Устали ждать куратора? Новый инкубатор для айтишников в Польше
Support us

Война, изъятие имущества, налоги. EPAM рассказал о рисках и активах в регионе

EPAM сократил в два раза команду в Беларуси и уменьшил сумму средств на счетах в беларуских банках для работы офиса. Но компания не собирается уходить из страны. Об этом говорится в новом отчёте компании для комиссии по ценным бумагам и биржам США. Узнали подробнее.

25 комментариев

EPAM сократил в два раза команду в Беларуси и уменьшил сумму средств на счетах в беларуских банках для работы офиса. Но компания не собирается уходить из страны. Об этом говорится в новом отчёте компании для комиссии по ценным бумагам и биржам США. Узнали подробнее.

Команда в Беларуси

Компания в своем отчете напоминает, что до 2022 года Беларусь являлась одной из самых крупных локаций (вместе с Украиной и Россией). Однако из-за войны в Украине ситуация изменилась. Сотрудников пришлось релоцировать в другие страны, в результате штат беларуского офиса сократился. Если на конец 2021 года в офисах компании в Беларуси работало 9,4 тысячи производственных специалистов, то на конец 2022 года в два раза меньше — всего 4,5 тысячи человек. Мы уже отмечали, что последний раз меньше 5 тысяч сотрудников в беларуской команде EPAM было 8 лет назад — в 2014 году.

Впрочем, это не повлияло на глобальные планы EPAM. «Мы рассчитываем продолжить работу в Беларуси и обеспечить непрерывность работы бизнеса в стране», — в очередной раз подтвердили свои намерения в компании.

Война, санкции, законодательство

Между тем в EPAM указали на риски дальнейшей работы офиса в Беларуси. Они связаны с войной в Украине, а также с изменением законодательства и возможным вмешательством властей в работу компании.

Так, в отчете компания отмечает, что не может предсказать ход военных действий в Украине, а также его влияние на Россию, Беларусь или регион в целом. Но эскалация конфликта, политическая нестабильность, а также дальнейшие санкции могут негативно повлиять на бизнес, убеждены в EPAM.

Ранее компания посчитала расходы из-за войны в Украине. С учетом помощи украинским сотрудникам и семьям, расходов на релокацию и уход с российского рынка затраты составили около 120 миллионов долларов.

В отчете EPAM также касается темы изъятия имущества в Беларуси.

По всей видимости, компания имеет в виду закон, который был принят в начале января этого года. Он позволяет отнимать имущество у иностранных (или «находящихся под контролем иностранных») физических и юридических лиц, которые совершили (или подтолкнули к совершению) недружественные действия в отношении Беларуси.

Добавим, что EPAM попал в расширенный список юрлиц с акционерами из недружественных стран. Таким компаниям запрещено отчуждать доли (акции) в беларуских юрлицах без разрешения Минфина. Кроме того, в начале года вышел еще один закон, затрагивающий работу компаний с иностранными акционерами. Такие компании власти могут передать на полтора года под внешнее управление.

В отчете упоминаются и риски, связанные с возможным изменением налогового законодательства, в том числе в Беларуси. Это может быть рост налоговой нагрузки, корректировки налоговых льгот. По прогнозам компании, это привело бы к росту расходов и негативно повлияло бы на финансовое положение.

Активы

Пока же EPAM уменьшил сумму средств на счетах в беларуских банках для операционных нужд и поддержания работы офиса, следует из отчета. На конец года компания держала в банках 28 миллионов долларов в эквиваленте — на 30% меньше, чем полгода назад. По всей видимости это прямо связано с двукратным сокращением штата беларуской команды.

Общие активы EPAM в Беларуси также сократились. Если на конец 2021 года их стоимость оценивалась в 75,4 миллиона долларов, то на конец прошлого года — в 57,3 миллиона долларов. За год стоимость активов уменьшилась почти на четверть.

На первом месте по стоимости активов Украина, но сумма активов также уменьшилась. При этом компания перестала публиковать информацию об активах в России.

На конец 2021 года активы EPAM в России оценивались в 16,6 миллиона долларов. В начале ноября прошлого года стало известно, что EPAM подписал соглашение о продаже своих активов в России третьей стороне. Компания не назвала покупателя активов и предполагаемую сумму сделки.

Как следует из нового отчета EPAM, в конце 2022 года срок действия соглашения о продаже активов истек. «В настоящее время мы пересматриваем условия этого соглашения и рассматриваем другие стратегические альтернативы», — отмечает компания.

В EPAM затруднились спрогнозировать сроки завершения продажи активов. Также в компании отметили, что из-за санкций в отношении России и ответных контрсанкций усложнился доступ к наличным деньгам в российских банках, также были ограничены возможности по выводу средств из России.

EPAM Systems напрямую и через одноименную кипрскую «дочку» владеет в России несколькими организациями: ООО «ЭПАМ Решения», ООО «Коудвеб» и ООО «ЭПАМ Системз». Первые две компании уже официально ликвидируются.


Вы дочитали этот материал до конца. Если вы здесь оказались, значит, скорее всего, вас что-то зацепило. Потратьте еще 30 секунд, пожалуйста.  

Беларуское ИТ нельзя представить без dev.by.

Мы уже почти 15 лет делаем важные и честные материалы, помогаем каждому из вас делиться профессиональным опытом и мнениями, робім беларускую версію. Мы радовались успехам индустрии вместе, обращали внимание на несправедливость, даём слово каждому.

Сегодня редакция dev.by — команда удалённых беларусов из 10 человек. Ещё у нас есть менеджмент, бэкофис и, конечно, технические специалисты. У нас 600+ тысяч читателей каждый месяц и десятки тысяч в телеграм-каналах и социальных сетях. Мы выпускаем 300+ новостей и больших текстов, вроде того, что вы только что читали. Все беларуские медиа цитируют dev.by.

У всех тёмные времена. И мы идём через идеальный шторм вместе с комьюнити. Наши рекламные доходы, которые были источником финансирования редакции, сократились в несколько раз.

При этом мы уверены, что тем более важно продолжать оставаться местом встречи беларусского ИТ-сообщества — всех, кто остаётся и уезжает.

Вы можете нам помочь. В конце прошлого года мы запустили подписную кампанию — начали собирать донаты от читателей. Мы хотим в 2023 собрать 1000 читателей-подписчиков. Сейчас их 170. 

Помочь нам можно через Patreon. Сейчас средний чек — около 10$, но мы рады любой сумме. Ежемесячные платежи делают наши планы более предсказуемыми, но вы сами смотрите, как вам удобно :) 

В Беларуси Patreon заблокирован. Мы будем добавлять другие способы.

Спасибо, что прочитали это сообщение.

Команда EPAM в Беларуси сократилась наполовину в 2022
Команда EPAM в Беларуси сократилась наполовину в 2022
По теме
Команда EPAM в Беларуси сократилась наполовину в 2022
EPAM посчитал выручку и расходы из-за войны за 2022 год
EPAM посчитал выручку и расходы из-за войны за 2022 год
По теме
EPAM посчитал выручку и расходы из-за войны за 2022 год
EPAM стал налогоплательщиком №1 в литовском ИТ (рост в 6 раз!)
EPAM стал налогоплательщиком № 1 в литовском ИТ (рост в 6 раз!)
По теме
EPAM стал налогоплательщиком № 1 в литовском ИТ (рост в 6 раз!)
Читайте также
Так заблокируют или нет? Смотря когда вы открыли счёт. PKO ответил devby про ВНЖ
Так заблокируют или нет? Смотря когда вы открыли счёт. PKO ответил devby про ВНЖ
Так заблокируют или нет? Смотря когда вы открыли счёт. PKO ответил devby про ВНЖ
На прошлой неделе банк сделал массовую рассылку о блокировке счетов клиентов без ВНЖ.
1 комментарий
«Пока не иду в «Жабку». Но тяжело делать настолько мало». Каково мужьям айтишниц в эмиграции — три эмоциональных рассказа
«Пока не иду в «Жабку». Но тяжело делать настолько мало». Каково мужьям айтишниц в эмиграции — три эмоциональных рассказа
«Пока не иду в «Жабку». Но тяжело делать настолько мало». Каково мужьям айтишниц в эмиграции — три эмоциональных рассказа
Как живут жёны айтишников, мы в основном знаем из соцсетей: они много путешествуют, посещают мастер-классы и спа-салоны, возят детей на творческие кружки, пробуют себя в разных профессиях и могут позволить себе вообще не работать. (Если что, мягкая ирония.) А как живётся мужьям айтишниц? Имеют ли они такую же свободу для саморазвития и самореализации? И могут ли перестать беспокоиться о деньгах? Особенно после релокации в другую страну.
20 комментариев
«Посидеть с внуком по видео». Как поддерживают родителей, которые остались
«Посидеть с внуком по видео». Как поддерживают родителей, которые остались
«Посидеть с внуком по видео». Как поддерживают родителей, которые остались
Можно ли помогать родителям удалённо? Берите идеи на заметку и делитесь в комментариях своими.
2 комментария
Хотят домой, но не могут. А иногда уже и не хотят. Беларусы в эмиграции — кто мы/ они? Ресёрч, часть 1
Хотят домой, но не могут. А иногда уже и не хотят. Беларусы в эмиграции — кто мы/ они? Ресёрч, часть 1
Хотят домой, но не могут. А иногда уже и не хотят. Беларусы в эмиграции — кто мы/ они? Ресёрч, часть 1
В проекте «Тамтэйшыя» исследуем самоощущение беларусов в эмиграции. 
76 комментариев

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале

Обсуждение
Комментируйте без ограничений

Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.

happy_roger
happy_roger Философ в Планета Земля
-3

Но компания не собирается уходить из страны.

Странно, а тот же Ашан хейтят, за то, что он из РФ не ушёл. Может и ЕПАМ начать хейтить тогда?
На моё мнение, какие-то двойные стандарты получаются. Кто-то должен сужать бизнес под давлением общественности. А кто-то видите-ли сам решает, продолжать ему поддерживать *** или нет. Позорище Добкину жирное.

Anonymous
Anonymous
-7

Дааа, не по релокантски это как-то

Лаврентий  Лучезарный
Лаврентий Лучезарный Пилот межзвёздного пространства в Космолёт
-4

А причём тут Добкин, когда яйцеголовые ещё в 2020-м единогласно решили что цитата "бастовать должны шахтёры" )))) Сказали - сделали.

3

... начать хейтить тогда

Следуя вашей логике, Добрый человек, правильно ли я понимаю, что, для того чтобы заслужить ваше одобрение, все население Беларуси должно выехать из страны (включая пограничников)?
Куда, как и где оно будет выживать, вас понятно не интересует. Вас интересует оставленная территория?

Пользователь отредактировал комментарий 3 марта 2023, 14:49

-2

EPAM не так и много денег даёт беларуским властям. Благодаря ооочень льготному налогообложению.
EPAM не оказывает никакого влияния на беларускую экономику. Т. е. работает не экономику США. В основном.
Так что уход (частичный) EPAM из Беларуси не большая проблема для беларуских властей.

Экономически намного сильнее от ухода EPAM страдают его сотрудники, беларуские IT шники. В Польше и Литве недвижимость в два раза дороже, а разница в з/ п brutto и netto порядка 36%.
Теряет и Беларусь. Т. к. здесь становится меньше людей среднего класса с Западным образом мышления.

happy_roger
happy_roger Философ в Планета Земля
2

Перечислите пожалуйста на мой счёт эти "не так и много денег".

0

А почему все эти деньги только вам? Лучше разделить на всех 9 млн. 300 тыс. беларусов. Получится $ 3- 5. Пообедать может и хватит.

2

EPAM и другие кнопкодавы дают настолько никакого влияния на белорусскую экономику, что потенциальная потеря экспорта услуг (если грубо посчитать 16000 работников * среднюю ЗП * 12) составляет порядка 500-600 миллионов долларов в год, а всего в прошлом году экспорт услуг составил 9,2 миллиарда.

И это мы не говорим про потери от внутреннего потребления (падение розничных продаж за январь в Минске, где концентрируются "кнопкодавы" в 2 раза выше, чем в среднем по стране)

alexsf
alexsf CEO в SF designer of the future

Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement

-6

Весь ПВТ перечислил $ 290 млн. в бюджет РБ в 2021 г. Это составляет 2.2 % от величины бюджета РБ.
Экспорт ІТ услуг составил $ 3.2 млрд. (а не $ 9.2 млрд) в 2021 г. Но это деньги которые получили частные иностранные компании, которые входят в ПВТ. Сколько из них пошло на текущие расходы в РБ и осталось здесь ? Определённо намного меньше.
Ну а то что 16000 уволенных в 2022 г. IT шников остались без своей IT шной зарплаты это их проблемы. Придётся доставать деньги из загашников. Как это влияет на остальную Беларусь?

-3

"16000 уволенных в 2022 г. IT шников остались без своей IT шной зарплаты"

Это показывает что от санкций страдают в первую очередь сотрудники IT компаний, а не режим.

6

9,2 млрд - весь экспорт услуг в РБ за 2022 года, а не только ИТ, то есть 16000 человек дают 5+ процентов всего экспорта услуг, куда входит кроме ИТ, трубопроводный транспорт, международные авто и жд перевозки, иные услуги

16000 уволенных из IT означает, что они свою зарплату стали получать и тратить за пределами РБ, то есть РБ в чистом виде потеряла экспорта услуг, как минимум, на 500-600 млн долларов США в год (в условном EPAM только в Вильнюсе выросла численность в 4,5 раза). Поэтому никто деньги из загашников не достает, а на остальную Беларусь это влияет негативно, что признал министр экономики РБ недели две назад (можете покопаться на БЕЛТА

Ваша доля в 2,2% от бюджета РБ в виде отчислений от ПВТ некорректна, так как не учитывает косвенных налогов (один НДС составляет около 30% бюджета), а их платят в том числе и сотрудники ПВТ. Можете вычленить их долю? Можно легко предположить, что она в среднем в 3-4 раза выше, чем у среднего работника.

Практически весь экспорт услуг в ИТ, приходящий в РБ, представляет расходы на зарплату + сопутствующие расходы (аренда офиса, работы секретарши, ведение бухучета, оплата электроэнергии), поэтому ваш пассаж относительно "осталось здесь" некорректен. Он почти весь остался здесь.

Отток ИТ-ников влияет на остальную Беларусь таким образом, что из падения в январе ВВП на 5% 0,8 процентных пункта составил именно ИТ-сектор.

Пользователь отредактировал комментарий 5 марта 2023, 16:32

-4

"16000 уволенных из IT означает, что они свою зарплату стали получать и тратить за пределами РБ".

Не все они релоцировались за пределы РБ.

Dev.by даёт такие оценки:
С августа 2020 г. до конца 2022 г. из РБ релоцировались 23 тыс. IT шников. Причём в Польшу релоцировались 7.9 тыс. ещё до февраля 2022 г.
В Литве сейчас 4.5 тыс. IT шников. До февраля было 1.5 тыс.
В таком плане можно продолжить и про Узбекистан, Грузию etc.

Так что не все уволенные в РБ IT шники релоцировались это факт. Многие страдают здесь.

При средней зарплате IT шников в РБ $2000 (dev.by даёт даже $1600 на 2022 г.) , 16000 IT шников получили бы

2000 × 12 × 16000 = $ 384 млн.

А т. к. уволили их не сразу всех 1 января, а в течение года, разделим

$ 384 ÷ 2 = $ 192 млн.

а не $ 500 - 600 млн. по вашей оценке.

"ваш пассаж относительно "осталось здесь" некорректен. Он почти весь остался здесь."

Однако прибыль компаний надо всё таки вычесть из этих $3.2 млрд.
Да и все расходы на приобретение техники, типа компьютеров etc., оплаты услуг по междунароной коммуникации, типа vpn etc. даже служебный транспорт. Это всё не made in Belarus и надо платить валютой.
Да и сами IT шники кое что потратили в своих поездках за рубеж и на то что не made in Belarus.

Я к тому что далеко не все эти $3.2 млрд. остались в Беларус банке.

"2.2 % не учитывает косвенных налогов (один НДС составляет около 30% бюджета), а их платят в том числе и сотрудники ПВТ"

Ну и какая часть, например НДС, платят сотрудники ПВТ?

Примем их 50 тыс. Зарплата каждого в четыре раза больше среднего работника РБ. Таких в РБ 5.5 млн.
4 × 50 тыс. = 200 тыс.
Т. е. 50 тыс ITшников ПВТ платят НДС как 200 тыс. средних работников РБ.

200 тыс. ÷ 5.5 млн. = 0.036 или 3.6 %

Т. е. в 30 % НДС совской части бюджета 3.6% вклад IT шников или порядка 1% во всём бюджете.

4

vivikine, К чему мне ваши расчеты в виде портянок основанные на оценках dev.by, личных впечатления сколько уехало или не уехало. По факту из официальных источников типа Белстат мы имеем за 2022 год в отношении ИТ:

минус 16 000 человек из отрасли (да, возможно, кто-то перешел работать в банк или на Горизонт, но одновременно в Белстат не попадает статистика по условным фрилансерам Upwork и работникам небольших компаний, которые не подают каждый месяц отчетную статистику, поэтому цифра вполне корректна с общими потерями). падение экспорта ИТ услуг произошло в значительной степени только из фонда оплаты труда уехавших (ну, хорошо, пусть кто-то пошел ковать болванку на МТЗ). Да, в прошлом году они были размазаны по году, но в этом этот минус будет в полном объеме показан и это уже показывает январь, когда по отрасли год к году -13%.

-в 2021 году общий экспорт ИТ услуг из РБ составил 3,2 млрд. долларов (этим хвастались очень долго по госТВ), а за 9 месяцев 2022 года только 2 миллиарда (цифра из госСМИ). Даже если не учитывать явное затухание по причине роста в первой половине года из-за релокейт-бонусов, сокращения персонала и посчитать по среднему, то выходит в районе -500 млн долларов США по итогам 2022 года.

-специфика ИТ-сектора в том, что основная доля себестоимости приходится на оплату труда, поэтому вы будете удивлены, если возьмете в руки калькулятор и посчитаете общегодовой фонд оплаты труда + налоги. Итоговая цифра будет сравнима с общим экспортом ИТ-услуг. Именно в оставшейся разнице и будут лежать все расходы на ведение бизнеса (аренда офиса, покупка ноутбука, кофе для кофемашины, электроэнергия и т.д), так как прибыль у местных компаний равна практически нулю из-за специфики аутсорса.

А по факту мы имеем депрессию и очень мутные перспективы отрасли, которая в РБ работала стабильно и прирастала в районе 8-10% в год, расширяясь каждый месяц на 200-300 человек. И, кстати, именно ИТ-сектор выдал львиную долю всего роста ВВП РБ с середины 10-х годов на фоне стагнации других отраслей.

4

Не надо смешивать не-уход Ашана из РФ (ЭПАМ ушел из РФ, но юридические вещи не всегда от компании зависят) и слова про то, что ЭПАМ не планирует уходить из РБ пока...(и тут важные но: пока есть таланты, клиенты и компанию не выдавливают из страны)

Anonymous
Anonymous Developer в GameDevelopment
11

EPAM мог быть лицом страны, если б не "крэпкiя хазяйственнiкi", которые ни на что больше не способны кроме как отжать, наказать, запретить, закатать в асфальт. Это ж надо доуправляться до того чтоб люди из страны бежали...

Пользователь отредактировал комментарий 3 марта 2023, 14:44

alexsf
alexsf CEO в SF designer of the future
7

Когда дают оружие тем кто исполняет приказы,так с экономикой и бывает.

4

y них одна извилина управления: страхом.

Anonymous
Anonymous
-10

Пффф, епам бы лучше думал об оставшихся сотрудниках, особенно которые переехали, а не строил наполеоновские планы. По рассказам многих моих знакомых-релокантов, они живут за границей на грани выживания выходя ели в 0.

1

Бедолаги, похоже бабки сжигают. Даже с учётом средней зп выше гораздо чем в РБ, и более высоких налогах зп специалиста в 3-4 больше средней зп в странах восточной Европы. Поэтому "не верю".

Пользователь отредактировал комментарий 5 марта 2023, 20:45

Anonymous
Anonymous
-2

О, местная епам агентура подтянулась! Ваши утверждение про " в 3-4 раза большую зп" выглядят для меня очень смешно, особенно когда я знаю среднюю зп, к примеру в Польше, и точно подтвержденную зп, которую получают люди после релокации)) Но воздержусь от публикации точных цифр, бо знаю вашего брата и как вы любите накидывать на вентилятор.

Пользователь отредактировал комментарий 5 марта 2023, 21:38

-2

Так и знал, что ОБС. )))) Заранее знал.

0

Ну я думал вы для приличия Германию или Нидерланды приведете. А так в Польше действительно itшники все ещё получают 3х средней зп. Опять же, именно средний айтишник, по сравнению со средней зп вне it. А не интер/джун версус средний класс в Польше.

2

Ну Вы так и не расскажете, про эту грань выживания "ели в 0".
Это называется ОБС . Одна бабка сказала.

1

Подтверждаю. Для джунов и мидлов справедливо на 100%.
Локации Грузия и Узбекистан вилка 1300-2000, вычесть налоги ( низкие для этих локаций ) и на жильё 500-700, и останется меньше тысячи на хлеб.
Если на еде и одежден не экономить то будет 0. Если с семьёй - то и минус.
Для локаций Польша Литва зп будет больше но и налогов 30-40% и минус жильё, остаётся меньше тысячи.
Про 3х зп в Польше это ваши фантазии в лучшем случае.