Андрей Грабовский, сооснователь Epicmax, рассказал на Medium о своём опыте продвижения компании при помощи open source проектов. Один из проектов его команды, помогающий ускорить разработку веб-приложений за счёт готовых компонентов, попал в топ GitHub в августе 2017 года, а другой, набор загрузочных анимаций для веб-разработчиков, в декабре. Приводим его свежие выводы и предысторию.
Привлечение новых клиентов — одна из сложнейших задач для небольших аутсорсинговых компаний. И решить её можно различными способами. Одни работают с несколькими постоянными клиентами и не особо стремятся расширяться. Другие заваливают Upwork предложениями в надежде заполучить перспективный проект. Третьи создают отдел продаж, который изо дня в день занимается холодными звонками и email-рассылкой. Но из тысячи лидов до подписания контракта доходят, как известно, лишь единицы.
Есть и другой способ. Сложный, рискованный, но поистине увлекательный и вдохновляющий.
Предыстория
За свою карьеру я работал в маленьких компаниях и наблюдал, как они развиваются и как в них организован процесс продаж. Иногда удачно, иногда не очень. Всё проанализировав, я смог понять, какие приёмы эффективны, а какие — нет.
Одна из компаний, на которую я работал, достаточно долго находилась в состоянии застоя. Многие разработчики оставались не задействованы во внешних проектах. Мы часами рассылали предложения на Upwork, но почти впустую. И тогда мы решили создать шаблон админ-панели на ThemeForest. Разработка шла туго, версий было создано бесчисленное множество, и ни одна из них не прошла проверку (даже на wrapbootstrap).
Но мы не сдались и пошли другим путём. Больше года назад мы сделали проект полностью некоммерческим и залили исходный код на GitHub. Проект получил более 7000 звёзд. Потом выпустили ряд других успешных open-source продуктов, и что самое важное, компания преодолела кризис и начала стремительно развиваться. Было больше не нужно искать новых клиентов: они стали сами приходить к нам.
В конце 2016 года я ушёл из той компании, а летом 2017-го открыл свою. Здесь я собираюсь применять те тактики продвижения open-source продуктов, которым научился на предыдущем месте.
Схема продвижения проектов на GitHub
Прежде всего вы должны решить, что за продукт будете предлагать. Залог успеха — три очевидных, но весьма важных фактора. Причём достаточно наличие хотя бы одного из них.
1. Польза. Людям нравятся продукты, которые решают их проблемы и упрощают жизнь.
2. Популярность. Иногда много шумихи поднимается вокруг не особо полезных, но зато хорошо «раскрученных» или просто очень модных технологических новинок.
3. Дизайн. Некоторые продукты как две капли воды похожи на сотни других, но выигрывают за счёт более привлекательного интерфейса.
Допустим, у вас есть качественный продукт. Теперь нужно завоевать внимание пользователей. Но как?
Для начала, написать броский readme-файл.
Readme-файл — это первое, что видят пользователи, открыв ваш репозиторий. Некоторые его никогда не запустят, но, если он действительно классный, возможно, они всё-таки поставят желанную звёздочку, тем самым сделав продукт немного популярнее. Readme должен быть ярким и содержательным. Обязательно добавьте сочные картинки в описание и инструкцию по установке и использованию. Хорошо продуманное описание даёт лучшие результаты. Мы, например, сделали вот так.
Итак, у вас есть потрясающий продукт и отличный readme.
А сейчас самое главное
Страницу трендовых продуктов на GitHub просматривают тысячи пользователей в день. Если туда попал ваш продукт, то у него есть все шансы на успех. Но для этого он должен набрать по крайней мере 130 звёзд (необходимое количество ежедневно меняется), чем больше, тем лучше. Цель — достичь вершины списка и продержаться там как можно дольше.
Несколько советов, которые помогут вам попасть в список:
1. Подумайте, какие ресурсы лучше задействовать для продвижения. Reddit, Hackernews и им подобные — весьма полезные инструменты, но не забывайте, что на любом ресурсе есть свои (обычно неформальные) правила публикации.
2. Попросите помощи у друзей. Чем больше друзей поставят звёздочку вашему проекту, тем быстрее он попадёт в топ.
3. Выберите правильный день. Помните, что на выходных посещаемость GitHub падает. Наиболее благоприятные для запуска проекта дни недели — понедельник, вторник и среда. Но в зависимости от ресурса это могут быть другие дни.
4. Выберите правильное время. Ваши друзья и остальные пользователи Reddit (или любой другой платформы) могут находиться в разных часовых поясах — это тоже нужно учитывать.
5. Постоянная обратная связь. Обязательно отвечайте на все вопросы и постоянно поддерживайте связь с аудиторией. Чем активнее вы будете общаться с пользователями, тем проще вам будет их удержать.
И последнее
Популярный open-source репозиторий позволит вам достичь больших высот. Не останавливайтесь на достигнутом! Ресурс ProductHunt даёт возможность сделать продукт более доступным клиенту. Нужно, чтобы продукт заметило как можно больше людей, а «сарафанное радио» сделает своё дело. Включите проект в своё портфолио — вы ведь соглашение о конфиденциальности не подписывали!
Один из наших проектов вышел на 4-е место в топе за 23 часа. Это лучшее подтверждение того, что описанные техники на самом деле работают.
Полгода спустя
Итак, спустя полгода на счету команды уже есть два успешных open source продукта, и мы хотим поделиться своими выводами.
Когда шесть месяцев назад мы создавали Epicmax, у нас практически ничего не было. Ничего, кроме незаконченной админ-панели, которой занимались, в общем-то, просто в своё удовольствие, и годного профиля на UpWork, а денег едва бы хватило на месячную зарплату. Так себе ситуация, прямо скажем.Но мы были уверены, что всё изменится, как только наш шаблон станет полноценным open source продуктом, и решили полностью сосредоточиться на нём. Тогда в команде было пять человек, и если бы за месяц мы не допилили админку и не нашли клиентов, то пришлось бы бросить её и идти работать на крупные компании — не очень радужная перспектива.
Тут нам внезапно повезло. Через пару дней после того, как мы начали, один из наших разработчиков перешёл на проект к моему клиенту на апворке, которому понадобилась помощь. С финансами стало попроще, а у команды появилась возможность снова работать над шаблоном.
К началу августа мы доделали Vuestic. Все жутко устали, но были счастливы. Потом был релиз, дела пошли в гору. Vuestic занял 4 место в тренде и собрал много положительных отзывов — и за них мы очень благодарны.
Как нам помог Vuestic
Как я уже писал, для компаний по разработке сайтов качественный open source продукт — гораздо более эффективный инструмент для привлечения клиентов, чем тонны холодных мейлов или предложений на апворке. Хотя мне по-прежнему приходится этим заниматься. И меня это по-прежнему бесит.
В любом случае, сейчас всё идёт хорошо. Открытые проекты привлекают гораздо больше заказчиков. Все наши клиенты в той или иной степени разбираются в разработке, и их действительно впечатлил наш проект (именно благодаря админке они решили сотрудничать с нами).
Да и найти хороших разработчиков стало намного легче. Мы живём в Беларуси, и сфера ИT здесь занимает особое место. Почти все остальные отрасли в упадке, но разработчики софта процветают. Молодым компаниям, естественно, очень непросто заполучить хороших специалистов. Сначала никто не хотел с нами работать (оно и понятно: нам было ещё нечего предложить). Но теперь наш профиль на GitHub говорит сам за себя. В декабре к нам присоединился один разработчик, и привлекли его именно наши open source проекты.
В поисках нового open source продукта
Vuestic был для нас поистине крупным и затратным проектом. Закончив его, мы стали искать новых заказчиков, чтобы наконец начать хоть что-то зарабатывать. Но если честно, он отнимал у нас все силы, и мы ещё не были готовы к чему-то новому.
К концу осени мы отдохнули и решили возобновить работу, но взяться за что-нибудь попроще админки. Просмотрели кучу статей и репозиториев на GitHub, и у нас появилась идея: коллекция клёвых спиннеров, которые будут доступны и просто в виде куска html/css кода, и как адаптируемые компоненты vue.js. На GitHub много подобных библиотек. Мы хотели, чтобы наши отличались простотой использования. Хотите опробовать спиннер в своём приложении, просто скопируйте код – и всё!
В середине декабря мы запустили Epic Spinners. Люди его заметили, он попал в топ на GitHub и за месяц получил более 1200 звёзд. Мы очень радовались, но всё же немного устали.
Что дальше?
Январь 2018. Мы начинали без каких-либо ресурсов и имели один незаконченный проект. Нас всё ещё пятеро, но теперь мы популярны на GitHub, у нас два отличных открытых продукта и пара довольных клиентов. Мы полны сил и готовы двигаться вперёд. Мы верим в open source проекты. У нас нет чётких планов, но мы уверены, что 2018 год будет наполнен знаменательными достижениями, которыми мы будем гордиться.
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.