Первые весенние дни — традиционная пора для подведения итогов и выхода множества разнообразных маркетинговых статистик и свежих цифр за прошедший 2012 год (как правило, задержка подобных данных составляет квартал). Предлагаю сегодня вместе посмотреть на последние данные из мобильного сегмента — уже традиционного экономического локомотива компьютерной отрасли и наиболее быстро растущей составляющей общемирового IT. На данный момент совокупная доля двух мобильных операционных систем iOS и Android составляет около 90% мирового мобильного рынка, поэтому именно на них мы и сосредоточимся в этом обзоре.
Давайте попробуем получить ответы на несколько важных для каждого разработчика мобильного софта вопросов: какие платформы сейчас наиболее популярны, какую выручку они генерируют, какие жанры мобильных приложений лучше продаются, как влияют на конверсию наиболее типичные характеристики приложения (например, его рейтинг или размер) и так далее.
Уже сейчас сформировалась огромная армия мобильных разработчиков, более того, в силу бурного роста именно этого сегмента рынка их количество также постоянно растет и расширяется (в первую очередь за счет уходящих из более традиционной десктоп-разработки). При этом всю достаточно разнородную массу мобильных «девелоперов» можно, в целях удобства классификации, разбить на две условные группы. Первые — это те, кто выбрал тематику своего приложения по принципу личных предпочтений, - «мне эта тема нравится». Это происходит по нескольким причинам: либо в силу того, что однажды некто уперся в какую-то проблему и придумал, как её удачно автоматизировать; либо если «девелопер» хорошо разбирается именно в выбранной прикладной области; или, что тоже часто встречается: «так сложилось по историческим причинам». Вторая большая группа разработчиков, наоборот, изначально полностью абстрагируется от своих личных предпочтений и любых случайностей, сразу подстраиваясь под определенные тренды, рост конкретных сегментов, под беспристрастные цифры спроса и статистику количества продаж, сразу оптимизируя свои стратегии под текущую торговую конъюнктуру и предпочтения рынка.
Конечно, идеально, когда твои личные предпочтения и интересы совпадают с потребностью и запросами рынка. К сожалению, в реальной жизни так получается далеко не всегда. Поэтому именно для второй «расчетливой группы», я постарался собрать в этой обзорной статье самые последние цифры и факты из мобильно-софтового мира, которые, возможно, помогут лучше понять «куда расти дальше» и «чего хочет большинство пользователей».
Трафик: оценка популярности
Начать обзор предлагаю с выделения наиболее популярных платформ, а также их динамики роста. Многие специалисты предпочитают делать это не из косвенных и подчас весьма туманных заявлений о количестве продаж смартфонов от различных вендоров, а путем прямых наблюдений и объективных цифр: например, сравнивая трафик, генерируемый различными платформами и устройствами этих вендоров.
Согласно самым свежим данным от Chitika, текущие соотношения сил на рынке Северной Америки (как наиболее динамично растущего и платежеспособного рынка) складываются примерно так (данные на февраль 2013 года):
Даже несмотря на успех некоторых отдельных моделей смартфонов, например, таких как LG/Google Nexus 4, хорошо видно, что основная битва развернулась между ведущими вендорами — Samsung (Android) и Apple (iOS).
Разработчикам, которые часто ориентируются на технические характеристики топовых на рынке моделей смартфонов, можно подсказать, что двумя наиболее популярными в мире смартфонами на данный момент являются Samsung Galaxy S3 и Apple iPhone 5. Их текущее соотношение сил можно выразить через интернет-трафик, генерируемый ими в следующем соотношении:
Чтобы ещё больше ощутить доминирование Samsung на рынке, конкретизируем ситуацию с популярными моделями смартфонов на традиционно фрагментированном рынке Android-смартфонов:
Впрочем, возвращаясь к предыдущему графику, в перспективе никаким паритетом между iOS и Android, скорее всего, и не пахнет: любой процесс лучше познается именно в динамике. Поэтому давайте глянем на общую тенденцию противостояния платформ Android и iOS. Для этого ниже предлагаю график истории генерирования трафика (данные на январь 2013 года) с большим временным шагом:
Как хорошо видно, во второй половине 2012 года произошла историческая рокировка: до этого долго лидирующая iOS начала сдавать свои позиции Android, причем, после смены тренда, «темпы разбежки» этих двух платформ только набирают обороты. Обратите внимание и на всплеск трафика, сгенерированный платформой s40 (смартфоны от Nokia). Интересно будет посмотреть через год, насколько серьёзен «камбэк» от этого былого финского лидера телефоностроения.
Заканчивая тему противостояния Apple и Samsung, следует подчеркнуть, что, несмотря на более динамичный рост Samsung, в целом, если смотреть на итоговую годовую выручку в абсолютных значениях, благодаря гораздо большей премии, заложенной в свои продукты со стороны Apple, доход «яблочной» компании на конец 2012 года наиболее высокий среди всех HiTech-компаний:
Сравниваем платформы по выручке
На 1 января 2013 года в качестве итога можно констатировать, что iOS App Store и Google Play демонстрируют весьма хороший рост как в количественном плане, так и в плане совокупных сумм продаж и, соответственно, генерации прямого дохода издателям.
Глядя на эту диаграмму, очевидно, с одной стороны,что iOS App Store (голубой цвет) генерирует совокупную выручку в несколько раз больше рынка Google Play (желтый цвет). С другой, нужно учесть относительную молодость Google Play, а также его бешеный разгон, который он показывает на протяжении второй половины 2012 года.
В качестве примера: выручка Google Play только за один последний отчетный квартал 2012 года практически удвоилась, и первые косвенные результаты 2013 года позволяют судить о том, что ускорение этого роста будет происходить и дальше. Для сравнения: выручка iOS App Store за последний 4 квартал 2012 года по отношению к аналогичному периоду 2011 года выросла всего лишь на 1/5. Впрочем, обозначив переломные тенденции на ближайшие год-два, пока остановимся на простой констатации: по состоянию на 1 января 2013 года среднестатистический издатель платных приложений из App Store генерирует прибыль в среднем в 3,5 большую, чем аналогичный издатель из Google Play.
Справочно: по состоянию на этот период средняя цена приложения из Apple app store для iPhone была $3,18 и $4,44 за среднестатистическое приложение на iPad, тогда как среднестатистическое Android-приложение в Google Play стоило $3,06 и $2,84 через Amazon app store. Т.е., пользователи Android-смартфонов готовы платить за мобильные приложения гораздо реже и меньше, чем владельцы «яблочных» гаджетов. Несмотря на это, статистика показывает, что действительно качественно сделанные приложения для Android покупаются «на ура», но таких, к сожалению, существенно меньше в сравнении с более качественной коллекцией приложений на базе iOS. С другой стороны, в силу проблемы фрагментации разработка под Android обычно является более сложной — разных устройств на базе самых разных версий Android очень много, и в итоге разработка получается более дорогой и сложной.
Кроме того, установить взломанную программу на Android-устройство – вообще не проблема, а вот iOS-устройству необходимо сделать как минимум джейлбрейк, что отпугивает большинство пользователей-халявщиков.
Google Play на коне: национальные особенности
Глядя на феномен стремительного расширения Google Market, сразу интересно понять, кто (или что) обеспечивает такой сверхдинамичный рост продаж в Google Play. Для этого предлагаю статистику всех покупок в разрезе различных стран:
Как видно, продажи Андроида растут в основном за счет трех основных стран: Япония, США, Южная Корея. Эта специфика сразу должна приводить к мысли о выигрышных вариантах локализации ваших приложений. Отдельно подчеркиваю: это не страны по количеству загрузок приложений Android из Google Play, здесь показаны страны ранжированные именно по количеству покупок платных версий приложений из Google Play.
Увидеть похожую динамику можно немного с другой стороны - проанализировав наиболее популярные платежные валюты в Google Market по состоянию на 1 марта 2013 года:
В лидерах: доллар США, японская иена и евро.
Структура продаваемых приложений
Поняв, кто и где покупает больше, давайте обратим свой взор на структуру покупаемых продуктов: собственно, какой именно тип приложений пользуется наибольшим спросом на данный момент?
Общий вывод данного исследования на эту тему (его диаграмма ниже) очевиден: наиболее популярными являются развлекательные приложения, основную часть которых составляют различные аркадно-казуальные игры (типа Angry Birds). На втором месте находятся приложения для персонализации и индивидуализации своего гаджета (например, погодные виджеты и всевозможные «часики» на рабочий стол). Замыкают же тройку лидеров самые разные «читалки» и утилиты для удобного чтения новостей и текстов.На всякий случай поясню: в этой диаграмме мы видим зависимость между категорией приложения, их количеством в Маркете, а также тамошним статусом приложений: платное (зеленый цвет), бесплатное (голубой), всего приложений в категории (отмечены красным). В данном случае речь идет именно об Android-рынке и Google Play в частности.
Ситуация в Apple App Store практически аналогична: лидируют игры и развлечения, образование и книги (разного рода «читалки»), средства персонализации и стилизирования своих гаджетов.
Ниже - консолидированный график обоих аудиторий, который демонстрирует аналогичные предпочтения.
В дополнение к этим данным приведу более подробную раскладку в виде структурированной таблицы, в которой перечисляются следующие параметры (по колонкам слева направо):
- Общее количество приложений в указанной категории;
- Средний рейтинг в данной категории выраженный в звездах;
- Количество (и процент) популярных приложений в данной категории (то есть которые имеют больше чем 50,000 скачиваний);
- Число (и процент) платных приложений в этой категории;
- Средняя цена на приложения в этой категории;
- Число (и процент) низкокачественных и «мусорных» приложений именно в этой категории (определяется по аномально низкой оценке)
Как видим, развлекательные приложения и визуальные игры – абсолютные лидеры продаж. Если объединить этот факт с ранее указанными наиболее покупающими странами, то в итоге мы получим такую композицию:
Пользовательские предпочтения
Кроме жанровых и национальных предпочтений, существенным фактором покупок является текущий рейтинг приложения и ценовая категория приложения. Ниже предлагаю посмотреть глазами «сухой» статистики на то, как «широкие народные массы» скачивают платные приложения в зависимости от его ценовой категории и рейтинга.
Из этих двух диаграмм сложно сделать какой-то однозначный вывод по стратегии продвижения своего приложения. Как минимум следует учесть, что идеальное приложение должно иметь хоть какой-то (даже самый низкий рейтинг), кроме того нужно быть готовым к тому, что присвоение статуса «платного» в разы понижает количество потенциальных установок приложения.
Впрочем, традиционная цена в 1$ ничем не привлекательней цены в 3$: приложения с последней ценой, согласно статистике, скачивают и устанавливают немного больше и чаще. В связи с этим позволю себе цитату одного из рядовых разработчиков в Apple store:
Изменение цены от $0.99 до $3.99 не оказывало значительного влияния на продажи. Повышаешь цену приложения — понижаются позиции в топ-чартах, понижаешь цену — позиции возрастают. В итоге общая выручка остаётся примерно на одном уровне.
Другой распространенный вариант монетизации приложений – бесплатное распространение со встраиванием обязательной рекламы. Месяц назад Nielsen завершила своё исследование. Оно строилось на базе массового опроса предпочтений пользователей в отношение такого рода рекламы в своих любимых мобильных приложениях, вот его краткие результаты:
Создание приложений-клиентов
Еще одно распространенное направление мобильного бизнеса – создание сервисных приложений, которые встраиваются или надстраиваются над уже заведомо популярными интернет-сервисами (например, собственный клиент к Твиттеру или клиент-расширение функционала для Instagram). Кроме того, на первое место выходит тактика монетизации посредством продаж товаров через приложения. В обоих случаях интеграция со сторонним популярным сервисом даёт столь необходимый трафик и внимание.
По данным ComScore - 42% исследованных коммерчески успешных приложений (критерий успешности тут – более 50 000 скачиваний) были созданы именно на базе связки с API других известных интернет-сервисов (фактически, это большинство приложений в категории неигровых приложений).
Давайте посмотрим, кто сейчас является абсолютным лидером по генерации трафика (а, значит, и потенциальным пользователем таких приложений), чтобы иметь в виду эти сервисы как возможный вариант симбиоза или трамплина для создания популярных приложений-клиентов для них.
Если смотреть не по количеству посещений (как показано выше), а по суммарному времени, которое проведено за интернет-свервисом через мобильные приложения (диаграмма ниже), то картина изменится не так сильно.
Аналогичные данные от другого исследователя отчасти повторяют топовых мобильных генераторов трафика в США на 1 января 2013 года:
В завершение
Конечно, кроме рассмотренных сегодня App Store (iOS) и Google Play (Android) существуют и другие площадки/платформы для распространения и продажи своих приложений. Согласно последнему отчету comScore оба названных интернет-магазина занимают 89% рынка приложений для смартфонов и планшетов, причем количество приложений в них практически сравнялось.
Все еще сохраняется тенденция создания крупными разработчиками версии своего приложения сначала для iOS (как было показано выше, в среднем Apple App генерирует большую выручку как за счет количества продаж, так и за счет более высокой цены на приложения). Особенно это хорошо заметно для рынка планшетов. Достаточно сравнить количество «эксклюзивов» среди умеренно популярных программ для iOS и для Android’a, чтобы понять, что и здесь iOS пока доминирует.
Отмечу для тех, кто жаждет более подробного погружения в тему, что большое количество самой разнообразной мобильной статистики агрегируется вот здесь. Напоследок приведу из этого источника лишь 7 отдельных фактов, которые позволят лучше прочувствовать динамику развития сегодняшней мобильной отрасли:
- На данный момент китайский мобильный рынок демонстрирует наибольшие в мире темпы как прироста, так и активных мобильных пользователей. Apple «назначил» Китай своим стратегическим регионом на ближайшие годы;
- По состоянию на 1 февраля 2013 года в App Store зарегистрировано более 600 миллионов проверенных системой кредитных карточек;
- По состоянию на 1 февраля 2013 года ежедневная суммарная выручка разработчиков в App Store колеблется около $16-17 миллионов. В Google Play ежедневная прибыль разработчиков составляет около $4-5 миллионов долларов США;
- Согласно последним данным, мобильные продажи становятся всё более концентрированными. Например, в январе 2012 года 11 приложений делали примерно 10% всех сборов в App Store. К 1 января 2013 года этот процент делают всего 5 издателей;
- Быстрее всего прибыль растёт от покупок в приложениях (данные для топ-10 App Store) – на 1 января 2013 года они составляют примерно около 67% от всей выручки, при этом единовременные прямые продажи приложений генерируют примерно около 25% прибыли. Динамика показывает все большее смещение в сторону покупок через приложения;
- Страны, где прибыль растет быстрее всего: Россия лидирует по росту прибыли от приложений на iPad (143%), Япония возглавила список самых прибыльных стран по приложениям для iPhone (+138%), а Южная Корея быстрее всех растёт в Google Play - 94%.
- Чаще всего смартфоном и планшетами пользуются параллельно просмотру телевизора, при этом пик мобильного трафика приходится на вечер – 7-9 часов вечера по местному времени.
Ещё больше маркетинговых фактов о текущей динамике мобильной отрасли можно узнать из этого короткого видео:
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.