Изучила основы Javascript, но решила остаться врачом. Спросили почему
На днях в Linkedin появился пост: «Изучила основы Javascript и React, чтобы понять, что хочу остаться в медицине». Он спровоцировал обсуждение на более чем 260 комментариев среди айтишников и бывших медиков, перешедших в айти. dev.by не смог пройти мимо и поговорил с автором этих слов.
«Видеть благодарные глаза пациентов мне приятнее, чем открытую вкладку редактора кода»
Анастасия Стельмах поступила в Витебский медуниверситет по совету родителей. Окончила лечебный факультет с красным дипломом в 2018 году, затем училась в интернатуре и отправилась на распределение в качестве невролога в Витебский областной диагностический центр.
Сейчас Анастасия находится в декрете, но всё равно смогла найти время, чтобы выучить Javascript и React.
— Всё началось с того, что мой муж, в прошлом врач-рентгенолог, перешёл в ИТ — front-end разработчиком. Был очень доволен, всё время сравнивал прошлую работу с настоящей и, как, наверное, и многие, пытался объяснить друзьям все плюсы работы программистом и склонить их к изучению. Но я в то время только родила, и меня эта агитация не касалась (смеётся).
В январе 2022-го он в очередной раз сокрушался, что никто из его окружения не хочет поднять уровень жизни. Говорил, что медицину выучить намного сложнее, чем программирование. И тогда я спросила: «И что, даже я смогла бы выучить?».
Мы обсудили, как муж будет мне помогать. Что мне не придётся смотреть кучу курсов, как делал в своё время он, чтобы найти что-то достойное. Что станет мне делать код-ревью, помогать с ошибками. Тем более, что порог входа повысился, и стал нужен английский уровня B1 и выше — мне как раз хватало.
В конце концов полгода назад Анастасия записалась на первый стейдж RS School (школа на базе комьюнити Rolling Scopes — прим. dev.by) и стала потихоньку изучать основы HTML, CSS, JavaScript. Как говорит собеседница, «мы даже открыли первый попавшийся сайт и сверстали его вместе».
— В начале июня заканчивался Stage 1. Я была за пределами первой тысячи, и потому на второй стейдж решила не переходить, а учить самостоятельно, и в сентябре зайти сразу на Stage 3 (изучение фреймворка).
Процесс обучения меня не тяготил. Я могу выучить что угодно. Но когда я представляла, что этим нужно будет заниматься постоянно: смотреть в экран, придумывать названия компонентам и переменным, сидеть дома, общаться с людьми только на созвонах — меня это немного угнетало.
Да и склад ума у меня не математический. Я очень долго понимала всякие алгоритмические задачки (если вообще их понимала). Так что я стала очень медленно изучать новую информацию, раздражалась, прокрастинировала. Как мне писали в комментариях к посту, программирование для всех, но не все для программирования. Я согласна с этим.
Под постом Анастасии развернулась дискуссия на 260+ комментариев. Вот несколько цитат оттуда:
«Мне всегда сложно собеседовать ребят, которые переходят из медицины. Я знаю, какой огромный труд вложен в диплом, и всегда немного жаль. Но и понимаю, насколько ж замотивированы такие сотрудники. После меда — все по плечу!».
(перевод с украинского) «Стоматолог, планирую перейти в геймдев. Причины? Война, профессиональное выгорание, состояние здоровья — решил всё-таки воплотить мечту своей жизни».
«Я бывший невролог, теперь 3D-художник. Нашла подходящую профессию и обожаю свою работу :) А после приема в поликлинике хотелось лечь и умереть. То ли условия ужасные были, то ли просто с людьми работать не мое».
«Был медбратом, а теперь QA) Не жалею о смене профессии!»
«Моё мнение, вы начали не с той области, вам больше подойдут нейронные сети, машинное обучение. Уже на человеческий мозг и психику начнёте смотреть совсем с другого угла».
«Лучше хороший врач, чем очередной JS кодер».
— Когда в нашей семье финансовый вопрос стал ощущаться не так остро, мы ещё раз всё обсудили. Я решила, что останусь в неврологии. После этого я с радостью встречала каждый день и даже захотела поскорее выйти на своё место работы, чтобы окунуться в знакомый, понятный и нужный всем мир медицины.
До сих пор иногда ловлю себя на мысли, что, может, я просто рано сошла с пути, не проявила стойкость, побоялась выйти из зоны комфорта. Но после отклика на мой первый пост понимаю, что принесу намного больше пользы в качестве врача. Тем более, что видеть радостные и благодарные глаза пациентов мне приятнее, чем открытую вкладку редактора кода.
«Планирую вести блог и освещать самые распространенные проблемы у программистов»
Так как сеть контактов Анастасии в Linkedin уже более 500 человек, она решила, что сможет принести пользу и на этой площадке. Тем более что её специальность связана с характерными проблемами программистов вроде онемения рук либо боли в спине.
— Я планирую просто вести блог и освещать самые распространенные проблемы у программистов. Это туннельные синдромы верхней конечности, боли в спине, головные боли, бессонница. Также хочу рассказать о паре неврологических заболеваний, которые дебютируют в молодом возрасте, чтобы был шанс их остановить или обнаружить на ранней стадии.
А потом посмотрим. Может, на Linkedin придут и врачи других специальностей.
По поводу консультаций пока не загадываю, хотя пару запросов уже было. Но тут очень важен неврологический осмотр пациента (с молотком), а онлайн это сделать проблематично. Пока я додумалась только до телеграм-бота, который бы помогал мне на приёме. Например, туда можно будет скидывать дневники головной боли или какие-то диагностические опросники.
Ещё, думаю, некоторые сомневаются в моей компетентности. Ну как мамочка в декрете может быть толковым врачом? Но я считаю, что мой опыт: медуниверситет с красным дипломом, интернатура и два года отработки в областном диагностическом центре, куда приезжают пациенты с разными заболеваниями, а также участие в международных клинических исследованиях по лечению рассеянного склероза, эпилепсии, болезни Паркинсона, миастении, в которых я продолжаю участвовать и сейчас — даёт мне право писать ознакомительные посты в Linkedin.
— Что думаете о ситуациях, когда медики переходят в ИТ?
— Думаю, каждый, кто переходит, до этого очень долго сомневается и тщательно всё взвешивает. В любом случае медицинские знания остаются с нами навсегда и будут помогать всю жизнь.
Как разработчик в Польше работал курьером (но потом всё получилось)
@dzikpic, канал для айтишников в Польше, рассказал историю Александра. Перед тем, как попасть в польскую компанию, он два месяца доставлял еду в Glovo. Каково это — ездить на велосипеде по 10-12 часов в день и почему маникюрщица зарабатывает больше разработчика.
Айтишник купил дом в Польше. Как получить разрешение в 2023, когда отказов больше
@dzikpic, канал для ИТ-экспатов в Польше, рассказывает историю белорусского айтишника, который купил дом в Гданьске, с комментариями эксперта. Обсудить историю можно в чате.
Весьма разумные рассуждения.
Думаю скоро будут появляться такие статьи и от барменов, и от клининг-менеджеров. Потому что в РБ айтишка переживает не лучшие времена, а ехать в Польшу - так там социализм, высокие налоги, бармен и клининг-менеджер и айтишник получают примерно одинаково. А доктора - так это вообще элита. А дальше на Запад всё ещё хуже для айтишников.
Пользователь отредактировал комментарий 30 ноября 2022, 13:42
та ну, брось. При средней польской 7-8к злотых брутто, среднестатистическому мидлу с 20к по b2b вполне по-царски можно жить. Что уж про синьоров с их 25-30к говорить
Посредственный врач с короной на голове и синдромом «богоизбранной профессии» (которую прививают в мед универах) гораздо вреднее для общества, чем посредственный кодер.
Но искренне надеюсь, что девушка из статьи не имеет таких неприятных, надменных качеств, кои присущи многим врачам, и будет дальше преуспевать, приносить пользу людям. Радостно, что она вовремя поняла свой путь и предназначение.
В любой профессии можно преуспеть, являясь профессионалом. Будь то программирование, обеспечение качества или врачевание.
Говорить про программистов что они только кнопки красят и всё - то же самое что говорить про докторов что они только всем парацетомол выписывают и всё.
А футбольный тренер только в свисток свистит. А электрик только напряжение измеряет. А учитель просто за главной партой сидит. А кассир просто перекладывает ваш товар. А водитель просто на педаль газа жмёт.
Пользователь отредактировал комментарий 30 ноября 2022, 20:12
Тоже интересно. Кому нужны переученные на React и JavaScript медики?
Или это бизнес такой и развод?
На курсах показали как на HTML + CSS быстренько наклепать страничку и они радуются и несут денежки за Stage 3,4,5...25?
Мне всегда казалось что WEB это совсем не просто. Ну там особенности для разных браузеров учитывать (или уже не нужно?) да и JavaScript далеко не самый простой язык.
Поддерживаю ТС. Сам с 1988 по 2007 сидел каждый день перед окном редактора кода. С 2000 параллельно изучал медицину. Дебажить пациента гораздо интереснее и, в случае победы над проблемой, намного приятнее, чем программный код.
Сейчас в стоматологии. Пациенты прогеры на 90% с бруксизмом из-за психологического перенапряжения. Надеюсь что Настя вам мозги поправит и восстановит здоровый сон.... хотя.. когда код в голове крутится круглосуточно это сложно сделать ;(
Всем здоровья!
"медуниверситет с красным дипломом, интернатура и два года отработки в областном диагностическом центре"
И такой специалист решает всё это оставить и идти в IT.
Почему?
Совсем не потому что медицина это не её. А потому что её зарплата врача не позволяет вести достойную жизнь.
О хо хо. У нас проблема.
А в США средний врач зарабатывает в два раза больше чем средний програмист. И в пять раз больше чем рабочий на стройке.
Анастасия,
поддерживаю ваше решение остаться врачом и не перескакивать в програмирование следуя моде.
За HTML и Java Script платят не так и много. Возможно немного выше чем з/п врача. Это в .NET, Java advanced или С++ профессионалы уровня Senior или Architect зарабатывают $4 - 5 К. Однако для этого требуется и университетский background, и experience 5+ лет. Да и действительно соответствующий склад ума.
Хотите жить на достойном уровне? Поставьте целью стать врачом в Германии. Вместо того чтобы тратить время, силы и энергию на нелюбимое програмирование.
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.
Весьма разумные рассуждения.
Думаю скоро будут появляться такие статьи и от барменов, и от клининг-менеджеров. Потому что в РБ айтишка переживает не лучшие времена, а ехать в Польшу - так там социализм, высокие налоги, бармен и клининг-менеджер и айтишник получают примерно одинаково. А доктора - так это вообще элита. А дальше на Запад всё ещё хуже для айтишников.
Пользователь отредактировал комментарий 30 ноября 2022, 13:42
та ну, брось. При средней польской 7-8к злотых брутто, среднестатистическому мидлу с 20к по b2b вполне по-царски можно жить. Что уж про синьоров с их 25-30к говорить
На самом деле немного меньше.
Вот что даёт Google:
Zarobki programistów z podziałem na technologie
Są to uśrednione kwoty brutto niezależne od rodzaju umowy: C – 7059 zł (junior), 18 080 zł (mid), 21 371 zł (senior) Go – 9000 zł (junior), 19 212 zł (mid), 24 844 zł (senior) HTML – 6528 zł (junior), 11 357 zł (mid), 16 800 zł (senior)
Посредственный врач с короной на голове и синдромом «богоизбранной профессии» (которую прививают в мед универах) гораздо вреднее для общества, чем посредственный кодер.
Но искренне надеюсь, что девушка из статьи не имеет таких неприятных, надменных качеств, кои присущи многим врачам, и будет дальше преуспевать, приносить пользу людям. Радостно, что она вовремя поняла свой путь и предназначение.
В любой профессии можно преуспеть, являясь профессионалом. Будь то программирование, обеспечение качества или врачевание.
Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
Преколы мочишь) а научи меня тоже по нику понимать, кто вайтишник, а кто нет
Изучил большую медицинскую энциклопедию и решил остаться программистом
Изучил статью (основы) и решил пофлудить...
Ога, кнопки красить - это не 6 лет спирт в общаге глушить.... Тут особый дар нужен
Говорить про программистов что они только кнопки красят и всё - то же самое что говорить про докторов что они только всем парацетомол выписывают и всё.
А футбольный тренер только в свисток свистит. А электрик только напряжение измеряет. А учитель просто за главной партой сидит. А кассир просто перекладывает ваш товар. А водитель просто на педаль газа жмёт.
Пользователь отредактировал комментарий 30 ноября 2022, 20:12
Тоже интересно. Кому нужны переученные на React и JavaScript медики?
Или это бизнес такой и развод?
На курсах показали как на HTML + CSS быстренько наклепать страничку и они радуются и несут денежки за Stage 3,4,5...25?
Мне всегда казалось что WEB это совсем не просто. Ну там особенности для разных браузеров учитывать (или уже не нужно?) да и JavaScript далеко не самый простой язык.
а вы багу в пациенте найдете даже со 100% покрытием его тестами? В медицине 1 не всегда true. Шесть лет мы только архитектуру изучаем ;)
По факту формы шлепают и все, это же Реакт...
Поддерживаю ТС. Сам с 1988 по 2007 сидел каждый день перед окном редактора кода. С 2000 параллельно изучал медицину. Дебажить пациента гораздо интереснее и, в случае победы над проблемой, намного приятнее, чем программный код.
Сейчас в стоматологии. Пациенты прогеры на 90% с бруксизмом из-за психологического перенапряжения. Надеюсь что Настя вам мозги поправит и восстановит здоровый сон.... хотя.. когда код в голове крутится круглосуточно это сложно сделать ;(
Всем здоровья!
Если есть возможность заниматься тем что больше нравиться - это супер
"медуниверситет с красным дипломом, интернатура и два года отработки в областном диагностическом центре"
И такой специалист решает всё это оставить и идти в IT.
Почему?
Совсем не потому что медицина это не её. А потому что её зарплата врача не позволяет вести достойную жизнь.
О хо хо. У нас проблема.
А в США средний врач зарабатывает в два раза больше чем средний програмист. И в пять раз больше чем рабочий на стройке.
Анастасия,
поддерживаю ваше решение остаться врачом и не перескакивать в програмирование следуя моде.
За HTML и Java Script платят не так и много. Возможно немного выше чем з/п врача. Это в .NET, Java advanced или С++ профессионалы уровня Senior или Architect зарабатывают $4 - 5 К. Однако для этого требуется и университетский background, и experience 5+ лет. Да и действительно соответствующий склад ума.
Хотите жить на достойном уровне? Поставьте целью стать врачом в Германии. Вместо того чтобы тратить время, силы и энергию на нелюбимое програмирование.