Рабочий день у части сотрудников нового резидента ПВТ, компании Frontbyte, проходит на гольф-поле под Минском. Там тестируют приложение для пока экзотической в Беларуси игры. Экзотику диктуют норвежские учредитель и инвесторы компании: в Норвегии гольф — популярный вид спорта. Как скандинавы пришли в Беларусь и что здесь делают, Dev.by спросил у руководителей Frontbyte.
«Хочу, чтобы вы работали у меня в компании»
— В 2016 году я работала в маленькой аутсорсинговой ИТ-компании, — рассказывает директор Frontbyte Ольга Сицко. — Моя задача заключалась в продвижении компании на мировом рынке и поиске заказчиков.
Основную коммуникацию я вела в LinkedIn, и норвежский ИТ-предприниматель Роберт Кристиансен был одним из многих, кому я отправила письмо. Он откликнулся, у нас завязалась переписка. Я рассказала ему про белорусские компании и их рейты, про то, какие классные продукты они выпускают. И Роберт сказал: я редко встречаю людей, которые так здорово могут построить разговор с человеком на расстоянии — хочу, чтобы вы работали у меня в компании. Компания Роберта — Frontbyte — работала на норвежском ИТ-рынке с 2015 года в сегменте iHealth. И я приняла его предложение.
Джоб-офер обернулся созданием белорусского офиса Frontbyte, который поначалу занимался маркетингом — собирал информацию для норвежского офиса о фитнес-индустрии Скандинавии. Стояла задача проанализировать клиентскую базу перед разработкой спортивных и фитнес-приложений.
Потом к сотрудничеству с Frontbyte подключился инвестор Арил Карлсен — фанат игры в гольф, и у норвежской компании оформился первый крупный проект — приложение для гольфистов с использованием дополненной реальности. Когда дело дошло до разработки, норвежцы уже достаточно знали об ИТ-стране Беларуси, поэтому вопрос об открытии в Минске R&D центра решился естественным образом.
«Пообщались с индийскими разработчиками — решили, что не подходят»
Норвежский офис находится на самом юге Норвегии, в городе Кристиансанне и, по сути, является административным центром компании. Разработка там не ведётся.
ИТ в Норвегии — на высоком уровне, благодаря налоговым льготам для электротранспорта Tesla в стране стала бестселлером, а по набережной Кристиансанна, говорят, ездит беспилотный электробус. Ещё говорят, что норвежские разработчики — викинги в ИТ, готовы единолично покрыть весь функционал приложения: разработать UX, отрисовать UI, сделать фронтенд и бэкенд. Но когда дело доходит до экономики, выигрывают иностранцы.
— Заниматься разработкой в Норвегии, конечно, очень дорого, — говорит директор по производству минского офиса Frontbyte Николай Вершинин. — Когда уже был нарисован UI — концепт приложения, мы с Робертом стали думать о том, где запускать производство.
Летали в Индию, разговаривали с индийскими разработчиками, которые делают другой большой проект для компании Роберта. Пообщались с ними и решили, что нет. Во-первых, индийцы ментально слишком далеки от гольфа. Индийским разработчикам нужны максимально подробные спецификации, тогда они их берут и делают. А в гольфе важна страсть, и тут нужна команда разработчиков, ментально близкая норвежцам. Ну, и логистика тоже имеет значение. Поэтому решили: давайте делать в Минске. Сначала ездили тестировать приложение в Норвегию, а в сентябре открылось 18-луночное чемпионское поле под Минском. Теперь можем делать тесты, не отлучаясь из дома.
Николай Вершинин к моменту вливания в Frontbyte сделал карьеру на российском цифровом рынке (ведущий дизайнер в студии Артемия Лебедева, основатель e-commerce агентства «Аэро», детского агентства «Бобака») и открыл представительство «Бобака» в Беларуси, с которой познакомился благодаря жене-минчанке.
— Сначала попросили Николая отрисовать некоторые прототипы для других норвежских продуктов, — говорит Ольга Сицко. — Роберту очень понравилось, и когда появилась возможность делать продукт целиком, то привлекли Николая как директора по производству.
«Да, AR — это модный наворот, но с его помощью делаем игру интереснее»
Гольф для непосвящённого человека — наука сложная. 18 лунок, 14 видов клюшек, многообразие зон игрового поля и видов ударов. Сотрудники Frontbyte, хоть и не обязаны держать клюшку в руках, правила игры учат в обязательном порядке.
Название приложения — BirdieEyes — образовано от гольф-термина «бёрди». Так называется результат, когда игрок проходит лунку с количеством ударов на один меньше, чем пар (условный норматив).
Задача приложения — соединить в одном пространстве игроков и гольф-поля, позволяя им коммуницировать. Игрок через приложение может войти в борд любого подключённого гольф-поля: посмотреть расписание, забронировать время игры, сыграть раунд, фиксируя результат. А технология дополненной реальности позволяет наложить визуализированные 3D-данные поля на картинку, получаемую с камеры смартфона, и таким образом увидеть фейрвей (границы лунки), бункер (песчаная ловушка), грин (участок с короткой травой вокруг лунки) и расстояние до них.
— Смотрю через смартфон: так, до бункера 200 метров — возьму-ка я пятый айрон, — объясняет Николай. Шмяк, ударил — пошёл дальше.
Режим AR — для тех игроков, кто оказался на данном гольф-поле впервые и не знает хорошо расположения лунок, а также для тех, кто ждёт от игры чего-то большего, чем просто гольф.
— Не отрицаю, что дополненная реальность — это такой модный наворот, — отвечает на вопросы с пристрастием Николай. — Но мы с его помощью пытаемся сделать игру интереснее. Мы добавляем игроку новый опыт.
Dev.by попробовал: смартфон показал и бункер, и границы лунки. Новый опыт? Для белоруса гольф сам по себе — новый опыт.
«Фреймворки ARkit и ARсore в большом пространстве ведут себя неадекватно»
Команде разработчиков «модный наворот» доставил немало головной боли. По словам Николая, приходится работать с огромными массивами данных. Данные о поверхности земли команда получает с помощью дронов. Дрон летает над полем по специальному алгоритму, осуществляя горизонтальные и вертикальные пролёты, и во время каждого делает серию фотографий.
— Мы заливаем эти 500-600 снимков в систему, и та, находя похожие точки, проставляет виртуальную сетку, — говорит Николай. — Сетка получается огромной (сетка одного гольф-поля может занимать 80 Mб), но наши парни-учёные придумали алгоритм, который оптимизирует её буквально до килобайтов.
Самая большая трудность — в том, что ARkit и ARсore, фреймворки дополненной реальности для iOS и Android, созданы для работы в небольшом пространстве. А когда дело доходит до огромных полей, они начинают вести себя не очень адекватно. Преодолеть эту проблему было реальным челленджем для наших разработчиков.
«Нашему главному инвестору хватает двух рукопожатий, чтобы открыть нужные двери»
В настоящее время к приложению подключено два норвежских гольф-поля и одно минское. Между тем в одной только Норвегии — около 200 гольф-полей, а по всему миру — десятки тысяч. Очевидно, что как продукт приложение жизнеспособно только в случае покрытия большого количества объектов.
В ноябре этого года BirdieEyes будет презентовано как официальное приложение Норвежской ассоциации гольфа (инвесторы и учредители проекта имеют для этого все ресурсы, утверждают в минском офисе Frontbyte), а в апреле будущего года, на который запланирован релиз, к приложению будет подключено уже около 50 гольф-полей Норвегии. На вопрос, справятся ли, в компании заверяют, что добавление новых полей — не проблема.
— Съёмка гольф-поля — это очень просто, — говорит Николай. — Приезжаешь на поле, ставишь дрон, выбираешь на карте участок для съёмки, нажимаешь на кнопку — и всё, дальше дрон всё делает сам. За 2-3 часа можно отснять одно, за месяц 2-3 команды норвежских волонтёров отснимут все 50 полей. Главное — чтобы погода была солнечная, потому что точки, которые анализирует система, должны быть контрастными.
Бизнес-план — для начала освоить норвежский рынок гольфа и рынок Скандинавии, после — переключиться на другие страны мира.
Кроме приложения для гольфа, в работе у Frontbyte ещё один продукт для норвежского рынка — UpSport — приложение для спортивных клубов и школ, выстраивающее коммуникацию между тренером, спортсменами и родителями спортсменов.
— В Норвегии у нас — люди, которые легко открывают нужные двери, — говорит Ольга Сицко. — Среди наших менторов — организаторы и спонсоры турниров, местные знаменитости. У нашего главного инвестора Арила Карлсена — пресловутые 6 рукопожатий сводятся к двум. Уже есть соглашение о сотрудничестве между UpSport и Норвежской федерацией спорта. Так же, как Норвежская федерация гольфа скажет всем гольф-полям подключаться к нашему приложению, так и тут: если Норвежская федерация спорта скажет, что надо подключаться к UpSport, то все будут подключаться.
«Для кого-то аутсорс — ругательное слово, а для нас— бизнес»
В будущем компания намерена продолжить работу в нише iHealth.
— Есть мнение, что 7 из 10 норвежских публикаций так или иначе связаны с ЗОЖ и спортом. Приложения для фитнес-тренеров, нутритиологов (от лат. «nutricium» — питание) и их клиентов, — то, что будет востребовано рынком, — уверена директор Frontbyte. — Уже сегодня на скандинавском рынке много приложений, который составляют рацион питания на день и поддерживают связь клиента с тренером. Вплоть до того, что человек фотографирует свою еду, отправляет в систему, а та подсчитывают калории.
Популяризация ЗОЖ в мире очень сильна. Поэтому всё, что связано с Ihealth, будет масштабироваться в том числе на Беларусь. Даже я, человек, далёкий от спорта, который считает, что булочка и диван — лучшее, что может с ним произойти, незаметно для себя поддаюсь этой пропаганде. Обращаю внимание, что ем. А поутру случайно обнаруживаю, что на мне кроссовки и я уже добежала до леса.
Не одними продуктовыми разработками жив норвежско-белорусский союз. Пару месяцев назад Frontbyte открыла аутсорсинговое направление и планирует его активно развивать. На удивлённое «зачем вам это надо?» и «аутсорс — это ведь сейчас ругательное слово» менеджеры компании серьёзно отвечают:
— Для кого-го ругательное слово, а для кого-то — бизнес. Мы не рассеиваем фокус разработчиков, которые работают над приложениями. Есть отдел прокачки инвестпроектов, который живёт своей жизнью, а есть отдел аутсорсной разработки, в структуре финансирования он занимает около 20%. Но он активно растёт.
По поводу совместимости норвежских боссов с белорусскими подчинёнными в минском офисе Frontbyte утверждают, что культурный код совпал.
— Норвежцы не верят в пристальный контроль, — делится наблюдениями Ольга Сицко. — Мы сами выбираем технологию, нас никто не дёргает: вот здесь, ребята, решение было выбрано неправильно. Нет бесконечных запросов: расскажи, что ты сделал в течение сегодняшнего дня. Они просто сопоставляют результат работы и потраченное время.
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.