Сейчас самое время: записывайтесь на сеанс психотерапии со скидкой от MeClee 📝

Как EPAM разрабатывает будущее: виртуальная реальность, интернет автомобилей и neuro code

Оставить комментарий
Как EPAM разрабатывает будущее: виртуальная реальность, интернет автомобилей и neuro code

EPAM продолжает расти: за последние три года количество сотрудников компании увеличилось с 15 тысяч до 20. Вместе с компанией растёт и её ежегодная конференция EPAM SEC: в этом году в Минске она вместила сразу восемь потоков, разделённых на две логические части — Main Stage и Tech Tracks.

EPAM продолжает меняться: главная задача компании на ближайшие три года — создать и наладить расширенную систему бизнес-консалтинга. Во вступительной речи президент компании Аркадий Добкин отметил, что для успешного развития на нынешнем рынке недостаточно стать лучшими в каких-то сферах — нужно менять сам рынок, предсказывать его изменения. Для этого в EPAM создана специальная программа Innovations as a Service — попытка крупнейшего в Восточной Европе разработчика ПО заглянуть в будущее. dev.by побывал на EPAM SEC и подсмотрел, чего мы можем ожидать на пути в это будущее.

Читать далее

Основатель EPAM Аркадий Добкин

Internet of Cars: личный автомобиль может стать ненужным

Интернет вещей — одна из самых популярных тем конференции. Интернет холодильников и электроплит — уже скучно, прямо сейчас EPAM работает над созданием интернета автомобилей. Выступление на эту тему Алекса Агизима, CTO Automotive & Embedded Systems, — не столько о технической стороне вопроса, сколько о коцептуальной.

Согласно докладу Агизима, приход идей долевой экономики в схемы пользования автомобилями — только начало большого пути. Когда автопилотируемые машины станут на наших дорогах обычным делом, car sharing выйдет на новый уровень. Автомобиль можно будет просто вызвать из сети, и он сам в нужное время приедет к клиенту.

Весь бизнес-процесс системы использования «общественных» авто раскладывается на шесть ключевых этапов: поиск автомобиля, его доставка (с использованием автопилота), посадка, дорога, расчёт пассажира, освобождение транспорта (или его отправка на сервис). Чтобы удовлетворить разнообразные запросы возможных клиентов, особенно на «посадочном» и «дорожном» этапах, автомобили должны научиться трансформации — например, менять внешний вид и особенности работы информационно-развлекательных систем в зависимости от пользовательского опыта. Кроме того, автомобили должны поддерживать множество «скрытых» сервисов — спутниковый мониторинг, администрирование страховых случаев, анализ износа оборудования.

EPAM видит управляющую систему «интернета машин» как единое облачное приложение, к которому смогут подключать собственные разработки поставщики услуг: компании-перевозчики, автопарки нового поколения, дорожные службы — все причастные к автомобильному движению. «Скрытые» сервисы тоже могут быть реализованы третьей стороной. Главная проблема — обеспечение безопасности на всех уровнях. Во-первых, система должна быть устойчивой к кибератакам, во-вторых, она должна обеспечивать реальную безопасность на дорогах.

Последняя зависит от безопасности систем внутри самих автомобилей — и здесь EPAM делает ставку на однокристальные системы, основанные на ARM-чипах. По словам Алекса Агизима, необходимый уровень надёжности можно получить за счёт аппаратной виртуализации, поддерживаемой такими системами. Части кода, отвечающие за безопасность, будут выполняться в отдельной виртуальной машине, и будут независимы от кода третьих сторон (например, упомянутых приложений перевозчиков). Таким образом, даже при сбоях процессор сможет гарантировать устойчивость ключевых систем.

«Интернет машин» развивается не только на уровне идей: у EPAM уже есть рабочие прототипы, созданные в рамках проекта EPAM Garage. В качестве программной базы для разработки используется Xen Project Hypervisor — лёгкий кроссплатформенный гибридный гипервизор, проверенный в боевых условиях и развивающийся под бдительным присмотром Linux Foundation.

VR/AR: голограммы можно потрогать

Ещё одна популярная тема EPAM SEC — виртуальная и дополненная реальность. Cогласно презентациям, рынок приложений со «смешанными» реальностями к 2025 году разрастётся до $35 млрд. Самому очевидному направлению внедрения VR/AR — играм — в этом «пироге» выделяют только треть. Почти половина предполагаемого рынка — enterprise-приложения, инженерные разработки и медицина.

Наибольший интерес публики среди презентованных проектов вызвала одна из свежих разработок EPAM Garage — Unity-приложение для Microsoft Hololens, позволяющее в реальном времени работать с объёмными голографическими изображениями. Прототип, созданный по заказу клиента из сферы нефтедобычи, позволяет размещать в виртуальном пространстве небольшие 3D-объекты, которые через VR-устройства могут одновременно наблюдать несколько пользователей. Кроме того, разработчики связали Hololens с устройством Leap Motion — в итоге пользователи могут манипулировать объектами в реальном времени с помощью жестов.

Голограммами управляют с помощью жестов

Приложение умеет сканировать пространство и привязывать виртуальные объекты к реальным координатам — в итоге все подключённые к «трансляции» пользователи не просто видят одинаковое изображение, но и могут наблюдать его изменения без задержки во времени. Для работы с приложением не нужна широкополосная связь: после инициализации объекта и его привязки к координатам пользователь получает по сети только изменённые параметры и координаты, а перерисовка происходит непосредственно на компьютере, к которому подключен Hololens.

Разнообразие манипуляций с трёхмерными объектами пока ограничено простейшими действиями — перемещением, вращением, изменением масштаба. Впрочем, эти ограничения логичны для прототипа, созданного небольшой командой всего за два месяца. Даже в такой форме демо-версия выглядит как картинка из фантастических фильмов — за возможностью «потрогать» голограммы выстраивались целые очереди. В планах разработчиков — создать единое виртуальное пространство, в котором голограмму можно будет наблюдать удалённо.

На финальной панельной дискуссии прозвучало мнение о том, что индустрию ждёт прорыв в возможностях симуляции «боли и наслаждений». Мы уже научились «обманывать» наше зрение — теперь дело за осязанием.

Панельная дискуссия о технологиях будущего

Neuro Code: эмоции можно измерить

Клэр Бонд, Service Design Director в EPAM USA, представила результаты пилотного проекта по программному измерению эмоций. Используя существующие носимые устройства (Google Cardboard, Apple Watch), а также специально сконструированные измерители сопротивляемости кожи и электроэнцефаллографическое считывающее устройство, исследователи смогли измерить уровень стресса разных людей и сравнить его с данными, полученными в процессе самофиксации.

Результаты вполне осязаемы: прототип может измерить эмоциональное состояние людей значительно точнее, чем они сами. Развивать проект планируется сразу в нескольких направлениях. Во-первых, исследователи хотят использовать полученные данные в сочетании с VR-технологиями: например, менять дополненную реальность в зависимости от уровня стресса в реальном времени. Во-вторых, в EPAM Garage разрабатывают носимое устройство, которое способно измерять стресс и вести «журнал эмоций».

По словам директора EPAM по производству встроенных систем Михаила Бойко, этой системой уже интересуется рынок, в первую очередь страховые компании. Разработка способна отличать положительный и отрицательный стресс, выделять периоды времени, в которых настроение носителя резко ухудшалось, и давать пользователю возможность анализировать причины этого ухудшения.

Клэр Бонд отметила, что у технологии есть и очевидная «тёмная сторона»: получив доступ к данным о эмоциональном состоянии, злоумышленник может использовать их недобросовестно. Тем не менее, она видит позитивное будущее «измерителя эмоций». «Раньше вы и ваш партнёр могли прийти домой в плохом настроении и в лучшем случае бросить общую фразу — дескать, всё нормально, — а в худшем вылить стресс друг на друга. Теперь вы сможете померяться стрессом и перевести всё в шутку!»

EPAM Garage: инженерный катализатор и игрушка для взрослых детей

Все описанные проекты развиваются внутри EPAM Garage — особого отдела, в котором работники компании могут поэкспериментировать со специальным оборудованием. Для большинства участников Garage — не работа, а хобби, но здесь есть и постоянные сотрудники, в том числе люди со степенями кандидатов наук в математике, физике, химии. Подробнее о EPAM Garage dev.by рассказал Михаил Бойко.

— В работе EPAM Garage можно выделить три главные составляющие. Первая, очень важная для нас — это обучение, в том числе работа с детьми. Большинство работников нашей компании — папы и мамы, которые хотят обучать своих детей, рассказывать им как можно больше. Многие из них посвящают свои выходные и свободное время, чтобы научить детей азам программирования, сделать вместе с ними классных движущихся программируемых роботов из Lego.

Команда EPAM Garage и Михаил Бойко (второй справа)

Вторая часть — retention: мы позволяем нашим сотрудникам реализовать свои мечты. Прежде чем многие наши инженеры начали программировать, они изучали базовые вещи — двигатели, технику, различное оборудование. Желание делать что-то с этим оборудованием остаётся у них и сейчас — и мы даём им возможность работать над собственными идеями в «Гараже», используя любые доступные устройства.

Третья составляющая — Garage выступает как часть программы Innovation as a Service. Люди из бизнеса приходят в Garage за решением нетривиальных задач. В этом случае мы работаем как инженерный катализатор: делаем быстрое прототипирование или защиту концепций. Мы решаем интересные проблемы, помогаем клиентам оптимизировать бизнес-процессы. При этом мы можем не только запрототипировать программное обеспечение или собрать устройство из электронных компонентов. Мы сотрудничаем с разными фабриками и заводами Беларуси, поэтому Garage может сделать полный цикл прототипирования, включая дизайн устройства, — говорит директор EPAM по производству встроенных систем.

За последний год внутри Garage сделали не менее десяти проектов в разных направлениях. Среди них — виртуальная 3D-примерочная, с помощью которой можно подобрать одежду, подходящую не только по размеру, но и по фасону и цвету. Самая популярная тема проектов — интернет вещей. Сейчас Garage реализует систему, которая позволяет автомобилю «понимать» своё техническое состояние в любой момент времени и выдавать советы, как о нём лучше заботиться. Если же с автомобилем что-то не так, то с помощью мобильного телефона и приложения с дополненной реальностью можно получить полную информацию, как самостоятельно заменить деталь или провести простейшую диагностику.

Эти проекты — только малая часть работы, которой в Garage хватает всегда. Сергей Бойко и Олег Орёл, разработчики мультипользовательских голограмм для Hololens, во время собственной презентации приглашали в Garage всех желающих:

«Приходите, у нас действительно очень здорово — конечно, если вы способны выживать в экстремальных условиях».

Глава представительства Всемирного банка в Беларуси Ян Чул Ким (слева) и глава миссии МВФ по Беларуси Питер Долман (справа)

 

Фото: Андрей Давыдчик

«Я как бомж ходил по подвалу и искал хоть пакет или половую тряпку, чтобы надеть на себя».

История айтишника c Reddit, выехавшего из разбомбленного Изюма.

btc
Bitcoin
btc
$29 504,00
+0,87%
eth
eth
$1 946,23
-0,79%
xrp
xrp
$0,40
-1,56%
ant
ant
$1,88
-7,20%
Читайте также
Зарплата в ИТ падает в рублях. Но прибавляет к прошлому году — и в BYN, и в USD
Зарплата в ИТ падает в рублях. Но прибавляет к прошлому году — и в BYN, и в USD
Зарплата в ИТ падает в рублях. Но прибавляет к прошлому году — и в BYN, и в USD
3 комментария
Банкам Беларуси запретили платежи украинцам
Банкам Беларуси запретили платежи украинцам
Банкам Беларуси запретили платежи украинцам
2 комментария
«Знаем, что волнует резидентов ПВТ». Головченко похвастался успехами ИТ
«Знаем, что волнует резидентов ПВТ». Головченко похвастался успехами ИТ
«Знаем, что волнует резидентов ПВТ». Головченко похвастался успехами ИТ
55 комментариев
Как разработчик переехал на хутор в деревне Лоховщина, в которой живёт три человека
Как разработчик переехал на хутор в деревне Лоховщина, в которой живёт три человека
Как разработчик переехал на хутор в деревне Лоховщина, в которой живёт три человека
20 комментариев

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале

Обсуждение
Комментариев пока нет.
Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже