Хотите дальше читать devby? 📝
Support us

«Вычерпывали воду из луж». Как разработчик провёл 2023 в армии

У Николая (имя разработчика изменено) 1,5 года коммерческого опыта и 1 год — армейского. Его 2023-ий прошёл в казармах, потому что государство изменило критерии годности к службе. Мог бы уже быть мидлом, но после армии ищет работу как джун. А это, как мы знаем, — сейчас тоже задача «со звёздочкой».

Поговорили с Николаем про армейские будни и поиск работы в 2024.

35 комментариев
«Вычерпывали воду из луж». Как разработчик провёл 2023 в армии

У Николая (имя разработчика изменено) 1,5 года коммерческого опыта и 1 год — армейского. Его 2023-ий прошёл в казармах, потому что государство изменило критерии годности к службе. Мог бы уже быть мидлом, но после армии ищет работу как джун. А это, как мы знаем, — сейчас тоже задача «со звёздочкой».

Поговорили с Николаем про армейские будни и поиск работы в 2024.

— Я учился в БГУИР. Ещё на третьем курсе стал работать. Не скажу, что найти первую работу было сложно: у вуза было много партнёров — ты выходишь из аудитории на перемене и видишь кучу вывесок. Выбирай!

Представители компаний всё ещё приходили к нам на занятия, звали на стажировки: «Нам нужны джуны!» Я пришёл в большой аутсорс как стажёр, отучился 3 месяца — и попал на проект.

«В 2019 году в военкомате сказали: вы даже в запас не годитесь! И тут сюрприз»

Армия замаячила на горизонте сразу после окончания университета: летом я получил диплом — а уже осенью ушёл служить.

Что интересно: в 2019 году студентом я хотел попасть на военную кафедру — но меня не взяли по здоровью. У меня проблемы с сердцем плюс аутоиммунный тиреоидит, в военкомате тогда ещё сказали: «Вы даже в запас не годитесь!» 

Я был уверен, что и в этот раз будет так же: приду, получу отсрочку — и опять работать. И тут сюрприз! Требования по здоровью поменялись — я уже годен. 

У меня были смешанные чувства: неведение, смятение, бессилие. Больше всего пугало то, что я не понимал, а что дальше — я не знал, что точно буду делать, с чем столкнусь, если вдруг придётся служить. 

Психологически я готовился к тому, что меня могут забрать в армию. Поэтому когда подтвердилось, что я всё-таки годен, то я даже почувствовал облегчение и успокоился — долгая история с беготнёй по врачам, с бесконечными «а вдруг», закончилась. 

На работе эту новость восприняли спокойно. Хоть, конечно, все надеялись, что меня не придётся увольнять. На последнем созвоне мой менеджер сказал: «Если будет желание через год вернуться к нам — пиши. Буду ещё менеджером здесь — возьму тебя обратно». 

«Слышали про „квадратный снег“? Я думал, это миф. Но нет»

Ещё до армии я разговаривал со знакомыми — спрашивал, к чему готовиться. Столько мифов (как мне казалось) и стереотипов собрал, но всё подтвердилось. 

Слышали про «квадратный снег»? Я думал, это миф. Но нет. Когда зимой выпал снег, и все дорожки уже расчистили, — нас озадачили тем, чтобы придать сугробам красивую кубическую форму. Я видел такое на фото из 90-х, но думал: времена уже другие. И когда нам велели делать то же самое, я и удивился, и отчего-то так жутко развеселился.

Друзья говорили: к кормёжке придётся привыкать — это не домашняя еда. И да, мне очень не хватало мяса. За курс молодого бойца я потерял 8 кг за месяц: был 75, а после — уже 67. Мои сослуживцы потеряли по 15-20 кг за 4-5 месяцев. Потом всё вернулось, конечно, но уже не мышечный вес. Это било по моральной составляющей: я пришёл в армию спортивным и подтянутым, а уже спустя 3 месяца ослаб физически, стал более рыхлым. Хотя думал, что будет наоборот. 

У нас было мало спорта: утренние пробежки в 6:00, зарядка, но в плане физических нагрузок было слабо. 

«Айтишники? Да, были. В подразделении — 15%, а в части — чуть ли не каждый третий»

Я служил в 60 км от Минска. У нас в подразделении были в основном люди моего возраста — 22-23 года, кто-то постарше — 24-25 лет, все после вузов. Хорошие ребята — с пятью из них дружим и сейчас. Многие, как и я, не ожидали, что попадут в армию. 

Айтишники? Да, были. В подразделении — 15% (а в целом выпускников инженерных специальностей — около 20%), а в части — гораздо больше, чуть ли не каждый третий айтишник. Думаю, просто интересное совпадение. Но это было круто: мы могли что-то обсуждать вечером по работе и даже что-то полезное выносили из этих разговоров.

Хотя, конечно, разговоров было мало, чтобы не терять навыки. Я настраивал себя: возьму в армию кучу книг — буду читать каждый вечер. Куда там! Армейская рутина не даст тебе читать: ты работаешь и спишь, сил ни на что другое не остаётся. 

Плюс читать книги по программированию непросто — это та же работа. А у тебя на этаже вечно шум-гам: в одном углу что-то обсуждают, в другом кричат.

Дедовщины как таковой не было. Хотя да, одно время приходилось выполнять странные «хотелки» и следовать не менее странным запретам старшего периода — тех, кого призвали ранее. К примеру: если кто-то из нас провинился — «матёрые» всех наказывали, объявляли день без курения.

Спустя полгода старшими стали уже мы, — и стало проще. Прежде всего потому что нам было не 18, а 22-25. Пройдя университет и успев поработать, ты уже не пытаешься самоутвердиться за чужой счёт — в отличие от вчерашних школьников, которым почему-то постоянно хочется доказывать себе и остальным, что они чего-то стоят. 

«Другой айтишник порекомендовал на своё место — «канцеляра»

Я уже говорил про «квадратный снег», но помимо этого было немало бессмысленной работы. Зимой мы формировали кубы из сугробов. Весной, когда пошли дожди, нас отправили вычерпывать воду из луж — лопатами и метёлками.

— Сегодня приедет машина с асфальтом, чтобы его уложить, поэтому яму срочно нужно осушить. 

И вот сюрреалистическая картина: стоят начальники-полковники, говорят о чём-то серьёзном — а в паре метров рядовые тычут в лужу лопатами для уборки снега, елозят по воде мётлами, суетятся.

Трава между бетонными плитами — тоже классика. Она вообще никому не мешает, её даже увидеть тяжело, если не присесть на корточки и присмотреться. Но ты для чего в армию пришёл — бери гвоздик, палочку или ещё что найдёшь и выковыривай. 

А потом ты понимаешь, что важно не столько качественно выполнить, сколько показать участие: что ты что-то делаешь. Ты ходишь вокруг, «ковыряешь» — процесс идёт. QA в армии нет, чтобы проверить потом за тобой.

Многие растягивали выполнение каких-то задач, чтобы не делать что-то другое. Мне по службе приходилось быть канцеляром — помогать составлять документы, отчёты в Excel делать.

И я очень скоро понял: чем дольше ты работаешь над отчётом — тем дольше остаёшься в тепле, а не на улице трамбуешь снег. Скучно, конечно, неделю разные данные вносить и оформление «причёсывать», но скука — меньшее из зол. Я стал кацеляром — сложилось несколько кусочков пазла:

  • первый — образование: почему-то когда люди видят в твоих документах, что ты окончил БГУИР, думают, что ты компьютерщик;
  • второй: меня посоветовал на своё место парень из старшего периода — тоже айтишник. Он сказал командиру, что я с этой задачей справлюсь. 

«В гражданской жизни ты получаешь информацию с избытком. А в армии своеобразный вакуум»

Опасался ли я, что нас могут послать на войну — да было, особенно вначале. В телеграм-каналах тогда каждый день писали, что вот-вот. Но по мере службы страх прошёл. 

В гражданской жизни ты получаешь информацию с избытком — из этого канала, из того, и вот этого ещё. А в армии своеобразный вакуум, и ты понемногу успокаиваешься. Всё занимает армейская рутина. Плюс я старался гнать от себя любые мысли: «а что если…».

Ребята тоже часто переводили разговоры на неприятные темы в шутку — мы очень много шутили. Сейчас вспоминаю об этом с улыбкой. И вообще вижу, что спустя время мозг оставляет только тёплые воспоминания. А тогда я специально искал позитив в своей армейской жизни — но это не всегда мне удавалось.

Армия — это ведь про то, что любой приказ надо выполнить, каким бы он ни был — ты ничего с этим не поделаешь. И тебе приходится мириться с какой-то глупостью, вроде «круглое нести, квадратное — катить».

Это про то, чтобы подчинять свою волю, и убирать снег, который и на снег уже не похож — просто вода. И вообще про работу в тяжёлых условиях: несколькими часами позже, вычерпав воду и промокнув насквозь, ты ставишь на батарею берцы, а утром берёшь их, с разводами соли, и надеваешь. А они так и не высохли за ночь. И ты снова идёшь убирать треклятый «снег».

Армия — это про день сурка.

«LinkedIn мёртвый. Если в фильтр забить „Беларусь, Минск“, найти можно 1-2 вакансии»

Я вернулся в ноябре. Взял паузу, чтобы немного отдохнуть, а потом — посидеть за книгами, что-то вспомнить, фреймворки повторить. 

С нового года я начал искать работу. Если сравнивать с 2021, то, конечно, сейчас сложнее — вакансий очень мало. На rabota.by ищут разработчиков либо с 3+ годами опыта работы, либо не по моему стеку. LinkedIn в плане вакансий — мёртвый: если в фильтр забить «Беларусь, Минск», то найти можно 1-2. Грустно! 

Конечно, у меня есть связи — много друзей в ИТ, они обещают порекомендовать меня по реферальной программе в своих компаниях. А после поста в LinkedIn стали писать рекрутеры, но собеседований пока не было. Договариваемся. 

Я пока ещё не могу претендовать на миддл-позиции, по опыту не дотягиваю, да и в знаниях немного потерял — фреймворки подзабыл. А недавно словил себя на мысли, что навык гуглить, когда возникают какие-то проблемы, тоже потерялся. Раньше я мог быстрее найти решение своей проблемы, правильно сформулировав запрос. Сейчас идёт чуть тяжелее. Но ничего — всё верну. 

Я спрашивал у коллег: наша компания осталась в Беларуси, но сократила штат где-то на 30% — проектов меньше. Много кого релоцировали в Литву, в Польшу, в Грузию, ещё какие-то страны. 

Если мне не удастся найти работу в Минске, придётся релоцироваться. Но я в этом ничего плохого не вижу — это новая возможность, были бы предложения!


Читатели, что для вас dev.by? 

  • Место встречи с сообществом? 
  • Источник новостей об ИТ Беларуси?
  • Источник любых новостей?
  • Место для дискуссии?
  • Площадка для образования и обмена опытом?
  • Карьерный консультант?
  • Может, всё вышеперечисленное. А, может, что-то другое?

А кто вы для dev.by?

Сообщество людей, которое развивает беларусскую ИТ-индустрию и делает её полной талантливых проектов, интересных дискуссий и новостей. Мы здесь, чтобы держать вас в курсе этих приключений. dev.by для нас — это всё вышеперечисленное, а ещё — работа. Поддержите нашу редакцию!

Ваши деньги дают нам возможность выплачивать зарплаты журналистам, менеджерам, разработчикам, продюсерам — всем тем, кто делает dev.by. Засаппортить нас можно: 

— Через Patreon

— Через Donorbox (если вы в Беларуси)

— Криптой, тут кошельки

Спасибо!

Бешеная конкуренция зп от 400$. Как выглядит ИТ в Минске — рассказывает джун-джавист
Бешеная конкуренция, зп от 400$. Как выглядит ИТ в Минске — рассказывает джун-джавист
По теме
Бешеная конкуренция, зп от 400$. Как выглядит ИТ в Минске — рассказывает джун-джавист
«Перекладывали снаряды в новые ящики». Только что демобилизованный разработчик-сеньор о годе службы в армии
«Перекладывали снаряды в новые ящики». Только что демобилизованный разработчик-сеньор о годе службы в армии
По теме
«Перекладывали снаряды в новые ящики». Только что демобилизованный разработчик-сеньор о годе службы в армии
«Теперь я годен». Айтишники с проблемами со здоровьем получают повестки
«Теперь я годен». Айтишники с проблемами со здоровьем получают повестки
По теме
«Теперь я годен». Айтишники с проблемами со здоровьем получают повестки
Помогаете devby = помогаете ИТ-комьюнити.

Засапортить сейчас.

Читайте также
Belka Games уволила сотрудников в Беларуси, России и Литве
Belka Games уволила сотрудников в Беларуси, России и Литве
Belka Games уволила сотрудников в Беларуси, России и Литве
22 комментария
Российская «Леста» стала 100%-м собственником «Гейм Стрим»
Российская «Леста» стала 100%-м собственником «Гейм Стрим»
Российская «Леста» стала 100%-м собственником «Гейм Стрим»
VK заплатил около $4 млн за беларусского разработчика мобильных игр
VK заплатил около $4 млн за беларусского разработчика мобильных игр
VK заплатил около $4 млн за беларусского разработчика мобильных игр
В DEIP из-за обвала курса от $1,1 млн осталось $350K, зарплаты не платят. CEO разбирает, как так вышло
В DEIP из-за обвала курса от $1,1 млн осталось $350K, зарплаты не платят. CEO разбирает, как так вышло
В DEIP из-за обвала курса от $1,1 млн осталось $350K, зарплаты не платят. CEO разбирает, как так вышло
Блокчейн-стартап DEIP больше двух месяцев не платит зарплату сотрудникам. Об этом dev.by рассказали несколько человек из компании: «официальная причина — стартап неправильно распорядился финансовыми ресурсами и денег нет. Подробностей не знаем». Сотрудникам сообщили, что топ-менеджмент ищет дополнительный капитал для погашения задолженности и дальнейшего развития. Но часть команды уже ищет новую работу.Мы также поговорили с СЕО DEIP Алексом Шкором — он рассказал, из-за чего у стартапа возникли сложности, как команда пыталась их решать и что собирается делать дальше. «Хочу поделиться опытом, чтобы на нём смогли научиться другие фаундеры, которые хотят идти в web3», — говорит Алекс. Ниже — подробный разбор.
8 комментариев

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале

Обсуждение
Комментируйте без ограничений

Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
-4

Их бояться даже литовцы

zabelarus14
zabelarus14 Инженер в НИИ им. Баца
8

в армию айтишники идут чтобы нахаляву ума и здоровья набраться

xzjohny
xzjohny
3

Они не идут, их призывают

Валдис Адаскус
Валдис Адаскус Старший Заместитель Младшего Пропагандиста по работе с РБ в Европейское ЦИПСО
10

Дух рано или поздно становится дембелем, а перед дембелем лежат все мечты! Потому что любят его очень — и здесь, и там. В пожарные берут, и в милицию. Там курорты от профсоюза, бесплатный проезд на автобусе. Девки с дойками так и плачут по дембелю… Потому что дембеля больше в армию не берут.

cray
cray
4

Потому что дембеля больше в армию не берут.

Как мы уже видели по восточному агрессору - ещё как берут! Сразу на фронт, удобрением.

xzjohny
xzjohny
12

Добро пожаловать в клуб "кто в армии был - тот в цирке не смеется". Белорусская армия это нечто сюрреалистичное

zabelarus14
zabelarus14 Инженер в НИИ им. Баца
-4

зато у нашей армии есть интернет как у илона маска точно такой же только лучше и дешевле. загуглите "интернет илон маск лукашенко" - удивитесь, как наша армия далеко вперед шагом обогнала цивилизованый мир. это вам не это

Пользователь отредактировал комментарий 16 января 2024, 12:48

Валдис Адаскус
Валдис Адаскус Старший Заместитель Младшего Пропагандиста по работе с РБ в Европейское ЦИПСО
-3

Все болезни от непонятки и сомнения как поступить. В армии этого нет. Как сказал командир, так и поступай.

andy12345
andy12345
-24

Задача любой армии мира подготовить человека пойти под пули когда это понадобится армии. Каким способом достигается эта готовность человека отдать свою жизнь и здоровье - дело десятое, будь то подметание плаца ломом или зарплата и вместо казармы уютные номера с женщинами лёгкого поведения по вечерам.

Так что сопли о бесполезно потраченном времени лучше просто тихо мотать на кулак. Я не знаю стран, где в армии человек приобретал бы что то полезное для гражданской жизни такое, какое он не смог бы приобрести на гражданке.

Хотя положа руку на сердце, в годы моей молодости, многие приобретали самодисциплину и привычку регулярной личной гигиены. Вещи, которые казались обычными для меня, как оказалось, были в диковинку многим: регулярно чистить зубы, бриться и умываться, заправлять кровать, да даже смывать за собой в туалете...

И пару слов о собственно статье. Хватает в армии времени и возможности для занятий спортом, было бы желание. То, что автор пузо наел вместо мышц говорит только об авторе, а не о армии.

Валдис Адаскус
Валдис Адаскус Старший Заместитель Младшего Пропагандиста по работе с РБ в Европейское ЦИПСО
2

Жизнь без армии, это всё равно, что любовь в резинке: движение есть, прогресса нет.

zabelarus14
zabelarus14 Инженер в НИИ им. Баца
2

Армия — не просто доброе слово, а очень быстрое дело. Так мы выигрывали все войны. Пока противник рисует карты наступления, мы меняем ландшафты, причём вручную. Когда приходит время атаки, противник теряется на незнакомой местности и приходит в полную небоеготовность. В этом смысл, в этом наша стратегия.

Dinosauria T-Rexia
Dinosauria T-Rexia
-6

может бахнем?

deeaitch
deeaitch
5

может бахнем?

Ну что можно увидеть в коментах от чаркобота?

zabelarus14
zabelarus14 Инженер в НИИ им. Баца
-7

обязательно бахнем. весь мир в труху. но потом

sergienya1984
sergienya1984
17

как офицер скажу но беларуская армия это говно полное которое ничему неучит и скорее наоборот лишает навыков.

Миша Ларченко
Миша Ларченко Supreme Developer в Sytac B.V.
-22

как офицер скажу, зависит от рода войск и человека

Миша Ларченко
Миша Ларченко Supreme Developer в Sytac B.V.
-20

Согласен, в армии очень много времени на любые занятия, хоть мышцы качай, хоть книги читай. А из статьи я понял, что это какие-то инженерные войска или стройбат, там вообще времени вагон

deeaitch
deeaitch
7

хоть книги читай

Много прочитал? Каких?

Валдис Адаскус
Валдис Адаскус Старший Заместитель Младшего Пропагандиста по работе с РБ в Европейское ЦИПСО
-5

Как же я угадаю? вы здесь всю жизнь работаете, столько книг перечитали... тысячу, две...
-Три
-Три тысячи??
-Три книги
-Какие?
-Значит, букварь, вторую и синюю
(с) Тишина должна быть в библиотеке

lcvn2022
lcvn2022

Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
[censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://devby.io/pages/polzovatelskoe-soglashenie]

allahadin
allahadin
-11

В айтироту нужно было идти, пилил бы госпорталы в тепличных условиях. Если он туда не прошел, то ему действительно лучше воду из луж черпать, раз ни на что полезное неспособен, меньше проблем создаст.

[censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://devby.io/pages/polzovatelskoe-soglashenie]

Пользователь отредактировал комментарий 16 января 2024, 18:37

Валдис Адаскус
Валдис Адаскус Старший Заместитель Младшего Пропагандиста по работе с РБ в Европейское ЦИПСО
-1

Из материалов уголовного дела 30-х годов. Там было в начале указано: Каким языком владеет - "латынь", а в обвинительном заключении в конце -"латинский шпион".

Alex V
Alex V
8

Похожая история с военной вафедрой. Поступил на нее, а через год меня выперли, потому что внезапно я стал не годен по здоровью. Разумеется, к окончанию универа я снова был годен. Офицеры должны быть более здоровыми, чем рядовые.

Пользователь отредактировал комментарий 16 января 2024, 18:52

Alex V
Alex V
3

вафедра = кафедра, безграмотная я дубина

гр. О.  Бендер
гр. О. Бендер Капитан в свободном плавании
1

так даже лучше

warriorrs
warriorrs
7

Из покон веков в армию забирали самых тупых и бесполезных людей. Так получалось, что те кто поумнее - выкручивались, кто по здоровью, кто-то находил кому дать на лапу, купить справку или просто переехать куда подальше. В моем случае, после университета, я живя по месту прописки, просто не открывал двери, когда кто-то приходил и звонил. В таком режиме я прожил 4 года. За это время я менял паспорт, получил пару штрафов и даже был в суде, как свидетель. И мне так и не была вручена повестка. А читая такие статьи, я просто ору в голос и говорю "так тебе и надо дуралей". Хотел бы не пойти, то нашёл бы способ. А так минус год жизни и плюс потеря навыков полученных в универе. И ещё лайф хак, если вам удалось не пойти в армейку и вам будут звонить из военкомата с просьбой забрать военный билет, аргументируя это тем, что вас на работу не возьмут, смело шлите на ***этих звонарей. Если вы заберёте военник, то вас могут на сборы забирать или на мобилизацию. А если нет, то вы в шоколаде. Я живу без военника 8 лет и нормально себя чувствую.

zabelarus14
zabelarus14 Инженер в НИИ им. Баца
-4

а еще в казарме гендерно-нейтральные туалеты... похоже в часть просочились эти европейские ценности. куда замполиты смотрят!

xzjohny
xzjohny
-9

Вся твоя прекрасная история базируется лишь на лени бюрократов в военкомате, если бы не лень - сидел бы эти 8 лет в другом немного месте

deeaitch
deeaitch
6

Вся твоя прекрасная история базируется лишь на лени бюрократов в военкомате, если бы не лень - сидел бы эти 8 лет в другом немного месте

Ну так без лоха жизнь плоха. А в гос структурах у нас кто? Правильно. Так что всё правильно всё сделал. Раскатал и по делом.

гр. О.  Бендер
гр. О. Бендер Капитан в свободном плавании
0

Плюсую. Мне уже за 40, военника никогда в руках не держал и не планирую. Закончил универ, сдал на права, сменил хз сколько мест работы. Откос по схеме топикстартера с незначительными вариациями.

Пользователь отредактировал комментарий 18 января 2024, 10:21

urempty
urempty
10

Потерял год жизни, чтобы узнать то, о чём говорят десятки лет.
Научился быть покорным? Готов защищать детей бамбаса? Нельзя же приказы не выполнять.

urempty
urempty
5

Доносы на соседей хоть научили писать?

alex-m2000
alex-m2000
4

О как у чарканутых ротоботов подгорела за родные казармы. Эко скриптом побежали счётчики крутить. Какая мелочность. Скриптину хоть сами осили или пропитые мозги просто у кого заоутсортили?

deeaitch
deeaitch
1

О как у чарканутых ротоботов подгорела

У них в принципе подгорело. Трубы у них горят. Вот видно и кинулись ИБД делать чтобы на чарку заработать. Но походу уже поправили. Респект.

Anonymous
Anonymous
4

За последних лет 20, из 5-6 знакомых и друзей, которые посетили армию, за все время службы, каждый из них был по 2-3 раза на стрельбищах, и дали им по 3 патрона.

Да, если идешь в спец войска, - там все в порядке с кол-вом БК...

Но "обычным", то же нужно показывать, какой стороной нужно держать автомат.

А по факту... Красим траву, квадратные клумбы из снега, лопатой из луж черпаем воду... Норм...