Создатели семи перспективных проектов рассказали dev.by о своих ошибках и просчётах.
«Взял не тех людей, прогадал с целевой аудиторией»
Бывший художник из Минска Сергей Захаров работает над проектом Netstable, основная функция которого — оцифровка разума. Пользователи могут обучить ботов отвечать на вопросы вместо них, учитывая личные интересы каждого.
Сергей рассказал о трёх прежних проектах, от которых отказался. Самым затратным стал Same Like You. Этот сервис помогал найти близких людей, сравнивая их ответы на вопросы. По его словам, сайт быстро собрал больше трёх тысяч активных пользователей, но не справился с нагрузкой. Основатель привлёк около 100 тысяч долларов венчурных инвестиций, заказал у программистов новый сайт, но прогадал с командой: деньги потрачены, а сайт оказался плох.
Другой его проект — схожий сервис для поиска единомышленников Chocka. На сайте предлагалось сравнивать два варианта. Некоторые записи были безобидными, например: «Теория Дарвина или пришельцы», «Соврать и не обидеть или сказать правду», а некоторые — на грани, вроде «Бухарь или гей», «Накатить или покурить» (с изображением травки). Запала хватило ненадолго: первая запись в официальной группе на vk.com появилась 4 августа 2017 года, последняя — в тот же день. Сайт, который там указан — chocka.ru — уже не работает и перенаправляет на netstable.me. На этот раз Сергей сам сделал сайт, но не нашёл денег на масштабную рекламную кампанию.
Игра Simagram — пародия на The Sims и Instagram — закрылась потому что Сергей прогадал с возрастной аудиторией: больше всего она понравилась детям, но они неплатёжеспособны. Для детских стартапов трудно найти инвесторов.
— Для запуска стартапа важно разбираться хотя бы в азах программирования, чтобы понимать, не пытаются ли тебя обмануть фрилансеры, не набивают ли себе цену, — заключил Сергей. — Если заказать сайт у компании — выйдет дороже, но есть гарантия, что он будет сделан подобающе и деньги не пропадут зря. Лучше всего, конечно, учиться самому. Также важно собрать сильную команду единомышленников, четко продумать, что конкретно собираемся делать и кто наша аудитория.
«Получилось слишком сложно»
Брестчанин Владимир Щур запустил в 2015 году «первую настоящую оффлайновую RPG» Radruga. Задумка была благородной.
— Мне было важно, чтобы подростки играли на свежем воздухе, изучали что-то новое. Игра задумывалась, чтобы избавить их от компьютерной зависимости и найти новых реальных друзей, — сказал он.
Работа началась в 2013 году. В разное время над проектом работали 20 человек, одновременно — максимум 5. Почти все миссии придумал Владимир. Оказалось, что это сложно: надо из дома выходить и что-то делать. Пользователям предлагалось проходить миссии в реальной жизни. Популярной она не стала. К тому же, за 3 месяца до релиза вышла игра Pokemon Go, и пользователи писали, что Радруга – их очередной клон.
Информацию об одном из обновлений Владимир сопроводил сожалением о низкой активности: «Очень расстраивает, что активные миссии совсем не проходятся, напишите плиз почему, настолько ли лень, какой мотивации не хватает, а лучше — покажите, что еще не высосала осень всю молодую энергию, и не сдавайтесь». Спустя год новая запись: «Радруга закрывается 28 февраля 2017 года. Если кто-то возможно хочет завершить игру, то еще месяц есть такая возможность».
В статусе группы на vk.com написано «Проект Радруга закрыт. Но открылся новый – IMHO». Указанный сайт пока не работает, последняя запись в группе — «В процессе разработки» — датируется июлем. Владимир задумал сайт, где люди со всего мира смогут обсуждать актуальные и глобальные проблемы. Чтобы преодолеть языковой барьер, планируется автоматизированный перевод. Мобильных приложений не будет.
— Этот сайт можно будет установить на телефон и использовать без интернета. Сейчас с развитием Progressive Web Apps стирается грань между сайтом и приложением, — добавил Владимир. Запуск проекта в планах примерно через год.
«Чем больше начинателей – тем меньше вероятность успеха»
«Праграмы, дадаткі і гульні, якія маюць беларускія карані, усё часцей трапляюць на вяршыню сусветных рэйтынгаў. Чацвёра стартапераў сабраліся перакуліць свет праграмай Abodva», — написала в феврале 2017 года «Наша Ніва».
Организатор проекта — уроженец Докшиц Максим Русакович. Со своей командой он задумал сервис знакомств по коротким видео-приветствиям. Ребята планировали собрать 20 тысяч долларов на краундфандинговой площадке Indiegogo. Не получилось.
Максим сказал, что «прошел» все сайты знакомств и соцсети и заметил, что без качественной модерации они становятся «пристанищем фейков и извращенцев». Вот он и решил создать сервис с более жесткой модерацией. По его словам, акцент на видео решил еще одну проблему — бывает, в реальной жизни люди выглядят совсем иначе, чем на обработанных фотографиях в интернете, а с видео меньше фальши — ты его записываешь и все тебя видят настоящим.
— Проект не закрылся — я не смог сразу собрать всю нужную сумму. Последний год коплю и поэтапно его доделываю с помощью фрилансеров со специализированного сайта upwork.com, — сказал Максим.
Этот сайт выступает в роли посредника. Фрилансер не получит деньги, пока не сделает свою работу и она не понравится заказчику. Если нет полного бюджета — проект можно поделить на части и оплачивать работу поэтапно.
— Надо старательно искать фрилансеров, изучать конкурентов, узнать средний ценник на что-то аналогичное, — добавил он. — Моя ошибка — собрал денег, нанял фрилансера — и дело заморозилось на два года. Я перекладывал ответственность на других, но со временем понял, что не надо ждать, а делать самому. Еще, чем больше начинателей — тем меньше вероятность успеха.
«Поняли, что делаем приложение не для себя»
В 2012 году гродненец Евгений Рожко вместе с разработчиками из Instinctools создали сервис прямых видеотрансляций uTrailMe для iOS и Windows Phone. Он был одним из первых, появился задолго до Periscope.
— Мы опередили рынок по готовности стримить и были вынуждены закрыть проект, — сказал Евгений.
Во время работы над сервисом возникли и недопонимания с компанией-разработчиком. Когда она получила оплачиваемый проект, то остановила работу над uTrailMe на несколько месяцев.
— Есть разница, делаешь свой продукт или для кого-то. Но повлияло и то, что тогда у меня было мало опыта, — заключил он.
По его словам, сервисом пользовались около 20 тысяч человек, но он закрыл и удалил приложение.
С 2014 года Евгений создает Scope. На этот раз уже со своей командой. Проект несколько раз кардинально менялся, в итоге его закрыли, также удалили с маркетов и теперь ребята готовят его новую версию. С прошлым Scope не будет ничего общего кроме названия.
В 2014 году он задумывался как сервис по обмену короткими видео. На карте можно было найти пользователя в интересующем месте и попросить его снять происходящее. По словам Евгения, на iOS приложение скачали около 15 тысяч раз. Несколько тысяч – сразу после публикации на vc.ru. Но оказалось, что постоянно Scope используют мало. Решили меняться. Убрали карту, расширили возможности переписки, стали классическим видеомессенджером. Столкнулись с новой проблемой: видеообращения не всегда удобны. Решили остановиться: закрыли сайт и удалили приложение.
— Поняли, что делаем не для себя, и решили поменять механику снова, — заключил Евгений.
Над новым Scope работают 10 человек. Теперь он позиционируется как супермессенджер. С ним ребята и победили на международном хакатоне Garage48.
— Все мессенджеры архаичны. Мы, по сути, переизобретаем способ общения. У нас принципиально новая механика. Будем оформлять патент, — сказал собеседник.
Приложение будет конвертировать голосовые сообщения в текстовые и наоборот, учитывая что удобнее в данный момент. Например, мы набираем адресату текстовое сообщение, а он за рулём или готовит ужин — ему сообщение придет в голосовом виде. Ещё одна функция: смартфон распознаёт эмоцию на лице и выберет нужный смайл. Адресат будет знать что ему действительно улыбнулись или показали язык.
Стартаперы сталкиваются с похожими проблемами. Первая — нехватка денег. Кто-то пытается их найти через краундфандинг, кто-то ищет инвесторов, кто-то копит сам и оплачивает работу поэтапно — с этим помогает сайт фрилансеров upwork.com. Правильно подобрать команду также очень важно. Многие проекты тормозились из-за недобросовестного исполнения. Кто-то вообще стремится работать маленькой командой «своих» людей, которые помогают скорее идейно, а не ради денег. Часто не угадывают с целевой аудиторией: если проект вызвал больший интерес у неплатежеспособных пользователей, под него труднее найти инвесторов. И, конечно, важно выходить на рынок не с очередной копией, а с уникальным полезным продуктом.
Текст: Павел Добровольский
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.