Как читатели dev.by увольнялись через смену прописки: три истории
На прошлой неделе dev.by писал про тяжёлый разрыв с компанией: как не манипулировать и не вестись на манипуляции. В комментариях нам предложили способ уволиться быстро и «без статьи»: «Прописываетесь в деревне, потом копию страницы паспорта с регистрацией и заявление на увольнение даёте руководству. Дату увольнения ставите сами, хоть на следующий день».
Мы предложили читателям анонимно рассказать о своём опыте через прописку. Вот что нам прислали.
«Прописался за 300 км от Минска — и предоставил справку»
— Летом 2019 года у меня истекал срок отработки по распределению. Задачи к тому времени стали скучными, да и зарплата отставала. Я пошёл к директору и сказал, как есть: «Надоело, хочу уволиться». Он попросил подождать пару недель, пока из отпуска не выйдет сисадмин, который меня курировал (программистов в компании не было). Ещё директор сказал, что готов перевести меня на проект, который делали сторонние разработчики, но ему надо обсудить это с сисадмином.
Я ждал — и где-то через месяц мне, наконец, пообещали, что «в ближайшее время» смогу приступить к разработке.
Я начал смотреть вакансии, сходил на пару собеседований, а когда получил оффер, снова пошёл к директору: «Нашёл работу, увольняюсь…» Он ответил, что у меня контракт на год, и увольнять меня он не станет. Тогда я прописался за 300 км от Минска — и предоставил справку. То ли директор увидел, что я настроен серьёзно, то ли сработала схема, но моё заявление он подписал. Уволился я в декабре, перед самым новым годом.
«Готов идти в суд — исходя из практики, мой иск будет удовлетворён»
— Компания не хотела увольнять ни по соглашению сторон, ни по статье. Угрожали, если я перестану ходить на работу и выполнять трудовые обязанности, меня лишат всех премий, взыщут оставшийся оклад за прогулы, но увольнять не будут. А если из-за меня они ещё и потеряют клиента, должен буду возместить им убытки.
Изучив Трудовой кодекс и проконсультировавшись с юристами, я нашёл возможность уволиться через смену прописки. Тем более, что в контракте с компанией на тот момент речи об удалённой работе не было (кажется, после моего случая такой пункт там уже присутствует).
У меня как раз набежал целый месяц отпуска, которым я и воспользовался, чтобы без спешки все оформить. Собрал документы и поехал к дальним родственникам в один из посёлков соседней области. Будучи там, написал написал заказное письмо с уведомлением, в котором отправил заявление на увольнение и ксерокопию паспорта с новой пропиской.
Я надеялся после окончания отпуска прийти и просто забрать трудовую книжку, так как по Трудовому кодексу моё увольнение абсолютно законно. Однако уведомление, что моё письмо доставлено, так и не пришло. Полагаю, что сотрудники почты не смогли передать его лично в руки, а по извещению никто за письмом от меня не пошёл.
В последний день отпуска всё с тем же заявлением и новой пропиской я приехал в офис компании добиваться увольнения. Но эйчар, исполняющая на тот момент обязанности юрисконсульта, ответила мне, что уважительность причины увольнения определяется нанимателем.
На заявление нанимателя я ответил, что пойду до конца и готов идти в суд — исходя из судебной практики, мой иск будет удовлетворён. И вот только тогда мое заявление приняли. В первый рабочий день после отпуска я забрал трудовую книжку.
«Пришлось поездить, но заветный штамп был у меня в паспорте»
— Я работал руководителем ИТ-отдела в производственной компании, и у меня не заладились отношения с её директором. Мне было 26 лет, ему — за 70. На любой мой запрос он говорил: «Денег не дам!» Сломалось оборудование — «Покупай за свой счёт», подготовил проект модернизации производства — «Засунь его себе поглубже». Человек он был резкий, с подчинёнными общался в том числе матом.
В какой-то момент это надоело, плюс я нашёл вакансию — и меня готовы были взять. Так что я пошёл в отдел кадров и честно признался, что с директором работать больше не могу и уйду в любом случае. Специалист ответила: «Не уйдёшь, у тебя контракт». Я предложил компромисс: подожду, пока вы найдете мне замену, передам дела, обучу — а вы дадите объявление.
Прошла неделя, потом вторая, третья, но никто даже не начинал искать человека на моё место. Тогда искать стал я — «пути к отступлению», и нашёл. Я попросил родственника, что живёт в другом городе, прописать меня к себе на месяц. Взял отпуск за свой счёт на несколько дней — и за это время сменил регистрацию.
На работе я показал страницу со штампом и сказал: «Завтра я увольняюсь». Они уволили меня на следующий же день. На моё место никого не нашли, да и не искали — даже спустя полгода отдел был без руководителя, как мне говорили.
Нюансы: «Место прописки должно находиться далеко от работы»
Ещё один человек не пояснил подробности своего увольнения, но написал, что в схеме со сменой прописке «всё не так просто, как кажется»:
— Мы детально разбирали этот кейс с юристом, когда меня не отпускали с работы. Оказалось:
Место прописки должно находиться далеко от работы, иначе работодатель может формально оплачивать билеты или топливо и отказать в увольнении.
Даже если вы предоставите документы с новой пропиской, вас могут не уволить. Это будет формальный отказ и вам придется идти в суд.
В суде начинается самое интересное: вам нужно доказать, что вы реально переезжаете, иначе вы проиграете. Лучший вариант — иметь родственников в возрасте и оформить, например, ренту.
Также нам прислали ещё 6 историй, когда люди пытались уволиться по схеме, связанной со сменой места проживания, с заводов и компаний (но не в сфере ИТ). Вот чем они закончились:
Компания предложила работнику общежитие в другом городе, но он всё же настаивал на увольнении — договорились полюбовно.
Завод в Бобруйске отпустил-таки инженера-программиста, когда тот сделал регистрацию в Минске.
Магазин уволил работницу, когда та расторгла договор аренды в столице и объявила, что переезжает на родину — в Бобруйск.
Человек смог уволиться из таможенных органов.
Работница борисовского завода перепрописалась в Минске, но «на заводе собрали специальную комиссию и решили, что расстояние не очень большое и в принципе можно каждый день ездить» — и не уволили.
Несколько человек уволились из проектного института «в течение 3 дней».
Юрист: «Работодатель вправе отказать сотруднику, а тот — оспорить решение в суде»
dev.by обратился к юристам Arzinger Law Offices с вопросом, обязан ли наниматель уволить работника, если тот сменил прописку. Вот что нам пояснили:
— Увольняет всегда работодатель, он же заносит запись в трудовую книжку сотрудника. Однако есть условия, при которых работник может требовать расторгнуть контракт. Они перечисляются в ч. 1 ст. 41 Трудового кодекса:
это болезнь или инвалидность работника, препятствующие выполнению работы по трудовому договору;
нарушение нанимателем законодательства о труде, коллективного или трудового договора;
поступление на военную службу по контракту;
а также другие уважительные причины.
Примеры уважительных причин для расторжения контракта по требованию работника мы можем найти в ч. 2 п. 19 постановления Пленума Верховного Суда от 26 июня 2008 г. № 4 «О практике рассмотрения судами трудовых споров, связанных с контрактной формой найма работников»:
это состояние здоровья;
выход на пенсию;
изменение места жительства;
необходимость ухода за больными членами семьи.
Однако работодатель вправе отказать своему сотруднику и предложить компромиссные варианты, с которыми работник вправе не согласиться:
предоставить общежитие или арендовать квартиру;
перевести сотрудника на удалённый режим работы;
предоставить транспорт и/или оплачивать работнику транспортные расходы.
Итак, допустим, сотрудник может беспрепятственно продолжить работу на условиях дистанционной (надомной) работы, а наниматель обеспечил его необходимым оборудованием. И кажется, что в этом случае смена места жительства не будет препятствовать дальнейшему выполнению работы. Однако введение удалённой работы — это существенное изменение условий труда, с которыми работник может не согласиться, что изменит правовое основание для увольнения, но не повлияет на сам факт прекращения трудовых отношений.
Следует также иметь в виду: если у работника ещё при приёме на работу в паспорте стоял штамп о регистрации в другом населённом пункте, это нельзя будет использовать как причину для досрочного расторжения контракта с работодателем.
Решение нанимателя работник имеет право оспорить в суде. Судебная практика делает акцент на том, что уважительные причины должны объективно препятствовать работе. Будет ли суд под лупой изучать обстоятельства «переезда» (например, анализировать, меняется ли одновременно место жительства супруга и место учебы детей), а также сочтёт ли обнаруженные несоответствия достаточными, чтобы не удовлетворить требование работника, — предугадать невозможно.
Как разработчик в Польше работал курьером (но потом всё получилось)
@dzikpic, канал для айтишников в Польше, рассказал историю Александра. Перед тем, как попасть в польскую компанию, он два месяца доставлял еду в Glovo. Каково это — ездить на велосипеде по 10-12 часов в день и почему маникюрщица зарабатывает больше разработчика.
Айтишник купил дом в Польше. Как получить разрешение в 2023, когда отказов больше
@dzikpic, канал для ИТ-экспатов в Польше, рассказывает историю белорусского айтишника, который купил дом в Гданьске, с комментариями эксперта. Обсудить историю можно в чате.
Ой как знакомо... Увольнялся в Минске из организации ЖКХ тоже через прописку. К сожалению, руководитель отдела вообще не хотел ничего слышать, хотя я озвучил дату увольнения за полтора месяца. Пришлось прописываться в деревне, после чего вопрос решился. Вот вообще не понимаю, как можно человека держать против воли? Наш трудовой кодекс местами смахивает на крепостное право v 2.0
Покажите мне предприятие ЖКХ в РБ, в котором руководитель будет ценить сотрудников.
Anonymous
менеджер в Сизиф&ко
14 сентября 2021, 12:04
24
Что вы привязались к этим контрактам? Если бы компании предлагали на выбор: срочный контракт или бессрочный трудовой договор, то можно было бы говорить про "добровольный выбор". Но работодатели предлагают только одну форму сотрудничества - срочный трудовой контракт. Ну, так суровость законов компенсируется вот такой фигней. Не хотите с предупреждением за месяц по человечески? Ок, пропишусь в деревне и принесу заявление уволиться за день.
компании странно пытаться удержать на работе человека который не хочет работать. он же начнет медленно работать, косячить активнее, и в результате еще и создаст дополнительные проблемы на проекте с клиентом... если хочет уволится надо увольнять как можно быстрее
Нет, всего лишь следование заключенному трудовому договору. Не хочешь работать -- уходи со статьей, находи себе замену.
А то при найме обе стороны горазды в уши сироп лить про клевые условия труда и обязательства отработать оговоренный срок.
Anonymous
менеджер в Сизиф&ко
14 сентября 2021, 13:49
17
Не хочу работать, пропишусь в деревню, предупрежу за день. Так лучше?
Ну, если так прописаны правила игры, то почему нет?
Anonymous
14 сентября 2021, 19:18
-1
Вообще согласен. У нас очень странная практика трактования трудовых отношений. Получается работник может не соблюдать контракт и если с ним не согласные его расторгнуть, то законы плохие, а если работодатель решил отказаться от работника без компенсации и день в день, то так нельзя ко-ко-ко не по ТК.
В эти игры можно играть так, что будет как в какой-то компании, которая постоянно ищет утечки информации на dev.by, например. А еще надо бы проверить, насколько соблюдаются условия труда, не близко ли столы стоят друг к другу. А еще траванулся вчера где-то, вероятно, на корпоративной кухне печеньем, ну это санэпидем точнее определит.
Не устраивайтесь работать в такие компании -- и не придется играть в эти игры.
Что? Других компаний нет? А вот с этим уже добро пожаловать в Спортлото.
Я и не устраиваюсь, но мы же рассматриваем гипотетическую ситуацию в момент ее возникновения: человек уже устроился, человека не отпускают. Я бы не хотел оказаться на месте работодателя в такой ситуации.
"увольнять как можно быстрее"
А кто же тогда работать будет?
Вряд ли кто то другой станет с большим энтузиазмом выролнять эту работу. Администрация это хорошо знает, а сделать что то чтобы заинтересовать работника ничего не может. Поэтому и пытается всеми средствами удержать работника.
Короче, тоска зелёная. Лучше в такие ситуации просто не попадать.
а как вы будете проверять что человек работает ? может он уже саботирует и как опытный программист баги вам в код добавляет так что и не заметишь сразу ? :)
Прыемна, што разгледзелі кейс. Сам я звольніўся мінавіта так, толькі што прапіску зрабіў за 1 дзень (невялічкі райцэнтр, усё ведаюць адзін аднаго). У ваенкамаце сказаў, што баюся мітынгаў - спагадліва паківалі.
Суды па падобных справах вельмі хуткія. Я звальняўся з фірмы з-за таго, што не ўвесь заробак выплацілі - пасяджэнне было можа праз 2-3 дня пасля падачы дакументаў. А звычайна чакаеш больш за месяц.
Корень проблемы лежит в отвратительном законодательстве и в отсутствии "рынка труда" - компании, которые не могут предложить достойных условий труда не могут найти сотрудников и банкротятся из-за этого.
То ли дело раньше - работали за трудодни, 24/7 на колхозном поле.
PS: Мне интересно - вот например сейчас в инстаграмме появились явно проплаченные посты про СССР, про красивые плакаты и прочее, в связи с предстоящими выборами в РФ. Вот те кто за СССР топит - они хотели бы за трудодни работать?
Anonymous
менеджер в Сизиф&ко
14 сентября 2021, 17:15
17
Такие, кто за СССР топит, они и в СССР не за трудодни работали, а за спецпаек с икрой, Волгу и бесплатный отдых в закрытом санатории на Черном море.
Яны б жадалі кватэры бясплатна праз 10 год працы, машыну, дачу і г.д.
Ну а раней, да 1999 года, былі звычайныя дагаворы, людзі маглі звольніцца за 14 дзён. І зараз так у Расіі, і нічога там не зламалася ад такіх вольнасцей для людзей.
Они в основной своей массе там на пенсии и давно не работают. Да и мудрость гласит, что со временем вспоминается только хорошее. Ну и есть кто за деньги наверняка.
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.
Ой как знакомо... Увольнялся в Минске из организации ЖКХ тоже через прописку. К сожалению, руководитель отдела вообще не хотел ничего слышать, хотя я озвучил дату увольнения за полтора месяца. Пришлось прописываться в деревне, после чего вопрос решился. Вот вообще не понимаю, как можно человека держать против воли? Наш трудовой кодекс местами смахивает на крепостное право v 2.0
Против воли или согласно условиям добровольно заключенного контракта?
Знаете, как у нас любят заключать контракты? Или на 5 лет или на улицу...
Значит, не такой уж ценный сотрудник, чтобы умасливать его индивидуальными условиями, только и всего.
Покажите мне предприятие ЖКХ в РБ, в котором руководитель будет ценить сотрудников.
Что вы привязались к этим контрактам? Если бы компании предлагали на выбор: срочный контракт или бессрочный трудовой договор, то можно было бы говорить про "добровольный выбор". Но работодатели предлагают только одну форму сотрудничества - срочный трудовой контракт. Ну, так суровость законов компенсируется вот такой фигней. Не хотите с предупреждением за месяц по человечески? Ок, пропишусь в деревне и принесу заявление уволиться за день.
а зачем компаниям предлагать менее выгодные для себя условия, если и на те, что есть, претендент прет?
Эх, если бы был какой-то способ вообще не соглашаться на сотрудничество...
Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
censored, П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement
компании странно пытаться удержать на работе человека который не хочет работать. он же начнет медленно работать, косячить активнее, и в результате еще и создаст дополнительные проблемы на проекте с клиентом... если хочет уволится надо увольнять как можно быстрее
В эти игры можно играть за обе стороны. Если человеку очень уж хочется уволиться чистеньким, пусть откупается.
Что по-вашему "уволиться чистеньким" и "пусть откупается"? Это какие-то деревенские понятия?
Нет, всего лишь следование заключенному трудовому договору. Не хочешь работать -- уходи со статьей, находи себе замену.
А то при найме обе стороны горазды в уши сироп лить про клевые условия труда и обязательства отработать оговоренный срок.
Не хочу работать, пропишусь в деревню, предупрежу за день. Так лучше?
Ну, если так прописаны правила игры, то почему нет?
Вообще согласен. У нас очень странная практика трактования трудовых отношений. Получается работник может не соблюдать контракт и если с ним не согласные его расторгнуть, то законы плохие, а если работодатель решил отказаться от работника без компенсации и день в день, то так нельзя ко-ко-ко не по ТК.
В эти игры можно играть так, что будет как в какой-то компании, которая постоянно ищет утечки информации на dev.by, например. А еще надо бы проверить, насколько соблюдаются условия труда, не близко ли столы стоят друг к другу. А еще траванулся вчера где-то, вероятно, на корпоративной кухне печеньем, ну это санэпидем точнее определит.
Не устраивайтесь работать в такие компании -- и не придется играть в эти игры.
Что? Других компаний нет? А вот с этим уже добро пожаловать в Спортлото.
Я и не устраиваюсь, но мы же рассматриваем гипотетическую ситуацию в момент ее возникновения: человек уже устроился, человека не отпускают. Я бы не хотел оказаться на месте работодателя в такой ситуации.
Не печеньем, а арбузом. Вариант надёжнее.
"увольнять как можно быстрее"
А кто же тогда работать будет?
Вряд ли кто то другой станет с большим энтузиазмом выролнять эту работу. Администрация это хорошо знает, а сделать что то чтобы заинтересовать работника ничего не может. Поэтому и пытается всеми средствами удержать работника.
Короче, тоска зелёная. Лучше в такие ситуации просто не попадать.
а как вы будете проверять что человек работает ? может он уже саботирует и как опытный программист баги вам в код добавляет так что и не заметишь сразу ? :)
Прыемна, што разгледзелі кейс. Сам я звольніўся мінавіта так, толькі што прапіску зрабіў за 1 дзень (невялічкі райцэнтр, усё ведаюць адзін аднаго). У ваенкамаце сказаў, што баюся мітынгаў - спагадліва паківалі.
Суды па падобных справах вельмі хуткія. Я звальняўся з фірмы з-за таго, што не ўвесь заробак выплацілі - пасяджэнне было можа праз 2-3 дня пасля падачы дакументаў. А звычайна чакаеш больш за месяц.
Корень проблемы лежит в отвратительном законодательстве и в отсутствии "рынка труда" - компании, которые не могут предложить достойных условий труда не могут найти сотрудников и банкротятся из-за этого.
То ли дело раньше - работали за трудодни, 24/7 на колхозном поле.
PS: Мне интересно - вот например сейчас в инстаграмме появились явно проплаченные посты про СССР, про красивые плакаты и прочее, в связи с предстоящими выборами в РФ. Вот те кто за СССР топит - они хотели бы за трудодни работать?
Такие, кто за СССР топит, они и в СССР не за трудодни работали, а за спецпаек с икрой, Волгу и бесплатный отдых в закрытом санатории на Черном море.
Яны б жадалі кватэры бясплатна праз 10 год працы, машыну, дачу і г.д.
Ну а раней, да 1999 года, былі звычайныя дагаворы, людзі маглі звольніцца за 14 дзён. І зараз так у Расіі, і нічога там не зламалася ад такіх вольнасцей для людзей.
Они в основной своей массе там на пенсии и давно не работают. Да и мудрость гласит, что со временем вспоминается только хорошее. Ну и есть кто за деньги наверняка.
Да чего там? Я взял и перестал ходить на работу. Как они могут заставить меня туда ходить? Приставить ко мне надзирателя с палкой?
Проблем и вопросов не было потом у других работодателей, что уволили по статье?
Другим работатаделям было пофигу по какой статье меня уволили. И уволили или я сам ушол. Впрочем как и мне.
Танцы с бубном вместо решения проблемы. Мышкам тоже нравится по лабиринту бегать.