Хотите дальше читать devby? 📝
Support us

«Информатика — хайп, математика и физика важнее». Вузы про ИТ-образование

Для успешной и долгой карьеры в ИТ нужно получить профильное образование в университете. Одних ИТ-курсов будет недостаточно, считают представители беларусских вузов. Их мнение было опубликовано в новом справочнике ИТ-абитуриента. 

Также представители вузов считают, что поступить в университет и стать успешным работником в ИТ помогут прежде всего знания математики и физики. А информатика — это просто «хайповый» предмет.

28 комментариев
«Информатика — хайп, математика и физика важнее». Вузы про ИТ-образование

Для успешной и долгой карьеры в ИТ нужно получить профильное образование в университете. Одних ИТ-курсов будет недостаточно, считают представители беларусских вузов. Их мнение было опубликовано в новом справочнике ИТ-абитуриента. 

Также представители вузов считают, что поступить в университет и стать успешным работником в ИТ помогут прежде всего знания математики и физики. А информатика — это просто «хайповый» предмет.

Справочник подготовил отдел образовательной деятельности администрации Парка высоких технологий. Это уже третий справочник. Первый был опубликован в 2019 году, второй — в 2020.

В новом справочнике содержится информация о том:

  • каких ИТ-специалистов на рынке труда не хватает;
  • какие специалисты будут востребованы через 4-5 лет;
  • как студент может начать сотрудничать с ИТ-компаниями и затем попасть к ним на работу;
  • какие знания/навыки/умения являются ключевыми для ИТ-специалиста;
  • почему для работы в ИТ-отрасли нужно обучаться ИТ-специальности университете;

Есть планы приема в вузы на 2021 год, проходные баллы за прошлые годы, стоимость обучения, наличие военной кафедры, места распределения выпускников. В справочнике также есть информация о самых востребованных специалистах по мнению беларусских ИТ-компаний.  А вот данных о зарплатах в ИТ в новом справочнике нет. Причину объяснили в ПВТ. 

«Изучать языкы  программирования нужно,  чтобы привить интерес к профессии»

— Технологии меняются настолько быстро, что даже если «каменщик» успешно справляется с текущим проектом или заданием, то после смены технологий определённый навык может быть уже неуместным. Поэтому надо будет либо быстро переучиваться, либо «выбыть из игры» и идти в какую-то другую область, — считает первый проректор БГУИР Максим Давыдов.

— Высшее образование даёт базу, на основе которой проще учиться дальше. Сегодня цикл смены технологий в сфере ИТ — 5-7 лет. И эти технологические «скачки» требуют от работника огромных усилий и навыков, которые прививаются в университете. Если такая база сформирована, то переучиться будет проще. 

К ИТ-сфере сегодня в какой-то степени относятся и медицина, и лингвистика, и другие направления. Даже совершенно не «айтишные», на первый взгляд, специальности становятся востребованными.

Поэтому, если нравится сфера культуры, то нужно идти туда: ведь потом можно, к примеру, создать приложение, которое будет приносить доход.

Что же касается школьных предметов, то, в первую очередь, нужна математика, в том числе для поступления в университет. Изучение же языков программирования, причём не важно, каких именно (C, или С++, или других) нужно для того, чтобы привить интерес к будущей профессии. Полезными будут также алгоритмизация мышления и системное мышление.

«В школьной программе не хватает математики»

— Курсы и университеты не конкурируют друг с другом. Более того, даже профильные университеты не конкурируют между собой, потому что они готовят специалистов различного профиля. Причём «срок годности» знаний и навыков, полученных на курсах и тренингах, обычно составляет приблизительно 3-5 лет. А вот знания, приобретённые в университете, являются более долгосрочными и фундаментальными, — убежден декан факультета прикладной математики и информатики БГУ Александр Недзьведь:

Он считает, что курсы помогают усовершенствовать и «отточить» определённое направление, а обучение в университете необходимо для того, чтобы двигаться вперёд и развиваться. «Если же человек хочет в течение 3-5 лет просто поработать в ИТ-сфере, то курсов ему будет вполне достаточно».

Что касается школьного образования, то, по мнению декана, в школьной программе не хватает математики.

— Уровень математики недостаточен, тогда как «хайповым» предметом становится информатика. Происходит своего рода подмена понятий. В рамках преподавания информатики много времени уходит на те аспекты, которые со временем могут измениться, в ущерб таким важным и фундаментальным предметам, как математика.

Не стоит забывать, что в связке с математикой идёт и физика, которая позволяет понять, в том числе, как применять математику. Большую эффективность при подготовке будущих специалистов в школе будет иметь изучение математики и физики, а не только информатики. Это поможет первокурсникам повысить успеваемость по профильным предметам уже на первом курсе.

«Тренинги и курсы — это возможность быть в тренде»

— Сейчас в ИТ нужны различные навыки и знания, например, в области юриспруденции, лингвистического анализа. К примеру, если взять стартап в области медицины, то там будут нужны не только айтишники, но и врачи, которые обладают нишевыми компетенциями, понимают «бизнес-процессы». И только таким образом, путём объединения усилий, можно достичь успеха в проекте, — уверен начальник Центра информационных технологий БГУ Виктор Кочин.

— Поэтому специалист в ИТ-отрасли — это современный человек с высоким уровнем образования и навыков, способный критически мыслить. В этой связи университет даёт базовую подготовку. И специалистом высокого уровня можно стать, только получив хорошие фундаментальные знания в университете по математике, теории вероятностей и т. д., чтобы в последующем реализовывать наукоёмкие проекты и внедрять новые технологии.

С другой стороны, тренинги и курсы — это возможность «подстраиваться», быть в тренде, получать знания о новых технологиях. Однако база для серьёзных проектов может быть сформирована только в университете.

БГУИР сократил набор на популярные ИТ-специальности. ФКСиС — сразу на четверть
БГУИР сократил набор на популярные ИТ-специальности. ФКСиС — сразу на четверть
По теме
БГУИР сократил набор на популярные ИТ-специальности. ФКСиС — сразу на четверть
«Насыщение рынка». Минобр объяснил, почему БГУИР сократил набор
«Насыщение рынка». Минобр объяснил, почему БГУИР сократил набор
По теме
«Насыщение рынка». Минобр объяснил, почему БГУИР сократил набор
Помогаете devby = помогаете ИТ-комьюнити.

Засапортить сейчас.

Читайте также
10 курсов для Project Manager, чтобы прокачать скиллы и обновить резюме (июнь 2023 г.)
10 курсов для Project Manager, чтобы прокачать скиллы и обновить резюме (июнь 2023 г.)
10 курсов для Project Manager, чтобы прокачать скиллы и обновить резюме (июнь 2023 г.)
Собрали курсы на различных платформах, которые подойдут как начинающим, так и опытным Рroject Мanager. Стоимость: от бесплатных уроков до продвинутых университетских программ за тысячи долларов. Но даже это — сущие гроши за новые знаний и крутой сертификат, которым можно похвастаться на LinkedIn и добавить в свое резюме.
1 комментарий
Как разработчик в Польше работал курьером (но потом всё получилось)
Как разработчик в Польше работал курьером (но потом всё получилось)
Как разработчик в Польше работал курьером (но потом всё получилось)
@dzikpic, канал для айтишников в Польше, рассказал историю Александра. Перед тем, как попасть в польскую компанию, он два месяца доставлял еду в Glovo. Каково это — ездить на велосипеде по 10-12 часов в день и почему маникюрщица зарабатывает больше разработчика.
12 комментариев
Айтишник купил дом в Польше. Как получить разрешение в 2023, когда отказов больше
Айтишник купил дом в Польше. Как получить разрешение в 2023, когда отказов больше
Айтишник купил дом в Польше. Как получить разрешение в 2023, когда отказов больше
@dzikpic, канал для ИТ-экспатов в Польше, рассказывает историю белорусского айтишника, который купил дом в Гданьске, с комментариями эксперта. Обсудить историю можно в чате.
12 комментариев
Belka Games уволила сотрудников в Беларуси, России и Литве
Belka Games уволила сотрудников в Беларуси, России и Литве
Belka Games уволила сотрудников в Беларуси, России и Литве
22 комментария

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале

Обсуждение
Комментируйте без ограничений

Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.

Anonymous
Anonymous
31

Преподавателей и студентов увольняют /отчисляют за политические взгляды. Администрация вузов пишет заявления на студентов и свидетельствует против них в суде. В школах и вузах есть идеология. Про уровень преподавания - вообще можно не вспоминать.
На данном этапе эти рассуждения не имеют особого смысла - в этой стране сейчас не котируется и не даётся другого образования кроме идеологического.

Anonymous
Anonymous менеджер в Сизиф&ко
4

Скорее всего, вам не понравится то, что я напишу. Проблема не в идеологии. Проблема в том, что ничего кроме идеологии у них нет. Да и самой идеологии тоже нет на самом деле. Достаточно спросить, в чем ее суть? :)
Существование и пропаганда коммунистической идеологии в советских ВУЗах не помешала вырастить там выдающихся ученых. Условный академик Капица существовал в той же реальности, что и преподаватели истории партии с соседней кафедры, ВУЗовские вахтеры с пронзительным взглядом и цензор, который вычитывал научные монографии.
Но все эти нужные государевы люди могли получать свой паек ровно до тех пор, пока условный Капица был согласен придумывать симметричный ответ в гонке ядерных вооружений. А как перестал, так все они пошли торговать с лотка.
А у нас первый проректор Максим Давыдов лично выталкивает фотокорреспондента ТАСС из здания БГУИР. А Капицы нет. И никого нет, кроме вахтеров. Даже если их назначать ректорами и академиками.

ardy
ardy
19

Речь о том Капице, который изначально образование получил в Кембридже? Семью которого взяли в заложники совки, чтобы тот вернулся в клетку?
Очень плохой пример для обоснования того, что "идеология не мешает выращивать ученых".

Anonymous
Anonymous менеджер в Сизиф&ко
-2

Это прекрасно, что вы вот так без википедии знаете биографию Капицы. Я специально написал "условный" потому что подозревал, что здесь образованная аудитория. Заменяем условного Капицу для масс на гораздо менее известных нобелевских лауреатов, например, академика Черенкова. Ведь смысл текста не меняется?

Лаврентий  Лучезарный
Лаврентий Лучезарный Пилот межзвёздного пространства в Космолёт
9

Биография Королёва тоже показательна. Ну не ценят, НЕ ЦЕНЯТ тут на этих землях умных думающих людей. Примите как факт. Ну! Тут каждый себя считает умным. Факт. А если кто-то умнее - то надо бы загнобить его. И это не только на уровне высоком, но и на уровне бытового общения многократно встречал. Ценят только если есть непосредственная выгода кому-то. Вот надо было показать превосходство СССР над Западом - Королёва выпустили "условно", и то он потом много лет потратил на реабилитацию и доказательства невиновности (зачем только?). Или немцы бьюць - выпустим мы Рокоссовского из подземелий.
И так во всём. Айтишка приносила валюту в страну. Это хорошо и яйцеголовым бонусы. Айтишка взбунтовалась - наказать. Лояльность тут всегда важнее, а не свобода их мыслей.

jiwchik
jiwchik
10

Провел где-то 20-30 собесов для мидлов и сеньоров. Нету абсолютно никакой корреляции между уровнем кандидата и тем, что он закончил: универ, курсы либо учился сам.

Лаврентий  Лучезарный
Лаврентий Лучезарный Пилот межзвёздного пространства в Космолёт
5

Провёл не меньше, корреляция есть. Если вопрос задаёшь на думалку или физику окружающего мира.

kong_en_ge
kong_en_ge пенсионер в Сад и Огород
4

Корреляция есть, но вот нужны ли вам от сотрудника скиллы в физику окружающего мира?

Dmitry V
Dmitry V citizen в 1984
12

провел 100+ собеседований за последние 3 года. от мидла до лида. в 2 разные продуктовые компании (могли и можем себе позволить выбирать скрупулезно). были у меня и выпускники БГУ/БГУИР/БНТУ/ГрГУ/БрГУ, и самоучки, и с курсов люди. всех посмотрел, в общем...
окончание белорусского Универа не говорит ни о чем. корреляция в пределах статистической погрешности. например, классики CS (big O notation, data structures, algorithms), которой так гордятся наши ВУЗы (мол, мы не учим хайповым технологиям, а даем всегда актуальную базу) не знают как выпускники "топовых" вузов, так и выпускники курсов.

вообще, конечно, это выглядит как нелепая попытка убедить окружающих (а вероятнее всего самих себя) в том, что универ это важно и без него вообще никак. хотя, на самом деле, важно только желание учиться.

Нг Йй
Нг Йй
3

Cамое интересное, что после собеса в такие компании эти навыки почему-то становятся не нужны ((

x x
x x
-9

соболезную компании и её сотрудникам

при этом частично согласен и допускаю, что небольшой процент самоучек и строителей-вайтишников "после курсов" будут действительно лучше тех, кто учился в универе на топовых факультетах. Но слова "абсолютно нет разницы" тут не уместны.

Dmitry V
Dmitry V citizen в 1984
0

странно, конечно, что с таким подходом к найму мы построили две компании с оценкой $1B+ каждая. думаю, нам срочно стоит прислушаться к Вашему экспертному мнению, поменять все и начать с того чтобы начать жалеть себя.

а если по делу, то "корреляция в пределах статистической погрешности" !== "абсолютно нет разницы". из более чем 100 собеседований на мой вопрос "есть ли смысл задавать вопросы про Big O notation?" утвердительно ответило максимум человек 5, остальные сразу шли в отказ. из этих пяти действительно понимали что и как трое, двое из которых без профильного диплома.

расскажите, пожалуйста, в чем смысл университетского диплома, если человек после пяти лет называет себя программистом но не знает базовых структур данных и алгоритмов? фундаментальные знания чего у него есть?

dimon12358
dimon12358
3

А в чем сложность Big O notation? Посчитать time и space complexity элементарно.
Самое интересное как оптимизировать алгоритм от brute force до O(n).
Тут нужно знать паттерны кодирования и структуры данных

x x
x x
1

странно, конечно, что с таким подходом к найму мы построили две компании с оценкой $1B+ каждая.

да да, именно вы и ребята после ПТУ и курсов построили компании на $1B+
название компании вы конечно же не назовете
свой профиль в linkedin не скинете

Dmitry V
Dmitry V citizen в 1984
1

У меня, к слову, профильное высшее образование по специальности (ПОИТ). А ещё 10+ лет опыта, сертификация AWS, выступления на конференциях и немного статей. И при всем при этом, я не считаю универ хоть сколь либо показательным. Единственное, что даёт белорусский диплом — косвенное подтверждение того, что человек способен что-то делать систематически (ходить на пары иногда, сдавать зачеты), не более.
Названия компаний и профиль линкедин пошарю ребятам из девбай или любому другому источнику, который подтвердит, что я не балабол (шарить в паблик комментах такое — моветон).

ks-pts
ks-pts
6

Нашли у кого спрашивать. Администрация из ректора знает про процесс обучения примерно ничего. Ну только если проверить посещаемость человека на которого сверху пальцем показали. Поговорили бы лучше с преподами, которые не только преподами работают

andy12345
andy12345
1

Тут выше кто то заметил, что всё вторично, а главное - это желание учиться. Тут сложно спорить, да и незачем, я тоже с этим согласен. Но оглядываясь назад и по сторонам, положа руку на сердце, многие ли из 18 ти летних горят желанием учиться или перефразируя, достаточно ли таких, что бы двигать какую либо отрасль вперёд? Мне кажется нет. Да и взяв этих горящих желанием учиться, хватит ли у них одного желания, что бы не утонуть в знаниях, не потеряться?

Вот тут и нужен ВУЗ ИМХО. Который и для горящих желанием знания систематизирует и негорящих подталкивает к освоению, учит через порой "не могу" и "не хочу" икать ответ и достигать результата. Тренирует мозги вышкой и физикой и не просто даёт технологию на блюдце, а учит как создавать сами технологии.

Возможно моё олдскульное мнение нынче и не шибко популярно, но лично я вижу, что среди двигающих технологии вперед (не только в IT), число самоучек и выпускников курсов ничтожно мало по сравнению с обладателями классического образования. Ну а что бы "окошки клепать", да, курсов вполне достаточно да и на собеседовании на должность "формошлепа" разница между выпускником курсов и выпускником ВУЗа будет минимальна просто потому, что собеседование в силу своих требований не сможет выявить эту разницу.

sfr
sfr
7

А кто мне расскажет, зная физику и математику после универа как можно заработать больше чем грузчиком. Вот конкретное место куда идти с этими знаниями?

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
3

ну вон тотже ИИ, это как раз математика ) Так что разработчику в этой сфере будет полезна

Anonymous
Anonymous
4

Я закончил физфак. Работаю инженером-программистом. Место любое куда возьмут.

andy12345
andy12345
2

Ну хватит держать интригу, подскажите реальные места, где можно грузчиком устроиться на нормальную ЗП.

А про математику... Помню пришел в компанию американский заказчик, которому нужен был софт, обрабатывающий его многолетние данные - параметры оборудования, что бы софт анализируя их выдавал некие заключения о вероятности отказов. Заказ достался нам, в том числе и потому, что обсуждая предметную область мы не пугались слов квантиль и распределение и говорили с заказчиком на одном языке (и тут я не про английский).

Anonymous
Anonymous менеджер в Сизиф&ко
2

Идите в визовый центр. И желательно до универа.

agentcooper
agentcooper
5

Насчет математики согласен - самые крутые программисты из тех, что с математическим бэкграундом. Это частично корреляция (в математики в среднем идут умные), но частично и причинно-следственная связь - по очевидным причинам. Что касается физики - не так уверен.
Насчёт "хайпового предмета" - смешно конечно.

quazi
quazi Орк в Все равны
8

Поэтому математиков и физиков тоже уволят в пользу лояльных овощей?

dmitrymalllpr
dmitrymalllpr
0

Существует множество профессий. Для каких-то - важнее, для каких-то - нет. Как по мне это не агитация за математику, физику и другие фундаментальные науки, а попытка объяснить, почему плохое преподавание "информатики" - очень частое явление. Конечно есть и исключения. Чтобы я сказал согласен или нет нужно разбираться в конкретных вузах и факультетах

quazi
quazi Орк в Все равны
0

Как по мне это не агитация за математику, физику и другие фундаментальные науки, а попытка объяснить почему преподавать остаётся только лояльная беспринципная неквалифицированная пердь, а всех кто умеет думать и реально учить - гэть

user113745
user113745
1

Я в свое время из БНТУ ушел со 3 курса потому что там в 2018 был Турбопаскаль, редко встретишь вакансию нынче в IT где требуют В\О, отсутствие диплома мешало ровно 0 раз, на вопрос почему кинули вуз так и отвечал что тратить время на турбопаскаль и методички 1993 года не было времени, в 90% случаев соглашались.

forvel
forvel
0

Максиму Давыдову могу сказать следующее. Пусть Ваши преподы сперва методичку 2008 года с С++ Builder перепишут. А потом можем поговорить про качество преподавания. И уберите ТИИТ с первого курса, какие структуры данных может освоить человек, который едва дошёл до массивов.