22-24 апреля белорусские разработчики впервые приняли участие в международном хакатоне NASA’s International Space Apps Challenge, объединившем 160 локальных конкурсов на всех континентах. Эксперты NASA включили белорусский космический ИТ-проект «Wake Up NEO...», намеренный спасти мир от столкновения с астероидом, в топ-25 лучших. Зрительское голосование, которое шло всю неделю и закончилось в 21.00 в воскресенье, но затем было продлено ещё на 4 часа, вывело белорусов в топ-5 — и в финал.
За выход в финал белорусам пришлось напряжённо бороться с американской командой «hypnos» из Кембиджа, которая неоднократно вытесняла их из пятёрки финалистов.
Сейчас «Wake Up NEO...» занимает 5-ю строчку в топ-5. В лидерах — Бангладеш с игрой, имитирующей будущую колонизацию Марса, украинцы с реактивным планером для исследования полярных регионов Марса, македонский проект по управлению беспилотником в плохих погодных условиях, а также американцы из Гонолулу, предлагающие построить футуристичный космодром в виртуальной реальности.
Белорусская команда проекта с ироничным названием «Wake Up NEO...» — четверо программистов и заведующий минским планетарием Александр Микулич, впервые принявший участие в айтишном проекте, — намерена в буквальном смысле спасти мир. Их идея может помочь человечеству «избежать участи динозавров», которых, по одой из версий, погубило столкновение Земли с астероидом. Для этих целей разработчики предлагают использовать методы машинного обучения, позволяющие эффективно обнаруживать и классифицировать астероиды.
«Отпечаток пальца» астероида
В основе разработок белорусской команды — две ключевые технологии. Первая предполагает быструю идентификацию астероидов по кривой блеска с использованием быстрого преобразования Фурье (БПФ, FFT). Вторая позволяет классифицировать обнаруженных «космических странников» с использованием машинного обучения на базе многослойной нейронной сети с «обучением с учителем».
«На самом деле наш проект косвенно связан с защитой Земли, — объяснил dev.by программист Павел Кумейша. — Он напрямую решает проблему «потерявшихся» астероидов. То есть если астероид изменил свою орбиту и потерялся, то мы можем его найти и определить по изменению блеска». По словам Павла, в ходе работы над проектом подтвердилась гипотеза, что изменение блеска (частотный спектр кривой блеска) — своего рода «отпечаток пальца» астероида, по которому пропавший «с радаров» астероид с некоторыми ограничениями можно опознать.
Обе технологии могут в дальнейшем работать в связке: первая поставляет быстрые и качественные данные в сыром виде для нейронной сети. Если развить эти идеи, реализованные на хакатоне в виде моделей-прототипов, и проверить их при «патрулировании» неба, они способны изрядно облегчить контроль за «мирным небом» нашей планеты.
В этом году хакатон NASA, целью которого организаторы объявили «преодоление пропасти между инновационными разработками и их практическим применением», состоялся уже в пятый раз (при этом впервые — в Минске). Участие в нём приняли программисты и UI-дизайнеры, физики и математики, геймдизайнеры и аналитики, астрономы, инженеры и просто небезразличные к космосу люди — для поиска инновационных решений глобальных задач с использованием открытого API, разработанного в NASA.
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.