Support us

Почему айтишникам стоит посмотреть «Оппенгеймера»

В прокат вышла драма Кристофера Нолана «Оппенгеймер» — о создателе атомной бомбы Роберте Оппенгеймере и первых испытаниях ядерного оружия. Режиссер даже назвал эту историю «самым драматическим моментом» всех времен. Почему стоит посмотреть картину всем и — особенно — айтишникам?

1 комментарий
Почему айтишникам стоит посмотреть «Оппенгеймера»

В прокат вышла драма Кристофера Нолана «Оппенгеймер» — о создателе атомной бомбы Роберте Оппенгеймере и первых испытаниях ядерного оружия. Режиссер даже назвал эту историю «самым драматическим моментом» всех времен. Почему стоит посмотреть картину всем и — особенно — айтишникам?

Фильм о знаменитом физике журналисты уже успели окрестить главной картиной Нолана. При том, что режиссер успел снять «Помни», «Начало» и «Довод». История Оппенгеймера в течение многих лет захватывала британца: его поражала сама идея, объединившая тысячи людей. Команда ученых пыталась связать свои теории с реальным миром, меняющимся у них на глазах. Сущая авантюра: физики не были уверены, что вероятность уничтожения этого мира равна нулю при испытании бомбы. «Всё же они нажали на кнопку», — напоминает режиссер и видит в этом самый драматический момент в истории.

«Оппенгеймер» продолжает кинотрадицию, которая представляет создание ядерного оружия как проявление этакого вселенского зла. Недавний пример — третий сезон «Твин Пикса» Дэвида Линча, где есть отсылка к той же истории. Испытание ядерной бомбы в Нью-Мексико в 1945 году у Линча ломает вселенскую гармонию и порождает Боба — злого духа, который позднее захватит Лору Палмер. Главный герой нолановского фильма переживает после бомбардировок Хиросимы и Нагасаки личную этическую катастрофу, осознав ужас случившегося.

Сцена ядерного взрыва в 8 серии 3 сезона «Твин Пикса» Дэвида Линча.

Нолан признается, что для него эта картина отчасти биографическая: в нее он вложил страхи своего поколения, выросшего в эпоху Холодной войны. Перед премьерой режиссер говорил об этом со своим коллегой Стивеном Спилбергом — и опыт двух мастеров оказался схожим. Нолан вырос в Лондоне 1970-х, Спилберг — в Огайо 1950-х. И тот, и другой взрослели в атмосфере ядерной угрозы, когда казалось, что апокалипсис может начаться в любой момент. «В истории человечества были периоды, когда опасность ядерной войны была настолько ощутимой, осязаемой и видимой для нас, что мы очень хорошо ее осознавали», — вспоминает режиссер.

Эта история еще несколько лет назад не казалась столь актуальной. Когда Нолан рассказал о своей задумке сыну, тот лишь ответил: «Но никто больше об этом не беспокоится». Два года спустя весь мир всерьез обсуждает возможность скорой ядерной войны. Современность догнала сюжет — и теперь страхи Оппенгеймера понятны зрителю. Режиссер замечает, что параллели с сегодняшним днем очевидны: взять хотя бы искусственный интеллект. Появление новой, революционной технологии плодит опасения о ее непредсказуемых последствиях.

«Я недавно был на конференции TED в Ванкувере. Одной из самых интересных сессий оказалась серия докладов о генеративном ИИ. Очень многие из выступавших упоминали атомную бомбу, ядерное оружие. Последним спикером был технолог, который вырос в Лос-Аламосе. Он говорил о неизбежном росте использования ИИ в оружии. В конце выступления ученый сказал, что единственный способ сохранить мировой порядок — это иметь лучшее ИИ-оружие. Что это было бы сдерживающим фактором», — говорит Нолан.

Американец на конференции слово в слово повторяет риторику, знакомую со времен Холодной войны. Об этом же говорят и сами разработчики искусственного интеллекта. Еще в апреле Илон Маск и тысячи экспертов в области ИИ призвали индустрию приостановить разработки хотя бы на полгода и подумать о регулировании технологии. Никто к призыву не прислушался — и в первую очередь сам Маск, который успел основать компанию xAI, чтобы конкурировать с Google и OpenAI.

Нолан поделил фильм на две части: цветный эпизоды — история глазами Оппенгеймера, черно-белая — «документальная» часть.

Нолана можно поймать на скептическом отношении к прогрессу. Режиссер широко известен тем, что по возможности избегает компьютерных эффектов. Даже свой последний фильм он снял без использования цифровых технологий: по старинке, на громоздкие пленочные камеры. Фанаты Криса шутили, что тот заигрался в правдоподобие и взорвал в пустыне Нью-Мексико настоящую атомную бомбу. Сам автор признается, что дети называют его дома луддитом. О старомодности Нолана знает весь Голливуд: он не пользуется смартфоном — вместо привычного айфона телефон-раскладушка, а его компьютер, на котором режиссер пишет сценарии, не подключен к интернету.

Не верит он и в цифровой мир. Нолан считает, что основной проблемой ИИ-технологий является уход от ответственности их создателей. «Если мы поддерживаем точку зрения, что ИИ всемогущ, мы также разделяем мысль, что он может снять ответственность с людей за их действия. Самая большая опасность ИИ заключается в том, что мы приписываем ему эти богоподобные характеристики и поэтому позволяем себе сорваться с крючка», — замечает он. Попытки самих разработчиков переложить ответственность за регулирование на государство — это лицемерие, убежден режиссер.

Перед разработчиками ИИ стоят те же проблемы, что и перед физиками 1940-х годов: готовы ли они взять ответственность и насколько далеко можно зайти в отношениях с государством. 

По мнению Нолана, никакая международная структура не сможет контролировать развитие ИИ, как это же в свое время произошло с ядерной сферой. Чиновники просто не способны понять сложную технологию и последствия ее применения. «Кроме того, я думаю, что в ядерном оружии есть странный элемент безопасности, потому что для изготовления бомбы нужны определенные ингредиенты. Это сильно отличается от того, когда мы сталкиваемся с потенциалом суперкомпьютера».

В отличие от ядерного взрыва, эту угрозу невозможно визуализировать — и фильм «Маск» или «Альтман» окажется не про физиков, знающих свое дело, а про разработчиков, которые понятия не имеют, как на самом деле все это работает. Роберт Оппенгеймер в фильме говорит о пути спасения человечества от катастрофы: мы должны делиться информацией. Откровенность он считал самым практичным и безопасным способом не уничтожать этот мир. И тогда в следующий раз никому не придется нажимать кнопку.

Дешевый Netflix закончился. Стриминг удивил всех ростом подписок после запрета шеринга паролей
Дешевый Netflix закончился. Стриминг удивил всех ростом подписок после запрета шеринга паролей
По теме
Дешевый Netflix закончился. Стриминг удивил всех ростом подписок после запрета шеринга паролей
700 000 профилей TikTok были взломаны в Турции перед президентскими выборами. Кто за этим стоит?
700 000 профилей TikTok были взломаны в Турции перед президентскими выборами. Кто за этим стоит?
По теме
700 000 профилей TikTok были взломаны в Турции перед президентскими выборами. Кто за этим стоит?
Уйти или остаться: сколько бигтех тратит на офисы в Нью-Йорке
Уйти или остаться: сколько бигтех тратит на офисы в Нью-Йорке
По теме
Уйти или остаться: сколько бигтех тратит на офисы в Нью-Йорке
Читайте также
Нейросеть «оживляет» классические пиксельные игры
Нейросеть «оживляет» классические пиксельные игры
Нейросеть «оживляет» классические пиксельные игры
Meta разработала ИИ для «чтения мыслей»
Meta разработала ИИ для «чтения мыслей»
Meta разработала ИИ для «чтения мыслей»
Во Франции искусственный интеллект помогает искать нелегальные бассейны и штрафовать нарушителей
Во Франции искусственный интеллект помогает искать нелегальные бассейны и штрафовать нарушителей
Во Франции искусственный интеллект помогает искать нелегальные бассейны и штрафовать нарушителей
3 комментария
В России создали бесплатного конкурента генератора картинок DALL-E 2
В России создали бесплатного конкурента генератора картинок DALL-E 2
В России создали бесплатного конкурента генератора картинок DALL-E 2
2 комментария

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале

Обсуждение
Комментируйте без ограничений

Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.

1

Интересно написано.
Николай, это ваш текст?