Хотите дальше читать devby? 📝
Support us

Рынок ИТ-вакансий обвалился до пандемийной ямы весны-2020

Если в первую неделю войны рынок вакансий просел до новогодней отметки, то по итогам месяца откатился до эпидкризиса двухлетней давности.

75 комментариев
Рынок ИТ-вакансий обвалился до пандемийной ямы весны-2020

Если в первую неделю войны рынок вакансий просел до новогодней отметки, то по итогам месяца откатился до эпидкризиса двухлетней давности.

Сообщения о бегстве компаний, которые ИТ-рынок регулярно получает с конца февраля, гармонизируют со статистикой вакансий. По итогам марта количество активных вакансий по сравнению с февралём упало на 44%, до 6734.

Эта точка намного ниже традиционного декабрьского дна — не только 2021, но и 2020 года. Да что там новогодние праздники — нынешнее падение рынка вакансий сопоставимо с кризисом двухлетней давности, случившимся на старте пандемии весной 2020 года.

В разрезе ПВТ падение ещё более впечатляющее: март оставил «в живых» только 39% вакансий от тех, что были на рынке в апреле, — 2309. Падение соответственно более чем в 2 раза.

Число активных компаний, как водится, упало не так сильно — на 16%, но для столь инертного показателя и это проседание очень существенно. Всего в марте было 2137 активных компании. В разрезе ПВТ активных компаний составило 359 — падение по сравнению с апрелем на 14%.

Сводная динамика активных вакансий и компаний за исключением LinkedIn позволяет отследить изменения на рынке в сравнении с весной 2020 года (данные о вакансиях на Linkedin стали накапливаться лишь с июля 2020 года). Она показывает, что мартовский обвал почти достиг дна апреля 2020 года, когда рынок резко отреагировал на начало пандемии и локдаун. Разница между числом активных вакансий в марте-2022 и апреле-2020 в 9%.

В разрезе ПВТ такая разница ещё меньше — 4%.

Точка числа активных компаний кроме LinkedIn по итогам марта тоже приблизилась к яме весны-2020 — разница между ними в 11%.

В разрезе ПВТ минимальная отметка активных компаний приходится не на апрель, а на май 2020 года, разница между первым месяцем войны и маем-2020  — 7%.

Первые дни апреля продолжили отрицательную динамику марта. С большой долей вероятности можно ожидать, что вся первая декада апреля повторит показатели конца марта или даже будет чуть ниже на некоторых срезах и метриках.

В разрезе ПВТ положительной динамики в начале апреля тоже не видно.

С января 2018 года мы агрегируем объявления о белорусских вакансиях для ИТ-специалистов на 20 общедоступных интернет-ресурсах — джоббордах (включая jobs.dev.by и rabota.by) и агрегаторах вакансий — и преобразуем их в аналитические метрики. С июля 2020 года в базе данных учитываются также вакансии в Linkedin.

Таким образом, испуг, который продемонстрировал рынок ИТ-вакансий в первую неделю войны, не был сиюминутным явлением — первый военный месяц закрепил эти «успехи», кажется, обратив рынок в бегство.

Для метрики вакансий динамика марта похожа на антирекорд — даже обрыв весной 2020 года, с дном которого рынок сейчас почти сравнялся, не был столь крутым, как обрыв марта 2022-го. В апреле отвесных стен на графиках, вероятно, не будет, но не исключено, что новый месяц подарит новые низины.

Помогаете devby = помогаете ИТ-комьюнити.

Засапортить сейчас.

Читайте также
Как разработчик в Польше работал курьером (но потом всё получилось)
Как разработчик в Польше работал курьером (но потом всё получилось)
Как разработчик в Польше работал курьером (но потом всё получилось)
@dzikpic, канал для айтишников в Польше, рассказал историю Александра. Перед тем, как попасть в польскую компанию, он два месяца доставлял еду в Glovo. Каково это — ездить на велосипеде по 10-12 часов в день и почему маникюрщица зарабатывает больше разработчика.
12 комментариев
Айтишник купил дом в Польше. Как получить разрешение в 2023, когда отказов больше
Айтишник купил дом в Польше. Как получить разрешение в 2023, когда отказов больше
Айтишник купил дом в Польше. Как получить разрешение в 2023, когда отказов больше
@dzikpic, канал для ИТ-экспатов в Польше, рассказывает историю белорусского айтишника, который купил дом в Гданьске, с комментариями эксперта. Обсудить историю можно в чате.
12 комментариев
Belka Games уволила сотрудников в Беларуси, России и Литве
Belka Games уволила сотрудников в Беларуси, России и Литве
Belka Games уволила сотрудников в Беларуси, России и Литве
22 комментария
Число софтверных вакансий в США падает 23 недели подряд. Эксперты: это только начало
Число софтверных вакансий в США падает 23 недели подряд. Эксперты: это только начало
Число софтверных вакансий в США падает 23 недели подряд. Эксперты: это только начало
4 комментария

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале

Обсуждение
Комментируйте без ограничений

Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.

spksfans
spksfans
15

Статистический ответ тому, кто верит, что все устаканится и заказчик вернётся. Напоминаю, что прошло уже полтора месяца. На сколько хватит запасов ждать возвращения?

andy12345
andy12345
9

Насомненно, ряд заказчиков, как настоящих, так и потенциальных перестали рассматривать белорусские компаниии как подрядчиков, как и в ожидании санкций, так и по морально-этическим соображениям. Но компаний и работы в западном мире много, поэтому ИМХО если ужесточения санкций против бел. банков не будет да плюс к тому же каки-никакие послабления для IT добавят, заказчик вернётся, частично старый, частично новый.

Деньги не пахнут (с).
Ничего личного - только бизнес (с).

Anonymous
Anonymous Position в Noname
-1

прикупить авто из украины без растаможки и документов?

spksfans
spksfans
-3

Энди, я про то, что твоя теория разбивается именно этим иследованием. А прошло уже полтора месяца. Когда вернутся то? Скоро (с) ?
Так же ты мне скажи, какие еще послабления можно дать резидентам ПВТ, чтоб они повлияли на стоимость гребцов для западного буржуина.
Ну а ты жди пока. Я тебе не мешаю. Особенно если твой заказчик еще не ушел. Или на твое место не претендует кандидат с лучшими скилами или меньшими зарплатными запросами. У которого заказчик ушел.

andy12345
andy12345
4

Давай по порядку :)

А прошло уже полтора месяца. Когда вернутся то? Скоро (с) ?

По срокам не скажу, но ИМХО пик отказов от разработки в РБ пройден.

Так же ты мне скажи, какие еще послабления можно дать резидентам ПВТ, чтоб они повлияли на стоимость гребцов для западного буржуина.

Наивный вопрос. Демпинг - это путь в никуда для IT компаний. Никто стоимость "гребцов" снижать не будет для заказчика. Послабления для резидентов делаются не для того, что бы заказчику меньше прайс выставляли, а для того, что бы находили аргументы для разработчиков оставаться в РБ.

Ну а ты жди пока. Я тебе не мешаю. Особенно если твой заказчик еще не ушел. Или на твое место не претендует кандидат с лучшими скилами или меньшими зарплатными запросами. У которого заказчик ушел.

Спасибо, что не мешаешь. :) Мой заказчик не ушёл, замену мне наверняка можно найти, но и на это я смотрю спокойно - периодически поступают предложения о трудоустройстве за рубежом с помощью в релокации. Я же не по идейным соображениям в РБ остаюсь, а по совокупности обстоятельств и уж точно на моё решение не будет влиять испуг или эмоция (бежать абы куда и побыстрее), тем более подушка на случай кризиса давно готова :)

PS закончу немного пафосно :) ты уж извини. Это моя страна во первых, а во вторых я не бегаю от угроз мнимых или реальных. Ну а в третьих: better a big fish in a little puddle than a little fish in a big puddle.

spksfans
spksfans
-2

Ну по порядку, так по порядку.
1 Угу. Готов заключить пари, что пик пройден? На ближайшие 2 месяца. Это я к тому, что некоторым придется эти 2 месяца что то кушать.
2 Аргумент разработчика оставаться в РБ - наличие заказчика. Так понятно?
3 Эмоция у беглецов была одна. Деньги.
4 Это и моя страна. В чем пафос то?

mishka
mishka dev в Galera
1

Согласен, у страха глаза велики... а сколько местных "Ванг" появилось - диву даёшься...

spksfans
spksfans
1

А где ты увидел страх? Большинство релокантов поехали за бугор по требованию заказчиков. Причем ПОКА уехало не более половины.
Ну а у оставшихся есть возможность оказаться в ситуации работнипов Варгейминга или ЕПАМ - РФ... Тут уж бойся не бойся, ничего не поможет.

spksfans
spksfans
0

Кстати, я могу еще пованговать. Во всем мире наблюдается кризис или как минимум его предчувствие, связанное с событиями в Украине. Растут цены на энегоресурсы. Доступ к ним становится ограниченным. По прогнозам это приведет к сокращению производства в ряде отраслей. Соответственно фирмы будут вкладывать меньше в разработку ПО.

kek cheburek
kek cheburek Senior CSS Architect в Flex co
6

Как много пафоса до первой повестки...

blashyrkh888
blashyrkh888
6

Это моя страна во первых

Ух какой деловой :)

Нам всем наглядно объяснили в 2020 чья эта страна на самом деле. Странно, что кто-то не понял.

better a big fish in a little puddle than a little fish in a big puddle.

Это не better, это downshifting.

andy12345
andy12345
-1

Знаешь, моя молодость пришласть на 90е. И я научился объяснения гопоты всерьез не воспринимать. Хотя наверное людям с тонкой душевной организацией меня понять будет трудно. Да, объясняли, что в чужом районе находиться нельзя, да требовали семки и закурить... Но я сейчас пишу это сообщение, а объясняльщики многие сели, а остальные не дожили до "сели". Это я про объяснения чья это страна. Это моя страна.

Но были и понятливые, как без них, положа руку на сердце, не было бы понятливых - не было бы и гопоты.

Поговорку, кстати, англичане в мир пустили. А они точно знают толк в благополучии. Им расскажи про дауншифтинг - не мне.

mishka
mishka dev в Galera
-6

только в РП не пробуйте возмущаться действиями властей. Им, возможно, это также не понравится...

гр. О.  Бендер
гр. О. Бендер Капитан в свободном плавании
4

better a big fish in a little puddle than a little fish in a big puddle

Ох не факт.
По мне лучше быть заменяемым мидлом в команде работающей на кромке технологий, чем незаменимым синьёром 1С Бухгалтерия.

andy12345
andy12345
4

Мне грустно, что люди свели себя до роли разработчика,весь смысл жизни которого зарабатывать деньги, забывая, что они люди.

kekus-maximus
kekus-maximus Prison Architect в GUBOPIK
0

Это моя страна во первых
Ого это получается, что в своей стране ты можешь делать что хочешь, например выбрать президента или там, не знаю, что-то решать.

user113745
user113745
14

Как то прямо жостко выглядит судя по графикам, хотя от части подтверждаю у меня наверное 70% коллег покинули рб, даже не поверите джуны бегут, но я пока есть работа работаю но тоже уже склоняюсь.

Anonymous
Anonymous
5

А кто-то уже успел вернуться, правда, зп падает на зарубежную карточку

kek cheburek
kek cheburek Senior CSS Architect в Flex co
2

Патриоты! НДС сам себя не соберёт.

nvv
nvv
3

Пусть только не забудут заплатить налог в РБ

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре

Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
[censored, П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement"]

Anonymous
Anonymous
1

Не спорю. Но видел репортаж про Дубаи, Сингапур.. где убрали налоги, и сделали так, что бы валюта тратилась внутри государства. Итог:
взрывной рост экономики и технологий. У нас до такого додуматься не смогут - жадность мешает.

Александр Дайнеко
Александр Дайнеко Java Software Engineer в Cotvec
4

Ещё бы анализ рынка зарубежных вакансий за этот период. Возможно это не снижение вакансий, а перетекание в другой регион.

andy12345
andy12345
8

даже целиком переехавшее белорусское IT не окажет сколь-нибудь заметного влияния на зарубежный рынок IT вакансий

mandryk78
mandryk78
-4

На время посевной пвт набирает высококвалифицированных аграриев со знанием с++лекция, джавапраполка. Обязательным знанием структуры работы трактора Беларус.
Опыт работы не обязателен, рассмотрим джурабов.
От нас офис в центре европы, личный транспорт, бесплатные спортивные мероприятия на чистом воздухе, доставка еды, два мяха картошки и капусты.

andrei-dev
andrei-dev
20

Ну и часть из этих вакансий подразумевает релокацию..

Aleksandr Broiko
Aleksandr Broiko Гомер в Диванная компания
10

ПВТ RIP

Анонимный пользователь
Анонимный пользователь
2

The special deslavicisation operation has come to Belarus!

Anonymous
Anonymous Position в Noname
5

а если смотреть с не деструктивной точки зрения - падение числа вакансий это потому, что наняли людей и рынок насытился, перешел к так сказать стабильности. все уже на местах и работают, потребности в кадрах нет. безработица итишников меньше 1, спасибо верному курсу и создателю айци

vivkine
vivkine
3

Ну да. Беларуский EPAM в 2021 г. остался на уровне предыдущего года по числу сотрудников. Т. к. рынок насытился и перешёл к стабильности.
А транснациональный EPAM в 2021 г. увеличил число работающих у него сотрудников почти на 50 % по сравнению с 2020 г.
Как нестабильно работает транснациональный EPAM! (сарказм)

Anonymous
Anonymous Position в Noname
6

Заработная плата должна быть заработана! Ее рост полностью зависит от нас. Если сумеем модернизировать айтю и повысить производительность труда, то к началу следующего года выйдем к средним по 500

spksfans
spksfans
4

Как по мне, так это говорит о том, что в ЕПАМ трезво оценили риски роста в локации BY. В принципе ЕПАМ показал готовность к работе в форсмажорных обстоятельствах. О чем говорит рост его акций после резкого падения в связи с трагическими событиями в конце февраля

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
18

А в чем проблема? Белоруссия ж нанесла превентивный удар, разве мы не победили?

Bolesław Thiskovsky
Bolesław Thiskovsky HTML Developer в World Of Wordpress
18

В принципе да, победили. Плюс открывается окно возможностей!

vivkine
vivkine
6

Ну да. Даже внешние долги собираемся выплачивать в национальной валюте. И вроде как и нет большого шума от кредиторов.

Anonymous
Anonymous
7

Да она уже года два превентивно уничтожает экономику, причём эффективность действий просто поражает

бывший сотрудник виронит
бывший сотрудник виронит RN developer в не виронит
2

конечно победили, сейчас покажу карту...

oledje
oledje
-3

Цікава назіраць такую статыстыку. Мне здаецца праблема нават яшчэ больш сур'ёзная. Мне падавалася, што вакансій павінна быць больш, так як людзі валяць масава за мяжу і трэба шукаць замену. Атрымліваецца новых пазіцый (не на замену паехаўшым) там яшчэ меньш.

spksfans
spksfans
1

Не, большаць уцекачоу паехала разам з праектамi (пазiцыямi). Гэтакая вось спецыфiка апошняй хвалi рэлакацыi.

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
-2

ну так убегают то вакансии, а айтишники за ними в дагонку))

andreix
andreix
4

Сейчас компании уходят с рынка, не для того чтобы через полгода вернуться.

vivkine
vivkine
3

А зачем компаниям/ проектам возвращаться, например, из Польши в Беларусь?
Понятны причины/ движущие силы по которым они ушли в Польшу. Но в Польше их никто не форсирует уходить из страны. Они там пришлись ко двору как это было раньше в Беларуси. Да и релоцированные IT шники оказались по воле судьбы в Европе.
Зачем всем им возвращаться в Беларусь? Там вроде бы и лучше.

Anonymous
Anonymous
-1

Потому что многие компании не выдержат конкуренции по зарплатам и налогам. Сейчас год-полтора релоканты языки поучат, обуcтроятся и давай досвидос. То что в РБ работало благодаря ПВТ и низким ценам не будет работать в Польше и в более сильных экономиках. Чтобы там кто не говорил, но EPAM держал такой большой штат в РФ/РБ/Украине не за красивые глаза. Многие компании потеряют маржинальность, многие уйдут в минус. Но не сразу, пока все испуганы и готовы работать за еду, лишбы выехать.

Пользователь отредактировал комментарий 13 апреля 2022, 17:22

spksfans
spksfans
3

Есть 2 подхода к рассмотрению данной проблемы.
Первый. Количество разработчиков в Украине, Беларуси, РФ не настолько критично для рынка, чтоб их уход мог сильно повлиять на рейты. Соответственно заказчики просто будут отказываться от тех контор, которые будут повышать им рейты на своих разработчиков. Соответственно эти аутсорсы скорее всего потеряют в численном составе или умрут. Либо работа в дешевых локациях.
Второй. Рынок испытывает недостаток айтишников. Соответственно заказчики вынуждены будут смириться с повышением рейтов на "гребцов"
Я более склонен к первому варианту, потому что в нынешней ситуации у заказчиков денег больше не становится на фоне экономической войны.

vivkine
vivkine
1

А насколько больше налогов платит, например, EPAM в Польше по сравнению с РБ?
Похоже для EPAM нет большой разницы где делать свой бизнес в Польше или в РБ. С точки зрения расходов и доходов.
А вот на имидж и риски это влияет.

spksfans
spksfans
1

По моим подсчётам (грубым подсчётам) для того чтоб епамовец в Беларуси и Польше получал на руки одинаковую сумму, заказчику придется выложить на польского епамовца на 30-40% больше. Можно подсчитать более точно. Зарплатный калькулятор с налогами работника и работодателя доступен.

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
0

ну так нетто платить одно и тоже, а налоги платит сам работник

spksfans
spksfans
0

А какая разница кто платит? Это не меняет сути, что для заказчика польский айтишник обойдется дороже.

vivkine
vivkine
4

А как же эти компании выдерживали конкуренцию по зарплатам и налогам до этих всех перемещений?
Epam, например,присутствует по всему миру более чем в 35 странах. Число сотрудникоа 52 тыс. В РБ было порядка 10 тыс. Пусть релоцировалось 2 - 3 тыс.
Что это меняет?

Anonymous
Anonymous
3

EPAM перестроится,  я согласен. Я скорее отвечал на вопрос про 'а зачем им возвращаться'.

Очень большая(если не вся) часть успеха белорусских историй была построена на низких затратах по мировым меркам, Очень. Низких. Качество рабочей силы при этом остается хорошее, так как IT почти единственная отрасль, чтобы вырваться из бедности.

Пользователь отредактировал комментарий 14 апреля 2022, 06:51

Anonymous
Anonymous
1

В РБ уже ни так уж и выгодно прямо. 14% с зп + соц налоги по средней зп + 2% с оборота и главное нет гарантии, что из-за чрезвычайных обстоятельств чего нового не примут. Ну и надо понимать, что равную ставку за разработчика из EU и из РБ/РФ и раньше не платили, а сейчас так точно. Будут скидку просить процентов 30% за час работы. Вот и считай 14% с зп + соц налоги по средней зп + 2% с оборота + скидка 30% за риски заказчика. Возможно кому-то за счёт дешёвой жизни это всё равно будет выгодно, каждый сам будет решать.

mishka
mishka dev в Galera
0

стоимость гребца в Польше - выше...
Или у вас другая инфа?

vivkine
vivkine
2

Возможно. Ради интереса, хотелось бы знать примерно насколько.
Однако есть и ряд других факторов которые влияют на решение компании вести бизнес в стране.
British Petroleum, например, не участвует в разработке нефтяных месторождений в Нигерии. Хотя там очень высокая прибыль.

serjik
serjik
1

Есть данные для подсчётов. Получил оффер от одной из галер из ПВТ прямо перед 24.02, предложили 3500$ брутто. Через неделю предложили релокацию в Польшу, оффер пересчитали на 20000zl нетто. Вроде для галеры разница небольшая.

serjik
serjik
0

Перепутал нетто и брутто, сорри.

spksfans
spksfans
0

А где перенутал то? Если 20000zl брутто, то это на руки прилично меньше чем белорусские 3500$ брутто.

serjik
serjik
1

spksfans, в общем, в РБ 3500$ на руки, а в РП 20000zl до уплаты налогов. Налоги по B2B в р-не 16%,что даёт ~4к$ на руки.

andy12345
andy12345
2

Часть компаний (конечно же про все не скажу), пытаются связать релоканта контрактом на 1-2-3 года, иначе, как уже сказали их ждет жесткая борьба за кадру на зарубежных рынках. И кажется мне, что 70-80% компаний эту борьбу проиграет или серьезно просядет их рентабельность. А вынуждены были пойти компании на массовую релокацию из-за страха санкций, страсти по санкциям поулягутся, а налоги в западных странах - нет.
Это и есть движущая сила вернуться - деньги. Деньги - функция от льгот.

nvv
nvv
7

Улягутся потому что что? Есть десятки сценариев когда санкции усилятся, и только один когда их снимут

spksfans
spksfans
5

Не мешай Энди верить в относительно светлое будущее. Я же не могу в это верить по простой причине. На может быть светлого будущего в стране с названием "попиццот".
Практически мы сейчас обсуждаем вопросы веры. Типа как в анекдоте собрались поп, раввин и ксендз... Последние полтора месяца показали, что Энди в своей вере не прав. Можно попросить его забить следующую точку отсчёта для проверки его теории. Вот только он вряд ли согласиться . Да и если эта точка (время возвращения блудного сына в РБ) будет через год, то что же этот сын будет кушать год, если не релоцируется.

1art
1art
5

Он же четко объяснил - хочет быть королём в нищей стране. Чем хуже тем лучше.

Anonymous
Anonymous
3

Я думаю тут не про светлое будущие. Никто ведь и не говорит что будет точно все хорошо. Идея в том, что если все таки будет, то все наши 'it-герои' вернуться 'поднимать страну с колен'. Ничего плохого в этом не вижу, единственное что надо вещи своими именами называть, так как 'it герои' зависят от налогового режима и санкционных рисков. А оправдать свой отъезд/приезд высокими мотивами они всегда смогут. Опыт языком молоть огромный.

mishka
mishka dev в Galera
3

Имеет на это полное право, как и большинство других разработчиков, оставшихся в РБ.Мы на месте 🤣

spksfans
spksfans
6

chewey, ни у уехавших, ни у оставшихся нет никакого героизма. И те и другие пытаются оправдать свое решение прежде всего себе.
Ну а то, что будущее айтишников в Беларуси зависит от внешних факторов и ежу понятно

Anonymous
Anonymous
1

spksfans, а я и не спорю с этим. Единственное, что я бы разделил и не обесценивал настоящие поступки людей, ведь Героизм есть в реальных поступках/действиях как за рубежом, так и в РБ, а не в смене налогового резиденства или ровного сидения на попе в РБ.

vivkine
vivkine
2

"Это и есть движущая сила вернуться - деньги."

Но вернутся ли люди - IT шники которые за эти года два успели прижаться в европейской стране? (восточно европейской).
Как говорят, надо видеть не в статике, т. е. как это виделось ещё вчера, а в динамике как это видится уже сегодня.

По крайней мере мои коллеги которые уехали на Дальний Запад возвращаться в Беларусь совсем не хотят.

Alexei Ivasechko
Alexei Ivasechko
10

а что случилось, что за кипиш?

Лаврентий  Лучезарный
Лаврентий Лучезарный Пилот межзвёздного пространства в Космолёт
8

Йогурты пропали.
Практически все.
А те что остались - уже не такие вкусные.

Alexei Ivasechko
Alexei Ivasechko
11

черт, звучит серьезно. Пора что-то делать!

kek cheburek
kek cheburek Senior CSS Architect в Flex co
6

Подождём. Пока не всё так однозначно.

Alexei Ivasechko
Alexei Ivasechko
3

Вот прямо согласен. Тем более что мало ли что!

vorrtex
vorrtex
3

Произошел отрицательный рост.

Anonymous
Anonymous Position в Noname
4

Однозначно, нужны дополнительные меры для поддержки доходов с ПВТ. Например, сеть магазинов "Березка" где смузи, фалафель и фрапучино будет отпускаться только за валюту. С обязательной сдачей потом валюты по курсу НБРБ.

Alexei Ivasechko
Alexei Ivasechko
3

а что с валютными проститутками?

igorek87
igorek87
1

и что с блек-джеком?