Философ Маршалл Маклюэн, которого Wired объявил своим святым покровителем в дебютном издании 1993 года, в середине 1960-х сформулировал идею о том, что само средство коммуникации меняет сознание пользователя. Эта идея хорошо характеризует AR/VR индустрию — в цифровой жизни постепенно от двумерных экранов мы переходим в 3D-мир, более привычный для человека как биологического вида.
Мир AR/VR технологий эволюционирует стремительно. Аналитики разных компаний — от PwC, McKinsey до Digi-Capital и ARtillery Intelligence — предсказывают, что к 2023 году количество пользователей AR-девайсов составит 2,5 миллиарда человек, а общий доход от индустрии в ближайшие 10 лет — от 80 до 200 миллиардов долларов.
В частности, Майк Болланд из ARtillery Intelligence — компании, анализирующей происходящее в AR/VR-мире, уверен, что к 2023 общий доход AR/VR компаний составит 14.8 миллиардов долларов. А ещё в своей лекции на AWE, конференции по расширенной реальности, он говорит, что 75% крупных компаний или уже используют AR-технологии, или планируют начать это делать в скором будущем.
AR в фактах и цифрах
По оценке Digi-Capital, суммарная стоимость AR/VR-стартапов составляет 45 миллиардов долларов. В списке лидируют Magic Leap (стоимость компании превышает 6 миллиардов долларов — в её инвесторах значатся Google, Alibaba и фонд государственных инвестиций Саудовской Аравии), разработчик Pokemon Go и Harry Potter — Wizards Unite Niantic (стоит примерно 4 миллиарда) и Oculus, оцениваемый в 3 миллиарда долларов.
Основную долю AR/VR рынка представляют технические компании, которые сочетают разработки в компьютерном зрении или играх с AR/VR. За ними следуют разработчики умных очков — две трети этой ниши занято Magic Leap, однако более 50 компаний также работают в этом направлении. Слухи о смерти Google Glass также были преувеличены — в мае 2019 компания объявила о Google Glass Enterprise Edition 2. Преимущества модели в цене (999 долларов) и меньшей громоздкости по сравнению с конкурентами.
Производители шлемов виртуальной реальности замыкают ряд основных игроков AR/VR-рынка, хотя пока никто и не повторил успех Oculus. Прогнозируется, что доход от AR-рекламы к 2021-му составит 17 миллиардов долларов, а пользователи будут всё больше обращаться к визуальному поиску (идентификации объектов камерой смартфона) — пока так делают только 24% американцев.
Ори Инбар, CEO Super Ventures, специализирующегося на инвестициях в AR, говорит о том, что пока мы постоянно переключаем внимание от digital-мира на физический, но скоро будем жить в AR-облаке (AR cloud), которое позволит делиться AR-опытом с разными пользователями и устройствами.
AR-решения на все случаи жизни
Мы живём в эпоху post-mobile, когда технические гиганты производят всё больше AR-решений. В 2018 году Google представил ARCore — набор средств для разработки приложений дополненной реальности, нацеленный на Android-разработчиков. В 2019-м ARCore был установлен на 400 миллионов устройств. Также у набора случилось три основных обновления — Augmented Images, Light Estimation и Scene Viewer.
Augmented Images позволяет оживлять несколько 2D-предметов (например, постеров или карт) и отслеживать их одновременно. В Light Estimation добавили Environmental HDR, который с помощью машинного обучения по одному кадру понимает освещение пространства и регулирует свет, тени и хайлайты цифровых объектов, чтобы они не отличались от физических. Scene Viewer позволяет пользоваться AR-технологиями через веб-браузер (WebAR), не устанавливая специальное приложение.
Одно из ограничений WebAR — плохое масштабирование. Например, если вы собрались оценить, как новый предмет мебели будет смотреться у вас дома, то приложение скорее всего покажет его в размере, рассчитанном на основании стандартного расстояния в 140 сантиметров от девайса до пола. Возможности уменьшить или увеличить объект, исходя из пространства, в которое его помещаешь, пока нет.
Google движется в сторону совершенствования этой характеристики, и начала компания с Google Canary — экспериментальной версии Google Chrome. Однако пока WebAR не очень подходит для навигации внутри помещения, размещения объектов на стены и измерения пространств и вещей физического мира.
Также предсказывают, что в мобильном AR, доля которого составляет 78%, будет лидировать e-commerce. Например, Amazon использует AR-гиды — с ними процент возвратов товаров в 2019-м снизился до 3%. Среди успешных примеров влияния AR-технологий на продажи и успех компании Тим Мерел, CEO Digi-Capital, в выступлении на AWE 2019 называет также Houzz, Olay и Walmart.
Компания по интерьерному дизайну Houzz позволяет поместить любой предмет мебели или элемент декора из их многомиллионного каталога в физическое пространство. Этот AR-инструмент увеличил вероятность покупок на сайте в 11 раз.
Walmart в конце 2018 года запустил приложение AR Scanner — оно позволяет покупателям проверять цены, сравнивать товары на полке и их рейтинг на сайте гипермаркета. В итоге покупатели в среднем двигаются по магазинам сети быстрее и покупают больше.
Бьюти-бренд Olay запустил приложение Olay Skin Advisor, которое рассчитывает уход за кожей по селфи. Накопленные данные позволили запустить самый крупный косметический продукт компании за последние 10 лет — увлажняющий крем Olay Whips.
AR и эмпатия
AR позволяет посмотреть на мир с позиции другого, а это ведёт к ощущению близости и эмпатии. Команда из университета Джорджии показала, как у участников эксперимента, посмотревших на мир с позиции коралла в окисляющим океане, повышалась эмпатия к экосистеме и желание защищать окружающую среду.
AR/VR иммерсивная платформа Embodied Labs позволяет ощутить опыт пациентов с разными заболеваниями от первого лица при просмотре интерактивного 360-градусного фильма и взаимодействии с миром пациента через объекты, генерируемые компьютером. Например, есть возможность посмотреть на мир глазами Альфреда, переживающего возрастную макулярную дегенерацию (причина потери центрального зрения) и высокочастотную потерю слуха, или узнать, как изменяется восприятие при Альцгеймере через историю Беатрис. С 2019 года с помощью платформы можно также лучше понять, каково жить с деменцией с тельцами Леви (вторая по частоте нейродегенеративная деменция после Альцгеймера) — например, видеть галлюцинации в режиме реального времени. Это позволяет тем, кто заботится о пациенте, понимать, принимать его и повышать качество его жизни.
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.