Гигант мобильного геймдева Playrix несколько месяцев назад инвестировал в белорусскую Vizor Games. В октябре компания вступила в ПВТ. Во второй половине 2020 года собирается открыть офис в Минске с командой в 50 человек. dev.by поговорил с Антоном Черняговым, General Manager компании, о белорусском геймдеве, планах и продвижении игр.
Антон, знали ли вы раньше про белорусский мобильный геймдев? С какими проектами, командами он у вас ассоциируется?
Белорусский мобильный геймдев не первый год на слуху. В последнее время новости об успехах местных компаний всё чаще попадают в информационное пространство. Первыми на ум приходят Vizor, EasyBrain, X-Flow и Awem. Отдельного внимания заслуживает Say Games, команда смогла невероятно быстро выстрелить буквально за последние два года.
В чем сильные и слабые места белорусского мобильного геймдева?
Каждая компания достаточно уникальна и трудно определить характерные черты для всех разработчиков в стране. Я бы выделил сильную техническую экспертизу. Это касается не только геймдева, но и белорусской ИТ-индустрии в целом. Количество команд, которые успешно конкурируют на мировом уровне, растет с каждым днём.
С продуктовой точки зрения локальные проекты тоже выглядят неплохо. В качестве зоны роста я бы выделил user acquisition.
Востребованы белорусские специалисты в геймдев-компаниях с мировым именем? Если да, то как они могут попасть в эти компании?
В ДНК нашей компании заложен принцип, говорящий о том, что талантливые люди есть везде. Конкретно в Беларуси у нас уже есть существенная часть команды, мы открываем офис. Так что могу уверенно утверждать, что в стране много крутых профессионалов.
Помимо опыта Playrix, знаю множество примеров, когда локальные специалисты успешно устраивались во всемирно-известные AAA-студии и ИТ-компании.
Какого-то секретного способа этого сделать я не знаю. Видится, что принципы успеха довольно универсальны — усердно работать, качать экспертизу и язык, верить в себя и иметь здоровые амбиции. При этом важно не опускать руки, когда что-то не получается.
Вообще мне кажется, что индустрия в Беларуси уже достигла той зрелости, когда вопрос можно ставить иначе. У местных компаний есть всё необходимое, чтобы заслужить мировое признание. Wargaming, например, с задачей справился очень неплохо.
Как собираетесь конкурировать за кадры?
Мы уже собрали команду из нескольких десятков человек. Офис должен помочь повысить комфорт наших сотрудников и упростить коммуникацию, но сам по себе не является переломным этапом входа на рынок.
В плане конкуренции за кадры мы чувствуем себя уверенно. Playrix — продуктовая компания в очень привлекательной нише. Необходимость преуспевать на мировом уровне заставляет нас решать уникальные по сложности задачи, с которыми многие местные игроки даже не сталкиваются. Наши возможности распределенной организации работы позволили объединить в команды уникальных специалистов, которые иначе не имели бы шанса работать вместе. Отдельная тема это культура — здесь не хватит формата, чтобы осветить все особенности, но при желании можно ознакомиться с нашим Culture Code. Все это в сумме помогает нам успешно позиционировать себя в Беларуси и привлекать лучшие кадры.
Чтобы не наводить ужас на местные компании, отмечу, что у нас отдельный фокус на поиск специалистов начального уровня и развитие их внутри компании. Мы уже запустили несколько программ стажировок и планируем масштабировать эти активности. Таким образом наше участие должно не столько усугубить ситуацию, сколько способствовать развитию локального рынка.
Что нужно сделать, чтобы в Беларуси открывались офисы мировых студий?
Думаю, что сейчас страна предоставляет довольно комфортные условия для ведения ИТ-бизнеса. В Беларуси есть хорошие вузы, выпускающие сильных специалистов, есть вся необходимая инфраструктура, Парк высоких технологий даёт отличные условия. Возможно, есть какие-то политические ограничители, но я в этом плохо разбираюсь.
Ждать ли нам появления белорусского хитового матч-3-проекта после инвестирования в Vizor? Если нет, то в каком направлении будет двигаться сотрудничество?
Vizor — это независимая компания, и они сами определяют свою продуктовую стратегию. Поэтому я не могу комментировать ничего про продукты — это лучше спросить у них напрямую. При этом, конечно, там, где наша экспертиза может быть полезна, мы будем ей делиться. В целом, наше сотрудничество строится вокруг обмена знаниями, технологиями и ноу-хау.
Посоветуйте профессиональному сообществу, как стоит продвигать мобильные игры, где и как искать своего потребителя, на что стоит обратить внимание.
Нет серебрянной пули — универсального набора правил, которые ведут к успеху. Чтобы дать хороший совет по продвижению, нужно знать очень много деталей про игру и команду. При этом какие-то общие мысли можно выделить.
- Делайте хорошие игры :) Эффект виральности не такой мощный как раньше, но он всё еще здорово работает, если игра действительно «заходит».
- Делайте игры на широкую аудиторию. Чем игра более нишевая, тем сложнее её будет продвигать, тем большей экспертизой в продвижении нужно обладать.
- Работайте по продвижению с крупными рекламными площадками: Facebook, Google, крупные видео- и RTB-сети. Рынок рекламного продвижения очень сильно консолидируется и мелкие игроки как правило ничего, кроме головной боли, не приносят.
- Много времени уделяйте монетизационным и маркетинговым метрикам игры, инвестируйте в аналитику. Понимание метрик позволяет выбирать правильные каналы продвижения и правильно их настраивать.
- Не забывайте про альтернативные каналы продвижения. Например, для ряда жанров хорошо работает продвижение через инфлюенсеров.
- Не упускайте из вида креативы. Качество рекламных материалов может определять успех всей рекламной кампании.
- Подвергайте сомнению старые подходы. Рынок очень быстро меняется. Схемы работы, актуальные полгода назад, сегодня могут полностью исчерпать себя.
- Выстраивайте тесную коммуникацию с рекламными каналами. Хорошие отношения помогают быстрее решать технические вопросы. Также, как правило, у партнёров уже есть рецепты решения проблем, с которыми вам только предстоит столкнуться.
- Фрод на рынке всё ещё присутствует. Обзаведитесь хорошими инструментами для анализа pre- и post-install фрода (речь идет о способе мошенничества, в результате которого рекламодатель оплачивает установки приложений на устройства несуществующих пользователей либо на несуществующие смартфоны или планшеты).
- Внимательно следите за рынком и экспериментируйте. Новые стратегии появляются редко, но на «гребне волны» можно получить хороший буст.
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.