В американской бизнес-среде есть хорошо известная старая шутка о том, что английское слово «job» («работа») на самом деле расшифровывается как «just over broke» («немногим лучше банкротства»). Бизнес любит подшучивать над своими работниками, тут уж ничего не поделаешь.
К сожалению, для большинства «обычных людей» это правда — нужно жить, «чтобы оплачивать счета». В этом нет ничего плохого, «крысиные гонки» нравятся практически всем молодым амбициозным и уверенным в себе людям. Они постоянно на виду, стремятся добиться большего, вкалывают допоздна и руководствуются популярной нынче стратегией «хватай и беги». Но что мы знаем о меньшинстве, которое поступает иначе?
Эй, как насчет примеров из реальной жизни? Какие они, эти «медленные» программисты-перфекционисты? Давайте посмотрим на примере Рона Авицура, как «синтетические» идеалы реализуются в нашей реальной жизни.
Популярное на Западе движение слоулайферов начинает проникать в ИТ, где оно породило свой собственный контртренд — slow programming, который ориентируется не на дедлайны и отношения, выраженные критерием время/извлеченная выгода, а. (о чёрт, далее — ненормативная для бизнес-среды лексика) — на совершенство. Медленное вдумчивое программирование, осторожный рефакторинг, никаких компромиссов между совестью и представлениями клиента, никаких окриков руководства и бесконечных митингов. Лишь поиск максимальной эффективности и, конечно же, получение личного кайфа от такого рода «медитативного» программирования.
Часто происходит так: затянули проект, провалили все сроки, упорно «делали всё на совесть», но оказалось, что всё не так просто, как предполагали на этапе постановки задачи… Короче говоря, в конце концов всех уволили. Существует огромное количество подобных историй, но сегодня я расскажу лишь одну — про Рона Авицура (Ron Avitzur), программного инженера Apple. Вернее, уже бывшего инженера этой компании, хотя потом они его попытались нанять снова, но… давайте лучше по порядку.
Should I Stay Or Should I Go
Рон Авицур принимал участие в создании первых версий MacOS. Конкретно Рон отвечал за разработку калькулятора, встроенного теперь в эту ОС, но тогда всё находилось ещё в зачаточном состоянии. Сроки по созданию нового инновационного визуального калькулятора, концепцию которого, собственно, и разработала группа под руководством самого Рона, постоянно сдвигались. Концепция была настолько нова, что задача состояла не только в том, чтобы «запрограммировать это», а скорее сводилась к поиску «как это вообще сделать». Творческий процесс программирования и разработки концептуально новых приложений — штука сложная сама по себе, но это вдвойне сложно, когда этот процесс монопольно контролирует менеджмент, нацеленный на жесткие сроки, отчетность, обязательства перед партнерами, прибыль… В общем, вы поняли.
После очередного переноса сроков сдачи проекта Рона — его закрыли (проект, не Рона). Навсегда. Всех программистов его группы уволили, а менеджеров, наконец, перебросили «на более серьёзные задачи». Предварительно менеджмент пытался спасти ситуацию, уговаривая Рона на компромисс: остановить разработку концепта и сделать более-менее обычный калькулятор с отдельными элементами былых задумок, ужавшись до требуемых сроков. Но Рон не видел никакого смысла в создании «ещё одного калькулятора», поэтому сказал: «нет».
Рон вспоминает, что этот день никак не выделялся: они как обычно сидели, погрузившись в свою работу. Зашедший старший менеджер очень кратко объяснил ситуацию, принятое решение и указал на коробки в углу, которые из-за крайней занятости так и не успели убрать со времен вселения в офис.
Собственно, тут и начинается настоящая история знаменитого Graphing Calculator.
Worming Into Apple
Команда проекта собрала вещи и разъехалась по домам. Но не так-то просто отделаться от некоторых программистов, одержимых своим проектом. Даже такой компании как Apple.
В соответствии с установленным распорядком, в последний рабочий день Рон должен был явиться к старшему менеджеру и запросить окончательный расчет за ранее оказанные им услуги, запустив процедуру официального увольнения. Рон понимал, что эта процедура приведёт к его официальному уходу из компании, после чего его попросят сдать ID-бэдж, используемый в Apple в качестве входного пропуска. Рон решил перехитрить Систему — он не пришёл за своим расчетом, взамен оставив себе собственный валидный ID-бэдж. В больших компаниях вроде Apple не так-то просто уследить за тем, получили ли все люди расчет. Обычно люди сами давали знать, что им должны деньги, — это и запускало, в частности, процедуру увольнения. На этот раз «установка по умолчанию» не сработала.
Идея Рона была проста: продолжить разработку графического калькулятора, плавно переведя её в стадию подпольной. Чуть позже к негласной разработке присоединились коллеги Рона, хотя до конца пути дошёл только один из них — Грег Роббинс (Greg Robbins). Рон и Грег отказались от всех предложений о новой работе, после чего решили использовать свои собственные средства для продолжения разработки проекта. Позже, на образовательном семинаре Google, куда Рона пригласили рассказать необычную историю своего проекта, он говорил, что тогда у него была лишь одна идея-фикс: сделать самый лучший графический калькулятор в мире, и он стремился завершить работу над ним до выхода нового «Макинтоша» любой ценой.
Я просто не мог бросить всё на полпути, я был обязан довести этот проект до конца. Мы знали, что это будет лучший калькулятор, оставалось лишь доказать это другим.
Таким образом, они ежедневно тайком ходили на свою уже бывшую работу, приходя намного раньше других и уходя позже всех, чтобы особо не попадаться на глаза менеджерам. И если в самой Apple уже были прототипы новых Маков, то вне стен компании их ещё не существовало в природе, поэтому разработчики калькулятора и использовали свои ID-бэджи, чтобы продолжать разработку в своём бывшем офисе в здании Apple.
Turn a blind eye on
Подобная тайная и неофициальная работа была достаточно распространенной ситуацией в Apple того времени. По словам Рона, «в то время контора буквально кишела фанатиками». В качестве примера Рон вспоминает, что в другом конце здания такие же уволенные ранее инженеры Apple продолжали упорно развивать проект Spectre — также официально закрытый. Все рядовые сотрудники знали, что в здании полно подобных «волонтёров», но предпочитали их не только «официально не замечать», но и даже наоборот — стараться помогать всеми возможными способами.
В сентябре 1993 года, когда проект уже был готов на 90%, вдруг произошло неожиданное: руководство Apple решило нанять новых людей и посадить их в официально пустующий кабинет, в котором работали Рон и его друзья. Представим: неожиданно явившиеся в комнату менеджеры застукали там всю небольшую команду Рона. Работа в 12-часовом режиме привела к тому, что команда ела и спала прямо в офисе, а комната была заставлена спальными мешками и неким запасом продовольствия. Общая небритость и красноглазие присутствующих только увеличивали степень подозрительности всего происходящего в здании, находящегося под охраной.
Делаю эту историю короче — на этот раз сотрудники безопасности Apple аннулировали пропуски Рона и его друзей, окончательно оборвав пуповину, связывавшую их с бывшей компанией.
Should I Stay Or Should I Go
Конечно, личный ID-бэдж был навсегда потерян, но зато осталось множество добрых друзей, готовых помочь словом и делом. Ещё два месяца Рон и команда продолжали незаконно проникать в здание Apple, используя помощь друзей, которые проводили их в качестве посетителей, а иногда и вовсе делились своим бэджем. Минимальные перемещения в коридорах здания ранним утром и поздним вечером по заранее разработанным наикратчайшим маршрутам отчасти нивелировали опасности такого рода работы.
Развязка этой истории произошла в октябре 1993 года, когда продукт был полностью готов и его решили представить высшему менеджменту Apple. Через цепочку знакомых Рон вышел на руководство фирмы, которое назначило дату приёмки проекта. Презентация прошла великолепно, продукт был оценен по достоинству и сразу же утверждён на включение в Mac OS. Единственная заминка вышла под конец, когда разработчиков попросили завершить протокол утверждения продукта. Рон вспоминает, что тогда прозвучало много «странных» для их ситуации вопросов, как-то: «В какой группе вы работаете?», «Кто ваш непосредственный руководитель?», «Где ваш утверждённый график развития продукта?», «Почему мы не видели этого раньше?» и прочие, и прочие, и прочие.
Несмотря на весьма длинный и запутанный разговор в тот вечер, после небольшой адаптации и мелких изменений проект был полностью утвержден в январе 1994-го — отныне Graphing Calculator стал официальной частью компьютера Макинтош.
В общей сложности он разошёлся тиражом свыше 25 млн экземпляров, при этом проект не только не существовал официально, но не имел вообще никакой документации и спецификаций.
«Поскольку у нас не было менеджеров, то не было и совещаний, и мы могли быть невероятно продуктивными. Нам не нужно было писать ничего лишнего, кроме самой программы. Поскольку мы были единоличными цензорами и создателями в полной мере своего продукта, мы могли позволить себе искать, экспериментировать, а также переделывать калькулятор ровно столько раз, сколько это было нужно для воплощения его идеального образа».
Чтобы прочувствовать общую атмосферу такого образа жизни, вот ещё один типичный диалог того времени со случайным встречным менеджером Apple, в изложении Рона:
— Вы здесь работаете?
— Нет.
— То есть, вы на контракте?
— Нет, на самом деле.
— А кто ж вам платит?
— Никто.
— А как же вы живете?
— Да вот, просто живу.
Душевный handmade vs. промышленного программирования
Рон и его история стали широко известны после выступления перед работниками Google в центральном офисе. Ирония этого выступления — в мимолетном заявлении Рона о том, что он, скорее всего, не смог бы работать в столь жестких условиях административно-командной работы, как это принято в Google.
Рон стал одной из икон slow programming: он отказался от нескольких предложений потрудиться на крупные компании и заработать кучу денег, чтобы реализовать свой собственный magnum opus. И даже когда триумф его Graphing Calculator стал очевиден и почти родная ему Apple захотела подписать с ним контракт на постоянную работу, он ответил отказом. По словам Рона, «не было смысла начинать эту историю заново». Отчасти из-за этого отказа работать на компанию, яблочный гигант так и не смог наладить поддержку и развитие Graphing Calculator (ещё раз — команды разработчиков никогда не существовало), поэтому через несколько лет его сменила собственная альтернативная разработка — Grapher. Тогда Рон основал свою собственную компанию и стал продавать GCalculator под новым брендом NuCalc, который со временем был портирован и под Windows (Рон шутил, что выход Windows-версии так затянулся из-за повышенной политики безопасности здания Microsoft в Рэдмонде), став в итоге одной из самых популярных программ в нише трехмерных визуальных калькуляторов.
Как признаёт Рон, коммерческий успех его калькулятора отчасти был обусловлен бесплатной многолетней рекламой программы и её концепции в составе «Макинтош», что породило целое поколение специалистов, взращенных на визуальном инструменте (аналогов которому в то время просто не существовало). Поэтому тот факт, что Apple почти ничего не заплатила Рону за разработку такого продукта, был с лихвой компенсирован возможностью спустя пару лет «подхватить» разработку уже ранее раскрученного «большой компанией» продукта и в итоге создать, как сейчас бы сказали, свой собственный исследовательский стартап.
Рон резюмирует философию своего образа жизни:
Я серьёзно увлекаюсь йогой, в которой одним из важнейших элементов является способность расслабляться и наслаждаться моментом «здесь и сейчас». Это неизбежно отражается на моей работе — сейчас, как и 10 лет тому назад, я по-прежнему предпочитаю работать в своё удовольствие, делая свой собственный продукт, реализуя его так, как вижу и чувствую эту концепцию я сам.
Его спросили — в чём главный секрет успеха?
В умении доводить всё начатое до конца, в умении не сдаваться перед трудностями, какую бы экзотическую форму они ни принимали. В свою очередь секрет этой способности — искренне любить свою работу, каждый момент своей жизни, осознавая, что вы создаёте самый лучший продукт, вы осуществляете свою мечту, этим вы реализуете все самые лучшие черты своего характера.
Полностью эту историю можно прочитать в авторском изложении на сайте Рона, либо посмотреть видеозапись выступления-рассказа о его приключениях и принципах на конференции Google TechTalks:
Вместо анонса
Этой первой историей я бы хотел открыть серию из подобных же историй реальных людей-программистов и даже целых ИТ-компаний, работа в которых полностью построена на принципах нематериальной мотивации и отрицания уже привычного мотива «зарабатывания денег» как центральной доминанты человеческой деятельности.
Речь будет идти о нематериальной мотивации прежде всего на примере «медленных программистов». Думаю, большинство читателей сразу возразит: это слишком ненормально, чтобы быть правдой — кто так работает в реальном мире? В связи с этим — поясняющая цитата от «известного в узких кругах» программиста-социалиста Лекса Кравецкого:
По неясной причине, в интернетах регулярно проскальзывает мысль в форме «всем известно» на тему «кроме как за деньги, никто качественно своё дело делать не будет».
Вроде посмотришь по сторонам — регулярно же делают. Огромные толпы авторов, например, совершенно за так пишут статьи, стихи, рассказы и не менее за так их раздают направо и налево. Куча народа что-то там рисует, фотит, 3д-моделит, программит и снова за так раздаёт. Безо всякой тени надежды получить за это деньги. Безо всякой тени надежды, повторюсь, — тут даже намерений нет, не то что контракта. При этом оные товарищи шлифуют ими замостряченное порой до степени, временами не снившейся товарищам на зарплате. Из-за чего? Из-за интереса, знамо дело.
Речь не идёт о том, чтобы вообще отказаться от денег или материальных благ современной цивилизации. Речь на самом деле совсем о другом: как правильно использовать свою увлеченность и страсть, чтобы достигнуть принципиально новых вершин в развитии себя и своего бизнеса (даже если это программирование по найму). Парадокс в том, что в ИТ-бизнесе (равно как и в любом другом) многие люди, условно говоря, «охотно отдают свою жизнь» за свои (чужие) идеи, но при этом массово дезертируют при реальных трудностях (например, из французского легиона при реальных боестолкновениях дезертируют иногда до 60% состава, и это при весьма внушительной зарплате). Я хочу подчеркнуть, что речь пойдёт не о компромиссах-уловках в стиле Google, где 20% времени вы можете заниматься «своими проектами» («правило 20%»), а остальную часть жизни будьте любезны «отгрузить» своей компании, нет. Речь пойдёт о радикальном изменении мотивационных принципов.
Реализуйте свой интерес, перфекционизм или азарт с максимальной выгодой, пока идея-фикс, что называется, «горит», а молодость позволяет горы свернуть, работая в круглосуточном режиме. В связи с этим часто в качестве motto движения slow programming приводят высказывание Стива Джобса:
Есть только один способ проделать большую работу — полюбить ее. Если вы к этому не пришли, подождите. Не бросайтесь браться сразу за дело. Как и со всем другим, подсказать интересное дело и помочь завершить его вам поможет собственное сердце.
Вопросы, которые нам далее предстоит обсудить: как функционируют люди и реальные компании, основанные на принципах нематериальной мотивации, отсутствия менеджмента и центрального управления? Почему психологи утверждают, что вероятность доведения проекта до конца в условиях свободного графика и отсутствия внешнего принуждения зависит исключительно от личной заинтересованности в нём сотрудника? Обратная задача, которая будет решена в этом цикле, — откуда пришла эпидемия офисной прокрастинации и хроническая болезнь молодёжи — «не доводить дела до конца»?
И напоследок, совсем короткое видео в качестве затравки к будущей дискуссии — у основателя компании ABBYY недавно спросили, какой главный секрет успешного ИТ-бизнеса? Посмотрите внимательно, он говорит буквально и дословно то же, что сказал Рон Авицур выше. И когда вы только «разбегаетесь» со своим стартапом/проектом, у вас остаётся зачастую единственный по-настоящему решающий ресурс сделать что-то — это нематериальная мотивация.
Продолжение следует…
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.