Support us

Сергей Смольский: «Если человек работает неэффективно — ему не нравится его работа и он не на своем месте»

Оставить комментарий
Сергей Смольский: «Если человек работает неэффективно — ему не нравится его работа и он не на своем месте»

Имена руководителей компаний мелькают в пресс-релизах и заголовках СМИ. Докладчиков на конференциях знают в лицо и по имени тысячи людей. При этом в белорусском ИТ есть менее публичные, но не менее интересные персоналии. Мы пообщались с Сергеем Смольским, руководителем отдела веб-разработки СООО «Гейм Cтрим» (производственная студия Wargaming), о карьерном пути в менеджмент из тестирования, ответственности, трудностях, людях и семье.

Культурный шок от геймдева, в чем был не прав Стив Джобс, чем нынешние тестировщики отличаются от прежних, а девочки лучше мальчиков.

О началах

Детские амбиции? Учиться лучше всех, первые места на олимпиадах. Почему? Хотелось получать хорошие результаты... Как спортсмены и геймеры стремятся к победам и достижениям, так и для меня школа была своего рода игрой, состязанием.

В школе нравилась математика, физика, а вот языки – это был явно не мой конек, и давались они мне нелегко. Я даже слегка переживал по этому поводу. Но когда приехал в Минск поступать в РТИ, то понял, что мой уровень владения изящной словесностью вполне достаточен для рядового программиста. Полегчало. 

В школе я был спокойным тихим мальчиком. Но университет и самостоятельная жизнь начали меня перестраивать. Работать начал с третьего курса лаборантом в альма-матер, администрировал компьютерные классы на факультете КСиС, «Программное обеспечение ИТ». Случилось даже попасть на доску почета работников университета вместе с моим однокурсником.

О тестировании

Сейчас многие бы задали вопрос, почему я пошел в тестировщики, а не в программисты. Тогда же такой вопрос не возникал, потому что случалось это довольно часто. К работе тестировщика в то время предъявлялись более серьезные требования. Он должен был уметь программировать и писать различные тесты самостоятельно. Теперь же это скорее приятное исключение, поэтому и работа в QA, на мой взгляд, недооценивается. Люди стремятся уйти в программисты, не понимая, что тестирование – процесс интересный, сложный и увлекательный, если заниматься им на должном уровне. Я до сих пор уверен, что нельзя найти все потенциальные уязвимости приложения, если не понимаешь, как оно устроено. А для этого, в свою очередь, необходимы навыки программирования. 
 
Конечно, распространена ситуация, когда программисты сами занимаются тестированием созданных ими приложений. Но это возможно лишь в небольших командах при относительно небольших объемах работы. Каких-то четыре года назад, когда в «Гейм стрим» работало чуть больше ста человек, это случалось. При нынешних масштабах компании это уже невозможно. Регулярный выпуск новых версий с тесной взаимозависимостью различных компонентов заставил нас создать целую структуру QA, включающую в себя тестирование всех видов: нагрузочное тестирование, security- и unit-тесты, а еще интеграционное, функциональное, и список этот можно продолжать. Что касается самой игры, то есть еще несколько этапов тестирования с привлечением игроков: общий тест, супертест и т. д.

О культурном шоке

Мои долгие и тесные отношения с геймдевом не были, что называется, «любовью с первого взгляда». Когда часть разработчиков Intervelopers перекинулась на работу над «Танками», у меня случился культурный шок – геймдев чересчур отличался от обычной разработки ПО. Он был настолько для меня чужд, что я даже стал ходить по собеседованиям в поисках более привычной для себя работы.

Когда я переходил из подразделения, которое занималось онлайн-рекламой, в геймдев-подразделение, то не совсем понимал, с чем мне придется иметь дело. Я, конечно, поигрывал в Doom 2, Counter Strike, любил в Quake побегать, как и многие студенты. Но период игры в студенческие годы закончился, а дальше пошла работа. Сочетать работу и игры было для меня странным. Поэтому на собеседовании, которое проводил со мной Виктор [Кислый], я, мягко говоря, не блистал знаниями о специфике гейм-индустрии. Тем не менее, мой переход состоялся. 

Но и с переходом чудесного прозрения не случилось. Я был ведущим QA-специалистом в онлайн-рекламе и затем стал одним из первых тестировщиков «Танков», если не первым. Потом уже подтянулись ребята Order of War из команды Дмитрия Новицкого. Однако поначалу меня даже удручало то, чем я занимался – тестирование геймплея. Например, задача повалить все деревья на карте Карелии. Это как забивать микроскопом гвозди, ведь у меня уже был немалый опыт в автоматизированном тестировании.
С мыслью о том, что это, скорее всего, не мое, я решил пройтись по собеседованиям, но вскоре понял, что в остальных местах все еще страннее, а главное – скучнее. Так прошел первый месяц работы. И тут стало приходить понимание того, что же такое онлайн-игра на самом деле. Онлайн-игра существует не просто как клиент, нечто на компакт-диске. Онлайн-игра – это целая вселенная, большой мир, и я был одним из тех, перед кем стояла задача построить этот мир в онлайне.

О переходе от тестирования к управлению

У нас с Артемом [Савичевым] сложилась хорошая команда. Он отличный технический специалист – настоящий профи, а мне же, помимо тестирования, вполне удавалась работа, связанная с приоритезацией задач на проекте. Мы [веб-департамент] стали очень быстро расти, появилось много рутинной управленческой работы, которую некому было делать, так как это настоящая каторга для хорошего разработчика, которому хочется писать код и не обременять себя нюансами проектного менеджмента. Таким образом, от роли руководителя отдела тестирования веб-разработок я перешел к роли менеджера некоторых проектов. Отстаивая интересы своих проектов и команд, мне нередко приходилось влезать в вопросы, которые, казалось бы, не входили в мои компетенции, но именно так рос спектр моей ответственности и я формировался как руководитель. 

О зонах ответственности

Сложилась команда, которая хочет сделать все еще лучше, которая не сжимается в своих зонах полномочий и ответственности, а, наоборот, выходит за рамки. Нас объединяло сразу несколько вещей – страсть к видеоиграм, нацеленность на оптимальные результаты и умение принимать рискованные нестандартные решения. Все это, как мне кажется, и стало фундаментом, позволившим нашим программным продуктам добиться всемирной славы. 

Люди делали и делают больше, чем они обязаны. Рамки будут всегда расширяться. Этого требует не твой руководитель, этого требует ситуация. Не важно, что это может быть зоной ответственности другого сотрудника или даже подразделения. Если ты знаешь, как решить эту проблему, ты ее решаешь.

О веб-части

Что меня расстраивает, так это то, что на белорусском рынке знают, в первую очередь, саму игру, клиент, и не догадываются, чем еще занимается веб-департамент. Это как оценивать машину только по ее кузову, не принимая во внимание ходовую часть и прочие «внутренности». Более того, веб – это не только шасси с колесами, но и дорога, по которой эта машина передвигается.

О вызовах 

«Плюнуть и все бросить» – это вполне естественное желание, которое периодически возникает у любого, кто сталкивается с новыми для себя проблемами. В этот момент самое главное – принять правильное решение. Если плюнешь на все – временно упростишь себе жизнь, но в итоге поставишь крест на своем развитии. А не плюнешь – придется попотеть, но взамен ты приобретешь новый опыт и гордость за сделанную работу. У нас это нормально, когда перед человеком ставят задачи, с которыми он никогда не сталкивался и даже не думал, что способен их решить. Я перестал этого бояться, но новым людям иногда приходится тяжело. Не нужно бояться сложностей – именно они помогают нам создать лучшую версию самих себя.

О людях и себе

В отношениях с сотрудниками необходимы уважение и эмпатия. Только уважая, сопереживая и поддерживая, можно ожидать отдачи. Правда, не со всеми и не всегда это легко дается. Отдаешь энергию и не всегда набираешь ее взамен. Однако когда что-то действительно удается – она возвращается сполна. Бывает, поговоришь с коллегой, он не соглашается, а потом приходит через два дня: «Я тут придумал клевую идею, давай сделаем так и так». И ты понимаешь, что разговор состоялся не зря. И энергия к тебе возвращается, побежал дальше :)

Что расстраивает больше всего – это безответственность и равнодушие. Когда работа делается спустя рукава и не доводится до конца, и при этом человек еще все время пытается переложить ответственность на кого-то другого. И это сложно перевоспитать. Тут все дело в отношении, в сути человека. А ее не переделаешь – рано или поздно она все равно проявится.

Стараюсь не увольнять, тяну с этим решением. Каждое увольнение для меня – это указание, в первую очередь, на мою собственную ошибку как руководителя. Если человек работает неэффективно, значит, ему не нравится его работа и он не на своем месте. Надо попытаться найти ту нишу, которая ему подойдет, чтобы он был доволен. Если ты уволил, значит это ошибка подбора, твоя ошибка, ты не предложил подходящую позицию, не распознал человека. Обычно я даю человеку несколько попыток проявить себя и увольняю только тогда, когда вижу, что человек хронически неисправим. 

О чтении

В последнее время стал много читать. Заново открываю для себя классиков менеджмента – Адизеса, Друкера, Ленсиони, Кавасаки. Сейчас их книги не воспринимаются как абстрактная теория, теперь это все можно сопоставлять с тем, что происходит в твоей компании и команде. Особенно стали привлекать книги с психологическим уклоном, которые помогают понять человека, его поведение, рассказывают, как правильно донести информацию и сделать так, чтобы тебя услышали. Читаю не столько с целью узнать что-то новое, а, скорее, чтобы систематизировать собственный опыт.

Об эмоциях и лидерстве

Года три-четыре назад я был гораздо более эмоциональным, нетерпимым к ошибкам, мог легко выйти из себя и повысить голос. Сейчас не без удовольствия замечаю, что могу гораздо лучше себя контролировать, теперь стало даже интересно выслушать человека до конца, понять его мотивацию, прежде чем высказать ему свои соображения. Пожалуй, это одно из главных моих достижений по части личностного роста.

Недавно читал биографию Стива Джобса. По моему мнению, он был все-таки слишком нетерпим и эмоционален как лидер. Не стоит говорить людям всю правду в лицо, это не так уж хорошо – хождение по грани. Подойти к человеку и вылить на него ведро негатива – это неконструктивно. Еще возьмет ружье, да пристрелит тебя :) Или уйдет туда, где тихо, спокойно, и есть четко очерченный круг обязанностей. Ценю креативный талант и визионерство Джобса, но не уверен, что пошел бы за таким лидером.

О примерах для подражания

Есть много людей, которых я уважаю за человеческие качества или за то, что они сделали в жизни. Но мне никогда не хотелось никому подражать, ни Жанне Д’Арк, ни Адизесу. У каждого свой путь.

Об альтернативной реальности

Может быть, я мог бы стать врачом. Не важно, какая специализация, главное – помогать людям в каких-то кризисных для них ситуациях. Но, наверное, в итоге я бы пришел к созданию самой лучшей врачебной команды. Никуда от управления людьми не денусь – я это люблю. Понял это года три назад где-то.

О правде

Я очень люблю людей. Очень болезненно отношусь, если кого-то обидели, не оказали должного уважения. Это, можно сказать, моя слабость. Если я вижу реальную несправедливость, то не могу это так просто оставить, и совершенно не важно, на какие меры иногда приходиться идти. Мой руководитель называет меня «борец за правду», но при этом предупреждает: «Борись за правду, но будь аккуратней, не нужно все ломать на своем пути». 

О гаджетомании

Ничего не понимаю в автомобилях. Главное, чтобы ездила. Самая лучшая машина – это та, которая не ломается. Особого пристрастия к гаджетам не имею. Разве что всерьез пристрастился к своему Kindle.

О семье

Прийти домой, услышать звонкие голоса, когда девчонки к тебе бегут, обнимают: «Папочка, любименький!». И ты понимаешь, что пацаны такого никогда не скажут. Сразу становится очень хорошо, такая нежность идет от девчонок. Когда дома тебя ждут три любящие женщины – жена и дочки – это огромное счастье и непозволительная роскошь. Правда, ощущение счастья сменяется чувством вины: ведь папочка-то вечно на работе, из 30 дней в этом месяце только девять провел дома, остальные – в самолете, командировках. Я понимаю, что им тяжело и пытаюсь найти какой-то баланс, чтобы, с одной стороны, семье было комфортно и они ни в чем не нуждались, а с другой – чтобы в суете и работе не упускать главное, то, ради чего работаешь и живешь. 
Чему учу детей? Любви друг к другу, правильному отношению к миру и пониманию того, что нет ничего невозможного. Самое главное – стараться. И всегда стремиться к большему.

Фото: Андрей Давыдчик

Место солидарности беларусского ИТ-комьюнити

Далучайся!

Читайте также
Российская «Леста» стала 100%-м собственником «Гейм Стрим»
Российская «Леста» стала 100%-м собственником «Гейм Стрим»
Российская «Леста» стала 100%-м собственником «Гейм Стрим»
World of Tanks предлагает игрокам перенести аккаунт. Надо выбрать регион — RU или EU
World of Tanks предлагает игрокам перенести аккаунт. Надо выбрать регион — RU или EU
World of Tanks предлагает игрокам перенести аккаунт. Надо выбрать регион — RU или EU
5 комментариев
Как выбирали ИТ-компании для списка, который запрещает уходить из Беларуси?
Как выбирали ИТ-компании для списка, который запрещает уходить из Беларуси?
Как выбирали ИТ-компании для списка, который запрещает уходить из Беларуси?
В список «акционеров из недружественных стран» кроме EPAM и Wargaming попали две ИТ-компании из Гомеля: филиал IBA Group и сравнительно небольшой гомельский разработчик ItSupportMe. dev.by попробовал разобраться, почему список такой странный.   
1 комментарий
Родился в Польше, полярник. 5 фактов о новом владельце экс-WG Малике Хатажаеве
Родился в Польше, полярник. 5 фактов о новом владельце экс-WG Малике Хатажаеве
Родился в Польше, полярник. 5 фактов о новом владельце экс-WG Малике Хатажаеве
1 комментарий

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале

Обсуждение
Комментируйте без ограничений

Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.

Комментариев пока нет.