Виноват «бездумный найм»? Почему геймдев начал 2024 с жёстких чисток
За первые два месяца 2024 в игровой индустрии уволили более 8 тысяч человек — в 8 раз больше, чем в это же время год назад. Под увольнение попали и айтишники в Беларуси.
За первые два месяца 2024 в игровой индустрии уволили более 8 тысяч человек — в 8 раз больше, чем в это же время год назад. Под увольнение попали и айтишники в Беларуси.
Разбирались, что происходит в геймдеве.
За январь работу в мировом геймдеве, по данным издания Kotaku, потеряли больше 6 тысяч сотрудников. В феврале масштаб увольнений сократился до 2+ тысяч человек (данные Game Industry Layoffs), но это все равно много для отрасли. Для сравнения, в феврале 2023 работу потеряли в пять раз меньше специалистов геймдева.
При сохранении такой динамики увольнений потери геймдев-отрасли уже по итогам первого квартала будут такими же, как за весь 2023 год, и даже выше. По оценкам Kotaku, в прошлом году компании игровой индустрии уволили 10,5 тысяч сотрудников.
Увольнения в геймдеве затронули и компании с беларусскими айтишниками.
Так, в январе стало известно про новый раунд увольнений в израильской компании Playtika. Всего под сокращение попали около 400 сотрудников, в том числе в Беларуси. По данным источников, всего компания собиралась сократить 50% всей минской команды — около 150 человек. Более того, топ-менеджмент Playtika сообщил сотрудникам, что до конца февраля офис в Минске будет закрыт.
Всю команду, включая беларусский офис (100+ человек), в течение февраля-марта уволит беларусский мобильный разработчик Apalon в результате сделки с итальянской Bending Spoons (которая, похоже, не планирует полноценно развивать продукты Apalon).
В топе по количеству уволенных в этом году оказалась шведская Embracer Group. В ее структуру входит мобильный разработчик с беларусскими корнями Easybrain. В феврале 2021 Embracer Group купила Easybrain за 640 миллионов долларов.
В прошлом году у Embracer Group сорвалась сделка стоимостью 2 миллиарда долларов, что обрушило акции шведского холдинга. После срыва сделки компания начала увольнять сотрудников дочерних компаний, закрывать студии. Всего с июня 2023 года уволено больше 1,3 тысячи человек, в том числе 300 в этом году.
При этом компания Easybrain, по информации devby, не подпадает под программу реструктуризации и упомянутые сокращения к ней не относятся.
Разработчики игр между тем ожидают, что увольнения в целом в индустрии продолжатся. Это показал опрос GamesIndustry.biz. По мнению паблишеров, пандемия вызвала перенасыщение рынка, поэтому в ближайшие два года индустрия будет возвращаться к прежним объемам релизов.
В 2024 рынок игровой индустрии заработает 189,3 миллиарда долларов. Это на 2,8% больше, чем в прошлом году. Такой прогноз опубликовала аналитическая компания Newzoo.
В частности, Newzoo прогнозирует, что в 2024 году хороший рост покажут сегменты консольных и PC-игр. Также Newzoo ожидает, что сегмент мобильных игр после двухлетнего падения начнет восстанавливаться. Тем не менее мобильные разработчики продолжат испытывать трудности с привлечением и удержанием пользователей. В этих условиях студии станут активнее выпускать игры на консолях и PC.
Также Newzoo считает, что в 2024 году игровым компаниям на фоне рецессии в индустрии станет сложнее привлекать инвестиции, и многие решат серьезно экономить. Также компании будут меньше рисковать: разработчики предпочтут развивать существующие франшизы, а не вкладывать деньги в новые проекты. При этом они будут активно интересоваться генеративными ИИ.
Топ-менеджер одного из беларусских мобильных разработчиков считает, что на рынке игровой индустрии происходит корректировка после пандемийного роста.
— Рынок игр очень активно рос с 2014 года. Но к 2019 наметилось замедление. Пандемия полностью перевернула этот тренд. По разным данным, в пандемию выручка компаний игровой индустрии выросла на 25% — 35%. С окончанием пандемии рынок откатил «взрывные» проценты и вернулся к своей прежней более плавной динамике. Спрос на игры остался высоким, но такого взрывного роста уже не было.
Сейчас, на фоне замедления роста, ожидания инвесторов значительно поменялись. Многие компании перешли от стратегии агрессивного роста капитализации к стратегии поиска баланса между капитализацией и прибыльностью.
Еще одним фактором стало появление Web 3.0 проектов, которые, в основной массе, не оправдали ожиданий. Приток непрофильных инвестиций и бум Web 3.0 создал огромный пласт сеньоров с минимальным опытом и начинающих СЕО/директоров, перегревших рынок труда.
— Важным фактором, который пока еще полноценно не отразился на рынке, стал рост AI-технологий. Поэтому, по моим ожиданиям, сокращения на рынке будут продолжаться, но уже по причине увеличения производительности AI. Развитие AI-технологий позволяет создавать более качественные продукты путем куда более низких затрат.
Есть и другие факторы, влияющие на рынок.
Во-первых, телефоны становятся мощнее и при этом сохраняют широкую доступность. Это дает возможность широкой аудитории играть в более сложные игры. Появляются новые точки входа, например, сейчас можно поиграть в сложные игры с 3D графикой через браузер или мессенджер. А облачные технологии еще сильнее расширяют доступность.
Во-вторых, кроссплатформенные технологии делают все более простым запуск игр сразу на мобильных телефонах, PC, приставках и множестве других платформ. Последние, в первую очередь Steam Deck и Nintendo Switch, сейчас показывают рост после продолжительной стагнации.
В-третьих, игровая индустрия является очень привлекательным местом работы. Большой поток новых талантов, как и сокращения, сильно увеличивают конкуренцию и качество продуктов.
Кофаундер и руководитель студии Flawless Fun Co Дмитрий Минский также считает, что основная причина больших сокращений в геймдеве сейчас — это следствие «бездумного найма в пандемию».
Он отметил, что стало меньше подписок и внутриигровых покупок.
— Игры, как и кино, — это одно из самых доступных средств развлечения. Даже в кризисные времена игры часто растут, потому что более дорогие развлечения становятся менее доступными, а отдыхать людям по прежднему хочется. И часть денег, которые не были потрачены на дорогой отпуск, уходит в новый скин для Fortnite или оформление подписки на Game Pass. Меняются только привычки как, где и сколько платить. И сейчас, безусловно, есть определенное падение (подписок и внутриигровых покупок — прим.) по сравнению с 2019–2020 годом.
Кроме последствий пандемии я бы отметил [в числе факторов влияния на игровую индустрию] также высокие процентные ставки и бум AI. И первое, и второе — причины, из-за которых инвесторы менее охотно несут деньги в игры.
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.
Мусор, что эта статься, что от Котаку. Когда приводите цифры, сколько уволили, пишите, сколько и наняли (мне вот очень любобытно, сколько наняли за 2023, учитывая, что уровень безработицы в сфере на западе не изменился). Потому что если наняли больше, чем уволили, уже не получится сделать громкий заголовок и создать картину ужасного кризиса.
На Западе реальный уровень безработицы изрядно вырос. Но есть манипуляции со статистикой. Так, уволенный спец, который перебивается Убером и доставкой, не считается безработным.
А что увольняют, так я помню, какое безумие ещё было недавно с наймом. Понанимали аферистов из Индии просто толпы. Я на такое насмотрелся в ковид, что можно книгу писать про все эти уловки и схематозы. Но нанимали, так как капитализация таким образом отращивалась. А теперь они назад в Индию поехали
Только почему в картинке Пабг - игра от норм разработчиков, а сокращения в конторах *овноигр