«Сменилось 4 разработчика». Как работается с человеком-без-которого-всё-рухнет?
Бывает, в команде появляется человек-без-которого-всё-рухнет — он выдвигается на первый план, берёт на себя много, закольцовывает на себе все процессы. Или так получается само собой — что на нём всё строится, а он как атлант подставляет плечи.
Айтишники на разных позициях рассказали нам, каково работать в одной команде с таким человеком (или людьми), как страдают процессы, но уверили, что выход есть. Некоторые решения — довольно экстравагантные, если у вас есть другие — пишите в комментариях.
«Пул реквесты на нём висели неделями, но без одобрения ничего вливать нельзя было»
— Ещё недавно я работал в команде, где был человек-без-которого-всё-рухнет. Он знал всё: структуру приложений, код, бизнес, и даже к кому из заказчиков обращаться в случае чего. Он проектировал приложения с самого старта, хотя после его ухода новый архитектор плевался, да и на мой не столь искушенный взгляд хватало, мягко говоря, сомнительных решений.
До 2022 года он и его команда работали в российском офисе. А потом он перебрался в Польшу, а остальных людей из его команды уволили — и наняли других сотрудников в Польше и в Грузии (так я и попал на проект).
Человек-без-которого-всё-рухнет почувствовал себя незаменимым, начал наглеть.
На сообщения в личке он не отвечал, все вопросы приходилось задавать на общих созвонах — и выслушивать от него, как без него всё развалится. В течение нескольких месяцев у него была указана только одна задача — team support and knowledge transfer.
Когда этот человек, наконец, ушёл, …ничего не развалилось. Правда, у заказчиков была истерика по поводу раздутого бюджета. Но я даже был рад, что он так вёл себя. Это заставило меня посмотреть по сторонам и найти работу на лучших условиях. Я ушёл из «галеры» и сейчас удалённо работаю на шведский стартап, чему несказанно рад.
«Не ошибался, ничего не забывал, никогда не болел и почти не ходил в отпуск»
— Я работаю на стыке логистики и ИТ, и в зависимости от проекта бывает уклон как в одну, так и в другую сторону. Расскажу о методах работы человека, чьи обязанности мне пришлось принять на добрых полгода в качестве временного управляющего.
Мужчина за пятьдесят, назовём его Манфред, был логистом от бога — держал в голове вообще всё, что касалось складских и транспортных процессов. Никогда не ошибался, никогда не допускал промахов, никогда ничего не забывал. А ещё никогда не болел и почти не ходил в отпуск, потому что вся логистика фирмы с оборотом в трёхзначную миллионную сумму евро была завязана на его персону.
Если какой-то начальник отдела, сидящий в одном с ним кабинете, забывался и вставал, чтобы сделать что-то самостоятельно, Манфред грозно спрашивал: «Герр Мюллер, куда это вы собрались? Разве я велел вам что-то сделать? Нет? Правильно. Будьте любезны, сядьте на место и сидите до особого распоряжения».
…И вдруг он уволился и ушёл почти день в день, использовав все свои невыбранные дни отпуска за несколько лет — без объяснения причин. По слухам, не поделил что-то с директором фирмы, но кто ж тут узнает правду. Так или иначе человек, годами диктовавший своим подчинённым руководителям каждый шаг, исчез — и они все настолько растерялись, что работа склада оказалась парализована.
Одинокие бригадиры пытались понять, что им делать, — и терялись. Начальники отделов пересматривали тонны мэйлов в поисках каких-то подсказок. Грузчики слонялись по складу, пили кофе и выкуривали по две пачки сигарет в день.
Потом позвали меня. Мне понадобилось две недели, чтобы войти в процессы, и где-то на третью неделю хаос начал успокаиваться. Всего я там провел 6 месяцев и полностью, конечно, работу не наладил (это была бы задача на годы), но склад уже работал гора-а-аздо самостоятельнее. Каждые два месяца я брал 2-3 дня выходных и разница была видна невооружённым глазом: в первый мой мини-отпуск телефон не замолкал, во второй звонил только раза три, а в третий вообще молчал всю дорогу.
Что было дальше в той компании: после серии экспериментов они наняли опытного руководителя и заместителя, а по сути — двух руководителей вместо одного. И так предприятие работает уже пару лет.
«Разделяй, властвуй и не допускай сближения»
— Управление — это обман. А управление айтишниками — изощрённый обман, — пишет Юрий Сорокин, сo-owner «Sorokin&Kulinkovich Studio» и Non-tech IT Academy Skademy.by. В фейсбуке он описывает ситуацию, когда его как консультанта пригласили в именитую HWSW-компанию, чтобы разрулить конфликт собственника с людьми-без-которых-всё-рухнет. И пересказывает для dev.by суть старого дела с сокращениями:
— Собственник команды N вышел на нас 4 года назад.
Что было бы интересно собственнику: чтобы они передавали знания молодежи и «поменьше вели себя, как сволочи» (определение собственника).
Поговорили с разработчиками. С их слов выяснилось, что это собственник — «сволочь. Не понимает технической части, продает [мусор] и делает это неправильно». Персонал, в основном, — «дрянь, к аксакалам уважения никакого, потому что не понимают, кто их всех кормит», да и вообще, они уже о пенсии думают в свои-то 43–47 лет. Что делать?
Хорошо, давайте разберемся, чем заняты ребята. И вот тут удивительный сюрприз — выяснилось, что это никому не известно. Курируют проекты, где и так есть тим- и техлиды, а ещё занимаются отчасти подбором. И это 10+ человек. Интересно. [Пробуем разобраться, но собственник отвечает расплывчато — мы опять расходимся].
Собственник нанимает эйчар-директора. Вместе они пишут процесс наставничества. В первый день, познакомившись с костяком компании, HRD зачитывает им этот процесс. А именно: каждому из вас выделятся разработчик, которому вы будете «бадди» — вроде как «приятель-ментор-не-разлей-вода». Мы внедряем методы баддинга, наставничайте с богом. Это перспектива. Это будущее и вас, и всей нашей компании.
В комнате тихо. Итог — коллективная делегация к собственнику и в один голос: «Либо уйдет она, либо мы».
Полгода молчания. Опять пишет собственник. За полгода его стейкхолдеры перестали с ним разговаривать. Вообще. Получают деньги, делают, что хотят. Собственнику тоскливо, он в ужасе, но разрубить узел не может никак.
Ребята все живые. Нормально c нами контачат. А про то, что с собственником не говорят, так: «А о чём нам с ним говорить? Пусть радуется, что процесс поддерживаем, и хватит».
Такие ситуации сильно злят, так как выход из них может быть только самым диким.
И мы начали. В собственности компании находился небольшой офис на 10 человек. И мы переселили туда всех стейкхолдеров разом. С полным сохранением всей зарплаты и с полным выключением их из дел компании.
Мотивация была простая — помариновать неизвестностью.
Первую и вторую неделю разработчики приходили к 12:00, кто-то уходил в 15:00. Никаких взысканий не было принципиально. Они хотели нас поймать на репрессиях и устроить бунт, но не тут-то было. Ходите, куда хотите, и получайте зарплату.
Пошла третья неделя. Стали приходить вовремя и начали активно комментить проекты. К концу месяца первые два разработчика позвонили нам, чтобы поговорить. Мы с ясными глазами говорили, что всё сделали, как они и сказали: не мешали работать и не грузили всякой ерундой. Они стейкхолдеры, поэтому сами знают, что делать. Этот ход сработал. Процессы, которые их не устраивали, на расстоянии стали их очень сильно раздражать. Тем более, мы попросили команды не особенно оперативно реагировать на их комментарии. По корпоративному сленгу это называлось «сохатить».
Первой ласточкой изменений было затребование ими прямо себе под бок «ландскнехтов» (иначе говоря — PM), через которых они могли бы проводить свою волю на команды. «Ландскнехты» были неэффективны первое время и ребята попросили доступ к остальным сотрудникам.
Ну нет. Доступ получили сначала только двое из десяти. Их десантировали обратно в центральный офис. Забегая вперёд, скажу, что доступ к телам получили потом ещё двое. Что делать с остальными? Это просто. Мы уже их прилично «отформатировали». Спетого недовольного коллектива не осталось. Теперь им нужно было подсказать выход, но сделать это так, чтобы говорили они.
«Чего вы хотите?» — спросили бы неопытные управленцы и сразу проиграли бы битву. Мы же спросили: «Что надо делать?». Они ответили: «Строить правильный деливери в компании, причём разный по каждому направлению».
Вот и всё. Теперь мяч на нашей стороне, и мы можем наполнить это понятие разными смыслами, а ребят задействовать, как хотим. Раз! Им новые звёздочки на погоны — консультантские. Два! В руки по техническому направлению, в котором они и будут строить это деливери.
Что в итоге: пятилетний бунт исчерпан. Наставничество есть. Спетости нет, все при деле. Выстроены кастомные процессы доставки для одной из самых непростых ИТ-компаний. Разработчики сами (!) написали под свои направления регламенты, — рассказывает Юрий Сорокин.
А у вас был опыт работы с людьми-без-которых-всё-рухнет? Может быть, это вы и есть? Пишите в комментариях.
dev.by, как и другим честным медиа, сегодня очень сложно: редакция работает за пределами страны, а наши рекламные доходы сократились в несколько раз. Но мы справляемся — с вашей помощью. Это вы делитесь с нами инфоповодами, мнениями, опытом, временем и вниманием. А 210 читателей поддерживают нас донатами.
В 2023 году мы хотим собрать 1000 читателей-подписчиков.
Как разработчик в Польше работал курьером (но потом всё получилось)
@dzikpic, канал для айтишников в Польше, рассказал историю Александра. Перед тем, как попасть в польскую компанию, он два месяца доставлял еду в Glovo. Каково это — ездить на велосипеде по 10-12 часов в день и почему маникюрщица зарабатывает больше разработчика.
Айтишник купил дом в Польше. Как получить разрешение в 2023, когда отказов больше
@dzikpic, канал для ИТ-экспатов в Польше, рассказывает историю белорусского айтишника, который купил дом в Гданьске, с комментариями эксперта. Обсудить историю можно в чате.
что то в духе "как нанять людей которые выстроят тебе бизнес, перехватить их знания и навыки и если они будут сильно претендовать на дивиденды от вложения своих заний и навыков, что бы их можно было легко выставить за дверь"
Однобоки вышел взгляд на ситуацию. Все обрисовали этих самых людей, без которых всё рухнет как каких-то наглых сволочей. Которые всем портят жизнь, терроризируют команду и компанию. И сними срочно надо что-то делать. А вот у меня другой опыт.
Был я когда-то в такой команде где был такой человек. Без него всё рухнет. Это сразу было видно как попал в команду. Но не потому что он тут сделал всю архитектуру и вёл все процессы и всё вот это что тут было описано. Это просто был очень умный человек. Очень большой опыт, действительно вёл несколько проектов. Дополнительно занимался открытыми проектами. На нём держалось потому что у него всегда можно было спросить, попросить помощи. Отзывчивый, добрый и умный человек. Если чего и не знал, подсказывал куда копать.
Ничего никуда не развалилось. Я пришёл в отрасль по призванию а не за деньгами, мне тоже захотелось стать специалистом потому я у него просто учился. За несколько лет работы в команде он просто подтянул остальных, меня в том числе.
Да, потом он всё-же ушёл, но к этому моменту люди уже были в состоянии справиться сами.
Человеку тому я до сих пор благодарен. Как думаю и вся команда которая на данный момент уже разбежалась по миру и многие из нас стали сами такими-же людьми на которых многое держится.
Остаётся надеяться только что если или когда (а может и уже) мы будем на его месте нам хватит терпения и сил так-же спокойно и качественно подготовить себе замену перед тем как уходить.
Сорокин смешной ) Он даже выдумать историю прилично не смог.
А жизненна только история про Манфреда. Поэтому если тебе повезло с таким работать, учись и не жужжи.
alekseyrr
Дегустатор смузи в ООО "Смузи-много-не-бывает"
Обычно 80% работы делают 20% людей. А остальным фиолетово всё. Ауторсу это как бизне у надо чтобы часы продавать, а продуктовым ради резерва да и затраты там все равно не основные на это.
Вот так и кормили кучу бездельников по сути, налезло в отрасль туча за длинным рублём.
Anonymous
ceo в localhost
12 мая 2023, 18:24
-7
Меня всегда тригерит от слова "ребята" (видимо калька guys) применительно к айти командам. Как будто речь о молодых джунах работающих за еду. Я например не хочу быть "ребятенком" , а хочу чтоб ко мне относились серьезно.
Пользователь отредактировал комментарий 12 мая 2023, 18:24
alekseyrr
Дегустатор смузи в ООО "Смузи-много-не-бывает"
Во всех этих историях я бы катил бочки не на людей-без-которых-все-рухнет, а на начальство. Это его задача видеть бутылочные горлышки и принимать меры. А ключевые люди просто делают свою работу.
п.с. Третья история какая-то совершенно нечитабельная. Если я правильно понял, то в компании просто выключили все процессы и стали ждать, что будет. Это на масштабе 10 команд. И через пару недель все чудесным образом само выстроилось в работающий процесс. Похоже на выдумку или какое-то сильное упрощение того, что происходило на самом деле. В любом случае не понятно, какие выводы из нее делать
Пользователь отредактировал комментарий 12 мая 2023, 18:30
Я как-то работал в команде, где один разработчик решил полностью посвятить свою жизнь проекту. Он работал на выходных, он помогал с каждым релизом, даже если это было для него 4 утра, он брал на себя задачи, которые не влезали в капасити команды. У него были пароли от прода, которых не должно быть ни у кого. Он мог мержить собственные пул риквесты, когда очень нужно, и в одиночку релизить хотфиксы. Все это происходило постепенно, но начальство не мешало - всем нравилось иметь такого "мистера Вульфа", который просто решает проблемы 24/7. Ни о какой передаче знаний и работе с командой и речи не было. Команда ему только мешала. На документацию, тесты и объяснения не было времени. Откуда оно возьмется, когда работаешь по 15 часов и никому не доверяешь? В какой-то момент у него разгорелся конфликт с главным менеджером, и он ушел. Все начальство было в ужасе - им казалось, проект остановится, релизы прекратятся, хотя команда насчитывала человек 15. Действительно, какое-то время было тяжело объяснить клиентам, почему мы больше не можем включать задачи за день до релиза и не хотим работать на выходных. И что у нас есть какое-то там капасити. Мне кажется, никаких выводов ни менеджеры, ни клиенты не сделали. Когда следующий психопат решит сгореть, но стать легендой, ему дадут зеленый свет
Обожаю работать в команде с "человеком-без-которого-всё-рухнет". У него, как правило, можно многому научиться. Да и проблема не в собственно наличии такого человека, а в том, какие отношения выстроены между ним и остальными членами коллектива, в том числе руководством.
Огромный плюс в наличии такого человека - это очень короткий рычаг при принятии решений относительно продукта (развитие, рефакторинг или багфиксинг). Это экономит существенные деньги заказчика.
Минус - наличие глупого руководителя в команде, где есть "человек-без-которого-всё-рухнет". Глупый руководитель, вместо того, что бы наладить взаимодействие между членами команды (в том числе постоянный трансфер знаний), занимается самоутверждением, доказыванием того, "кто тут на самом деле главный".
Зачем же так сразу клеймить команды? Единственное условие чтобы создать "человека-без-которого-всё-рухнет", это наличие продукта, который разрабатывался в течении длительного периода времени (скажем от 6-8 лет). Добавляем естественную ротацию и тогда единственный "выживший" и будет тем самым незаменимым разработчиком.
Сама команда может целиком состоять из очень сильных разработчиков, но без знания доменной области, процессов, зоопарка сервисов, инфраструктуры и людей в соседних командах, все эти "синьоры" и так будут ходить за советом к "выжившему".
Да, я тоже слышал, что дворяне одно время в одной стране себя называли себя равными монарху, а он типа просто чутка лучше. Суть в том, что это просто словоблудие ибо царь он и в Африке царь, как его не назови.
И как выше уже отметили, не убогость создаёт людей-носителей-ключевых-компетенций, а сам ход жизни. Было и у меня пара долгоиграющих проектов, которые стартовались горсткой людей и которые разрастались до приличных масштабов и по количеству команды и по времени жизни проекта. Через два-три года от первоначальной горстки хорошо если останется пара-тройка человек, носителей знаний одновременно об архитектурных нюансах проекта, способах и причинах текущей реализации, о взаимодействии с бизнесом, да и те вот-вот разбегутся от скуки. А новым людям лень читать доки, да и слишком сложна уже система, что бы было время разобраться во всех её частях, им проще и быстрее спросить носителя знаний, так естественным путем и появлялись "человеки-без-которых-всё-рухнет".
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.
что за дичь я прочитал
+. "сохатить"
Третью историю как будто гпт генерил
что то в духе "как нанять людей которые выстроят тебе бизнес, перехватить их знания и навыки и если они будут сильно претендовать на дивиденды от вложения своих заний и навыков, что бы их можно было легко выставить за дверь"
Однобоки вышел взгляд на ситуацию. Все обрисовали этих самых людей, без которых всё рухнет как каких-то наглых сволочей. Которые всем портят жизнь, терроризируют команду и компанию. И сними срочно надо что-то делать. А вот у меня другой опыт.
Был я когда-то в такой команде где был такой человек. Без него всё рухнет. Это сразу было видно как попал в команду. Но не потому что он тут сделал всю архитектуру и вёл все процессы и всё вот это что тут было описано. Это просто был очень умный человек. Очень большой опыт, действительно вёл несколько проектов. Дополнительно занимался открытыми проектами. На нём держалось потому что у него всегда можно было спросить, попросить помощи. Отзывчивый, добрый и умный человек. Если чего и не знал, подсказывал куда копать.
Ничего никуда не развалилось. Я пришёл в отрасль по призванию а не за деньгами, мне тоже захотелось стать специалистом потому я у него просто учился. За несколько лет работы в команде он просто подтянул остальных, меня в том числе.
Да, потом он всё-же ушёл, но к этому моменту люди уже были в состоянии справиться сами.
Человеку тому я до сих пор благодарен. Как думаю и вся команда которая на данный момент уже разбежалась по миру и многие из нас стали сами такими-же людьми на которых многое держится.
Остаётся надеяться только что если или когда (а может и уже) мы будем на его месте нам хватит терпения и сил так-же спокойно и качественно подготовить себе замену перед тем как уходить.
"Люди-на-которых-все-держится" -- это не тип личности, поэтому логично что среди них могут быть как полные мудаки так и вполне себе приятные люди.
Сорокин смешной ) Он даже выдумать историю прилично не смог.
А жизненна только история про Манфреда. Поэтому если тебе повезло с таким работать, учись и не жужжи.
Я статью не читал, но пахнет инфоцыганством :)
Обычно 80% работы делают 20% людей. А остальным фиолетово всё. Ауторсу это как бизне у надо чтобы часы продавать, а продуктовым ради резерва да и затраты там все равно не основные на это.
Вот так и кормили кучу бездельников по сути, налезло в отрасль туча за длинным рублём.
Меня всегда тригерит от слова "ребята" (видимо калька guys) применительно к айти командам. Как будто речь о молодых джунах работающих за еду. Я например не хочу быть "ребятенком" , а хочу чтоб ко мне относились серьезно.
Пользователь отредактировал комментарий 12 мая 2023, 18:24
Дед? Иди на завод - там будет уважение :)
Нормальная у тебя шиза - триггериться на ребята, однако) уважения не хватает. А с чего тебя вообще уважать)
Во всех этих историях я бы катил бочки не на людей-без-которых-все-рухнет, а на начальство. Это его задача видеть бутылочные горлышки и принимать меры. А ключевые люди просто делают свою работу.
п.с. Третья история какая-то совершенно нечитабельная. Если я правильно понял, то в компании просто выключили все процессы и стали ждать, что будет. Это на масштабе 10 команд. И через пару недель все чудесным образом само выстроилось в работающий процесс. Похоже на выдумку или какое-то сильное упрощение того, что происходило на самом деле. В любом случае не понятно, какие выводы из нее делать
Пользователь отредактировал комментарий 12 мая 2023, 18:30
Вывод один "разделяй и властвуй", хотя история мутная
ну, такое бывает, если команды сильные, а руководитель был повелевателем - убирают повелевателя и сильные люди все выстраивают сами как им удобнее
Пользователь отредактировал комментарий 15 мая 2023, 21:24
Я как-то работал в команде, где один разработчик решил полностью посвятить свою жизнь проекту. Он работал на выходных, он помогал с каждым релизом, даже если это было для него 4 утра, он брал на себя задачи, которые не влезали в капасити команды. У него были пароли от прода, которых не должно быть ни у кого. Он мог мержить собственные пул риквесты, когда очень нужно, и в одиночку релизить хотфиксы. Все это происходило постепенно, но начальство не мешало - всем нравилось иметь такого "мистера Вульфа", который просто решает проблемы 24/7. Ни о какой передаче знаний и работе с командой и речи не было. Команда ему только мешала. На документацию, тесты и объяснения не было времени. Откуда оно возьмется, когда работаешь по 15 часов и никому не доверяешь? В какой-то момент у него разгорелся конфликт с главным менеджером, и он ушел. Все начальство было в ужасе - им казалось, проект остановится, релизы прекратятся, хотя команда насчитывала человек 15. Действительно, какое-то время было тяжело объяснить клиентам, почему мы больше не можем включать задачи за день до релиза и не хотим работать на выходных. И что у нас есть какое-то там капасити. Мне кажется, никаких выводов ни менеджеры, ни клиенты не сделали. Когда следующий психопат решит сгореть, но стать легендой, ему дадут зеленый свет
Столько текста ради линка на фейсбук с постом двухлетней давности. Нативка или как там это называется?
Обожаю работать в команде с "человеком-без-которого-всё-рухнет". У него, как правило, можно многому научиться. Да и проблема не в собственно наличии такого человека, а в том, какие отношения выстроены между ним и остальными членами коллектива, в том числе руководством.
Огромный плюс в наличии такого человека - это очень короткий рычаг при принятии решений относительно продукта (развитие, рефакторинг или багфиксинг). Это экономит существенные деньги заказчика.
Минус - наличие глупого руководителя в команде, где есть "человек-без-которого-всё-рухнет". Глупый руководитель, вместо того, что бы наладить взаимодействие между членами команды (в том числе постоянный трансфер знаний), занимается самоутверждением, доказыванием того, "кто тут на самом деле главный".
"человек-без-которого-всё-рухнет"
по мне такой лидер/ руководитель может существовать в какой то убогой/ неполноценной команде.
Предпочитаю формулу
Лучший среди равных.
Зачем же так сразу клеймить команды? Единственное условие чтобы создать "человека-без-которого-всё-рухнет", это наличие продукта, который разрабатывался в течении длительного периода времени (скажем от 6-8 лет). Добавляем естественную ротацию и тогда единственный "выживший" и будет тем самым незаменимым разработчиком.
Сама команда может целиком состоять из очень сильных разработчиков, но без знания доменной области, процессов, зоопарка сервисов, инфраструктуры и людей в соседних командах, все эти "синьоры" и так будут ходить за советом к "выжившему".
Да, я тоже слышал, что дворяне одно время в одной стране себя называли себя равными монарху, а он типа просто чутка лучше. Суть в том, что это просто словоблудие ибо царь он и в Африке царь, как его не назови.
И как выше уже отметили, не убогость создаёт людей-носителей-ключевых-компетенций, а сам ход жизни. Было и у меня пара долгоиграющих проектов, которые стартовались горсткой людей и которые разрастались до приличных масштабов и по количеству команды и по времени жизни проекта. Через два-три года от первоначальной горстки хорошо если останется пара-тройка человек, носителей знаний одновременно об архитектурных нюансах проекта, способах и причинах текущей реализации, о взаимодействии с бизнесом, да и те вот-вот разбегутся от скуки. А новым людям лень читать доки, да и слишком сложна уже система, что бы было время разобраться во всех её частях, им проще и быстрее спросить носителя знаний, так естественным путем и появлялись "человеки-без-которых-всё-рухнет".