Support us

Как и кто делает белорусских дронов. Репортаж из «КБ ИНДЕЛА»

Оставить комментарий
Как и кто делает белорусских дронов. Репортаж из «КБ ИНДЕЛА»

В то время как большинство айтишников работает над аутсорс-проектами для зарубежных заказчиков или программными продуктами, рассчитанными в большинстве своём на западный рынок, некоторые специалисты создают совсем нетипичные и даже удивительные решения. Одно из мест, где творится магия, ­– ООО «КБ Индела», частная компания, с нуля разрабатывающая и производящая беспилотные летательные аппараты военного и гражданского назначения. Причём не заполонившие мир квадрокоптеры, чаще всего используемые для развлечения, а серьёзные решения, находящиеся на переднем краю научно-технической мысли.

Впервые об «Инделе» я услышал, когда посетил выставку Milex. Тогда меня поразил тот факт, что в Беларуси делают такие устройства. Я даже не поверил: «Ага, делают, небось, точно так же, как и мониторы «Интеграл». И решил напроситься в гости к производителям дронов.

Под катом – фотографии минских красавцев беспилотников

На первый взгляд

В стенах неприметного здания образца конца советской эпохи вряд ли можно заподозрить что-то интересное. Как раз тут, не привлекая лишнего внимания, и расположилась компания. Первое, что удивляет: исследования и разработки ведутся с 1996 года, при этом в Беларуси о ней мало кто знает. Правда, главный конструктор и основатель «Инделы» Владимир Чудаков говорит, что о компании хорошо знают – эксперты и определённые специалисты.

Дверь открылась – и мы с фотографом ошарашенно переглянулись. Прямо с порога нас ждало одно из самых сильных впечатлений: черный красавец четырехметровой длины, стильный и угловатый, прямо как американские самолеты Stealth. Мы ошиблись только с формулировкой – в наших краях правильнее говорить «пониженной радиозаметности», ведь американский термин невольно наводит на мысль о полной невидимости для радаров, а это не так.

Под высоким потолком и на стенках на кронштейнах и тросах расположились и другие летательные аппараты, созданные силами специалистов «Инделы». А это не только вертолёты, но и самолёты различных размеров, формы и назначения.

На стапелях ­– два полусобранных вертолёта, над которыми трудятся специалисты компании. «Заказ почти готов, скоро клиенты его получат», – пояснил Владимир Чудаков.

Некоторую стеснённость в пространстве он объяснил тем, что производство вот-вот переедет в два просторных цеха в соседнем здании, а в текущем останутся лишь проектировщики и некоторые производственные процессы. К слову, мне довелось посетить компанию уже перед выходом материала, так что я смог убедиться в претворении планов в реальность.

В смежном помещении на втором этаже на фоне безликого «Армстронга» сияет ещё одно живое чудо – футуристический реактивный самолет с грозной надписью «Беркут» на борту, который вполне мог бы сойти за продукцию SpaceX Илона Маска или Virgin Galactic Ричарда Брэнсона. Этот обтекаемый аппарат с почти трёхметровым размахом крыльев – вовсе не обычный самолет, а роботизированная воздушная мишень, предназначенная для военных учений. При взлётной массе всего в 34 кг «Беркут» может развивать скорость до 400 км/ч в горизонтальном полёте, находиться в воздухе до получаса (запас топлива – чуть больше 8 кг) и имитировать на экранах радаров крылатую ракету, истребитель или любое другое воздушное судно.

«В таких решениях в мире существует огромная потребность, в одном Китае в год выпускается более 5 тысяч, – продолжает рассказ Владимир. – При этом по качеству и функциональности в этом плане у нас есть всего пара конкурентов в мире. Наша мишень рассчитана на 20 запусков с катапульты, а управлять ею могут обычные солдаты без специальной подготовки».

Идём на улицу. Здесь в жёлтом микроавтобусе расположилась испытательная наземная станция управления. Она рассчитана на два рабочих места, одно из которых занимает оператор беспилотного летательного аппарата, а другое – оператор полезной нагрузки. С виду комплекс напоминает игровой автомат-авиасимулятор, но на самом деле он и несравнимо сложнее. Каждое рабочее место оборудовано двумя экранами, клавиатурой и трекболами.

Работающие с наземной станцией специалисты пояснили, что трекбол является самым надёжным и устойчивым к внешним воздействиям типом манипулятора. К слову, выглядят рабочие места современно и эстетично, чего почти всегда не хватает военной технике советского и постсоветского производства.

Краткая история успеха…

…на самом деле вовсе не краткая. Как я уже говорил, начало «Индела» было положено в 1996 году, но первые три года команда создавала лишь системы телеметрии и высокоскоростной передачи данных. Но тут у них заказали разработку модульной системы управления БПЛА, хоть самих аппаратов ни у кого тогда не было. «Почему бы и нет?», – задались вопросом в «Инделе» и начали разработку самих аппаратов, тогда ещё исключительно самолетного типа.

К началу 2000-х годов стало ясно, что более перспективным направлением являются беспилотные вертолёты. Даже сейчас в мире существует лишь несколько компаний, создающих аппараты подобного уровня, а из них только две полностью независимые и коммерческие – «Индела» и австрийская Shiebel. При этом обе компании начали заниматься беспилотными вертолётами почти одновременно, но белорусам пришлось двигаться вперёд в менее комфортных условиях.

Расчёт на собственные силы помог «Инделе» постепенно обзавестись полным пакетом собственных технологий и разработок. «Теперь мы ни от кого не зависим, а это является огромным преимуществом в данном бизнесе: снимает ограничения на развитие и даёт нашим потенциальным клиентам уверенность в нашей надёжности и безотказности», – пояснил Владимир.

Как создают БПЛА

Несмотря на то, что у компании уже есть довольно внушительный ассортимент проработанных и неоднократно испытанных технологий, разработка новых решений и улучшение существующих не прекращается ни на минуту. Вам наверняка уже набило оскомину выражение, что во всех высокотехнологических отраслях нужно постоянно двигаться вперёд, но тут оно уместно как никогда – а в случае с беспилотниками и вовсе нужно нестись вперед сломя голову.

Весь процесс разделён между тремя управлениями, из которых лишь одно занимается производством, два остальных – проектированием и разработкой. За разработку и испытания «железной» части всех комплексов отвечает управление перспективных разработок, в которое входит отделы конструкторов, электроники и испытаний.

Конструкторский отдел расположился на втором этаже, в комнате с «Беркутом». Тут трудятся 12 человек, которые проектируют новые узлы и совершенствуют разработанные ранее. Это не только работа за компьютером, но и регулярный выход «в поле» – сборочный участок, где проще вникнуть в те или иные нюансы.

За разработку электронных систем БПЛА и наземной части отвечает отдел электроники. Здесь же занимаются и сборкой электронных схем, а они у «Инделы» тоже все свои, за исключением нескольких готовых узлов. Испытывает разработанные этими двумя отделами и собранные на производстве аппараты и отдельные узлы команда отдела испытаний, куда входят инженеры, техники и пилоты, имеющие практический авиационный опыт.  Команда регулярно выезжает на полигоны недалеко от Минска, где проводятся полевые испытания и отработка алгоритмов.

Ну а теперь о том, что многие читатели сочтут наиболее интересным –  отдел управления информационными технологиями. Здесь разрабатывается абсолютно всё ПО, которое используется в беспилотных комплексах: именно независимость разработок обеспечивает доверие клиентов.

«Разработка софта для беспилотников идёт на двух уровнях, – начал рассказ об устройстве своего управления его начальник [имена сотрудников по просьбе руководства мы не разглашаем ]. – Первый – Embedded, этот софт отвечает за «мозги» вертолёта на борту – микроконтроллеры, ПЛИСы и др. Всё это пишется на «Ассемблере» или C. В результате мы в любой момент можем перейти на другую платформу и практически не менять код.

Второй уровень – наземная станция управления и её пользовательский интерфейс. Здесь самой важной является синхронизация, согласованность должна быть максимальной. Кроме того, оператор наземной станции должен очень быстро реагировать на какие-либо изменения показаний, так что все они должны отображаться очень наглядно. А ведь параметров на экран выводится очень много. Следовательно, пользовательский интерфейс требуется максимально легкий и интуитивно понятный, чтобы все эти параметры постоянно были на виду».

Отдел математики – креативный центр всего управления информационных технологий компании. Здесь работают чистые математики, которых сейчас встретишь разве что в НИИ. Именно они работают над абстрактными идеями, которые потом могут облечь в прикладную форму программисты. Часто эти люди увлекаются настолько, что их идеи оказывается невозможно реализовать. В результате – споры и трения, которые, тем не менее, являются нормой для работы отдела.

Производственный процесс полностью реализуется силами компании. Его обслуживает целый ряд высокотехнологичных станков, специалисты по композитным материалам делают лопасти и элементы фюзеляжа, а команда сборочного участка осуществляет монтаж всех систем.

Сложности с персоналом, о которых говорил Владимир Чудаков, характерны для всего управления информационных технологий. Специалистов нужного уровня и со специфическим набором навыков, способных ответственно подходить к своей работе, здесь не хватает.

В  «Инделе» работает 52 сотрудника, все профессионалы, специалисты очень высокого уровня. «Я считаю, что это лучшая команда в Беларуси и горжусь ей, – пояснил Владимир Чудаков. – Мы собираем специалистов по всему СНГ, но костяк всё же белорусский. Знаете, с кадрами в нашем деле самая большая напряженка. Нужны не просто высококвалифицированные специалисты, люди должны уметь решать совершенно необычные задачи».

Владимир Чудаков полон решимости и планов на будущее. Компания уже спроектировала собственный типовой завод – футуристическое и красивое здание. Правда, пока что он лишь на бумаге: нужны серьёзные финансовые вложения. По словам Владимира, великие свершения не за горами, и своя фабрика у компании появится в обозримом будущем.

***

После посещения «Инделы» моя вера в возможности белорусского инновационного бизнеса значительно укрепилась. Оказывается, в тени огромных госпредприятий у нас есть действительно интересные компании, которые создают технологии, а не просто ими пользуются.

Место солидарности беларусского ИТ-комьюнити

Далучайся!

Читайте также
Belka Games уволила сотрудников в Беларуси, России и Литве
Belka Games уволила сотрудников в Беларуси, России и Литве
Belka Games уволила сотрудников в Беларуси, России и Литве
22 комментария
Российская «Леста» стала 100%-м собственником «Гейм Стрим»
Российская «Леста» стала 100%-м собственником «Гейм Стрим»
Российская «Леста» стала 100%-м собственником «Гейм Стрим»
VK заплатил около $4 млн за беларусского разработчика мобильных игр
VK заплатил около $4 млн за беларусского разработчика мобильных игр
VK заплатил около $4 млн за беларусского разработчика мобильных игр
В DEIP из-за обвала курса от $1,1 млн осталось $350K, зарплаты не платят. CEO разбирает, как так вышло
В DEIP из-за обвала курса от $1,1 млн осталось $350K, зарплаты не платят. CEO разбирает, как так вышло
В DEIP из-за обвала курса от $1,1 млн осталось $350K, зарплаты не платят. CEO разбирает, как так вышло
Блокчейн-стартап DEIP больше двух месяцев не платит зарплату сотрудникам. Об этом dev.by рассказали несколько человек из компании: «официальная причина — стартап неправильно распорядился финансовыми ресурсами и денег нет. Подробностей не знаем». Сотрудникам сообщили, что топ-менеджмент ищет дополнительный капитал для погашения задолженности и дальнейшего развития. Но часть команды уже ищет новую работу.Мы также поговорили с СЕО DEIP Алексом Шкором — он рассказал, из-за чего у стартапа возникли сложности, как команда пыталась их решать и что собирается делать дальше. «Хочу поделиться опытом, чтобы на нём смогли научиться другие фаундеры, которые хотят идти в web3», — говорит Алекс. Ниже — подробный разбор.
9 комментариев

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале

Обсуждение
Комментируйте без ограничений

Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.

Комментариев пока нет.