Реклама в Telegram-каналах DzikPic и dev.by теперь дешевле. Узнать подробности 👨🏻‍💻
Support us

«Не стройте продукт мечты из говна и палок». Как предприятию работать с айтишниками, если денег нет

Оставить комментарий
«Не стройте продукт мечты из говна и палок». Как предприятию работать с айтишниками, если денег нет

Что делать, если хочется автоматизировать бизнес, а денег нет и опыта мало. Публикуем мнение ИТ-менеджера Сергея Лавриненко, который ведёт телеграм-канал Колонка некодера

Участились случаи жалоб предприятий «реального» сектора на айтишников, которые берут «аж 30 тысяч долларов» и потом предоставляют не лучший клиентский сервис. Пример — вот. Герой материала, директор компании-импортёра чая, осознаёт, что 30 тысяч — для ИТ не сумма. Но всё равно обидно. 30 тысяч — деньги для «реальной» экономики.

Налицо неправильно выбранная стратегия работы с вендорами при таком бюджете.

Я не буду заострять моменты по технологическому разрезу, это отдельная плоскость. Буду исходить из экономической целесообразности. Абсолютно всё ниженаписанное касается любых стартапов.

Все эти пункты — следствие многих шишек набитых лично мной.

Любой проект по бюджету на разработку (но не на маркетинг — зачастую он в разы выше!) можно разделить на три условные категории:

  1. до 100 тысяч долларов — прототип, тест, прикладной уровень,
  2. от 100 до 500 тысяч долларов — полупрофессиональный уровень, здесь можно уже выстраивать полноценные микрокоманды, но всё равно придется экономить и нанимать людей попроще, привлекать фрилансеров,
  3. от 500 тысяч долларов и до бесконечности — профессиональный уровень.

Каждый технологический проект — цепочка из разных компонентов: дизайн, код, проектирование, сервис. В своей взаимосвязи они дают конечный результат. Разница между любительским и профессиональным уровнем заключается в глубине специализации и уровне профессионализма в конкретном компоненте. Можно ли делать дешевле? Можно, но ценой урезания количества узкоспециализированных спецов и переходу к более широкоспециализированным, но менее глубоким. Можно делать дешевле за счет найма непрофессионалов: стажёров, студентов, начинающих. Для удешевления можно использовать готовые шаблоны кода, что порождает огромный технический долг.

Я люблю приводить пример — Uber. Что нужно чтобы сделать Uber? По-дешёвому — просто купить готовый код на специальном сервисе шаблонов для приложений, затем программер-фрилансер проинтегрирует платёжки, развернёт небольшой бэкенд в облаке — и готово. Правда и это обойдется на iOS-Android в районе 50-70 штук «зелени». Дешевле можно нанять одного фрилансера на кроссплатформе с каким-то знанием бэкенда, но это будет в результате полный кошмар, годный разве что инвесторов питчить или запускать на небольшой райцентр с полной готовностью в любой момент перейти в режим ручного менеджмента. Как делать Uber по-хорошему — смотрите пример компании Juno. Команда в сотню человек, скупка лучших инженеров на рынке, внушительные затраты на маркетинг, вуаля — есть результат, сделка с Gett.

Значит ли это, что если у вас нет миллиона баксов на разработку, то надо опускать руки и не тратиться на автоматизацию? Иногда — значит (как в случае с Uber). Иногда можно пробовать решать задачи теми ресурсами, которые есть.

Что важно понимать для проектов, которые попали в первую категорию — до 100 тысяч долларов?

Выделим две подкатегории: совсем бедные (до «десятки») и с кое-каким бюджетом.

Советы совсем бедным:

  1. Необходимо выбрать ключевую фичу, над которой нужно работать со стороны и заказывать только её, выкинуть все лишнее. Дизайн рисовать самим (или для портфолио студент нарисует), спецификацию писать самим, тестировать — самим.
  2. Искать хорошего фулл-стек фрилансера, постараться максимально урезать объём фичей, чтобы он сделал его качественно.
  3. Не ожидать возможности масштабирования продукта, в случае необходимости лавинообразного масштабирования (например, рынок попёр) искать возможности перейти в категорию выше по бюджету и переписывать все заново.

Советы не совсем бедным — бюджет 10-100 тысяч долларов:

  1. Не идите к аутсорсерам, они всего лишь посредники между вами и программистами. Они урежут ваш и без того небольшой бюджет, в результате количество потеницальных человекочасов сократится. Собирайте бригаду фрилансеров: по знакомым, через upwork, через Linkedin. Фрилансеру, в отличие от аутсорсера, такие проекты интересны и выгодны. Здесь он может заработать себе зарплату выше рынка, а аутсорсеру даже администрировать такой проект приносит больше головной боли, чем прибыли.
  2. Волшебная цифра — 50 тысяч долларов. Примерно 50 тысяч в год в Беларуси получает грязными хороший по местным меркам программист. Хороший — это такой, который сможет заложить правильную архитектуру с возможностью масштабирования и минимальными затратами на переделку. Если вы хотите развивать ваш продукт, то постарайтесь, чтобы такой человек был в вашей команде. Если у вас не хватает денег — постарайтесь попросить хотя бы фрилансера, чтобы он какой-то процент времени в будущем уделял построению преемственной архитектуры. Если такой человек уйдёт и не найдет себе преемника, то есть немалый шанс что новый спец будет иметь не совсем такой стек или другие взгляды — и много времени потратит на переделку.
  3. Постарайтесь иметь хотя бы ещё одного человека, который будет в курсе проекта на вашей стороне. Это может быть бизнес-аналитик, тестировщик, дизайнер — они не будут стоить так дорого, как программисты. Это может быть просто product owner с вашей стороны, ваш сотрудник или вы сами. Но он обязан значительное время тратить на проект. Именно наличие такого человека позволит поддерживать в акутальном состоянии статус проекта, его проблемы и их приоритезацию.

Бюджета в $150 тысяч уже хватит на найм небольшой команды с парой программистов и парой непрограммистов на год. Почему год? Потому что контракты заключаются обычно на год. Большинство людей, привыкших к офисной работе на рынке, привыкли и к годовым контрактам как минимум. На меньший срок готовы подписываться фрилансеры, но у них и часы обычно дороже, и в офис их метлой обычно не загнать, а что самое плохое — они рискуют соскочить с вашего проекта как только их кусок работы закончится.

Ну и напоследок — многим хочется стартануть с уровня «по-минимуму», «в свободное от работы время», чтобы потом постепенно, ступенька за ступенькой подняться к вершинам. Реальность жестока — большое притягивает большое, деньги делают деньги.

Если у вас есть идея классного проекта или вы хотите внедрить какую-то дорогую автоматизацию для своего бизнеса, которая убъёт всех конкурентов, — потратьте силы на поиск нормального бюджета. Это лучше, чем строить продукт мечты из говна и палок, мучать себя и людей и вкладывать хоть и небольшие, но свои средства с практически 100%-ной вероятностью фейла.


Работа в ИТ в Беларуси​.​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

1. Заполните анонимную форму — 5 минут.
2. Укажите зарплатные (и другие) ожидания.
3. Выберите желаемую индустрию или область деятельности.
4. Получайте релевантные предложения​​.​​​

Новый рекламный формат в наших телеграм-каналах.

Купить 500 символов за $150

Читайте также
Как разработчик в Польше работал курьером (но потом всё получилось)
Как разработчик в Польше работал курьером (но потом всё получилось)
Как разработчик в Польше работал курьером (но потом всё получилось)
@dzikpic, канал для айтишников в Польше, рассказал историю Александра. Перед тем, как попасть в польскую компанию, он два месяца доставлял еду в Glovo. Каково это — ездить на велосипеде по 10-12 часов в день и почему маникюрщица зарабатывает больше разработчика.
15 комментариев
Айтишник купил дом в Польше. Как получить разрешение в 2023, когда отказов больше
Айтишник купил дом в Польше. Как получить разрешение в 2023, когда отказов больше
Айтишник купил дом в Польше. Как получить разрешение в 2023, когда отказов больше
@dzikpic, канал для ИТ-экспатов в Польше, рассказывает историю белорусского айтишника, который купил дом в Гданьске, с комментариями эксперта. Обсудить историю можно в чате.
12 комментариев
Belka Games уволила сотрудников в Беларуси, России и Литве
Belka Games уволила сотрудников в Беларуси, России и Литве
Belka Games уволила сотрудников в Беларуси, России и Литве
22 комментария
Российская «Леста» стала 100%-м собственником «Гейм Стрим»
Российская «Леста» стала 100%-м собственником «Гейм Стрим»
Российская «Леста» стала 100%-м собственником «Гейм Стрим»

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале

Обсуждение
Комментируйте без ограничений

Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.

Комментариев пока нет.