Как выяснилось, у легендарного рок-фестиваля и конференции девелоперов составляющие успеха примерно одинаковые – классная идея, крутой контент и особая атмосфера единения. В середине февраля в Минске прошла 4-я конференция комьюнити JavaScript и Frontend девелоперов. Здесь не били гитары о сцену, но «зажгли» по полной. Let’s roll!
Intro
В этом году Rolling Scopes комьюнити готовится отметить первый юбилей: 5 лет назад наш коллега Дмитрий Воробей загорелся идеей собрать компанию единомышленников, чтобы в свободное от рабочих задач время делиться опытом, воплощать в жизнь оригинальные идеи и… покатило. За это время небольшое сообщество успело перерасти в целое движение и стать брендом. Проведено более 40 митапов, к минским встречам присоединились Гомель, Гродно и Брест, а также польские Краков и Гданьск. «Филиал» роллингов скоро появится в Могилеве, работает RS школа, обучение в которой только в 2017 году прошли около 500 человек.
Дмитрий Воробей:
Я знаю, что многие митапы и конференции проводятся точечно, в организации задействовано не очень много людей из комьюнити и остальные не чувствуют себя причастными к событию. Мы стремимся создать особую атмосферу. Есть школа, где почти каждый может быть ментором или тренером и на постоянной основе взаимодействовать с участниками, что-то рассказывать, делиться новостями. Сейчас в школе задействовано 70 менторов и больше 20 преподавателей. Я постоянно получаю обратную связь от людей, которые учатся. У них, например, нет профильного образования, они меняют профессию. Ребятам нравится, они довольны, что после такого бесплатного обучения они попадают в EPAM или другие компании и это очень вдохновляющий фидбек.
Регистрация на конференцию закрылась за 4 часа. Почти 1000 человек провели выходные под знаком Rolling Scopes: прокачивались, общались и рисовали кастомизированные беджи. Те, кто не смог попасть на конференцию, присоединились к прямой трансляции из Дворца профсоюзов.
Юлия Румянцева:
Вообще Rolling Scopes меняет жизнь. Вчера ребята были участниками комьюнити, сегодня они стали активными контрибьюторами, а завтра станут спикерами, лидерами и будут развивать движение в своих городах. Комьюнити – это большая семья, которая объединилась вокруг идеи сделать мир лучше, сделать веб лучше. Можно долго в одиночку искать решение своей задачи, а можно прийти к ребятам, задать вопрос и это станет темой следующего митапа. Ты можешь прийти в комьюнити и сказать: «У меня есть крутая идея, давайте сделаем». Мы запускали дронов через код, играли на гитаре через код – таких примеров реализации интересных задач очень много.
2 дня, 2 потока, 33 доклада и спикеры из Беларуси, России, Албании, Индии, Сербии, Великобритании, Польши, Украины, Голландии и Германии.
Сразу после вступительных речей организаторов большой зал Дворца Профсоюзов своим докладом взбодрил наш коллега Андрей Волченко. Его рассказ о нетривиальных решениях в области мобильной разработки с применением js и webgl вызвал много вопросов из зала.
Андрей Волченко:
Я говорил о том, что не всегда стоит полагаться на фреймворки и их производительность, не стоит бояться заглянуть под капот и избавиться от нескольких абстракций ради производительности, о которой сейчас так много говорят.
Кристи Прогри, лидер комьюнити из Албании рассказала о своем опыте построения Mozilla-сообщества в небольших городах, поделилась организаторскими «граблями» и секретами по поддержанию боевого духа инженерных комьюнити.
Доклад нашего коллеги Алеся Цвиля «Stream API, through Redux-Observable in Electron-based app» был посвящен разработке десктопных приложений.
Алесь Цвиль:
Я принимал участие в двух RS митапах у нас в Гомеле, и вот теперь выпала возможность выступить на полноценной конференции - это было супер круто! В докладе рассказывал о личном опыте использования не совсем привычного набора технологий и показывал, что можно объединять довольно забавные штуки и создавать какие-то необычные комбинации для решения нетривиальных задач. Разнообразить повседневную жизнь разработчиков за счет этого. Было несколько докладов которые я бы хотел особенно отметить, - доклад от Марек Пясецки - Beyond React, так же понравился доклад от Алексея Мигутского о том, как больше заработать во Frontend.
Сказ о микросервисах начал Константин Кривленя, а продолжил знакомство с ними Иван Йованович, рассказав о том, что такое микро Frontend и какую проблему он решает, а также, как построить приложения используя React, Angular, и Vue одновременно с подробными примерами реализации и еще много макро подробностей о микросервисах.
Опыт использования Flow на большом проекте затронул Александр Шушунов, поведав об инструментах и проблемах, с которыми можно столкнуться при тестировании.
По мнению еще одного нашего коллеги Михаила Гатилова, его доклад Codemods и трансформация JavaScript кода о принципах работы и анализа AST стоит посмотреть, чтобы понять основные принципы работы с синтаксическими деревьями.
Михаил Гатилов:
Многие фронтенд девелоперы пользуются такими инструментами, как Babel, eslint . Я немного осветил тему, показал, как можно писать самому плагины для этих инструментов и делать это несложно. Помимо этого, я поделился своим опытом работы с такой замечательной тулзой, как jscodeshift. Мы используем ее на проекте, чтобы обновлять наш javascript код. Например, когда мы хотим использовать какие-то новые фичи языка или же переходим на новые версии либ. С помощью этого инструмента мы можем писать свои скрипты, через которые вся наша кодовая база прогоняется, и мы получаем желаемые результат: старые конструкции удаляются и заменяются новыми.
Мне больше всего понравились 2 доклада: «The elegance of decorated Redux» Ильи Сачка и «Journey through VR and AR with React» Томаша Лакомы.
Примеры реальных хаков в своем докладе «How to hack a node app?» привел Ассим Хуссаин.
(Больше видео докладов доступны здесь, презентации спикеров здесь).
Если вы не были на митапах RS и не слышали ничего о комьюнити, то точно должны были видеть логотип – ролик на четырех опорных колесах – JavaScript, HTML, CSS и Node. Js. На конференции добавили пятое колесо – UX дизайн. Второй день Rolling Scopes почти полностью был посвящен этому направлению. Почти половину UX-потока взяли на себя EPAMеры.
На путь дизайн-мышления участников и гостей конференции наставил Виталий Новиков. В своем докладе «Когда продуктов много, а дизайнеров чуть-чуть» он на личном опыте подробно рассказал о менеджменте дизайн команд в большой компании, дал советы по оптимизации и правильной коммуникации с менеджерами, разработчиками, заказчиками и пользователями.
Виталий Новиков:
Современный дизайн-подход позволяет выявлять не только потребности бизнеса, но и изучать требования и ожидания пользователей. Мы анализируем проблемы тех, кто потом будет пользоваться продуктом. А вот выполнить это крайне нелегко. Времени и ресурсов никогда не хватает. Но, правильно выстраивая процессы и создав сплочённую команду, можно сделать так, чтобы то, что ранее делали 60 дизайнеров сегодня выполняли 10, улучшив качество готовых решений в разы.
Проблему взаимосвязи и прототипирования в своем докладе Ресерчили-ресерчили, да не выресерчивали поднял Дмитрий Ваницкий. Многие считают, что эти два шага идут один за одним, но Дима попробует вас в этом разубедить.
Дмитрий Ваницкий:
Думаю, мой доклад придётся по душе всем, кто болеет за результат и не хочет проводить исследование, ради бесполезного набора артефактов, которые никому не нужны.
Ну а как этого не допустить вы узнаете из самого выступления. Кстати, Дима ведёт свой пока молодой блог, где вы можете ознакомится со статьёй на ту же тему.
О трендах в построении дизайн систем рассказал Федор Шепеленко:
Мой доклад назывался «Лего для дизайнеров». Он посвящен созданию единой дизайн системы для большого количества продуктов. Я рассказывал, как создать ее правильно, с какими ошибками мы в своей команде сталкивались на этом пути и чего можно было бы избежать. Сама конференция очень клевая и ламповая. Я первый раз участвовал в качестве спикера и на самом деле все прошло хорошо.
Примеры Дизайнерской неожиданности привела Евгения Жур. Ее доклад стал одним из самых обсуждаемых выступлений второго дня.
Евгения Жур:
Доклад был направлен в основном на разработчиков. Я показывала, что дизайнеру недостаточно просто рисовать и продемонстрировала случаи, где визуальные решения не решали настоящих проблем и наоборот: интерфейсы без сильной визуальной составляющей, которые вполне жизнеспособны и популярны. Первый раз была спикером (не только в RS, но и вообще). И из-за этого так нервничала, что вместо того, чтоб ходить по докладам, сидела и готовилась к выступлению. Ребята в RS очень клевые и чувствовать себя одной из них непередаваемое чувство!
Вместо бонус трека
Гвоздем второго дня конференции стал воркшоп «Думай, как дизайнер». Все желающие могли попробовать себя в новой роли и вместе с менторами знакомились с методологией дизайн-мышления. Перед участниками поставили конкретную задачу – нарисовать роботов, которые помогали бы людям в путешествиях. Ребята проводили интервью с потенциальными пользователями, креативили на брейнштормах, подтверждали или опровергались свои гипотезы и к завершению воркшопа представили на суд общественности прототипы продуктов. Мораль: реальное решение, которое найдет отклик у пользователя – это всегда результат комплексной работы и выстроенного процесса.
Outro
Прошло несколько недель, а разговоры о конференции не утихают. И, если вдохновившись музыкальным фестивалем у исполнителя рождается новый хит, то после конференции девелоперов наш ждет что-то определенно очень интересное.
Новости о предстоящих митапах и работе школы Rolling Scopes здесь.
Присоединиться к сообществу в FB или VK.
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.