Капитализация Wargaming.net, создателя игры World of Tanks, может составлять порядка 3 млрд долларов. О подводных причинах того, почему одна из успешнейших компаний белорусского происхождения не спешит продаваться — в анализе нашего обозревателя.
Читать подробнее
Виктор Кислый в ходе интервью Slush 2014
В конце ноября на конференции Slush 2014 в Хельсинки портал Venturebeat.com взял интервью у основателя и бессменного лидера компании Wargaming.net Виктора Кислого.
Одна из основных тем, затронутых журналистом, — ценность игрового бизнеса для людей и инвесторов, ведь штат Wargaming.net превысил три с половиной тысячи человек, а капитализация компании вышла на уровень семизначных чисел. Подтекст самого вопроса довольно очевиден: «Что вы дальше будете делать с бизнесом, который явно перерос уровень ещё одной геймдев-компании?»
Виктор Кислый обстоятельно ответил, что Wargaming.net не привлекала и не имеет внешних инвесторов, не планирует выходить на IPO и тем более продаваться представителям большого азиатского капитала.
В материалистичном мире заявления о том, что имущество не продаётся, обычно означает следующее: существующие предложения не достаточно привлекательны для владельцев бизнеса. Однако при поступлении куда более интересных вариантов можно было бы задуматься и о фиксации результатов многолетних трудов. Ну или хотя бы какой-то их части. Утрируя: девушка не собирается замуж, но ей важно, какой модели будет лексус у потенциального принца.
Делистинг с кипрской биржи из-за отказа предоставить данные о деятельности компании (там обращалось около 2% акций Wargaming.net) может косвенно подтверждать варианты обсуждения условий продажи. Частная компания, чьи расходы и доходы, а, главное, потенциал для роста остаются тайной её владельцев, в условиях торгов с инвесторами зачастую имеет куда больше шансов на высокую оценку, чем публичная, где вся информация на виду.
Не стоит забывать и об упоминании Виктором Кислым крупного азиатского капитала. Да, сейчас масштабные сделки в игровой индустрии во многом проходят при его участии, но конкретизация региона также намекает на то, что предложения либо уже есть, либо могли бы быть.
Если же углубиться в ситуацию бизнеса Wargaming.net, можно предположить, почему продажа компании сейчас нереальна. И вовсе не потому, что она «не продаётся».
Почему «да»: рынок растёт, накрывая зонтом всё подряд
Ещё в 2012 году весь рынок приобретений в игровой индустрии по данным всё того же Venturebeat укладывался в 3,4 млрд долларов. Но за последние годы игровой рынок рванул вверх и вышел на совершенно другие масштабы и суммы. За первый квартал 2014 года на игровые компании было потрачено уже 5 млрд долларов. Вспомним и крупнейшую сделку 2014 года, когда Microsoft приобрёл Mojang, разработчиков игры Minecraft, за $2,5 млрд.
На рынок компьютерных игр потянулись и сторонние компании, в первую очередь именно азиатские, а точнее китайские. Так, строительный холдинг Zhongji Holding планирует приобрести часть акций FunPlus, запустившего Facebook-хит Family Farm, за $960 млн. Производитель зонтов Susino Umbrella Company покупает гейм-паблишера Youzu Interactive за $600 млн, а производитель стекла Anhui Deli Household Glass Co. вкладывает $150 млн в MMORPG-разработчика WuShen. Если чуть отойти от специализации, выход на IPO на Нью-Йоркскую фондовую биржу китайского интернет-гиганта Alibaba стал рекордным во всём мире — $25 млрд удалось привлечь в кратчайшие сроки.
Логично, что пассаж про каких-то азиатских покупателей от Виктора Кислого подпитывался во многом этими сделками и процессами.
Почему «нет»: «голда» дорожает и самолёты не первым делом
По данным осведомлённого источника, близкого к порталу dev.by, капитализация Wargaming.net может составлять порядка $3 млрд. Даже с учётом роста индустрии эта сумма выходит на уровень самых топовых слияний и приобретений, который могут себе позволить только глобальные компании. И здесь появляются вопросы.
Во-первых, Wargaming.net пока остаётся компанией одной игры, которая набрала популярность и сотню миллионов игроков, но ей уже несколько лет, и потенциал World of Tanks во многом выбран. Blitz показывает отличные результаты, но это уже вишенка на готовом торте, какой-то бурный прирост поклонников сложно спрогнозировать. World of Warplanes даже по словам Виктора Кислого только вышел на самоокупаемость. Включена ли в неё стоимость разработки, остаётся только гадать. Логично, что потенциальный покупатель или инвестор ждёт куда лучших условий для роста вложенного капитала.
Во-вторых, аудитория игроков во многом сосредоточена в Восточной Европе, охваченной политическим и экономическим кризисом. Ярые участники баталий — основа бизнеса Wargaming.net — скорее всего будут продолжать пополнять казну компании независимо от курса рублей и гривны. В кризисные времена куда проще уходить в виртуальное пространство, чем тратить время на суровые реалии. Да и походом в бар можно пожертвовать ради очередной победы в танковом сражении. Но расчёты во вселенной Wargaming.net привязаны к курсу доллара, а значит, что кроме естественной убыли части полуактивных игроков, снижается и потенциал привлечения новых, готовых «платить за «голду» и «премиум».
IPO
Кроме продажи есть ещё и вариант IPO, также отвергаемый главой компании. Здесь, впрочем, ситуация также достаточно очевидна. Специфика геймдева такова, что компании растут быстро, как и генерируемый ими моментальный доход, но долгосрочные вложения остаются под высоким риском. Например, упомянутый в интервью Venturebeat с Кислым американский разработчик игр Zynga c капитализацией в $3 млрд имеет не самый красочный график стоимости акций.
У крупнейшего производителя казуальных игр для Facebook King Digital Entertainment plc ситуация получше, но главным образом за счёт последних недель.
Сравнительно скромные показатели биржевых котировок акций геймдев-компаний снижают ожидания инвесторов от новых размещений представителей отрасли. Это означает, что цена первоначального размещения может и не удовлетворить ожидания владельцев компаний.
С учётом ситуации на рынке и описанных выше персональных аспектов развития компании, выход Wargaming.net на IPO в нынешних условиях не выглядит продуктивным шагом. Инвесторы будут относиться к компании с осторожностью, а потеря полного контроля над Wargaming.net грозит основателям сложностями с проведением планов по развитию компании.
Новая точка роста
Получается, найти покупателей для Wargaming.net сейчас сложно просто потому, что размер компании уже перерос вариант инвестирования на будущее, которое остаётся недостаточно определённым.
А пока, нашумев на минском рынке труда масштабными ивентами и корпоративами, Wargaming.net, похоже, переходит в более экономный режим. Одним из предвестников этого может служить закрытие харьковского офиса подконтрольной Persha Studio. Очевидно, что компания нуждается в появлении ещё одной точки роста, читай — хитового продукта, после чего можно будет вернуться к разговору о слияниях и союзах, которые на новом уровне почти неизбежны.
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.