Реклама в Telegram-каналах DzikPic и dev.by теперь дешевле. Узнать подробности 👨🏻‍💻
Support us

Новая классика киберпанка: гуманитарий и технарь посмотрели «Бегущего по Лезвию 2049»

Оставить комментарий
Новая классика киберпанка: гуманитарий и технарь посмотрели «Бегущего по Лезвию 2049»

dev.by продолжает пятничный киноклуб: разговор идёт о фильмах, в которых так или иначе эксплуатируется тема высоких технологий. На эти цели мы выделили сразу двух обозревателей: журналист и киноблогер Юрий Костузик расскажет о фильме с «гуманитарной» точки зрения, а математик и проектный менеджер в ИТ Роман Максименко более обстоятельно подойдёт к «технологической» составляющей.

Сегодня на повестке кинодня — «Бегущий по лезвию: 2049» от режиссёра Дени Вильнёва, сиквел культового киберпанк-фильма «Бегущий по лезвию», снятого не менее культовым Ридли Скоттом в 1982 году.

Читать далее

Критик: кошмарный мир будущего теперь можно разглядеть во всех его многочисленных мелочах

Лучший кадр: выбор Костузика
                    — А эти кто такие? Неудачные клоны Вильнёва, у которых ничего не вышло?
                    — А, нет. Остались после съёмок последнего «Чужого». Не выкидывать же.

Если вы вдруг не смотрели оригинальный фильм Ридли Скотта (или смотрели так давно, что уже ни черта не помните), стоит сразу кое-что прояснить. Да, это культовое кино, настоящая классика сразу нескольких жанров. Несколько поколений зрителей по всему миру любят и ценят эту картину по бесчисленному множеству причин. И это не всё. Профильная пресса признаёт «Бегущего по лезвию» лучшим научно-фантастическим фильмом всех времён.

Эта информация нужна здесь только для того, чтобы мы с вами прониклись безмерным уважением к безрассудству смельчака, дерзнувшего снять сиквел. Должно быть, этот человек обладает парой самых внушительных стальных яиц — он ведь не просто посмел войти в древнее святилище, чтобы потихоньку сфотографировать главный экспонат, пока никто не видит. Наш парень перелез через красную верёвку, снял То-К-Чему-Нельзя-Прикасаться, перекинул Это через плечо и, насвистывая, ушёл к себе в операционную разбираться, что с Этим можно сделать.

Тссссс! Слышите? Верно, полная тишина. Абсолютная. Это весь мир оцепенел от такой наглости.

Что ж, дорогой мир, для тебя сегодня хорошая новость, выдыхай. Этот храбрец ни кто иной, как Дени Вильнёв, один из лучших кинематографистов современности. Пожалуй, ему можно доверить даже такой бесценный экспонат.

Вильнёв ведь большая умница, он всё понимает. Для работы у него целый шкаф стерильных халатов, масок и перчаток — если тонкие, изящные пальцы где-то и коснутся подлинника, то следов не оставят. А дотронуться когда-то всё же придётся: оригинальную ленту нужно изучить со всех сторон — так, чтобы и канон не пострадал, и новое слово успело быть сказанным.

Дени Вильнёв и его команда берутся за работу. Деловито и с большим тщанием они анализируют подлинник, чтобы сразу принять трудное, но единственно верное решение: одну из величайших загадок кинематографа, которую подарил нам фильм Скотта, необходимо так и оставить нетронутой. Её тут же изолируют — она нам больше не пригодится. Вместо неё Вильнёв со всей серьёзностью берётся за мир и атмосферу.

Результат просто потрясает. «Бегущий по лезвию 2049» аккуратно подхватывает визуальный стиль оригинала — и развивает его дальше, много дальше! Почему бы нет, инструментов у режиссёра теперь неизмеримо больше, чем было 35 лет назад, а бюджет в сравнении с первым фильмом просто колоссальный. И Вильнёв с толком использует каждый доллар — кошмарный мир будущего теперь можно разглядеть во всех его многочисленных мелочах. Сильно помогает оператор Роджер Дикинс — он совершенно никуда не торопится, так что времени поглазеть на постапокалиптическую красоту навалом. А со всех сторон тем временем обволакивает музыка Бенджамина Уоллфиша и Ханса Циммера — Вангелис одобрительно кивает головой.

Наконец, смертельное оружие Дени Вильнёва — актёр Райан Гослинг. Он мягко берёт нас за руку в первые же секунды и не отпускает до самого конца. Его спокойными глазами мы и смотрим этот фильм — вот она, сдержанная реакция на эпизоды, которые при другом раскладе нас бы порядком шокировали. Флегматичность мистера Гослинга резко контрастирует с событиями «Бегущего по лезвию 2049» — но в конечном счёте именно этот контраст создаёт для нас всё настроение.

Персонажа Райана Гослинга в какой-то момент даже становится мало — сценаристы Хэмптон Фанчер и Майкл Грин «впилили» в сюжет Рика Декарда, а значит, Харрисон Форд кое-где неизбежно перетягивает одеяло на себя. Здесь это видится скорее недостатком, чем преимуществом: раз уж краеугольный вопрос из фильма Ридли Скотта остался нетронутым, персонаж Декарда не очень-то и нужен. В конце концов, это совсем другая история, и будь в ней поменьше мистера Форда, все бы только выиграли.

Впрочем, чего об этом говорить — в «Бегущем по лезвию 2049» есть куда более сомнительный персонаж. Джаред Лето играет главного злодея — и вот тут можно протрезветь. Мистер Лето отличный актёр, и к негодяйским ролям ему не привыкать — но не в каждом фильме такие роли нужны. В располовиненном мире, созданном Скоттом и продолженном Вильнёвом, и так полно насилия и боли — какой-то сверхзлодей с высокими идеалами выглядит в нём обычной перестраховкой. И отношение у зрителя к нему соответствующее — этого негодяя никто не боится.

Но знаете, это всё такие мелочи. Да, может быть, без персонажей Лето и Форда было бы и лучше; последние полчаса, во всяком случае, точно выглядели бы чуть более динамичными. А ещё может быть, «Бегущего по лезвию 2049» нужно посмотреть не один раз, чтобы разглядеть все его грани — как это было в своё время с первым фильмом. Возможно, тогда и найдётся обоснование для всех тех деталей, которые сегодня вызывают сомнение. А пока что и злодей, и Декард — оба неизбежно гаснут в мрачном великолепии монументального полотна Вильнёва. Этот страшный, опасный, свихнувшийся, но такой притягательный мир хочется увидеть ещё раз.

Технарь: что может быть интересней изучения технологий выдуманной вселенной?

Лучший кадр: выбор Максименко

                    Мечта репликанта

Возвращаться к классике кинематографа стало чуть ли трендом современной киноиндустрии. Безжалостные руки голливудских продюсеров дотянулись практически до всего, что имело коммерческий успех в прошлом. Результат этих попыток по большей части был плачевным. Поэтому, когда появились первые слухи о грядущем продолжении «Бегущего по лезвию», любители оригинального киберпанка дружно расстроились. Впрочем, чуть позже, когда было озвучено имя будущего режиссёра, многие вздохнули с облегчением. И не зря: в наше время снять сиквел к оригинальной картине Ридли Скотта мог, пожалуй, только Дени Вильнёв, автор восхитительного «Прибытия». И он действительно смог.

Перед походом в кинотеатр стоит обязательно пересмотреть «Бегущего по лезвию» 1982 года выпуска. Во-первых, потому что он по-настоящему шедеврален. Во-вторых, чтобы заново окунуться в мир антиутопии, выдуманный когда-то Филипом Диком, автором литературной основы фильма — романа «Мечтают ли андроиды об электроовцах?». Это очень важно: как и в оригинале, «Бегущий по лезвию 2049» живёт в альтернативной вселенной, в которой нет (и никогда не будет) ни айфонов, ни хипстеров, ни даже своего собственного Элона Маска. Зато есть мир полной безнадёги, в котором, что неудивительно, даже смог сохраниться СССР.

Вильнёв, очевидно, с большим уважением относится к оригинальной ленте. Поэтому его продолжение выглядит очень органично и вписывается в визуальный и повествовательный стили «Бегущего по лезвию» на все сто. Новый «Бегущий» такой же неспешный, как и его предшественник. И точно так же, как и в оригинале, главное в нём – это атмосфера, визуальный ряд и граничащее с безумием внимание к деталям. Сюжет, впрочем, тоже существует, но, согласитесь, что «Бегущего по лезвию» мы смотрели (и будем пересматривать) вовсе не из-за него.

Детали — то, ради чего стоит сходить на «Бегущего по лезвию: 2049» по крайней мере дважды. Что может быть интересней изучения технологий выдуманной вселенной, в которой могли бы жить и мы с вами, махни условная бабочка своим крылом в другую сторону в каком-нибудь 1960 году. Летающие тачки, удивительные медицинские девайсы, импланты и конфигураторы ложных искусственных воспоминаний. Мир, который мы потеряли. Ах, да. Электроовцы. По Вильнёву, это чуть ли единственное, чему можно найти аналог в нашем с вами мире — у нас это голосовые помощники типа Siri или Google Assistant. В «Бегущием по лезвию: 2049» — полноценные личности, работающие из коробки и способные даже любить. Будь я андроидом (ну, или репликантом), очевидно, о такой электроовце я бы помечтал.

Впрочем, при всех своих неоспоримых достоинствах, фильм Дени Вильнёва, совершенно очевидно, с треском провалится в прокате. Его «Бегущий» точно не рассчитан на массовый успех. Но, как и в случае с оригинальной картиной, безусловно, станет классикой кинематографа.

Новый рекламный формат в наших телеграм-каналах.

Купить 500 символов за $150

Читайте также
Американец создал картину с помощью нейросети и победил в конкурсе для художников
Американец создал картину с помощью нейросети и победил в конкурсе для художников
Американец создал картину с помощью нейросети и победил в конкурсе для художников
Разработчик создал дверной звонок, который реагирует на мяуканье кота
Разработчик создал дверной звонок, который реагирует на мяуканье кота
Разработчик создал дверной звонок, который реагирует на мяуканье кота
Инженер создал компьютер в кубике LEGO
Инженер создал компьютер в кубике LEGO
Инженер создал компьютер в кубике LEGO
Сверхзвуковая авиация и батарейки из бактерий. Техдайджест
Сверхзвуковая авиация и батарейки из бактерий. Техдайджест
Сверхзвуковая авиация и батарейки из бактерий. Техдайджест

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале

Обсуждение
Комментируйте без ограничений

Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.

Комментариев пока нет.