Ищем новостников! Присоединяйтесь к нашей команде →

Священник-айтишник проповедует в Instagram и открывает ИТ-класс в Гродно

Пять лет назад отец Павел сменил офисное кресло и должность руководителя небольшой компании на служение в деревенской церкви. Как он признаётся сам, бывших айтишников не бывает, поэтому начал вести проповеди в прямом эфире Instagram, продолжает «пилить контент» в соцсетях и молится за Илона Маска. А ещё придумывает проекты, чтобы люди с ограниченными возможностями почувствовали себя нужными и важными. Один из них — ИТ-курсы. Павел Сергеев уже нашел класс для занятий с wi-fi, преподавателя, администратора, не хватает только ноутбуков.

14 комментариев
Священник-айтишник проповедует в Instagram и открывает ИТ-класс в Гродно

Пять лет назад отец Павел сменил офисное кресло и должность руководителя небольшой компании на служение в деревенской церкви. Как он признаётся сам, бывших айтишников не бывает, поэтому начал вести проповеди в прямом эфире Instagram, продолжает «пилить контент» в соцсетях и молится за Илона Маска. А ещё придумывает проекты, чтобы люди с ограниченными возможностями почувствовали себя нужными и важными. Один из них — ИТ-курсы. Павел Сергеев уже нашел класс для занятий с wi-fi, преподавателя, администратора, не хватает только ноутбуков.

В десять утра в храме в честь Рождества Христова заканчивается  служба и отец Павел Сергеев выходит навстречу dev.by в длинной чёрной рясе. Уже два месяца он служит в небольшой церкви в спальном районе Гродно, говорит, после проповеди расписана каждая минута: встречи со студентами, работа с волонтёрами и много чего ещё.

 — У вас в инстаграме написано «Священник. Блогер». А так можно? —  спрашиваем, пока батюшка разливает чай.

 — В инстаграме можно выбрать профессиональный аккаунт, а можно авторский. Если ты блогер — открыто больше статистики, есть бонус в плане охватов. Поэтому я — блогер, пилю контент. А в шапке профиля указано: «о проблемах церкви с юмором». Направление тяжёлое, узкое, болезненное.

Контент в инстаграме разный. Например, в одном из постов отец Павел делится впечатлениями о фильме «Молодой папа», а в комментариях его подписчики рассуждают, какие церковные проблемы фильм поднимает. И немного журят обилие откровенных сцен. «И не говорите, что батюшка благословил смотреть, я тут ни при чём, предупреждаю, на исповеди на меня не ссылаться», — смеётся священник.

Фото: Александр Васюкович для dev.by

«После смерти скажу: «Господи, вот тебе все порталы, сайты и приложения». А он: «Зачем мне это?»

Прежде чем отец Павел начнёт рассказывать про свои проекты, мы возвращаемся с ним на 12 лет назад. Тогда он был студентом БГТУ, учился на маркетолога, думал о духовном и развивал себя во всех направлениях, которые были интересны. 

 — В 20 лет произошёл переломный момент, я задумался над смыслом жизни, смерти, так стал верующим, — 32-летний Павел Сергеев вспоминает свой путь «маркетолог-ИТ-священник». — Когда начал ходить в церковь, всё время искал разные активности среди молодежи: «Давайте что-нибудь придумаем!».

Наше молодежное движение (такое братство верующих, куда входило 200 человек) бесплатно делало сайты для храмов. В моём окружении было много айтишников. Как их находил? Через социальные сети. Ещё мы занимались детьми с ДЦП: помогали им развивать моторику, читали сказки, подключали специалистов, приглашали психологов.

После университета Павел переучился на программиста — освоил HTML5 и CSS, PHP и MySQL. Открыл небольшую компанию. Работал с Joomla, WordPress, Bitrix, «осваивал фреймворки, делал сайты как с нуля, так и редактировал шаблоны». Плюс занимался комплексным seo и контекстной рекламой под ключ. Потом нанял программиста и дизайнера, а сам вернулся в продажи.

Себя в тот период священник описывает как «хулиганистого человека». Но, говорит, вера сделала его другим. Заставила задуматься над будущим, и перед глазами всплыла картинка:

 — Я умер, моя душа перед Богом. И что я ему скажу? Господи, вот эти все порталы и сайты, приложения. Всё это тебе. А он ответит: «А зачем мне это? Мне нужно что-то другое». И я решил инвестировать своё время и силы в то, что не сгорит. Фирмы сгорают, деньги обесцениваются, а инвестиции в духовность — нет.

Отец Павел в воскресной школе для детей. Фото: Александр Васюкович для dev.by

Так Павел Сергеев в 27 лет закончил семинарию и стал священником, его отправили работать в деревенскую церковь в Слуцком районе. Для человека деятельного, у которого проекты рождаются постоянно, новое место вызвало «вселенскую тоску и грусть». Оказалось, местным не до технологий батюшки.

 — Выходишь в храм, стоит десять бабушек, и ты начинаешь произносить проповедь, хочется донести важную богословскую  мысль, а они: «Баааацюшка! Мы пойдзем кароў даіць, канчайце ўжо гаварыць». Я считал, мои проповеди в деревне никому не нужны, но, с другой стороны, внутри меня есть что-то, что имеет ценность. Возможно, аудитория не та.

И тогда я взял телефон и стал снимать прямые эфиры богослужений для Instagram. Сперва прихожане восприняли это настороженно. И я объяснял: «Представьте, сейчас здесь стоит 10 человек, а на самом деле в храме 70. Нас смотрят онлайн ещё 60 человек».

Подписчики присылали вопросы, записки, о ком помолиться, жители Слуцка стали приезжать на службы. Я так и говорил, что сегодня на проповедь приехал мой подписчик, — рассказывает отец Павел. — А кто-то делился: дочка живёт в США, теперь тоже смотрит проповеди. 

По словам священника, был и момент отчаяния. Он перестал включать эфиры, но люди стали спрашивать, что случилось. Оказалось, кто-то смотрел службы в дальней дороге, кто-то в больнице.

Храм, где сегодня служит отец Павел. Фото: Александр Васюкович для dev.by

Что касается финансовой стороны, то, по словам священника, его этот вопрос не сильно волновал. Уйдя из ИТ, сильно потерял, да. Как купил в те времена машину, так на ней ездит до сих пор.

— Священник живёт по послушанию, как солдат в армии. Куда епископ скажет — туда и едёт. После пятого переезда задумался о жилье,  будущем для сына и жены. Практически во всех церквях (греческой, сербской, болгарской, польской, литовской) священники подрабатывают на светских работах или имеют бизнесы, а служат на выходных. В РПЦ и БПЦ не так. У нас это не принято, — говорит Павел.

И вспоминает, как в храме святителя Николая Чудотворца в деревне Лядно бывало так, что зимой не хватало денег на газовое отопление. Приходилось брать из декретных.

«20 человек с ограниченными возможностями ждут  курсы: «Мы уже готовы!»

Через 3,5 года жизни из деревни Лядно Павла Сергеева перевели на службу в Гродно. И тут он начал придумывать один проект за другим, за плечами уже был опыт организации собственного бизнеса.   

— Когда стал меняться внутренне, изменилось мышление: если могу себя поменять, значит, могу взять ответственность за кого-то другого. Думаю, вера очень сильно повлияла на мой предпринимательский дух, — объясняет священник.

У отца Павла сейчас несколько проектов: открытие инклюзивной пекарни «Пчела» (с ним он участвовал в конкурсе социальных проектов Social Weekend), свечного цеха. Но под номером один — запуск ИТ-курсов для людей с ограниченными возможностями. Когда многие из них стали писать священнику в инстаграме: «Батюшка, здравствуйте! Может, поможете найти работу?», стало понятно, что для особенных людей открыты далеко не все двери. Наоборот, слишком много нюансов их вообще закрывают.

Павел Сергеев. Фото: Александр Васюкович для dev.by

 — Вот какой кейс: государство определяет людей с инвалидностью в определённые ПТУ, где учат, как правило, на обувщиков. Например, есть такой парень Макс, у него деформированы пальцы, вывернуты в другую сторону. Как схватить пальцами шило и с усилием его пропихнуть? Да, он отучился, но ни одну пару обуви не смог сшить. После ПТУ обошёл пять предприятий, никто не взял, — рассказывает отец Павел. — Зато Макс нормально печатает тексты на клавиатуре, может редактировать фотографии, монтировать видео. Сейчас изучает криптовалюту, до этого закончил курсы по продажам.

Но предложений на рынке труда для 28-летнего Макса нет — и он вынужден сидеть дома. И сам парень, и священник Павел Сергеев верят: это временно. У Макса есть желание работать, у батюшки — идеи, как люди с ограниченными возможностями могут найти себя в жизни. 

Мы садимся в машину священника и едем смотреть тот самый класс, который готов принять ИТ-школу. Машина останавливается возле исторического центра, прямо у Гродненской  епархии. Здесь на первом этаже выделено помещение для будущих айтишников.

Помещение, которое епархия выделила под ИТ-школу. Фото: Александр Васюкович для dev.by

Отец Павел планирует три направления: тестирование, программирование и SMM. Учеников находит по-разному: через инстаграм, через мероприятия для людей с инвалидностью (благотворительные концерты, сборы подарков), через местные СМИ.

— Идея ИТ-классов пришла в мае, об этом написали в социальных сетях, и тут же откликнулась одна фирма. Пообещала отдать новую мебель из офиса, которая не подошла. Кто-то готов выделить для занятий своих инженеров и программистов, есть администратор. Не хватает 12-13 ноутбуков. Написал письма во множество компаний, где-то нас поставили в очередь длиною в год.

Была бы техника сейчас — тут же запустились, — делится своими планами священник. — Сейчас 20 человек с ограниченными возможностями ждут эти курсы: «Когда они начнутся? Мы уже готовы!»

«Я постоянно в тренде, изучаю Meta-вселенную»  

Например, тестировщиками хотят стать ребята, которым поставили диагноз «аутизм», молодые люди с ДЦП. По подсчётам отца Павла, каждые полгода школа будет набирать новый курс.

Когда ИT-школа запустится, расходы по электроэнергии, wi-fi и печенье для студентов берёт на себя епархия. Преподавателей бесплатно даст  компания a1qa. Будут ли сами курсы бесплатны?

— Да, но студенты будут вносить минимальное пожертвование. Например, один рубль в месяц. Это больше педагогическая мера. Если абсолютно бесплатно будут учиться, не будет мотивации, — объясняет батюшка. — Эти пожертвования будут идти на чай-кофе, канцтовары. Это социальный проект и он не предусматривает извлечения прибыли.

В первый набор, например, уже записался Юрий из местного интерната, парень сам изучает вёрстку, пытается делать сайты, окончил курсы «графический дизайн». Самая большая мечта Юрия — найти работу и стать самостоятельным. EPAM и a1qa уже пообещали помочь ребятам устроиться тестировщиками, как только они пройдут обучение.

В этом помещении (ещё не достроено) Павел планирует центр для людей с ограниченными возможностями. Фото: Александр Васюкович для dev.by

Пока едем с отцом Павлом из епархии в здание, где должна открыться инклюзивная пекарня «Пчела», в салоне замечаем распечатки из учебника по английскому языку и бейдж участника бизнес-школы.

  — Я очень предприимчивый человек, — улыбается священник. — Хожу на курсы английского, учусь в магистратуре, изучаю психологию, посещаю курсы по SMM, чтобы освежить в памяти знания. Проходил обучение по проджект-менеджменту. Я постоянно в тренде, сейчас изучаю Meta-вселенную.

Батюшка показывает нам помещение, где сделали ремонт под пекарню, поставили печь, провели канализацию. Но пока проект поставили на паузу: не хватает денег его закончить. По идее, здесь будут работать люди с ограниченными возможностями, со временем священник хочет открыть летнее кафе, чтобы каждый мог прийти сюда и съесть свежий круассан. 

Выпечку пекарни священник планирует продавать в местных храмах и поставлять в рестораны Гродно.

У отца Павла планов много, говорит, если что-то не получается, он огорчается, но ненадолго:

— Очень люблю Илона Маска, молюсь за него. Желаю, чтобы его ракета долетела до Марса и вернулась, а все идеи воплотились. С интересом смотрел его конференцию, когда в Tesla закрывался финансовый год.

Для своих проектов отец Павел ищет поддержку в соцсетях, на аккаунт священника в инстаграме подписано 11,5 тысяч человек. Признаётся, написать пост раз в неделю — это тот же тайм-менеджмент. А свою откровенность в интернете с подписчиками объясняет просто:   

 — Чтобы стать кому-то другом, нужно самому открыться. Мы никогда не можем  научить другого, но можем показать собственный пример: наши мысли, наши искушения, успехи и падения. Возможно, кто-то увидит себя. А если буду выступать как ментор — это почти не вызовет отклика. Почему я это всё делаю? Меня  вдохновляют интересные идеи, люди. Я в них верю.

Фото: Александр Васюкович для dev.by

Если у вас найдутся ноутбуки для ИТ-класса отца Павла, которые помогут запустить его ИТ-школу — пишите священнику в инстаграм.

«Моя миссия — дать альтернативу». Тестировщица уехала в деревню учить детей
«Моя миссия — дать альтернативу». Тестировщица уехала в деревню учить детей
По теме
«Моя миссия — дать альтернативу». Тестировщица уехала в деревню учить детей
Восточная нега и приход EPAM. Плюсы и минусы Тбилиси от ИТ-журналиста из Минска
Восточная нега и приход EPAM. Плюсы и минусы Тбилиси от ИТ-журналиста из Минска
По теме
Восточная нега и приход EPAM. Плюсы и минусы Тбилиси от ИТ-журналиста из Минска
«Тысяч пять получаете?» Как Mapbox заглянул в Шарковщину, а Шарковщина заглянула в Mapbox
«Тысяч пять получаете?» Как Mapbox заглянул в Шарковщину, а Шарковщина заглянула в Mapbox
По теме
«Тысяч пять получаете?» Как Mapbox заглянул в Шарковщину, а Шарковщина заглянула в Mapbox
В редакцию обратился UX/UI-дизайнер, который утверждает, что заказчик не доплатил ему больше 1000$.

dev.by попытался разобраться в истории.

Читайте также
Доверенности, справки, выписки, апостиль. Как айтишники оформляли это за границей
Доверенности, справки, выписки, апостиль. Как айтишники оформляли это за границей
Доверенности, справки, выписки, апостиль. Как айтишники оформляли это за границей
Мы спросили читателей dev.by об их опыте оформления разных документов за границей — через консульства РБ или без их помощи. Некоторые рассказали про то, как получали паспорт. А вот какой опыт оформления  других полезных бумаг у наших читателей.
Як лідар Relikt i продакт Gismart будуе музычную студыю i жыццё ў Варшаве
Як лідар Relikt i продакт Gismart будуе музычную студыю i жыццё ў Варшаве
Як лідар Relikt i продакт Gismart будуе музычную студыю i жыццё ў Варшаве
Аляксандр Дземідзенка — лідар беларускага гурта Relikt і product owner у кампаніі Gismart — пра пераезд у Варшаву, сацыяльную ізаляцыю, выкліканую рэлакацыяй (спойлер — яе наш герой зусім не адчувае!), новы альбом Byli, Jość, Budziem і ў цэлым — жыццё беларускага музыкі-айцішніка ў польскай сталіцы.
Почему айтишники плохо спят и как это фиксят
Почему айтишники плохо спят и как это фиксят
Почему айтишники плохо спят и как это фиксят
12 комментариев
Куда, с кем и почему уезжают — портрет ИТ-релоканта. Большой ресёрч
Куда, с кем и почему уезжают — портрет ИТ-релоканта. Большой ресёрч
Куда, с кем и почему уезжают — портрет ИТ-релоканта. Большой ресёрч
31 комментарий

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале

Обсуждение
Комментируйте без ограничений

Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.

20

Понравилось. Добрая статья. Добра сейчас (да впрочем и всегда) не хватает...

3

Все так. Одного не могу понять: человек "молится за Маска, желает его ракете долететь до Марса", но при этом верит, что на небе есть бог?

Anonymous
Anonymous Position в Noname
-1

не долетит. ударится о небесную твердь и упадет обратно.
сама идея с "электронным батюшкой" не нова. гугл ит

2

Credo quia absurdum
/Верую, ибо абсурдно/

-1

Я думал, что такие вещи противоречивы только в голове у подписчиков паблика «Атеист» или 15-17ти летних.

Anonymous
Anonymous Much Wow Very Engenieer в t.me/it_destruct
5

Ваша позиция ясна, можете объяснить почему нет противоречия?

0

Конечно, Бог трансцендентен к физической реальности, какие тут противоречия.

Anonymous
Anonymous Much Wow Very Engenieer в t.me/it_destruct
7

Бог трансцендентен к физической реальности

С этим трудно спорить. Что-то, чего не существует, безусловно в том числе будет трансцендентено к физической реальности, если это такой тонкий способ сказать, что Бога нет - то снимаю шляпу.

-9

Я вам даже плюс поставил к комментарию, к первой части.
Только как она связана с тем, что написал я и с вопросом Бога?
Не стоит путать понятия «существование» , «сущее» и «сущность».
Трансцендентность только означает, что мы с Вами не можем чувственно воспринимать «сущность» (только через «откровения» — свидетельства бытия).
Но на этот вопрос есть разные точки зрения, вполне равноценные.
Где-то Бог полностью трансцендентен, где-то имеет влияние на физический мир (те же откровения).
Так что по вопросу «существования», мы с вами можем как-то спорить, а по вопросу наличествования / «бытия» уже не особо.

Anonymous
Anonymous Much Wow Very Engenieer в t.me/it_destruct
8

В данном контексте под несуществованием подразумевалось именно неналичествование и небытие. Ведь трансцендентеный к физической реальности Бог не мог в принципе никак влиять на физический мир, не мог оставлять после себя всех этих "свидетельств", на которые опираются религиозные догматы. А если так, то с чего вдруг его наличествование/бытие более вероятно, чем бытие и наличествование невидимого макаронного монстра или невидимого чайника летающего по орбите?

-4

Арсений, мой тезис и взгляд на мир не связан с вероятностной оценкой «бытия» чего-то вне физического мира, на основе данных физической реальности.

никак влиять не мог

Это вообще у вас откуда следует, не очень понимаю.

Откуда Вы берёте какую-то «вероятность»? На основании чего применяете инструмент к метафизике?

Я правда не умею четко это связать, поэтому ничего не смогу Вам тут ответить.

Anonymous
Anonymous Much Wow Very Engenieer в t.me/it_destruct
6

Это вообще у вас откуда следует, не очень понимаю.

Это прямое следствие ваших слов. Как трансцендентный физической реальности бог мог бы каким-либо образом на эту реальность влиять? Ведь в этот самый момент он автоматически перестал бы быть трансцедентным физической реальности.
Одно радует, что можно не ломать над этим голову всерьез, как можно не ломать голову над летающим макаронным монстром или другими неналичествующими и несуществующими вещами.

Откуда Вы берёте какую-то «вероятность»? На основании чего применяете инструмент к метафизике?

Вы правы, могу выразиться проще, без вероятностей. Летающий чайник по орбите, невидимого макаронного монстра и бога объединяет одно и то же: они трансцендентны физической реальности, они никак не влияют на физическую реальность, и их попросту нет, за пределами магического мышления конкретных черепных коробок.
Концепция "трансцендентного физической реальности" бога автоматически обнуляет вообще все религии, и прямо им противоречит.

Dimitri Samasiuk
Dimitri Samasiuk Tester в Testlio
1

Тебя Симы не признают, потому что тебя в исходном коде видеоигры не существует. А ты просто в другой вселенной находишься

5

Крутой, классно, что занимается социалкой. Очень нравятся статьи такой тематики, были крутые про учителя для Беларуси еще (вроде так называется: там в деревню девушка уехала преподавать и тоже много чего развивала).

Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже