дизайну. В итоге мы не смогли выполнить последнюю итерацию, и потеряли все контракты.

Сергей тоже собрался уходить и бросить разработку костюма. Потребовал исключить его из состава директоров, чтобы избежать ответственности по обязательствам компании. Мы договорились, что он завершит проект для клиента. Три месяца работали за свой счёт. Мне пришлось возобновить поиск клиентов с нуля.

Кстати, ни Сергей, ни Рома не вложили своих денег в проект, как мы договаривались вначале. Я же набрал кредитов, одолжил деньги у сестры и друзей, работал три года без зарплаты.

Инвестировал ресурсы в разработку костюма, чтобы оплатить работу Хурса и фрилансеров. Как инвестор я вложил в проект 150 тысяч долларов. 

После ухода Романа, как были распределены доли в компании?

Роман написал, что не давал своего согласия быть акционером в компании, и нам пришлось его исключить. Сергей захотел дополнительно 10%, иначе он уйдет из проекта, и я согласился. Хотя он не вложил в костюм ни копейки своих денег, и по факту был у меня на зарплате.

В декабре 2014 года у Хурса было 450 акций, у меня 340, у Долана 10, и еще 110 акций было у двух партнёров. 

В конце 2014 года я подключил к проекту двух фрилансеров — маркетолога Дениса Дыбского и дизайнера Игоря Бутурлю. Тогда Teslasuit представлял из себя пояс на руку с токопроводящей резиной. До первого полноценного костюма оставался год.

Как вы рассчитывались с фрилансерами и Хурсом?

Фрилансерам деньги приходили на их личные карты через систему Payoneer. Аутсорс не приносил достаточно денег, мне приходилось оплачивать работу из своего кармана. Иногда платил наличными под акты. Кому-то — на честном слове. Однажды Дыбский попросил одолжить ему денег — его выселяли из квартиры за неуплату. Я попросил свою жену взять деньги из семейного бюджета и одолжить Дыбскому.

Когда не было проектов, брал личные кредиты, чтобы платить Хурсу. Сергей как кофаундер имел специальные условия.

У него не было банковского счёта, он попросил платить наличными, пока его не откроет. Чтобы вести учёт выплат, я временно дал ему свою личную банковскую карту. Он пользовался ею три года, сняв за это время около 50 тысяч долларов в эквиваленте.

Марк Цукерберг, Билл Гейтс и встреча с Михальчуком

В 2014 году, чтобы взбодрить команду, я решил сделать другой проект — зубной сканер Toothscanner. Игорь Бутурля сделал красивый рендер, наш партнер доктор в Шотландии помог сделать описание, и мы запустили тестовый краудфандинг, чтобы посмотреть как это работает изнутри.

Параллельно мы хотели подготовить наш VR-костюм к Kickstarter. Краундфандинговую компанию надо было протестировать. Почему бы не сделать этого на сканере?

Нас заретвитил Эдвард Цукерберг, стоматолог из Нью-Йорка с 40-летним стажем. Это оказался отец Марка Цукерберга. Он согласился подключиться к команде и ждал от нас прототипа сканера. Но проект требовал денег, а я и так шёл за пределом своих финансовых возможностей. Пришлось его поставить на паузу.

А что было с VR-костюмом?

О проекте уже говорили. В сентябре 2014 года о нас напечатали в CBS. Вышел фантастический фильм Терри Гиллиама «Теорема Зеро», и там был описан VR-костюм. Фильм презентовали в Японии, и я написал в комментариях, что кино классное, а у нас есть под него костюм. Об этом рассказала японская пресса, а английская — перепечатала. Началась волна публикаций по всему миру.

Летом 2015 года появился первый экспериментальный образец на одежде.

В сентябре 2015 года нас пригласили на презентацию технологий к Биллу Гейтсу. За неделю до этого — в программу Сары Кокс, чтобы сделать сюжет для UKTV. До съёмок оставался месяц, но мы успели сделать MVP — первый продукт в виде костюма, с планшета могли передавать электрические импульсы на тело. Потом были презентации на CNET, BBC, Discovery.

Перед съёмками на ВВС нас попросили сделать передачу ощущений на расстоянии. Идея такая: ведущая стоит в VR-костюме и VR-очках, а её друг — поодаль, якобы её обнимает, и она должна почувствовать. За ночь мы это сделали. После передачи пошли отзывы, проектом стали интересоваться инвесторы. Они рекомендовали нам выйти на краудфандинг.

Когда вы познакомились с Дмитрием Михальчуком?

Той же осенью. После новостей, что мы выиграли на конкурсе 100 тысяч долларов с нашим зубным сканером, со мной связалась сестра Михальчука и рассказала, что её брат — инвестор. И она может нас познакомить. Мы встретились в кафе, а не у него дома, как Михальчук утверждал в интервью. Дальше всё пошло не так.

Что именно?

Кампанию на Kickstarter он запустил на своё имя: вместо счёта компании указал свой. То есть все собранные деньги ушли бы на его счёт. При этом Дмитрий Михальчук закрыл мне доступ к краудфандинговой кампании. Из-за этого я настоял её закрыть.

Обещанных инвестиций от Дмитрия в миллион фунтов я так и не дождался. В начале 2016 года сам нашёл инвестора. Он предложил нам 1,5 миллиона долларов инвестиций в обмен на 15% доли в проекте. Но сделка не состоялась.

Почему?

Из-за процессов, которые запустил Михальчук, поливая меня грязью за моей спиной. Инвестор решил отказаться от сделки из-за репутационных рисков.

Дмитрий Михальчук под предлогом due diligence* подписал NDA и договор о непереманивании сотрудников, получил доступ к нашей внутренней информации. Переманил часть команды, нарушив договор. Мне он предложил отказаться от ранних инвесторов, открыть другую компанию, перевести все активы туда. Я отказался. После началась атака на меня и компанию.

*due diligence — процедура, цель которой составить объективное представление об объекте инвестирования; включает оценку рисков, оценку объекта инвестирования, исследование деятельности компании.

Появилась компания VR Electronics, куда Михальчук и переманил сотрудников. В марте 2016 года Сергей Хурс уведомил меня и наших акционеров, что уходит к Михальчуку и хочет забрать с собой костюм. Я ответил, что костюм — не его личная собственность, у нас есть обязательства перед нашими инвесторами и партнёрами.

Дальше — началась активная фаза рейдерского захвата Tesla Studios Limited с выводом активов на VR Electronics и размытием моей доли и всех остальных акционеров компании с 51% до примерно 0,9%.

Как это произошло?

В британском законодательстве есть дыра. Человек может подать в реестр любые данные о компании и реестр обязан их принять. То есть можно заходить, вносить изменения в одностороннем порядке, и вы ничего не сделаете.

И никакой ответственности за это не предусмотрено?

На сайте реестра указано, что может последовать уголовная ответственность, но в реальности это не работает. Мои оппоненты получили доступ к электронному ключу, изменили регистрационный адрес компании, вписали себя как акционеров и выставили от своего лица счёт на 109 тысяч долларов Tesla Studios Limited.

За что?

Якобы за оказанные услуги. Потом этот долг был перепродан инвестору Сергею Носову, а он выставил требования долга мне и компании. После чего ликвидировали Tesla Studios Limited на основании сфабрикованных ими же долгов.

Вам действительно предлагали кэшаут, а вы попросили в районе 200 тысяч долларов?

Мне предложили выкупить долю за 150 тысяч долларов (деньги, которые я вложил в компанию). Носов и Михальчук пытались убедить меня и акционеров, что активы компании ничего не стоили, потому что заявки на патенты, которые мы подавали в Беларуси, ЕС, США, Китае, Индии, Австралии якобы не были поданы.

Но я отказался. А потом от лица моей же компании в марте 2017 года на меня подали иск в британский суд. Якобы я украл свои же деньги, присвоил интеллектуальную собственность, довел компанию фактические до банкротства. Это неправда. И то, что компания не отчитывалась три года перед налоговой — тоже.

Михальчук и его коллеги знали, что я не могу присутствовать на этих судах, потому что о них не знал. Я уже жил в Беларуси, а в иске Михальчук указал мой старый адрес в Шотландии, повестка пришла туда.

Узнал о судах я только когда получил повестку из Верховного Суда Беларуси —  Михальчук и Хурс от лица Tesla Studios Limited пытались признать и привести в исполнение решение британского суда на территории Беларуси.

Но у них ничего не получилось. Потому что решение иностранного суда было вынесено в моё отсутствие, с нарушением норм международного права, где мне было отказано в праве на защиту. В Шотландии не было как такового судебного разбирательства. Суд просто удовлетворил все требования истцов. 

Пока шли разбирательства, мои оппоненты прислали мне «Соглашение об урегулировании разногласий и освобождении от обязательств».

Мне предлагали бесплатно отказаться от своих прав на патент и от дальнейшего судебного преследования. Чтобы я подтвердил, что никаких финансовых претензий к Хурсу у меня нет. Взамен предложили опубликовать в СМИ релиз о моей «значительной роли в проекте».

Я соглашение не подписал. В сентябре 2018 года Верховный Суд отказал Tesla Studios Limited отказался признать и привести в исполнение в Беларуси решение шотландского суда.

Что вы намерены делать дальше?

Я — правообладатель. Меня лишили прав на патенты в тех юрисдикциях, где автоматически признаются решения британских судов. Теперь я собираюсь эти права вернуть.

По теме
Все материалы по теме

Работа в ИТ в Беларуси​.​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​ ​

1. Заполните анонимную форму — 5 минут.
2. Укажите зарплатные (и другие) ожидания.
3. Выберите желаемую индустрию или область деятельности.
4. Получайте релевантные предложения​​.​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Читайте также
Belka Games уволила сотрудников в Беларуси, России и Литве
Belka Games уволила сотрудников в Беларуси, России и Литве
Belka Games уволила сотрудников в Беларуси, России и Литве
22 комментария
Российская «Леста» стала 100%-м собственником «Гейм Стрим»
Российская «Леста» стала 100%-м собственником «Гейм Стрим»
Российская «Леста» стала 100%-м собственником «Гейм Стрим»
VK заплатил около $4 млн за беларусского разработчика мобильных игр
VK заплатил около $4 млн за беларусского разработчика мобильных игр
VK заплатил около $4 млн за беларусского разработчика мобильных игр
В DEIP из-за обвала курса от $1,1 млн осталось $350K, зарплаты не платят. CEO разбирает, как так вышло
В DEIP из-за обвала курса от $1,1 млн осталось $350K, зарплаты не платят. CEO разбирает, как так вышло
В DEIP из-за обвала курса от $1,1 млн осталось $350K, зарплаты не платят. CEO разбирает, как так вышло
Блокчейн-стартап DEIP больше двух месяцев не платит зарплату сотрудникам. Об этом dev.by рассказали несколько человек из компании: «официальная причина — стартап неправильно распорядился финансовыми ресурсами и денег нет. Подробностей не знаем». Сотрудникам сообщили, что топ-менеджмент ищет дополнительный капитал для погашения задолженности и дальнейшего развития. Но часть команды уже ищет новую работу.Мы также поговорили с СЕО DEIP Алексом Шкором — он рассказал, из-за чего у стартапа возникли сложности, как команда пыталась их решать и что собирается делать дальше. «Хочу поделиться опытом, чтобы на нём смогли научиться другие фаундеры, которые хотят идти в web3», — говорит Алекс. Ниже — подробный разбор.
9 комментариев

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале

Обсуждение
Комментируйте без ограничений

Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.

Комментариев пока нет.