Хотите дальше читать devby? 📝
Support us

«Не в самом простом состоянии». Как изменилась риторика властей вокруг ИТ и ПВТ

Возможно, впервые власть Беларуси открыто признала проблемы в ИТ-отрасли и ПВТ.

53 комментария

Возможно, впервые власть Беларуси открыто признала проблемы в ИТ-отрасли и ПВТ.

После совещания у Лукашенко о ПВТ о состоянии ИТ-отрасли высказался директор Администрации ПВТ Всеволод Янчевский. Если коротко: со всех сторон проблемы, но есть перспективы для успешной работы на азиатских рынках.  

— Белорусская ИТ-сфера находится не в самом простом состоянии, — приводит его слова БЕЛТА, — потому что, с одной стороны, понятные всем риски, вызовы, проблемы, связанные с общей ситуацией вокруг нашей страны. Тут вещи неприятные, но совершенно очевидные, потому что на страну и ИТ-сектор давят, и это создает многие проблемы. С другой стороны, в глобальной ИТ-сфере также есть кризис, — обрисовал общий фон руководитель ПВТ. — Есть огромное падение капитализации многих компаний, есть большие сокращения даже в ИТ-корпорациях и так далее.

Мысль том, что у ИТ-отрасли проблемы, ПВТ «хотят задушить экономически», озвучил и Лукашенко. Такие оценки заметно отличаются от тех, что государство декларировало раньше. Раньше они были гораздо более оптимистичными. dev.by вспомнил слова представителей государства о ПВТ за последний год. 

«Слухи о кончине ИТ-сферы в Беларуси сильно преувеличены».

Роман Головченко, май 2022 года:

— Сколько было криков про конец ИТ, шума, что якобы уезжают все! Да, некоторые люди перемещаются, мы никого за руку не держим, кто-то считает, что ему комфортнее работать из другого места, пожалуйста.

При этом у нас в первом квартале приросла валовая добавленная стоимость по такой сфере услуг, как ИКТ (Информационно-коммуникационные технологи. — Прим. dev.by). Реальная зарплата в ИТ увеличилась практически на 2,5%. Выросли инвестиции в эту сферу. Цифры — вещь упрямая, их можно подтасовывать, вытягивать одну цифру, но мы в правительстве видим полную картину. Так что слухи о кончине ИТ-сферы в Беларуси сильно преувеличены.

«Я не ожидал. За три квартала экспорт парка приблизился к $2 млрд»

Александр Лукашенко, ноябрь 2022 года:

— Я не ожидал. За три квартала — 9 месяцев этого года экспорт парка приблизился к $2 млрд. Я этого не ожидал. Я думал, вы там уже разбежались по закоулкам планеты. Немного это меньше, чем в прошлом году. Но, тем не менее, это высокий уровень. Но это три квартала. Год — четыре квартала. Посмотрим, как вы сработаете в четвёртом квартале.

<…> Очень многие вернулись обратно. Попробовали заграницу на зуб и поняли, что в стране, где родился, там ты должен и пригодиться. Это хорошие тенденции. Новые резиденты регистрируются, свои ИТ-продукты создают, осваивают новые рынки.

«Программисты-релоканты при малейшей возможности возвращаются в Беларусь»

Замдиректора ПВТ Кирилл Залесский, январь 2023:

— Сейчас мы видим совершенно чёткую тенденцию, что при всех вынужденных перемещениях наших программистов за пределы страны большинство из них при малейшей же возможности возвращается на родину. Здесь у них дом, здесь у них достойный уровень жизни, образования, медицинского обслуживания и так далее.

Я не знаю ни одного айтишника, который бы с удовольствием уезжал бы из страны. Уверен, что все они при первой же возможности рано или поздно вернутся домой.


Место для оптимизма остаётся и сейчас, считают в ПВТ. Так, напомнив про опыт ИТ-компаний на американском и европейском рынках, Всеволод Янчевский очертил новые перспективы Парка на новых рынках.

— Думаю, что и на новые азиатские рынки наши компании будут заходить успешно, потому что у них есть опыт работы в таких самых жёстких и трудных условиях, — сказал он.

Изменения условий для резидентов ПВТ обсуждаются уже больше года. Так, в марте 2022 года Парк готовил проект по изменению условий работы для ИТ-компаний. В нём были отсрочка от призыва, мораторий на проверки и уголовные дела, возвращение подоходного налога 9%, право вносить наличные на счета компаний и т. д. Администрация просила резидентов вносить свои предложения.

А в апреле правительство утвердило комплексный план поддержки экономики, одним из пунктов которого является предоставление резидентам ПВТ «доступных льгот и преференций по аналогии с мерами, принятыми в Российской Федерации», в том числе права на отсрочку от призыва на военную службу. Предполагалось, что соответствующий указ выйдет до 1 июля 2022 года.

Многие айтишники с интересом ждали правовой акт. Особенно переживала молодёжь: dev.by несколько раз просили написать, «когда уже будет отсрочка от армии».

Однако 1 июля ничего не случилось, в ПВТ судьбу проекта тогда не комментировали. Непонятно, лёг ли в основу «нестандартных подходов» тот самый проект, или это что-то новое. Вероятно, скоро узнаем.


Вы дочитали этот материал до конца. Если вы здесь оказались, значит, скорее всего, вас что-то зацепило. Потратьте еще 30 секунд, пожалуйста.  

Беларуское ИТ нельзя представить без dev.by.

Мы уже почти 15 лет делаем важные и честные материалы, помогаем каждому из вас делиться профессиональным опытом и мнениями, робім беларускую версію. Мы радовались успехам индустрии вместе, обращали внимание на несправедливость, даём слово каждому.

Сегодня редакция dev.by — команда удалённых беларусов из 10 человек. Ещё у нас есть менеджмент, бэкофис и, конечно, технические специалисты. У нас 600+ тысяч читателей каждый месяц и десятки тысяч в телеграм-каналах и социальных сетях. Мы выпускаем 300+ новостей и больших текстов, вроде того, что вы только что читали. Все беларуские медиа цитируют dev.by.

У всех тёмные времена. И мы идём через идеальный шторм вместе с комьюнити. Наши рекламные доходы, которые были источником финансирования редакции, сократились в несколько раз.

При этом мы уверены, что тем более важно продолжать оставаться местом встречи беларуского ИТ-сообщества — всех, кто остаётся и уезжает.

Вы можете нам помочь. В конце прошлого года мы запустили подписную кампанию — начали собирать донаты от читателей. Мы хотим в 2023 собрать 1000 читателей-подписчиков. Сейчас их 170. 

Помочь нам можно через Patreon

Из Беларуси — через Donorbox.

И ещё криптой, тут кошельки.

Сейчас средний чек — около 10$, но мы рады любой сумме. Ежемесячные платежи делают наши планы более предсказуемыми, но вы сами смотрите, как вам удобно :) 

Спасибо, что прочитали это сообщение.

«Нестандартный подход». У Лукашенко обсуждают проекты указов о ПВТ
«Нестандартный подход». У Лукашенко обсуждают проекты указов о ПВТ
По теме
«Нестандартный подход». У Лукашенко обсуждают проекты указов о ПВТ
Лукашенко: «ПВТ надо жестоко шевельнуть»
Лукашенко: «ПВТ надо жестоко шевельнуть»
По теме
Лукашенко: «ПВТ надо жестоко шевельнуть»
Юрий Мельничек почему-то пропал с «доcки почёта» ПВТ
Юрий Мельничек почему-то пропал с «доски почёта» ПВТ
По теме
Юрий Мельничек почему-то пропал с «доски почёта» ПВТ
Помогаете devby = помогаете ИТ-комьюнити.

Засапортить сейчас.

Читайте также
Ciklum ликвидируется в Беларуси
Ciklum ликвидируется в Беларуси
Ciklum ликвидируется в Беларуси
8 комментариев
ПВТ заплатил меньше налогов. И компаний тоже стало меньше
ПВТ заплатил меньше налогов. И компаний тоже стало меньше
ПВТ заплатил меньше налогов. И компаний тоже стало меньше
22 комментария
Ставку отчислений в Фонд ПВТ вернули к 1%
Ставку отчислений в Фонд ПВТ вернули к 1%
Ставку отчислений в Фонд ПВТ вернули к 1%
13 комментариев
1 июля пришло. Айтишники спрашивают, когда ждать «льгот как в России»
1 июля пришло. Айтишники спрашивают, когда ждать «льгот как в России»
1 июля пришло. Айтишники спрашивают, когда ждать «льгот как в России»
1 комментарий

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале

Обсуждение
Комментируйте без ограничений

Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.

zabelarus20
zabelarus20
12

«Программисты-релоканты при малейшей возможности возвращаются в Беларусь»

Better call Shved

alekseyrr
alekseyrr Дегустатор смузи в ООО "Смузи-много-не-бывает"
20

Программисты-релоканты

погромисты-цырарысты :)

при малейшей возможности возвращаются в Беларусь

Чтобы забрать вещи, сделать документы, что-то продать и уехать :)

alekseyrr
alekseyrr Дегустатор смузи в ООО "Смузи-много-не-бывает"
5

уезжают все! Да, некоторые люди перемещаются

Не уезжают, а перемещаются - когда в голове вата вместо мозгов :)

petrunio84
petrunio84
0

эти "яйцэголовые"

zabelarus20
zabelarus20
-3

перемещение это добровольная изоляция ИТ организаций от общественной и культурной жизни Белоруссии. Есть в обществе определенный процент (маленький), не желающий поверить в гарантии стабильности и процветания. Они следующей зимой замерзнут в релокации

deeaitch
deeaitch
7

Уже замёрзли. Это они с того света пишут.

alekseyrr
alekseyrr Дегустатор смузи в ООО "Смузи-много-не-бывает"

Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
[censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement]

alekseyrr
alekseyrr Дегустатор смузи в ООО "Смузи-много-не-бывает"
3

Зачем цензорить совершенно безобидный комментарий? :)
Попытка усидеть на двух стульях?
И цензура и донаты? :)

deeaitch
deeaitch
2

Попытка усидеть на двух стульях?

Или не оказаться на месте tut.by

happy_roger
happy_roger Философ в Планета Земля
-1

Да-да, после удаления моего комментария, я тоже задумался на кого работает команда devby.

alekseyrr
alekseyrr Дегустатор смузи в ООО "Смузи-много-не-бывает"
5

У меня потерли коммент про "посмотреть в зеркало" для реплики "ПВТ «хотят задушить экономически" :)
Дорогая редакция, это fail. У вас команда удалять любую критику в адрес гражданина на букву л? :)
Вы то обозначаете свою позицию, то включаете заднюю :)

serg123
serg123
0

Я бы сказал, что чувствуется давление на команду дев бая со стороны "властей".
[censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement]

alekseyrr
alekseyrr Дегустатор смузи в ООО "Смузи-много-не-бывает"
0

Давление #овна на сфинктер? :)

lookin
lookin Комитёр в доме престарелых для айти-пенсионеров в Нет совпадений
9

Вы что, хотите как в 90е? Где сейчас 286х столько взять?

deeaitch
deeaitch
7

В РБ самые большие микротехнологии. Крепкий хозяйственник все сараи сохранил. Так что интеграл потянет.

deeaitch
deeaitch
3

А вместо литиевых батарей в таких ноутах будет использовать бульбяная энергия

Vitali Danilovich
Vitali Danilovich
0

Интеграл сделает, будут в 3 смены работать!

alexxp
alexxp
2

всем ИТшникам по повестке и вместо смузи - бигус. Зато будзе парадак

happy_roger
happy_roger Философ в Планета Земля
3

А не хочешь по повестке - пиши код за миску риса! Да Беларусь взлетит по аутсорс-заказам! Индусы будут нервно курить в стороне. 2-3 проекта на одного разработчика - это будет норма. Хороший стимул этот... повестка...

deeaitch
deeaitch
2

Интересно что те самый 97% (которые ябатьки) как-то не выстроились в очередь за повестками. А чего так?

zabelarus20
zabelarus20
2

всё просто - они уже давно без всяких очередей на службу записались

alexxp
alexxp
16

"Я не знаю ни одного айтишника, который бы с удовольствием уезжал бы из страны. Уверен, что все они при первой же возможности рано или поздно вернутся домой."
Верно. Нас вынудили все бросить и мигрировать опасаясь за свои жизни и жизни наших детей. И при первой возможности (смене власти и строя) мы вернемся чтобы восстанавливать Беларусь.

axel
axel
9

Не буду говорить за всех, но я уже возвращаться не хочу при любом раскладе. се ля ви

hobbit
hobbit
-2

Скажем так, в ближайшие 3 года. Если что-то в РБ изменится в течение 3 лет - то половина уехавших, может быть, вернется. Все остальные распакуют чемоданы, купят недвижимость, выучат местный язык и найдут местные интересы. После 5-8 лет вернутся только маргиналы, не нашедшие себя, или авантюристы.

И для меня самый интересный вопрос, понимают ли уехавшие айтишники, что "восстановленная" Беларусь, с демократическими институтами, иностранными инвестициями и системой социальной поддержки, будет больше похожа на сегодняшнюю Польшу, чем на саму себя до 2020 года. Там придется платить 40% налоги, 20€ за стрижку, 200€ за медстраховку и столько же за детсад. Бензин будет по 1,5€ за литр, ну и далее по списку.

Получать зарплату размером в x5 средней по стране и чувствовать себя королем среди плебеев можно (было) только в "лукашенковской" Беларуси, и это время уже прошло, дальше или смута или военная диктатура.

Alexei Ivasechko
Alexei Ivasechko
4

Шансы РБ стать похожей на сегодняшнюю Польшу по качеству жизни и качеству государства в самом радужном раскладе появятся лет через 30. Так что я бы не беспокоился на этот счет: мрачные налоговые перспективы, о которых вы пишете, наступят уже после выхода на пенсию большинства уехавших сейчас айтишников.

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
5

Только отбирая паспорта и пряча айтишников за забор, можно спасти отрасль!

zabelarus20
zabelarus20
2

ИТ сектор: Исправительно-Трудовой?

Пользователь отредактировал комментарий 11 апреля 2023, 20:16

deeaitch
deeaitch
0

Уже стал в очередь за повесткой добровольно?

zabelarus20
zabelarus20
1

бойцов идеологического фронта служить в идеологические войска отправляют, если состояние психического здоровья такое же крепкое, как у Президента. готова быть заброшеной в тыл польских войск, проводить наблюдение и регулярно докладывать кому положена о том как готовится нападение. над агендой надо подумать, но согласна сеньор-майор програмисткой. на месте оформлю ужонду и песель

Пользователь отредактировал комментарий 12 апреля 2023, 00:01

nitro-junkie
nitro-junkie
0

Ну дык, а зачем еще по вашему деревню для айтишников собираются строить?

nahes
nahes

Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
[censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement]

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
2

Интересно, какая компания в ПВТ, возьмется за реализацию электронных повесток в РБ?

А. А.
А. А.
1

Это не важно, найдутся 100%

hobbit
hobbit
0

Ничего не надо реализовывать, разве что деньги попилить, но денег мало. Технически уже сейчас военкоматы и госучреждения имеют доступ к базе номеров мобильных операторов и без лишнего стеснения общаются с гражданами через вайбер. Осталось только внести это средство коммуникации одной строчкой в статью 39 закона РБ о воинской службе - и вуаля, можно провести мобилизацию всего населения одним днем прямо завтра. Неужели вы думаете, что в сегодняшних реалиях это проблема?

Пользователь отредактировал комментарий 12 апреля 2023, 12:45

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
0

ну синхронизировать с рашкой будут - надо чтобы и за границу уже выехать не мог, ни через РБ ни через московию, ну с ГАИ, коммуналку по двойной цене и т д.

davidluskovski
davidluskovski
-4

Предлагаю всем компаниям, которые увезли мозги на Запад, лишив страну налогов, закрыться или помочь им закрыться НАВСЕГДА. Налог не только "этим" платится, а также старикам, детям, больным, инвалидам и так далее. С налогов содержат садики, школы, больницы, обслуживают дороги и многое другое. У меня есть знакомые, которые не против приехать подлечиться в РБ, а жить бегут туда. Среди иностранцев такие тоже есть. Тот же знакомый-поляк предпочитает обследоваться в РБ, а не у себя. В РП и дороже и ждать дольше. Инфа 100%.
Компании, осознанно вынуждали, подкупали персонал покинуть страну в своих же интересах. Осознанно "уводили" налоги. Разве это не мошеничество? Как бы я не сдерживался, но справедливость будет тогда, когда эти компании закроются. Давайте будем честными. Или вы спустив штат на 90% и придерживая офисы "до лучших времен", решили переждать "хорошие времена"? Не надо! Я сам в ИТ и мне больно на все смотреть. Иногда противно, когда кто-то из-за границы горланит негатив. Он не понимает, что оставил своих родных на мое попечительство. Он кричит, что прав, а налоги платит там. Кто будет содержать твоих родителей, а? Вы кинули их! Гордитесь?! Завтра ваша мама пенсию не получит или отец умрет из-за недо-финансирования в мидицине. Зато забугорный дедушка лишний раз сматается на море за ваши налоги. Или ваш арендодатель купит еще одну квартиру в РП за вас счет. Компании, давайте будем честными. Если вы ушли, обрубайте концы. Вот это будет по-мужски и правильно! Если вы думаете, что я останусь и буду содержать ваших родных своими налогами в ущерб своей семьи. Вы ошибаетесь! Я до последнего надеялся, но всему есть предел. Увидимся на том берегу ;=)
Можете теперь бросать в меня помидоры и яйца.

Пользователь отредактировал комментарий 15 апреля 2023, 23:57

aleksby
aleksby
2

что вы предложите сделать тем, кто:

Довел ситуацию до того, что компании были вынуждены релоцировать своих сотрудников

Привел к тому, что в РБ одна из самых низких средних ЗП в Европе (где-то там чуть ниже еще может быть Молдова, но я не уверен уже)

Привел к ситуации, когда уровень инвестиций на человека в РБ в разы ниже, чем в соседних странах

Привел к тому, что средний рост ВВП за 2011-2020 годы в районе 1% в год или в разы ниже, чем в соседних странах

Привел к тому, что соседи активно отгораживаются заборами от РБ

Привел к тому, что уровень ВВП 2021 года после падения прошлого года по оценка ВБ будет достигнут только кода через 3-4, то есть еще 5 лет ушло в молоко

Привел к тому, что сегодня курс доллара 2,95 рубля (29500 до деноминации), а 31 декабря 2007 года был 22 копейки (2200 до деноминации)

Привел к тому, что в официальной статистике нельзя узнать число родившихся, умерших в РБ и т.д.?

Пользователь отредактировал комментарий 16 апреля 2023, 17:12

davidluskovski
davidluskovski
-1

Вы видите то, что хотите видеть. Посмотрите на Литву, Латвию, Эстонию и когда-то на Польшу в прошлом. Свободы в этих странах хватает, но все равно что-то не то и многие жалуются на жизнь. Пишу считайте от первого лица. У меня друг коренной пан (50+ лет) говорит, что не все у нас хорошо как вы думаете. Между прочим он работает в РБ и раз в месяц ездит домой в польшу. В других странах прибалтики тоже хватает и хорошего и плохого. Не надо смотреть только на айтишников, которые трудятся на богатые страны. Поймите, что у каждого государства есть физические и экономические мощности. Беларусь не исключение. В нашей стране проживает 9.5 млн человек, из которых 4.5 млн рабочего населения. 1.5 млн - это пенсионеры. Из 4.5 млн трудится порядка 400 тыс людей в возрасте 65+ лет. Коротко, на 1000 работник приходится как минимум 600 пенсионеров. А теперь представьте, если завтра настроить кучу заводов, открыть фабрики ИКЕА, кто будет работать? У нас нет столько человеческих ресурсов, чтобы удовлетворять потребности инвесторов. Отсюда вытекает и другое. Если завтра открыть огромные гипермаркеты, то они по большей степени будут простаивать, потому-что не будет такой обортки, чтобы их было выгодно содержать. И не важно, кто будет стоять у руля, все равно наша страна не "поедит" быстрее, чем она может. В лучшем случае мы можем улучшить экономическое состояние незначительно, но прыгнуть выше своих способностей мы не сможем.
Возращаясь к курсу доллара. Если вы хорошо знакомы как работают мировые экономики, то мы не исключение. Везде хватает обмана и лжи. У каждого есть свои векторы интересов, которые умело любят политики заворачивать в красивую бумажку и выдавать недействительное за действительное. Не нужно искать правых и левых. Идеальных государств не существует. Есть государатва, которые будут делать все, чтобы поиметь с этого пользу. Например, пол года назад ни Польша, ни Литва ничего не имели против нас. Переманили айтишников, а теперь президент Литвы говорит про санкции против простых белорусов. А куда подевалась риторика, что у нас демократия, что мы переживаем за всех белорусов? Я хоть нейтрален ко всему, но двойные стандарты какие - то. Западные страны переманили часть простых людей из РБ, которые сегодня платят налоги там. Санкции против простых людей, а не политиков. Политикам и так все было и будет доступно. Они со своими доходами и с санкциями купят то, что будет недоступно простому беларусу. Все санкции бьют по простым людям. И после этого вы будуте говорить, что кто-то виноват, что у нас ВВП падает, курс растет? Не надо питаться иллюзиями. Все же очевидно наиву. Не надо даже смотреть БТ (которое я уже забыл, когда видел), чтобы понять, что происходит. А все ИТ компании, которые ушли и стерли все упоминания у себя на сайтах, что они из беларуси. Считаете нормальном? Это называется трусость.

Пользователь отредактировал комментарий 16 апреля 2023, 19:29

aleksby
aleksby
0

Я правильно понимаю главный посыл, что нужно сидеть на попе ровно и смириться с полной печалью в РБ на фоне отсутствия технологий и инвестиций, что РБ ничего не светит даже теоретически?

Хотя, действительно, не надо питаться иллюзиями и все действительно наяву. За последних 10 лет увеличилось отставание РБ даже от соседних стран Балтии. Вы тут упомянули Эстонию. Вы, кстати, в курсе, что там порядка 40% автомобилей на дорогах не старше 6 лет (новость буквально была на днях), а население за 2011-2021 год выросло на 3%, а это уже косвенные показатели. Более того, возвращаясь к автомобилям. В 2021 году в РБ с населением 9,4 миллиона было продано 46000 новых машин и самой популярной маркой была Лада Веста, а в Эстонии с населением 1,3 миллиона было продано в районе 21000 машин и самой популярной была Toyota Rav4. Чувствуете разницу по классу автомобилей и их количеству на душу населения?

Alexei Ivasechko
Alexei Ivasechko
1

я тут чувствую, что у товарища посыл "ничего ж не было, просто враги решили обрушить просто так экономику, а так бы мы огого", и отсюда сразу предположение, что товарищ или не очень сообразителен для айтишника, или на зарплате в другом ведомстве, не айтишном.

davidluskovski
davidluskovski
0

Ты на личное не переходи. Я про твою сообразительность ни слова не написал. Бо в ИТ я уже столько лет, что видел зачатки даже ЕПАМа. Не тебе меня учить. Вы наверное слишком юны и для вас такого рода кризис первый в жизни. Я уже их пережил столько и не только в РБ, что сбился уже со счета.

Пользователь отредактировал комментарий 16 апреля 2023, 21:56

Alexei Ivasechko
Alexei Ivasechko
1

Простой вопрос ниже: что такого случилось в 2020, что вдруг начался кризис в айтишке РБ? Бо без комментария по этому поводу, из комментариев вытекает однозначное: либо ксива карман греет, либо мозгов не хватает, чтобы понять root cause происходящего (не имеющий отношения к экономике).

davidluskovski
davidluskovski
0

Вы снова смотрите на ситуацию с одной стороны. Повысить продажи машин не проблема, если есть инструменты. Например, низкая инфляция открывает возможности выдать кредит под низкий процент на длительный период и повысить продажи. Валюта государства может поддерживаться датациями, того же европейского союза. Это будет делать валюту стабильное, но ни как строить крепкую экономику страны. У нас же все наоборот. Мы отданы сами себе и сами должны думать и строить свою экономику. Возможно, что нам дается это сложнее, чем тем, кому сильно помогают. Вспомите, какова стоимость вступления Литвы в евросоюз была и как они не хотели закрывать свою идинственную атомку?! Не все так просто как вам кажется. Тут нет правых и левых, все хороши. Я ни кого не осуждают, везде хватает и хватало Г. И в 2020 тоже много было сделано ошибок.

У меня кореш в одной из (настоящих) европейских стран живет. Он взял ипотечный кредит на 30 лет под низкий процент. Его европейской зарплаты не хватает, чтобы содержать троих детей, жену и оплачивать ипотеку. Хотя он получает как крепкий синьер довольно неплохо. Когда я ему хвастаюсь новой покупкой, а он не может себе ее позволить. Заплати ипотеку, мед страховку, коммуналку, отдай дорого за топливо и уже не останется ни на дешевую одежу и бытовую технику. Все относительно. И не дай бог у него отвалиться пломба на зубе, так он вообще в минуса уходит. Да, качество жизни в целом выше, чем у нас. Он за это качество платит и получает что-то взамен. Но, даже, если теоретически завтра в РБ ввести обязательную мед страховку и направить эти средства в медицину, то мы получим совершенно другие проблемы. Люди не готовы платить за это каждый месяц.

Пользователь отредактировал комментарий 16 апреля 2023, 22:03

aleksby
aleksby
1

Что мешало снизить инфляцию в РБ и обеспечить аналогичные показатели по продажам автомобилей и т.д.? Эстония, кстати, получает дотации из ЕС в размере, который сопоставим с перечислениями туда, то есть баланс нулевой примерно.

И вы, кстати, в курсе в Эстонии необлагаемый подоходным налогом доход составляет 500 евро в месяц, то есть примерно среднюю зарплату в РБ? А родители получают пособие на детей до 18 лет по 80 евро в месяц на каждого (у многодетных 650 евро на всех). Я понимаю, что расходы в РБ и Эстонии разные, но факт на лицо.

РБ получила за свою историю вагон денег в виде скрытых дотаций за энергоресурсы. Закончилось тем, что уже прямые межбюджетные трансферты из РФ приходят на поддержание штанов, а по госТВ говорят, что на километр дороги надо 2-3 миллиона долларов, а построить школу надо 6-7 миллионов. Интересно, что ни последних нет в стране, а дороги активно таят после зимы.

Alex Ivanov
Alex Ivanov
1

Он взял в ипотеку квартиру под 500-600 тыс евро, то конечно тяжело сводить концы с концами, если еще и детей много. Он сам знал на что шел. Можно же было не жениться и детей не заводить.

davidluskovski
davidluskovski
-1

Я правильно понимаю главный посыл, что нужно сидеть на попе ровно и смириться с полной печалью в РБ на фоне отсутствия технологий и инвестиций, что РБ ничего не светит даже теоретически?

Открою вам небольшой секрет. Поищите сколько Нидерланды инвестируют в РБ. Маленькая такая страна. Поверьте, инвестиций в РБ более чем хватает, но в рамках наших возможностей переварить это.

Была же новость https://devby.io/news/eksport-i-nalogi-pvt-22. Если это и правда, то ИТ рынок в РБ живой. Подумаешь, откатились на 2019 год. Конечно рано о чем то говорить, учитывая все события и состояния компаний в РБ. Но если опираться чисто на эту новость не все так печально. Сдулись в основном аутсорс компании и часть продуктовых, которые западно-ориентированы. Это же просто рынок. Станет завтра в РБ лучше они прибегут обратно. Это жизнь.

Пользователь отредактировал комментарий 16 апреля 2023, 22:29

aleksby
aleksby
1

РБ настолько хватает инвестиций, что страна одна из худших в Европе по ВВП (ладно бы ситуация, когда они закрывались бы внутренними источниками, но это нереально). Так, для справки, валовый объем ПИИ в РБ и Литве в пользу последней даже при условии, что там меньше население в 3 раза.

А пример Нидерландов в нашем случае потешен) вы бы еще Кипр или какие-нибудь Багамы привели в качестве примера (если не понимаете, то и не пишите больше на эту тему, так как вы в ней не понимаете)

По вашей же ссылке можно сделать вывод, что ИТ рынок в РБ упал в прошлом году на 20+ процентов. И это с учетом нормальных двух месяцев 2022, выплат релокейтных бонусов. Падение отрасли на 20+ процентов это говорит почти о катастрофе в ней при условии, что не будет быстрого отскока в ближайшее время.

Alexei Ivasechko
Alexei Ivasechko
0

А что случилось вдруг в 2020, что до этого не переманивались айтишники, а потом вдруг начали? Я пропустил все, похоже.

davidluskovski
davidluskovski
-2

События 20 года это отдельная тема. Много было сделано ошибок. Но ни одна контора не ушла, погудели и дальше работали до марта 2022. Да, появились возможности открыть офисы за пределами, но это особо не мешало работать из РБ дальше. Еще помню в соплях генеральный выступал, все, хана нам, срочно всех релоцируем. Так что не нужно все мешать. После 20 года компании больше расширялись, а не релоцировались-бежали.

Пользователь отредактировал комментарий 16 апреля 2023, 22:19

Alex Ivanov
Alex Ivanov
3

Вот это вы уже придумываете. Как раз с 20 года многие поняли, что тут опа, и стали релоцировать тех кто хотел. Я как раз по этой схеме я уехал. А в 22 году уехали уже по причине усиления санкций сами компании, которые до этого поотрывали кучу офисов в сопредельных странах.

Alex Ivanov
Alex Ivanov
0

Вы немного не точны с данными. В РБ 9.25 млн человек числится а в экономике занято 4.17 млн.
И как вы видите с вашими до-ковидными данными ситуация с каждым годом все хуже. Конечно можно сетовать на обстоятельства, что народ не такой, но если все пустить на самотек, как делает Лу и Ко, то все плохо закончится для РБ как государства.

salaual
salaual то одно, то другое в Там-Сям
1

Ваш спич про то что нынешние властители клочка земли профукали человеческий капитал. Восполнять его долго и тяжело. Наши соседи, такие как Польша, Литва восполняют свои потери человеческого капиитала за счет беларусов. Люди с образованием и готовой работой переехали в их страну, условная польша не затратила деньги на детские годы, на образоование - просто без инвестиций сразу получила готового налогоплательщика. Беларусь это утратила.
Это все просто факты. Вернусь к вашему коменту - стыдить людей что уехали оттуда откуда их выгнали: похоже на плохую имитацию псевдопатриатизма.

salaual
salaual то одно, то другое в Там-Сям
1

Шакалам стало не хватать кормовой базы. Озаботились сокращением поголовья