Когда говорят, что компания занимается разработкой игр, создается впечатление об узкой специфике работы. Кажется, что все сотрудники только тем и занимаются, что-либо придумывают игры, либо в них играют. Так ли это, какими навыками и специфическими знаниями на самом деле должны обладать сотрудники, есть ли место классическим подходам в работе? На примере компании Wargaming, которая все чаще на слуху в сфере разработки игр, мы решили взять интервью у одного из сотрудников и задать ему все перечисленные вопросы. Сегодня мы будем общаться с Дмитрием Ринейским, работающим бизнес-аналитиком в этой компании.
Дмитрий закончил БГУИР по специальности «Информационные системы и технологии (в экономике)», долгое время работал в компании Sam Solutions.
Так отличается ли работа бизнес-аналитика в геймдеве от работы в более традиционной ИТ-компании?
— Давай сразу к делу. Дима, я знаю, что ты уже некоторое время работаешь в Wargaming. Как так получилось, что ты попал в игровую компанию?
— Признаюсь, что смена места работы получилась неожиданной для меня. Меньше всего я представлял, что когда-либо буду работать в компании, которая занимается разработкой игр. Честно говоря, я вообще не думал, что в игровой индустрии есть место классическому бизнес или системному аналитику.
А началось все с того, что мой хороший знакомый из Wargaming уговорил меня прийти на собеседование (которое ни к чему никого не обязывало). На тот момент я знал, что это успешная и очень амбициозная компания, и мне просто стало интересно — кто такой аналитик в такой крупной игровой компании? Чем они занимаются? Что компания способна предложить мне в этой области? В результате через 1,5 месяца после собеседования я перешел на работу в Wargaming.
— Приоткрой нам тайну, чем же вы все-таки занимаетесь? На ум приходит только придумывание новых игр.
— Да, у меня было такое же мнение о работе аналитика в gamedev-е до того, как познакомился с компанией поближе. Сразу скажу, что придумыванием новых игр я НЕ занимаюсь. Для этого есть отдельные специально обученные специалисты, в чью компетенцию входит разработка новых игр и нового геймплея. Честно говоря, я, пожалуй, не согласился бы стать игровым аналитиком.
Большие проекты — это всегда гораздо большее, чем видно непосвященному человеку. В данном случае уместно провести аналогию с айсбергом: как правило, на поверхности видна только вершина той «махины», которую на самом деле представляет из себя система в целом. «Под водой» скрыта вся внутренняя инфраструктура: различного рода подсистемы и компоненты, интерфейсы администрирования и внешние сервисы, с которыми необходимо взаимодействовать для решения бизнес-задач. Я думаю, что те, кто хоть раз имел дело с большим проектом, понимает, о чем я говорю. Проекты Wargaming-а в данном аспекте не исключение. Помимо самих игр существует огромное количество околоигровых систем, подсистем и сервисов, которые взаимодействуют друг с другом.
Одним словом, работы для бизнес-аналитика в его классическом представлении ну очень много.
— Получается, что и обязанности у тебя ровно такие же как и у «классического» представителя профессии?
— Да. Я занимаюсь именно тем, чем занимается обычный бизнес-аналитик в IT компании. В мои обязанности входят все те активности, которые, обычно, выполняют аналитики в аутсорсинговых компаниях. Т.е., извлечение, анализ и документирование требований, согласование их с заинтересованными лицами и заказчиком, поддержание требований в актуальном состоянии, ну и так далее.
— Ты сказал, что не стал бы игровым аналитиком. Почему? Что тебя отталкивает?
— Дело во мне. Честно говоря, было время, когда я достаточно серьезно увлекался компьютерными играми, но оно прошло. Поэтому игры как таковые для меня представляют мало интереса. Пожалуй, только настольные. А чтобы быть хорошим игровым аналитиком, как мне кажется, нужно полностью погружаться в игру, ее геймплей. Фактически, нужно жить ею. Ну т. е. это ребята с совершенно иным складом ума, чем классические IT-аналитики, как мне кажется. Я не такой, и мне будет очень сложно перестроиться.
Смотреть в большем разрешении
— Понятно. А много ли аналитиков у вас в команде?
— Как правило, на проекте один-два, максимум — три аналитика. Например, на моем текущем проекте нас двое. А вообще, в нашем подразделении 13 аналитиков, и мы постепенно растем.
— А над каким проектом ты сейчас работаешь?
— Я сейчас работаю на проекте «Мировая война». Это мой второй проект в компании. «Мировая война» — это браузерная мета-игра, которая является одним из режимов игры «World of Tanks».
«Мировая война» расширяет геймплей игры «World of Tanks». На каком-то этапе игрокам хочется большего, чем просто практики в мастерстве управления танком в клиенте. Данный режим добавляет возможность получения практики в стратегическом планировании, проведении переговоров и дипломатии. Состоя в кланах, игроки могут объединяться в альянсы с собственной политикой, уставом и традициями. А принимая участие в «Мировой войне», альянсы и кланы могут популяризировать и распространять свои взгляды в игровом сообществе.
Не буду вдаваться в детали. Если кому-то интересно, то более подробно о кланах и «Мировой войне» можно почитать на портале World of Tanks.
— А можешь на примере твоего текущего проекта рассказать, чем именно ты занимаешься?
— Да, конечно. На самом деле, говоря Clan Wars, я подразумеваю два проекта: Кланы и Клановые войны. Я работаю параллельно на этих двух подпроектах. В рамках обоих проектов я работаю над документацией по API методам. На проекте Клановых Войн я также документирую способы общения проекта с игровым сервером и другими компонентами, описываю методы выполнения финансовых операций. На проекте «Кланы» в мою зону ответственности входит описание возможностей пользователей в рамках управления кланом. Это если коротко.
— Ты говорил, что аналитиков уже 13 человек. Это не мало. У вас как-то уже выстроен процесс обмена опытом, знаниями, обучение менее опытных сотрудников?
— Ну вот прям чтобы это был стройный процесс — пока нет. Как такового отдела анализа у нас нет, поэтому и построить полноценную систему повышения квалификации, обмена опыта достаточно сложно.
— Но вы хоть как-то делитесь опытом?
— Конечно. Просто это не совсем системный подход. Во-первых, молодой аналитик, приходящий к нам в команду, всегда начинает работу в паре с более опытным аналитиком. Кроме этого, мы периодически встречаемся и обсуждаем интересующие нас вопросы. Да и компания организует участие в различного рода конференциях и курсах, есть возможность заказать интересующую литературу, поучаствовать в разнообразных внутренних образовательных мероприятиях.
— Вы все еще набираете аналитиков?
— Да. На данный год есть планы увеличить команду аналитиков в 1,5 раза. Как я уже говорил раньше, работы очень много. Поэтому если у кого-то из читателей есть желание сменить работодателя или есть знакомые аналитики с таким желанием, то компания с радостью рассмотрит их кандидатуры.
— А какой квалификации вам нужны новые сотрудники?
— На данный момент мы ищем людей с опытом работы аналитиком полгода-год, не меньше. Ну т. е., это должны быть ребята уже более или менее самостоятельные. Да, некоторое время работа будет проходить в паре с более опытным аналитиком, но все-таки нам бы хотелось, чтобы новые сотрудники становились самостоятельными как можно скорее.
— Многие компании, которые работают на Запад, могут привлечь аналитиков наличием командировок в разные страны, вам это, видимо, не грозит?
— Как раз наоборот. Наличие заграничных командировок — это один из тех пунктов, которые склонили меня когда-то принять предложение от Wargaming. У компании множество студий по всему миру, и работа практически на любом проекте подразумевает командировки и общение с заказчиками и стейкхолдерами из других стран. Нашими заказчиками является publishing подразделение компании. Кроме минского офиса, паблишеры находятся в Париже, Берлине, Сан-Франциско, Сингапуре, Токио и Сеуле. Периодически заказчики сами приезжают для обсуждения рабочих вопросов. Команды разработки также разбросаны по миру: Минск, Санкт-Петербург, Киев, Сидней, Чикаго, Балтимор, Остин и Сиэтл. Кроме этого, практически в каждой команде есть ребята из других стран. Например, у нас в команде есть ребята из России и Молдавии. Время от времени появляется возможность принять участие в международных конференциях, в том числе и за границей.
Кстати, вся документация, как правило, ведется на английском языке. Поэтому для многих проектов важно, чтобы у аналитика был уверенный разговорный и письменный английский.
— Понятно. Пожалуй, хватит о работе. Ты упомянул про настольные игры. Не могу у тебя не спросить: как ты проводишь свободное время? Оно у тебя вообще есть? В танки играешь?
— Да, в танки играю несколько раз в неделю. Нужно же иметь представление об основном проекте компании?))
Если же говорить о свободном времени в целом, то не скажу, что в будние дни у меня его полно. В последнее время стараюсь ходить на волейбол 2 раза в неделю. В остальные дни в свободное время читаю, учусь играть в шахматы, время от времени с женой ходим в театр. Иногда случаются корпоративы и тимбилдинги. Одним словом, скучать не приходится.
— Если закрыть глаза и промотать время на 10 лет вперед, каким ты себя представляешь? Кто ты?
— Это непростой и отчасти провокационный вопрос. В любом случае, я могу точно сказать, что свое будущее я вижу в сфере IT. На данном этапе я вижу для себя направления профессионального роста. Поэтому с уверенностью можно сказать, что какое-то время я буду развиваться именно как бизнес-аналитик. В ближайшее время планирую стать CBAP.
— Как ты относишься к сертификации в целом? Зачем тебе нужен сертификат?
— Положительно. Хотя наличие сертификата, конечно, не дает никаких гарантий. Можно провести аналогию с ПДД. Если человек сдал теорию, то это еще не значит, что он умеет водить и будет культурным водителем на дороге. Но все-таки наличие сертификата говорит об изучении, как минимум, теории. В данном случае я сдаю сугубо «для себя», интересно попробовать свои силы.
— Как ты считаешь, какие качества и навыки являются наиболее востребованными для аналитика?
— Это «холиварный» вопрос. Я бы сказал, что «знание дисциплины управления требованиями», «опыт работы с заказчиком», «опыт написания документации» и «опыт моделирования предметной области» — это наиболее полезные навыки в работе бизнес-аналитика.
Если говорить о личностных качествах, то я бы выделил в качестве приоритетных аналитический склад ума, быструю обучаемость, коммуникабельность.
— Ну, и чтобы подытожить нашу беседу, что бы ты посоветовал аналитикам молодым или уже опытным, которые подумывают сменить место работы и, может быть, смотрят в сторону твоего работодателя?
— Во-первых, учиться и развиваться, не стоять на месте. Во-вторых, не бояться пробовать новое. В-третьих, быть активным.
Что же касается вакансии бизнес-аналитика в Wargaming, то не стоит ее бояться. Это такой же аналитик, как и в большинстве аутсорсинговых компаний. Отличий практически нет. Должен отметить, что сейчас компания находится на стадии бурного роста. Не стоит настраиваться, что сразу все будет легко и просто. Но для опытных, инициативных и амбициозных людей бурный рост означает, что здесь открывается целый спектр возможностей и перспектив, в том числе и в вопросе карьерного роста.
-------------------------
СООО «Гейм Стрим», УНП 190664298
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.