Белорусский проект GraiMe, предложивший систему безналичных платежей уличным музыкантам, стал победителем «FinTech-марафона», финал которого прошёл 21 октября в ходе форума «БанкИТ’2016». За почётное звание «Финтех-стартапа года» боролись 7 проектов-финалистов. Организаторами конкурса выступили стартап-хаб Imaguru, Нацбанк Беларуси и Ассоциация «Инфопарк».
Как сообщила сооснователь и директор Imaguru Анастасия Хоменкова, призыв участвовать с соревновании прозвучал ещё летом 2016 года. На него откликнулись 37 команд из Беларуси, Латвии, России, Украины и даже из некоторых стран Африки. К 1 сентября были отобраны 17 команд с проектами, которые затем продолжили работу по доработке проектов с менторами и партнёрами конкурса. В итоге до финала дошли 7 из них.
Предлагаем вам обзор проектов-финалистов в порядке их выступления.
Tap2Pay
Разработка призвана помочь совершать покупки в интернет-магазинах в «два клика» из чата.
Лидер команды Евгений Пальчевский в финальной презентации сделал акцент на неудобствах существующих методов оплаты со смартфонов и на том, как новое приложение помогает их устранить. Для быстрой оплаты покупок достаточно один раз привязать свой ID в чате к банковской карточке, чтобы в последующем оплачивать покупки в два клика.
За перевод денег банки обычно взимают 2,4% от суммы. Авторы проекта планируют зарабатывать, взимая за сервис 0,6% от суммы платежа. В итоге платеж с использованием сервиса обойдется партнерам проекта в 3% от суммы.
Команда довела проект до работающего приложения. Члены жюри могли проверить его работу.
Tree and Wood
CEO стартапа Павел Самолазов пояснил, что проект призван решить две проблемы. Первая — облегчить пользователям ведение учета личных финансов, поскольку электронные чеки могут быть легко обработаны и занесены в базу данных, названную авторами проекта «личным кошельком». Вторая проблема – глобальная. Электронные чеки могут сократить потребление бумаги на производство кассовых лент, а значит уменьшить объёмы вырубки деревьев.
Для начала использования кассовые аппараты в магазинах необходимо оснастить специальным адаптером, а покупатели должны установить приложение Tree and Wood. Синхронизация возможна с помощью NFC и QR-кода.
При совершении покупки сгенерированный чек передается на смартфон покупателя, который проверяет его и подтверждает. В перспективе хранение чеков планируется организовать по технологии блокчейн.
Монетизация проекта видится авторам через платные расширенные возможности приложения, их кастомизацию, а также через продажу статистических данных о поведении покупателей заинтересованным сторонам (большие данные).
Lend Friends
Сервис по переводу денег с карты на карту позволяет дистанционно и быстро привлечь деньги на личные расходы, групповые покупки, развитие идеи, благотворительность.
Монетизация планируется с комиссионных от транзакций и от платных дополнительных сервисов.
MobiPay (Украина)
Авторы украинского проекта предложили сервис со множеством функций (от платежей за товары и услуги, включая интернет-сайты и ТВ, до p2p-переводов с карты на карту), для использования которого необходимо лишь указать номер мобильного телефона получателя.
Многие функции построены с использованием QR-кода. По этой причине, очевидно, приложение снабжено сканером QR-кода. Монетизация проекта в основном построена на взимании комиссионных за транзакции.
Phoenix Pay
Команда из Полесского государственного университета предлагает по сути систему взимания предварительной оплаты за товары и услуги посредством интернет-платежей. Для получения товара или услуги необходимо предъявить QR-код.
Зарабатывать стартап планирует, эксплуатируя модель b2b.
При обсуждении проекта разгорелся спор, сколько же комиссионных готов платить бизнес за предоплаченные товары и услуги. В презентации проекта, предоставленной dev.by организаторами марафона, указана цифра 4 процента. Но в финале CEO команды Василий Макарчук показывал уже цифру 20 процентов.
Модератор финала «FinTech-марафона» Сергей Скабелкин при этом рассказал об опыте проектов в Украине, где цифры порядка 20% комиссионных для многих бизнесов не являются пределом.
Finplace
Команда проекта предлагает комплексно решать проблему управления личными финансами (PFM) на нескольких банковских карточках с подключением дополнительных сервисов, включая авторизацию с помощью селфи с улыбкой.
Монетизация возможна как в отношениях b2c, так и в секторе b2b.
Предполагается, что физические лица будут платить за дополнительные опции и за перевод денег с карты на карту, а бизнес (в основном банки) — за данные о покупательском поведении клиентов и за канал продвижения других банковских продуктов (платформа для кросс-продаж). Не исключена продажа SDK, который может быть встроен в онлайн-банкинг.
GraiMe
Первоначальная идея проекта — система безналичных платежей уличным музыкантам — естественным образом расширилась до платежей любым участникам андерграунда, приобретя признаки краудфандинга.
До появления нового приложения уличному музыканту можно было заплатить только наличными и только в момент выступления. Сервис помогает заплатить в любое время, используя безналичный перевод.
Зарабатывать сервис планирует на взимании небольших комиссий за перевод денег, от продажи аналитики заинтересованным компаниям, а также принимать платежи от самих музыкантов за размещение на маркетплейсе.
Масштабируемость и глобальность — ключ к успеху
Вердикт жюри, в составе коего — топ-менеджеры Нацбанка и четырёх коммерческих банков, а также ИТ-компании «Системные технологии» и фонда «Зубр Капитал», удивил многих. Действительно, оставаясь в рамках привычных образцов финтех-проектов, невозможно было бы прийти к оглашённому в конце концов решению.
Присудив звание «Лучший финтех-проект года» команде GraiMe (изначально проект шёл вне конкурса), жюри фактически проголосовало за оригинальную и обоснованную маркетинговую идею. От «классического» финтеха в ней только безналичные платежи через интернет.
Маркетинговая проработка проекта действительно приятно удивляет по нескольким причинам.
Во-первых, это «открытие» совершенно новой ниши для безналичных платежей в то время, когда такие платежи постоянно расширяют сферу своего присутствия.
Во-вторых, большим плюсом является изначальная глобальность рынка. Подобного сервиса ещё, кажется, никто не предложил ни в одной стране мира.
В-третьих, авторы оперируют конкретными цифрами, которые сами по себе — маленькое открытие для наблюдателей. Например, CEO GraiMe Юлия Локоткова сообщила во время презентации, что уличный музыкант в Норвегии зарабатывает 5-7 тысяч евро в месяц. Это означает, что снятие естественного ограничения на приём только наличных денег, как это происходит сейчас, может значительно увеличить его доходы. Только в Минске, по её данным, существует не менее 150 кавер-групп, которые тоже могут зарабатывать дополнительные деньги посредством предлагаемого сервиса (уличные выступления пока что в Минске затруднены).
Хорошие перспективы для масштабирования бизнеса и его интернациональность отметило и жюри в «оправдание» своего вердикта.
Вероятно, проект ожидает большое «фестивальное» будущее, ведь он вполне может претендовать на награды различных стартап-конкурсов. А возможность проявить себя представится GraiMe уже в самое ближайшее время. В качестве приза за победу в «FinTech-марафоне» команда получила возможность посетить крупнейшую в Европе стартап-конференцию Slush в Хельсинки.
Фото: Imaguru
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.