Черная среда Netflix: почему для сервиса настали темные времена
19 апреля Netflix опубликовала финансовый отчет за 1 квартал 2022 года. Эксперты назвали его провальным для сервиса: показатели оказались неожиданными для всех. По итогам отчетного периода количество платных подписчиков платформы уменьшилось на 200 тысяч человек, что произошло впервые более чем за 10 лет. Прогнозы компании оказались неутешительными — Netflix ожидает дальнейшего оттока клиентов.
Аналитики предсказывали, что за первый квартал к Netflix присоединится около 2,7 миллиона пользователей. Сама же компания ожидала более скромный рост: только в 2,5 миллиона клиентов. Спад выглядит еще более впечатляющим, если учесть, что в аналогичный период прошлого года прирост аудитории составил 3,98 миллиона пользователей. Второй квартал для компании будет тяжелым: Netflix прогнозирует потерю еще 2 миллионов подписчиков. Подобное последний раз происходило в октябре 2011 года.
В документе указано, что стриминговая платформа пережила ажиотажный спрос во время коронавирусных локдаунов, затем число новых подписчиков пошло на спад. Еще один фактор — это совместное использование паролей. По подсчетам компании, примерно 10 миллионов домохозяйств смотрят контент бесплатно по паролям друзей или других членов семьи. Вынужденным стал уход платформы из России на фоне войны в Украине. Таким образом компания потеряла еще 700 тысяч подписчиков сервиса.
Еще до начала войны с Украиной российские власти обязали Netflix показывать федеральные телеканалы — это требование должно было вступить в силу в марте 2022 года. Компания отказалась выполнять эти предписания, а после начала войны заявила, что полностью уходит с рынка «с учетом сложившихся обстоятельств». Также крупные американские киностудии отказались показывать свои новинки в России, многие производители отозвали права на показ фильмов и сериалов в стране.
На следующий день, в среду, 20 апреля компания пережила худший день почти за 20 лет своего существования. Акции Netflix подешевели на 35%: стоимость ценных бумаг стримингового сервиса снизилась на $122,42 до $226,19 за штуку. Вслед за Netflix начали крениться и ее конкуренты: Paramount просела на 8,6%, Warner Bros. Discovery — на 6%, Disney — на 5,6%, а музыкальный Spotify подешевел на 11%. Для Netflix это было самое масштабное падение с 15 октября 2004 года, когда акции компании подешевели на 41%.
Падение акций снизило рыночную капитализацию Netflix на $54,3 миллиарда — это крупнейшая потеря в его истории. Несмотря на сокращение числа подписчиков, доходы Netflix продолжают расти: в первом квартале 2022 года они составили $7,8 миллиарда, что на 9,8% выше по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Однако прибыль платформы снизилась примерно на 6% и составила около $1,6 миллиарда.
Уже не лучшие
Резкое снижение числа пользователей не принесло уверенности и сотрудникам компании. На фоне падения курса акций обесценились опционы, которые получают сотрудники в качестве вознаграждения. Bloomberg передает слова работников, которые заявляют, что на их памяти из Netflix никогда не хотело уйти столько людей, как сейчас. Некоторые сотрудники потребовали от менеджмента выпустить новые опционы, которые компенсировали бы потери.
В новой ситуации руководству компании ничего больше не оставалось, как заявить о сокращении найма. В отделе разработки объявили реструктуризацию, впервые менеджеры заговорили о разделении разработчиков на уровни: джуны, сеньоры и т. д. Хотя Netflix всегда была известна как компания либеральных взглядов, и иерархия в командах была достаточно плоской. Сотрудники восприняли новые меры как способ экономии.
Наконец, досталось и фанатам сериалов. В декабре 2021 года Netflix запустил Tudum — площадку для поклонников фильмов и сериалов, где компания размещает эксклюзивные интервью, новости, истории создания картин и другой контент. За Tudum отвечал маркетинговый отдел, из которого уволились 25 человек. Команда из-за реорганизации также потеряет около десятка авторов. Никто не предупредил сотрудников заранее, многие узнавали о событиях из соцсетей.
Корпоративная политика Netflix отличается жестким отбором кандидатов. Как разработчиков, так и журналистов, компания агрессивно переманивала из других мест и платила им зарплаты в несколько раз выше средних по рынку. Например, журналисты из-за комфортных условий покидали такие издания как Entertainment Weekly, Vice и The Wrap. Появление среди разработчиков строгой иерархии говорит о том, что компания более не намерена щедро платить любому новому сотруднику.
Netflix заверил, что не станет закрывать Tudum и что сайт по-прежнему является для компании «важным приоритетом». Однако сотрудники подразделения признаются журналистам, что у Netflix нет стратегического видения и четким критериев успеха платформы. Новым работникам пообещали редакционную независимость, однако достаточно скоро руководство стало просить не касаться чувствительных тем, а тексты контролировали менеджеры без журналистского опыта.
Главное — отбить затраты
Первым под удар попал отдел анимации Netflix. Компания уволила директора по развитию оригинального контента Фила Рынду и нескольких его коллег. Отменяются проекты, в том числе многообещающая адаптация комикса «Боун». Руководство компании делает ставку на анимационные хиты, наподобие франшизы «Босс-молокосос», но непонятно, как производить популярные картины при сокращающихся бюджетах.
Сотрудники отдела признаются, что руководство зачастую манипулирует данными просмотров. Бюджеты шоу урезаются, не набравшие достаточного количества просмотров сериалы отменяют. Даже при хороших отзывах критиков и зрителей компания может закрыть проект, если он не оправдал ожиданий руководства. Работники жалуются, что им не объясняют отмены шоу, требуют продвижения продукта в короткие сроки. Это приводит к увольнениям сотрудников отдела.
Неопределенной остается ситуация и с фильмами. Netflix всегда славился качеством своих картин. Однако для руководства главным показателем успеха фильмов остается соотношение расходов к количеству просмотров. Компания не собирается сокращать бюджеты, но стала внимательнее следить, на что уходят выделенные средства.
Это приводит к отмене десятков шоу и их продолжений, в том числе хоррора «Архив 81», фэнтези «Ключи Локков», сериала «Космические силы». Закрытия происходят даже в том случае, если шоу попадали на первые строчки рейтинга самых популярных сериалов сервиса. Аналитики отмечают, что часто расписание релизов не согласуется с тем, что выходит у конкурентов. В итоге внимание пользователей перетягивают Apple TV и Disney+.
Жесткая экономия вынуждает руководство делать ставку на тот контент, который недорого стоит и отбивает затраты, например, документальные фильмы или сериал «Игра в кальмара». Мюзиклы и ток-шоу не оправдали ожидание компании: денег на них уходит много, а аудитория такого контента небольшая. Также затраты пытаются снизить уменьшением числа эпизодов в некоторых шоу и пересмотром контрактов с известными авторами. Голливудские продюсеры и актеры не в восторге от такой политики.
Борьба с пользователями
Тотальная экономия коснулась и самого сервиса: руководство намерено бороться с теми клиентами, которые пользуются аккаунтом вскладчину. Представители компании объяснили, что из-за таких щедрых пользователей они недополучают выручку и не могут вкладывать больше средств в производство высококачественных фильмов и сериалов. Компания предложила «субаккаунты» в качестве альтернативы по цене от $3 в месяц вне зависимости от тарифа, выбранного владельцем подписки.
«Субаккаунты» — это дополнительные учетные записи со своими профилями, логинами, паролями и рекомендациями. К основному аккаунту можно привязать до двух субаккаунтов. Таким образом компания хочет снизить число тех, кто передает свой пароль кому-то другому. Как Netflix будет отслеживать, кто именно не входит в семью подписчика, не уточняется. Сервис также начал тестировать перенос профилей в другие учетные записи с сохранением всей информации и истории просмотров. Пользователь сможет сделать «перенос» как полноценного аккаунта, так и «субаккаунта».
«Те, кто следит за работой Netflix, знают, что я всегда выступал против сложностей, связанных с рекламой. Но как бы мне ни нравился такой подход, еще больше мне нравится широкий потребительский выбор», — заявил глава компании Рид Хастингс. По словам Хастингса, рекламная модель платформы вполне успешно работает у конкурентов Netflix, таких как Disney и HBO.
После пандемии коронавируса рынок стриминговых платформ стремительно меняется, а конкуренция за потребителя резко выросла. Во времена локдаунов Netflix играл важную роль в медиапотреблении аудитории, но теперь пользователи стали более избирательными, а их привычки резко изменились. Главная проблема платформы сейчас — это аккаунты вскладчину. Люди привыкли делиться паролями с друзьями и близкими, и теперь изменившиеся правила кажутся им несправедливыми.
Стриминговый рынок в США в течение нескольких последних лет пополнился крупными игроками, которые переманивают пользователей Netflix. Годы стремительного роста подписчиков прошли, и компания уперлась в потолок — теперь ей приходится сражаться за потребителя с Disney+ и Apple TV. Повышение цены за подписку только усугубляет эту тенденцию.
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.
Потому что Netflix со своей ЛГБТ-BLM-левацкой повесткой не всрался никому.
Netflix - это маркер дебила.
а БТ, ОНТ это какой маркер?
сам знаешь
Вопрос, что смотрят те, которые не смотрят Netflix?
а там кроме Ведьмака что-то нормальное выпускают?
Критическая позиция - это хорошо. Но если такая позиция не предполагает альтернативу, критическая позиция превращается в позицию идиота.
Можно вообще не смотреть сериалы, например. Или смотреть в таком количестве, что до конца жизни хватит выпущенных за прошлые полвека.
seasonvar
HBO, Showtime
Смотрят на прогресбар в торрент-клиенте.