Устали ждать куратора? Новый инкубатор для айтишников в Польше
Support us

Власти хотят 40% от доходов самых богатых. Айтишники освобождены? Не совсем!

Беларусь фактически переходит на прогрессивную шкалу налогов. Как это затронет айтишников и поможет ли новая система казне?

45 комментариев
Власти хотят 40% от доходов самых богатых. Айтишники освобождены? Не совсем!

Беларусь фактически переходит на прогрессивную шкалу налогов. Как это затронет айтишников и поможет ли новая система казне?

Проект поправок в Налоговый кодекс на 2026 год не только укореняет введённый в 2024 году 25-процентный налог на «сверхдоходы», но и вводит новый, 40-процентный, налог на «сверхсверхдоходы». Если документ будет принят в нынешнем виде, то шкала подоходного налога будет выглядеть так:

  • 13% — для доходов до 350 тыс. BYN;
  • 25% — для доходов в интервале 350 — 600 тыс. BYN.
  • 40% — для дохода свыше 600 тыс. BYN.

Отметка для доходов с уплатой налога по ставке 25% при этом заметно сдвинется: с 220 тыс. BYN в 2025 году (в 2024 году — 200 тыс. BYN) до 350 тыс. BYN.  

Справедливость и ставки для айтишников

Минфин как инициатор новой шкалы объясняет введение третьей ставки социальной справедливостью. «Кто больше зарабатывает, тот больше платит», — охарактеризовал принцип новой системы подоходного налога министр финансов Беларуси Юрий Селиверстов, выступая в парламенте. По его словам, под ставку 40% подпадает около 1 тысячи человек.

Айтишников новая ставка по справедливости не затронет. «У нас сохраняются отдельные режимы в Парке высоких технологий, Китайско-белорусском индустриальном парке „Великий камень“, и налоги на них, в принципе, не распространяются, и ставка в 25% на них не распространяется», — цитирует Белта министра. 

Здесь имеется в виду, что зарплаты сотрудников компаний-резидентов Парка будут по-прежнему облагаться по ставке 13%, даже если они превысят 350 тыс. BYN (и даже если 600 тыс. BYN) в 2026 году. Вот тут мы подробно описывали логику фискальных органов, почему так. Если коротко: подоходный налог для айтишников из ПВТ прописан не там же, где для остальных беларусов.

Тем не менее трудовой договор в ПВТ не гарантия от повышенной ставки подоходного налога. На это обращает внимание экономист Анастасия Лузгина.

— Если у айтишника есть другие доходы, кроме зарплаты в компании-резиденте ПВТ, например, от другой работы/контрактов (вне ПВТ), аренды, продажи доли в компаниях, и они превысят установленные лимиты, то в части превышения надо будет уплатить налог по повышенной ставке, — говорит Анастасия.

Как менялись взгляды государства на подоходный налог 

Разворот к прогрессивной шкале — относительно свежий тренд в беларусском государстве. До 2009 года в Беларуси существовала прогрессивная шкала подоходного налога с диапазоном ставок от 9 до 30%. Потом случился переход к плоской шкале, и долгие годы чиновники хвалили этот подход. 

Против прогрессивной шкалы руководители МНС высказывались и в 2015 (вот здесь), в 2020 году (вот здесь). Мол, это не только высокие затраты на администрирование налога, но и искушение для граждан сокрыть доход. По их словам, в первый же год, когда Беларусь перешла на плоскую шкалу, налога собрали больше.

Ещё в 2021 году Дмитрий Кийко в должности первого замминистра по налогам и сборам заверял, что введение прогрессивной шкалы налогов в стране не рассматривается, так как оно не даст «значимых фискальных эффектов, в том числе в связи с тем, что у нас в Беларуси небольшое имущественное расслоение», а ещё потому что «может осложниться налоговое администрирование». 

Месяц назад уже министр по налогам и сборам Дмитрий Кийко осторожно называл новую ступень подоходного налога «предложением», которое «имеет право на жизнь» и о котором будет дискутировать парламент. При этом «главное — не перегнуть палку», подчёркивал он.

Из такой риторики официальных лиц можно предположить, что МНС по-прежнему не очень нравится идея прогрессивной шкалы, но Минфин настаивает.

Какой будет эффект? 

По словам главы МНС Дмитрия Кийко, ставка в 25% коснулась чуть менее 8 тысяч человек, «тем не менее в доходы местных бюджетов поступило порядка 200 млн BYN». 

Сколько дополнительных налогов власти ждут от ставки 40%, не сообщается.

Мы спросили Анастасию Лузгину, какой эффект может оказать прогрессивная шкала на плательщиков и собираемость налогов. Не заставит ли новация богатых людей спрятать свои доходы?

Экономист отметила, что прогрессивная шкала налогов — распространённая мировая практика. Во многих странах есть и более высокие ставки, чем 40%, то есть ничего экстраординарного Беларусь не предпринимает.

— Однако нельзя ожидать, что введение повышенных ставок приведёт к пропорциональному росту сборов налогов (по сравнению с базой предыдущего года). Кто-то постарается оптимизировать свои поступления, чтобы снизить налоговую нагрузку. Но мера в любом случае должна привести к росту поступлений в бюджет. Вопрос, насколько это будет ощутимая сумма. 

Будет ли ставка в 40% стимулировать граждан уходить от налогов, сложно сказать. Возможно, кто-то постарается перенаправить по крайней мере часть доходов в юрисдикции с меньшими налогами — в ту же Россию, где максимальная ставка 22%.

Wanted. Если повышенные ставки подоходного налога уже вас коснулись или коснутся в 2026, расскажите, как именно и что вы об этом думаете. Пишите в @devby_insight_bot, это анонимно.

Ждём буст ПВТ? В России поднимают налоги для айтишников — как это повлияет
Ждём буст ПВТ? В России поднимают налоги для айтишников — как это повлияет
По теме
Ждём буст ПВТ? В России поднимают налоги для айтишников — как это повлияет



Читайте также
«Так и храню — в российских рублях. Может, война закончится, RUB ещё вырастет». К чему привязывают зп в Беларуси в 2025? Доллар всё? (Удивительно, но нет)
«Так и храню — в российских рублях. Может, война закончится, RUB ещё вырастет». К чему привязывают зп в Беларуси в 2025? Доллар всё? (Удивительно, но нет)
«Так и храню — в российских рублях. Может, война закончится, RUB ещё вырастет». К чему привязывают зп в Беларуси в 2025? Доллар всё? (Удивительно, но нет)
Ещё совсем недавно долларовая привязка зарплат была золотым стандартом в ИТ — она страховала сотрудников от девальваций, служила ориентиром роста и вообще казалась чем-то само собой разумеющимся: западные клиенты — западная валюта. 
«Я хотел в польский офис, EPAM предложил 1800К — меньше, чем платил мне в Литве». Почему айтишники врут на экзит-интервью? А если не врут, это как-то помогает?
«Я хотел в польский офис, EPAM предложил 1800К — меньше, чем платил мне в Литве». Почему айтишники врут на экзит-интервью? А если не врут, это как-то помогает?
«Я хотел в польский офис, EPAM предложил 1800К — меньше, чем платил мне в Литве». Почему айтишники врут на экзит-интервью? А если не врут, это как-то помогает?
Почему не работают экзит-интервью, обсуждают в Linkedin.
24 комментария
«Пока не иду в «Жабку». Но тяжело делать настолько мало». Каково мужьям айтишниц в эмиграции — три эмоциональных рассказа
«Пока не иду в «Жабку». Но тяжело делать настолько мало». Каково мужьям айтишниц в эмиграции — три эмоциональных рассказа
«Пока не иду в «Жабку». Но тяжело делать настолько мало». Каково мужьям айтишниц в эмиграции — три эмоциональных рассказа
Как живут жёны айтишников, мы в основном знаем из соцсетей: они много путешествуют, посещают мастер-классы и спа-салоны, возят детей на творческие кружки, пробуют себя в разных профессиях и могут позволить себе вообще не работать. (Если что, мягкая ирония.) А как живётся мужьям айтишниц? Имеют ли они такую же свободу для саморазвития и самореализации? И могут ли перестать беспокоиться о деньгах? Особенно после релокации в другую страну.
31 комментарий
«Посидеть с внуком по видео». Как поддерживают родителей, которые остались
«Посидеть с внуком по видео». Как поддерживают родителей, которые остались
«Посидеть с внуком по видео». Как поддерживают родителей, которые остались
Можно ли помогать родителям удалённо? Берите идеи на заметку и делитесь в комментариях своими.
2 комментария

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале

Обсуждение
Комментируйте без ограничений

Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.

-1

Беларусь фактически переходит на прогрессивную шкалу налогов.

Формально. Даже вторая шкала доходов достижима для мизерного процента беларусов. Про третью я молчу.

Минфин как инициатор новой шкалы объясняет введение третьей ставки социальной справедливостью.

А в офшоре ПВТ над справедливостью смеются.

0

Ой обиделся, что тебе приходится непонятно за что башлять, а люди в пвт могут на эти деньги для себя пожить. Ну ничего, на обиженных воду возят)

hottaby422
hottaby422 Консультант в Сам себе буратино
0

Люди в ПВТ столько не зарабатывают, рядовой)

table
table Table в Database
1

он себя капитаном видит))

-2

Обожаю фантазеров. Есть умные и талантливые, как к примеру Жюль Верн, а есть ты.
Спроси у своих тараканов в голове, на что или кого мне обижаться?
А про "справедливость" я оказался прав. Оказывается "а люди в пвт" могут смеяться над остальной массой в Беларуси. Один такой вот ты и есть.

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
2

Здесь имеется в виду, что зарплаты сотрудников компаний-резидентов Парка будут по-прежнему облагаться по ставке 13%,

А по декрету вообще только 9%

hottaby422
hottaby422 Консультант в Сам себе буратино
2

Не было такого декрета! ПаВэТэ никогда не предлагал лучших условий!

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
0

ну он там же до 2030 и 2050 действует, тут больше вопрос к айтишникам, сколько они сами захотят платить налога 9%/13%/40% - их же никто не будет останавливать в этом

-3

Явно ОНИ платят меньше налогов чем ТЫ

Пользователь отредактировал комментарий 19 ноября 2025, 12:27

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
1

у меня налогооблагаемая налогом сумма около 8к$

-3

Как то мало фармиш, комрад. А твои коллеги релоботы рассказывают о злотых гурах в паньстве)) Хтота урот)))

hottaby422
hottaby422 Консультант в Сам себе буратино
1

Ну так и зарабатывают они меньше, чем мы)) тут уже миллион раз обсуждали, что с точки зрения финансовой выгоднее тут. Но есть еще факторы нефинансовые: родители, могилы предков и т.п.

-1

И чем я. Вот только принцип мой отличается от твоего. Лучше работать там, где больше платят. А не где меньше налогов берут.

1

Что интересно, в Польше на ryczalt для программистов подоходный 12%. А в Беларуси 13% - это подарок и льгота.

Пользователь отредактировал комментарий 19 ноября 2025, 12:36

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
2

ну важно какой налог по сравнению с теми кто их обслуживает, был бы у них ФСЗН 35% уже б так нос не поднимали)

0

.

Пользователь отредактировал комментарий 20 ноября 2025, 02:50

-7

Ага чеши, это кому нибудь другому. К этим якобы 12% + прогрессивный zus до 800$ в месяц + VAT 23% + бухгалтер, высчитать мзду горе-ипешника, паньству. Вот карета и превратилась в тыкву.

Пользователь отредактировал комментарий 19 ноября 2025, 13:30

hottaby422
hottaby422 Консультант в Сам себе буратино
2

Опять одна и та же песня. Но общая сумма ЗП и на руки в итоге получается больше. И тут вы хоть тресните. Можно, конечно, фантазировать, что было бы если бы в ПВТ были зарплаты как в Польше или Литве, но пока этого не видно и близко. Какая бы мне была разница, что с польской ЗП я бы получал больше, если у меня ЗП беларуская?
Вы только не забывайте, что у взносов в зус или содру есть потолок свыше которого они уже не платятся. И для Польши это вроде как 5,2 тысячи евро в месяц. Понимаю, что для РБ, а особенно для рядовых роты это что-то запредельное, но тут это не огромные деньги для ИТ

Пользователь отредактировал комментарий 19 ноября 2025, 13:47

-4

Ты в каждом комменте крутишь одну и ту же пластинку, про якобы мизерные зп в айци РБ и гигантские в Польше. А можно источник данных, желательно со ссылочкой плиз. А то пока весь твой спич выгляди как обычное балабольство.

hottaby422
hottaby422 Консультант в Сам себе буратино
1

Опять?))
Вам не надоело запрашивать одно и то же и с разных аккаунтов начинать с начала?)) Мне - надоело)
В комментах тут кучу раз делали расчеты и получали результаты. Считаю этого достаточным кроме отзывов реальных коллег из Польши об уровне ЗП у них)
Если у вас есть хоть какие-то данные, что ЗП в Беларуси в ИТ близка к польской - не держите в себе, поделитесь)

Пользователь отредактировал комментарий 19 ноября 2025, 13:57

-6

Ясно. Слифф засчитан) Продолжай бабалолить себе дальше)

hottaby422
hottaby422 Консультант в Сам себе буратино
0

Ясно, значит данных никаких у вас нет, а хотели как всегда доколупаться и заболтать тему лишь бы не признать то, что вам признать нельзя по службе: уровень жизни айтишников в Польше и Литве выше, чем в РБ))

1

тур, ты?

1

Хочешь ссылку - лови
https://static.devitjobs.com/market-reports/European-Transparent-IT-Job-Market-Report-2024.pdf
62’700 EUR в год или 5К в месяц.
Еще вопросы?

0

Я подожду до завтра, чтоб увидеть, как от будет выкручиваться. Ну а потом напишу его же словами.

Ясно. Слифф засчитан) Продолжай бабалолить себе дальше)

-3

Что это?? Это твой источник? Это какая-то непонятная презентация сделанная на коленке. Я таких могу штук 10 сделать за вечер в openAi🤣

hottaby422
hottaby422 Консультант в Сам себе буратино
0

pan я ж говорил, что у ротного данных нет, а единственной целью является доколупываться если ему данные кто-то предоставит. Ну вот такая служба у них. Бороться с действительностью.

1

Что это?? Это твой источник? Это какая-то непонятная презентация сделанная на коленке. Я таких могу штук 10 сделать за вечер в openAi🤣

В отчете указан автор отчета и методология расчета. Если ты хочешь сравнивать другие данные и методики расчета, то говори какие
Можем стравнить официальную статистику
https://stat.gov.pl/obszary-tematyczne/rynek-pracy/pracujacy-zatrudnieni-wynagrodzenia-koszty-pracy/rozklad-wynagrodzen-w-gospodarce-narodowej-w-styczniu-2025-r-%2C32%2C13.html

2

Я таких могу штук 10 сделать за вечер в openAi

Чел, ты даже в терминологии не разбираешься. Вот что в твоем понимании openAi и с помощью чего делают презентации.
И еще. Это не презентация. Это определенный вид отчета по результатам исследования.

-2

Я скачал павер поинт с торента, напишу там зп 100к$ среднюю в РБ. Сделаю красивый фон чтоб все свистело и пердело, вышлю на белту, опубликуют, скину ссылку. Верим, источник топ, пруфанул🤣

3

Я скачал павер поинт с торента, напишу там зп 100к$ среднюю в РБ. Сделаю красивый фон чтоб все свистело и пердело, вышлю на белту, опубликуют, скину ссылку. Верим, источник топ, пруфанул🤣

Во первых ты этого не сделаешь. Белта с клоунами не работает. Да и презенташку ты не сделаешь. Ты даже в терминологии не разбираешься.
Во вторых ты просто повторяешься. Я тебе скинул ссылку на исследования одно конторы, тебя не устраивает. Я тебе ссылку на статком Польши, тебя опять не устраивает.
Отсюда я делаю вывод, что тебя в принципе не устраивают цифры зарплат в Польше, кроме тех , которые ты себе хочешь нарисовать в равно поинте.
Ну да ладно. Не вижу смысла в обсуждать балабола ниочем. Нет цифр, нет сравнения. А так пыхтел

Ясно. Слифф засчитан) Продолжай бабалолить себе дальше)

Пользователь отредактировал комментарий 20 ноября 2025, 09:36

1

С VAT вы явно не в ладах. Можете смело вычеркнуть из этого страшного списка.

hottaby422
hottaby422 Консультант в Сам себе буратино
2

Больше налогов богу налогов) там походу молодого посадили акки ротные вести

3

35% ФСЗН это больше чем ZUS получится. И первые 2.5года ZUS льготный. Но из ZUS 800зл на каждого ребёнка до 18лет ежемесячно платят. И у большинства програмистов нет VAT. У меня JDG и я сам веду бухгалтерию, цифры знаю.

Пользователь отредактировал комментарий 19 ноября 2025, 22:37

-4

Ты сравниваешь налог для наемных работников и б2б-шников. Уже бред. Окей, сравним польский UOP как аналог, а там 12+32% + зус работника + зус работодателя. Уже > 35%. Выходит тебя, май френд, обдирают паны как липку, даже если учесть тот злосчастный фсзн, на который пвт имеет льготы

1

Я, как и большинство, на B2B. И почему ты только ПВТ смотришь, там только часть ИТ контор была. По UOP больше налоги, но и больше всяких бонусов.

3

А зачем вы сложили два подоходных налога в один? Про варианты возврата налогов при 32% подоходном пока не спрашиваю. В сухом остатке расходы на сотрудника одинаковой квалификации в ПЛ выше, чем в РБ, это и не секрет. Суммы, остающиеся у сотрудника после всех налогов, тоже выше. А разговоры про покупательскую способность без конкретных примеров не имеют смысла, т.к. всегда можно сравнить Варшаву с Молодечно, а можно и наоборот.

1

Ну в Польше еще достаточно большой ZUS при хорошем доходе (2400 злотых). Плюс, не все компании в Польше готовы сотрудничать по B2B. По umowie o pracę будут очень высокие налоги.
Схема с ПВТ в Беларуси действительно была бы проще. Другое дело, что какой в этом смысл, если тебя могут посадить за протесты или донаты

hottaby422
hottaby422 Консультант в Сам себе буратино
0

Ну и банально что ты не можешь поднять столько денег в РБ приложив те же усилия

zabelarus14
zabelarus14 Инженер в НИИ им. Баца
4

По его словам, под ставку 40% подпадает около 1 тысячи человек.

А через год это социальное неравенство будет ликвидировано окончательно, и будет ноль человек согласно статистики

petrunio84
petrunio84 Майор в шарага N2395763295
1

трек sweet dreams [Часть комментария скрыта за нарушение правил общения. Вот они, их всего пять: https://devby.io/news/comments-2024]

3faqt45
3faqt45 Meme officer в localhost
-1

Улыбнуло )
VAT 5% и всё. Страховки и школы правда дорогие.

grover
grover Deputy Cleaner, Timemanager, AgileBuddy в SoftUyiss
2

Эти бедные тунеядцы совсем оборзели. Мало того что плохо вучилися, отказываются работать на двух работах, так еще выяснилось, что на Вицебщыне пьюць

3faqt45
3faqt45 Meme officer в localhost
-2

В Польше тоже нужно налоги в разы повысить.
Иначе как ошмянских тигров кормить, вооружать и тренировать?

mr-smith
mr-smith Разработчик в Самозанятый
0

Ну да, второй и третий малодостижимы даже айтишнику.
Да и в целом я, как самозанятый, плачу 10%. Если превышу 60к годовых, то выйдет итоговый больше, 15% к примеру если зп 3к зеленых, а превысить вполне себе реально. Что в принципе тоже нормально, т.к. это и налоги и фсзн и страховка.