«Мы — мост, по которому катят стероиды». Как на киберспорте в Украине заработают >$200 млн
Александр ZeroGravity Кохановский в киберспорте больше 20 лет. Он — один из первых киберспортивных менеджеров в СНГ, один из создателей легендарной команды NAVI и крупнейшего на постсоветском пространстве холдинга ESforce. В июле Александр купил за 1,1 млрд гривен ($38,7 млн) отель «Днепр» — в самом центре Киева, на 186 номеров, чтобы превратить его в гостиницу для киберспортсменов. Следующий проект Кохановского — огромная «Арена» (тоже в центре Киева), в которой будут проходить киберспортивные состязания. «Наша цель — сделать Киев Меккой мирового киберспорта, а Украину приблизить по уровню к Южной Корее и США», — говорит Александр. dev.by он рассказал, как именно он собирается это делать и почему в Dota 2 — «реальный факап».
В разгар пандемии у тебя в плане две большие стройки — отель «Днепр» для киберспортсменов и «Арена» для состязаний по Dota 2, Counter-Strike и другим играм. Расскажи, на какой стадии проекты?
За отель мы заплатили деньги и недавно получили акции. К новому году надеемся закрыть основные вопросы по инвестиционному договору. Сам отель потом нужно будет реконструировать. Для «Арены» мы только начали искать место. Подходящее выбрать тяжело: с парковкой, около метро, в центре. Всё будет достроено и функционировать года через 3-4.
В 2011 году по сумме призовых на Esports-турнирах Украина занимала третье место. В 2015-м — опустилась на восьмое. По итогам 2019 года — заняла только 28-ю строчку в мировом рейтинге. В чём причина?
Киберспортивных игр становится больше, глобальная конкуренция растёт, а в Украине уже нет той былой «кузнецы кадров». Например, в первой «Доте» СНГ игроки были очень сильными, на уровне с Китаем. Благодаря силе игроков и командному скиллу мы выехали на Dota 2. Много лет мы показывали очень хороший результат, но сейчас не только мы — вся СНГ-сцена стала сильно проигрывать европейской и китайской. Нет прорыва.
Почему?
В Dota 2 разработчик не культивирует развитие организаций и спонсорских инициатив. Огромные призовые на International (самый крупный ежегодный турнир по Dota 2, в 2019 году команда-победитель получила $15 млн, общий призовой фонд — более $34 млн, — dev.by) хороши только для игроков. Организаторы и команды с этого почти ничего не получают. И игрокам в итоге пофиг на контракты и команды, они живут одним турниром. Экосистемы нет.
Мы в Украинской Профессиональной Киберспортивной Ассоциации (UPEA) хотим эту ситуацию исправить и создать конкурентный внутренний рынок.
Зачем экосистема игрокам? Скептики говорят, что лишние надстройки вроде организаций, платформ и ассоциаций — способ нажиться на игроках, которым и так неплохо.
90% таких проектов — убыточные и живут за счёт инвестиций. Но они вливают деньги в экосистему, где самые большие выгодополучатели — игроки. Так что не ясно, кто на ком тут ещё наживается.
А если говорить о необходимости экосистемы, давай сравним Dota 2 и Counter-Strike В первом случае экосистемы нет, во втором — она выстроена.
В CS, как и в «Доте» тоже есть ежегодный турнир, но призовые не такие большие. Не $34 млн., а $3 млн. Зато есть много других турниров, помельче (экосистема), которые идут постоянно. Призовые на этих турнирах распределены равномерно, поэтому хайп в CS не спадает целый год. Это позволяет привлекать целый год крутых спонсоров и много новых игроков, которые вырастают из мелких турниров. Есть спонсоры — и игроки в CS получают зарплаты в пять-семь раз выше, чем в «Доте».
В CS растут просмотры, призовые, зарплаты — рынок растёт органично. В «Доте» без экосистемы растут только призовые, но падают просмотры и зарплаты.
Что есть в «Доте» без экосистемы?
Один огромный турнир — главное событие, которым живёт всё комьюнити весь год. Азарт среди участников в остальное время падает;
Нет выстроенной системы к полупрофессиональным и аматорским уровням. Нужно её строить — разработчик должен вкидывать в эту экосистему, чтобы везде были турниры, максимально.
Нет работы с командами. После International все решафлятся (переходят из команды в команду) — сложно удержать игрока на зарплате.
«Доту», как и киберспорт вообще, спасёт только экосистема. Сделайте International с $2 млн. призовых — его всё равно будут смотреть. А остальные $30+ млн. раздайте в нижние пласты и делайте турнир каждый месяц, сделайте франшизную лигу, наконец — у вас всё будет тип-топ!
Есть закрытые франшизные турниры типа Riot Games с League of Legends. Отлично! Там тоже аматорские лиги переходят в полупрофессиональные, те — в региональные чемпионаты, потом в чемпионат мира. Тоже есть хайп региональных и даже нижних кластеров. Всё построено, всё ясно, есть система, спонсоры, трансферы — всё. С такой экосистемой, видишь, всё работает, как часы. А то, что происходит сейчас с киберспортом в Dota 2 — это реальный факап.
Сегодня тебя называют лоббистом темы киберспорта в Кабмине Украины. Как ты сотрудничаешь с государством?
Обычно мы придерживаемся правила: лучше бы власть ничего не трогала. Но эта власть — более технократичная. Сильно двигает киберспорт Минцифры, но мы также общаемся с Министерством образования, Министерством ветеранов и Министерством молодежи и спорта.
Мы представляем это всё правительству не просто как некие турниры. А хотим рассмотреть киберспорт как сервисную платформу. И для социализации, и для науки.
Нужно развивать образ киберспортсмена как всесторонне развитого человека: физически, духовно и морально. Мы уже запартнёрились с UNICEF и делаем гайды: как быть уважаемым игроком, что такое cyber-bullying и как с ним бороться, как родителям вести себя с детьми, которые играют, а детям — с родителями. У нас в 30-секундных вставках в матчах будут социальные ролики и ролики про fair play (матч-фиксинг — большая проблема в нашем регионе). Мы чуть ли не первые, кто это будет делать в киберспорте.
Когда ты говоришь «мы» — имеешь в виду UPEA? Она сейчас, на твой взгляд, главный драйвер киберспорта в Украине?
Есть много других организаций. Но мы собрали всех профессионалов рынка, чтобы создать UPEA: NAVI, StarLadder, WePlay!, Maincast, Gameinside — все в одной спайке.
Многие говорят, если сотрудничать с государством, появляется лишний регулятор.
Мы не регулятор. Мы не претендуем на деньги государства. А привлекаем спонсорские контракты и находим финансирование, участвуя в грантах — от региональных до европейских (типа образовательных грантов от Erasmus). Все деньги, которые мы получим, будем выплачивать украинским игрокам, судьям, тренерем, комментаторам. Сотни тысяч долларов. Все они останутся внутри экосистемы.
Ассоциация — допустим, не регулятор. Другое дело — разные министерства. Вот в проекте Diia City, который уже зарегистрировали в Верховной Раде, появилась строчка «киберспорт». Что это значит? У вас тоже будут льготы?
Пока этот пункт под вопросом, потому что для киберспорта нет КВЭДа (классификатор видов экономической деятельности). Но скоро будет. И тогда да, все участники — турнирные операторы, команды, организаторы — смогут получать здесь льготы и налог на труд будет всего 5%.
В этой системе мы — мост, по которому катят стероиды. Мост между государством и индустрией. Мы берем стероиды от государства и отдаём их индустрии: киберспорт в вузах и школах, обучающие программы, развитие киберспорта через местное самоуправление, куча социальщины — никто в мире так не делает, кроме нас.
Государство — тоже не регулятор, потому что зарегулировать киберспорт нельзя — права принадлежат разработчику. Мы хотим выбить от государства, чтобы они дали посильный upside киберспорту и киберспортсменам.
7 сентября киберспорт в Украине признали спортом. Почему сейчас?
Вопрос поднимали и 10 лет назад. Но сейчас у нас настолько крутые достижения, что их перестали игнорировать. Ребята UESF (Федерация Киберспорта Украины) проделали хорошую техническую работу и подали документы. Министерство пошло навстречу — учитывая наши большие планы, в том числе и покупку «Днепра».
Государство видит в этом выгоду для себя? Какую?
Экономическую, социальную, продвижение бренда Украины. Плюс инвестиции, новые рабочие места, призовые, прямые и непрямые налоги, туристические сборы — дофигища всего.
Во сколько ты оцениваешь эту выгоду?
Мы хотим привлечь минимум $100 млн прямых инвестиций. В те проекты, в которых я задействован. Думаю, столько же будет непрямых.
Если будем делать «Арену», одна она принесёт нам $1,5 млн в год туристических сборов. И люди, которые приедут, оставят каждый по $200-300 в Киеве. Моё мнение, выгода может быть — десятки миллионов долларов. Плюс налог на призовые. Плюс мы создаём дополнительно тысячи рабочих мест.
Помимо проектов Арены и Днепра, планируется запустить несколько турниров, верно?
Кроме «Арены» и «Днепра» мы создадим два больших турнира:
Кубок Украины — будет проходить раз в году, там смогут участвовать все граждане страны и команды из других стран.
Чемпионат Украины — турнир для украинцев. Призовой фонд − 810 тыс. гривен ($28,4 тыс.). Кроме CS и Dota 2 думаем про PUBG MOBILE, Fortnite, Valorant — то, что сейчас летит.
Плюс будут студенческие лиги и школьные, будет новая онлайн-платформа для инфлюенсеров, стримеров и прогеймеров. Пока всего рассказать не могу.
Турнир, платформа — наверняка будут ставки и призовые. Как планируете бороться со слитыми матчами?
Это большая проблема. Во всём мире основной фрод (мошенничество) идёт с Китая и со стран СНГ. Люди ставят против себя. Команда играет, звонит кто-то и говорит: «Чувак, слейте, и я дам вам полторы тысячи долларов». Это очень распространено. В первую очередь надо зажимать тиски — это единственное, где мы, как организация, хотим нести меч. Что делать:
Должно быть наказание. Потому что фрод — это мошенничество. Это статья уголовного кодекса. Да, это преступление тяжело доказать. Но в любой цивилизованной стране людей садят за это в тюрьму, например в Америке фрод — это уголовное преступление.
Чтобы привлекать больше людей в киберспорт, будете ли делать турниры со ставками и призовыми для любителей?
Нет, ставки на такие матчи на платформах не принимаются. Есть triple-A команды (топ 30), double-A команды (похуже), и чем ниже уровень — выше фрод. Там играют за $100 призовых, а на ставках могут выиграть $10 тысяч. Поэтому люди легко ставят против себя. В киберспорте существуют регуляторы, которые должны решать эти проблемы, вроде Esports Integrity Coallition, но увы, они очень бюрократические и медленно реагируют. Мы хотим всё делать быстрее и собирать информацию с дружественных беттеров о таких аномалиях.
Беттерам тоже мешает фрод, и они будут делиться этой внутренней информацией?
Беттеры на мошенниках сильно теряют. Человек ставит на коэффициенты 1 к 6, и заливает какой-то космос. Если мы сможем обеспечить Тир 2 и Тир 3 сцены без фрода, количество денег, которые туда будут заливать беттеры и все остальные, будет намного выше.
«Ставки» спонсируют очень большую часть индустрии. Без них не будет ни турниров, ни зарплат. Чтобы беттеры чувствовали себя комфортно, нужно для них создать экосистему. Сейчас беттинг легализовали в Украине (закон, который легализует казино и букмекерские конторы на территории страны, Парламент Украины принял в июле 2020 — dev.by). Теперь их станет больше.
Да, остается фрод в Киетае. Но в Украине мы хотим сделать матч-фиксинг free zone. Это хорошая имиджевая история.
Из-за коронавируса почти нет офлайн-турниров. Стало сложнее находить спонсоров для онлайна? Насколько это ударило по украинским командам?
Конечно, сложнее. Даже у NAVI есть недобор по спонсорам. Коронавирус вносит корректировки. Из 100 основных индустрий нужными оказалось четыре: пожрать и попить, посмотреть, пошпилить и поговорить с кем-то в зуме. Всё. Бюджеты туда перетекли, но не полностью. Индустрия киберспорта сжалась, но Америка залила денег в экономику, другие страны залили — и всё отпружинило. Не на 100%, но куда лучше чем киберспорт отработал кризис 2008. Я вижу, что экономика восстанавливается — выйдем на уровень 19-го года в 2022. Мир, думаю, скорее, — уже в 2021.
Всех спонсоров можно поделить на эндемик и нон-эндемик. Эндемик — всё, что связано с беттингом, хардвер, девайсы. Нон-эндемик — машины, энергетики, антиперспиранты и т. д. Эндемики остались в киберспорте. Нон-эндемики теперь приходят тяжелее. Но это всё не украинские, а международные компании. Украинских компаний в киберспорте почти нет — присматриваются.
Правила приживаются в киберспорте довольно медленно. До сих пор частая ситуация в СНГ, когда игрок на стороне договорился перейти в другую команду, а текущей об этом не сказал. То есть даже на уровня договора игроки ведут себя довольно вольно. Ты предлагаешь наращивать количество турниров, количество команд, вводить наказания за нарушения. Сколько времени нужно, чтобы это не в штыки воспринимали игроки и перестроились?
Мы не меч. Если ты ещё не в киберспорте — мы тебе скажем, как правильно. И мы хотим построить новое поколение киберспортсменов. Ждём, что к 2022-23 годам идея начнёт приносить плоды.
А старое поколение — как ты можешь перевоспитать его? Им пофиг на всё. Есть грамотные хорошие игроки, а есть игроки-расп***яи. Вторых — очень много. Мы не можем и не хотим их регулировать.
Ты же общаешься с про-игроками. Что они думают о ваших начинаниях?
На профессиональных игроков ничего не повлияет. Но профессиональный плеер в Украине — 100 человек. А всё, что мы строим — полупрофессиональное и аматоры, вот эти пацаны — да, мы им даём всё. Хочешь, иди обучайся, хочешь в школе играть — играй за школу, за студентов. Или иди зарабатывай на более топовых турнирах. Мы хотим перевернуть украинский киберспортивный вижн с ног на голову.
Раз уж ты говоришь о воспитании поколения: насколько в Украине развита тренерская составляющая?
Во всем мире она не очень развита. Где много команд — много тренеров (у нас всего две: HellRaisers и NAVI), поэтому наша задача как Ассоциации: создать большое количество команд. И для этого мы и хотим делать Украинскую Профессиональную Киберспортивную Лигу. Чтоб локальные команды могли тут продавать локальное спонсорство, рекламу и т. д.
Кого ещё не хватает?
Менеджеров. И сейлзов почти нет — продавать спонсорство в киберспорте очень тяжело. Есть хорошие специалисты за границей, но хороший сейлз в UK будет стоить 15 тысяч фунтов в месяц. Ну как мы ему будем такие деньги платить?
Игроки в основном — молодые ребята призывного возраста. В некоторых странах им дается отсрочка. У вас будет что-то такое?
Мы все стремимся, что армия будет контрактной. Про отсрочку мы не думали, но это валидный поинт. Хотя слушай, в Южной Корее — супер сильные про-игроки, но это не экскьюз, ты всё равно идешь и служишь.
Что стопорит киберспорт в Украине?
Только время. Все остальное — получится. И наша задача — с точки зрения времени максимально уменьшить гоу ту маркет период.
Наполеоновские планы.
Главное — реальные. В Украине есть NAVI — мировой бренд, который бьёт все рекорды. Мы самая просматриваемая команда за первое полугодье 2020-го. Сильный бренд, очень лояльная фанбаза — нас реально любят. У нас звёздные игроки и крутые команды. И NAVI как бренд с каждым годом только усиливается. Мы региональный лидер восточной Европы однозначно. По всей Европе — Fnatic первые, потом NAVI, потом G2. По сумме денег заработанных они больше, чем мы. Но я так скажу: после NAVI человека берут куда угодно. Это о чём говорит? Мы уже умеем готовить кадры. А мне сейчас нужно что? Построить продукт и воспитать кадры. Всё реально.
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.