Нужно +94 подписчика в июне. Поддержите devby 📝
Support us

«Компании сами порождают вечных мидлов». Как Scrum убивает креативность

Оставить комментарий
«Компании сами порождают вечных мидлов». Как Scrum убивает креативность

Задумайтесь на минутку, когда в последний раз вы сделали на работе нечто, что было бы не стыдно показать маме? Чем вы могли бы похвастаться друзьям за кружкой пива в баре? Белорусский iOS-разработчик Андрей Малыгин рассуждает о том, что убивает вдохновение и креативность в ИТ-специалистах — и причём здесь scrum.

Читать далее...

Многие люди крайне болезненно реагируют на вопрос про профессиональные достижения и их можно понять. Большинство белорусских ИT-компаний не предлагает ничего кроме проектов, от одного описания которых клонит в сон. Как следствие, в качестве снотворного можно использовать и резюме специалистов, которых эти компании порождают.

По итогу проигрывают и те, и другие. Компаниям крайне тяжело найти мотивированных специалистов, построить сплочённую команду и развить креативность. Специалисты впадают в апатию, хотят уволиться, переехать или переквалифицироваться в управдомы.

Давайте подумаем, почему так происходит и что с этим делать.

Mr Tom, Flickr

Я предполагаю, что эти проблемы будут волновать немногих. Текущий порядок вещей прекрасно подходит для того, чем занимается большинство белорусских ИТ-компаний, а именно: выжигать часы и выставлять за это счета клиентам. Именно поэтому у нас так распространён scrum, ведь он буквально создан для таких целей. Процесс абсолютно прозрачен: заказчик является неотъемлемой частью команды и видит, что происходит. Демо в конце каждого спринта, еженедельные отчёты менеджеров по проекту призваны показать, в каком состоянии находится продукт. Также scrum снимает львиную долю ответственности: все изменения, неизбежно вносимые заказчиком, оправдывают сдвиг сроков сдачи. А значит, больше часов, которые можно выставить в чеке. Зачем что-то менять, если это работает?

Вот к чему я клоню: вся эта ситуация приводит к последовательному искоренению вовлечённости в создание продукта и креативности. Что порождает вечных мидлов.

Итак, что обе стороны могут с этим сделать?

Мотивация

Вопрос мотивации сотрудников — один из самых важных для любого руководителя. Мотивировать человека продуктивно работать, при этом поддерживать в нём уровень интереса и счастья, задача не из лёгких. Самое простое решение, приходящее в голову: дать больше денег. Это, как выяснилось, не оказывает долгосрочного положительного эффекта.

Cheryl Colan, Flickr

Безусловно, адекватная оплата труда — неотъемлемая часть мотивированности человека, однако не единственная. В свой книге «Драйв: удивительная правда о том, что нас мотивирует» Дэниел Пинк приводит аргументы в пользу того, что любая работа, требующая хотя бы минимальной заинтересованности, не может полностью мотивироваться внешней выгодой. В этом случае, для мотивации необходимы и  внутренние причины, а именно:

— Независимость. Люди хотят думать за себя и принимать собственные решения без оглядки на босса или менеджера. Если дать им возможность самостоятельно подумать и решить задачу, а не указывать, как её сделать, то они будут более продуктивны.  

— Мастерство. Людям необходимо время от времени сталкиваться с действительно сложными задачами, чтобы проявить максимум своих способностей. Именно так они становятся экспертами в своей области. Если задача предполагает такую возможность — человек будет более заинтересован.

— Цель. Люди хотя делать важные вещи, а не бессмысленную мелкую ерунду. Если они знают, что это действительно важно и окажет заметное влияние, человек будет более сосредоточенным и вовлечённым.

А что же происходит у нас? Человек всё время сконцентрирован на закрытии как можно большего числа задач в самые короткие строки, чтобы на бумаге это выглядело хорошо для клиента. Постоянная погоня за кратковременной выгодой лишает возможности видеть чёткую цель и картину в целом.

Короткие сроки (из-за заниженных оценок, чтобы получить проект) вынуждают полностью отказаться от риска на этапе планирования. Поэтому сотрудники не могут себя проявить. Независимость тоже работает только на словах. Обычно всё это сводится к минимальному влиянию на происходящее. Все, кто когда-либо пробовал протащить в спринт минимальный рефакторинг или экспериментальный новый подход, прекрасно меня поймут.

Flickr

Вы не задумывались, почему большинство резюме выглядит совершенно одинаково: длинный список проектов, где роль самого человека весьма расплывчата? Но ведь на собеседовании как раз спрашивают: а что сделал именно ты. И оказывается, что ответ «работал в команде и закрывал таски согласно плану» не подходит.

Креативность

Креативность считается чуть ли не божественным даром. И на рабочем месте она может неплохо пригодиться. Неожиданное решение может сэкономить время разработки, создать привлекательный дизайн или придумать стратегию продвижения.

Многие люди уверены в том, что невозможно приобрести талант создания новых идей и свежих решений. Однако это не так. В свой книге «Техника генерации идей» Джеймс Янг предлагает 5-ступенчатый процесс обретения навыка креативности.

Во-первых, по мнению Янга, новая идея есть комбинацией старых идей, ни больше ни меньше. Во-вторых, основополагающий принцип на пути к новым открытиям — умение видеть скрытые или неочевидные взаимосвязи между элементами. Сам процесс выглядит следующим образом:

  • Шаг первый. Собрать сырой материал
  • Шаг второй. Обработка материала
  • Шаг третий. Подсознательная обработка
  • Шаг четвёртый. Момент озарения
  • И, наконец, пятый шаг. Соотнесение идеи с реальностью

На бумаге алгоритм выработки новых идей выглядит линейно. Но реальность такова, что креативить на заказ невозможно, возможно только подвести себя к этому состоянию. Как замечает Янг, «креативность работает лучше всего, когда она не нацелена на немедленный результат, а сама является результатом».

А теперь спустимся с небес на землю: чаще всего задача приходит в разработку уже полностью согласованной, описанной, оцененной и запланированной. Всё как в армии: за тебя уже подумали. Получается, что приходится выбирать самый безопасный, проверенный временем вариант. Нет времени на разработку новой концепции через эксперимент (который может провалиться), измерение и верификацию. А с учётом политики ежедневных отчётов, постоянных девелоперских репортов и прочего убиваются даже малейшие попытки попробовать что-то новенькое. Это как постоянное стояние над душой.

Все эти факторы по итогу приводят к тому, что появляется целое поколение разработчиков, дизайнеров, тестировщиков, которые навсегда застряли в безопасном мелководье.

Многие даже не знают, что может быть по-другому. Вырастить по-настоящему сильных специалистов не получится, если не ставить им больших задач и не позволять брать риски.

Что с этим делать?

Не все работают на SpaceX и трудятся над запуском очередного ракетоносителя с необычным грузом на борту. Большинство из нас работает над повседневными проблемами и идёт проторенными тропами. Если такое положение вещей вас устраивает или вы относитесь к работе только как к инструменту зарабатывания денег, то, скорее всего, причин для паники нет. Правда, есть риск, что со временем найти другую работу будет всё тяжелее, а повышать зарплату будут всё неохотнее. Поэтому в долгосрочной перспективе всё же придётся начинать шевелиться и развиваться.

На мой взгляд, самое полезное, что может сделать человек, застрявший на скучной работе, это начать заниматься своим делом.

Соберитесь вместе с друзьями или коллегами, придумайте что-то действительно сложное и начните осуществлять. Пусть это будет медленно. Пусть вы набьёте много шишек. Пусть иногда будет страшно. Но это даст вам бесценный опыт и поможет завести новые знакомства. Работа над своим проектом поможет не только приобрести новые навыки, что полезно для карьеры, но и поднимет уровень мотивации к жизни в целом. Скорее всего, вы не заработаете свой миллион долларов и Цукерберг вам не позвонит, но не совершая таких попыток, вы лишаете себя всех возможностей полностью. Найдите что-то интересное в open source. Может быть, ваше любимое приложение или сайт выложены в открытый доступ. Просто изучая работы профессионалов в своей области, вы получите множество новых идей.

Со стороны компаний стоит не на словах, а на деле начать заботится о развитии способностей своих сотрудников.

Стоит начать нанимать людей в команду, а не на проект. Политика «незаменимых нет» не только унизительна, но и отталкивает новых кандидатов. Даже маленькие компании могут выделять время и скромные бюджеты на проведение хакатонов, конференций и просто изучение чего-то нового в рабочее время. Не говоря уже о крупных корпорациях, которые могут спонсировать успешных ребят.

Поверьте, это не пустая трата времени и драгоценных денег клиентов. Вы получаете лояльных специалистов более высокого уровня, а во время хакатона может родиться идея нового продукта в рамках компании. Автоматизировав большинство процессов, вы избавите людей от рутины и сэкономите время. Возможно, часть кода из внутренних библиотек можно выложить в open source, что поможет имиджу и компании, и разработчиков.

 

Читайте также: Как продвигать компанию и искать разработчиков при помощи open source. Опыт белорусов из топа GitHub

Нужно +94 подписчика в июне.

Поддержите devby

Читайте также
Как поддерживать креативность на удаленке. Рассказывает психолог
Как поддерживать креативность на удаленке. Рассказывает психолог
Bubble
Как поддерживать креативность на удаленке. Рассказывает психолог
14 новых Agile&Scrum-курсов с сертификатами
14 новых Agile&Scrum-курсов с сертификатами
14 новых Agile&Scrum-курсов с сертификатами
Продолжаем знакомить с популярными курсами по Agile&Scrum. Предлагаем вам новую подборку курсов по Agile&Scrum, где мы собрали еще 20 интересных и разнообразных программ обучения по управлению проектами, которые подойдут как для руководителей, так и для рядовых сотрудников компаний.
Ошибки при работе по Scrum и как их исправить
Ошибки при работе по Scrum и как их исправить
Ошибки при работе по Scrum и как их исправить
Scrum — одна из разновидностей гибких методологий разработки программного обеспечения agile. Но многие команды, которые заявляют, что работают по скраму, на самом деле не понимают или не придерживаются принципов, которые отличают его от других подходов. Автор блога на Hacker Noon Эрик Вайс описал наиболее частые заблуждения.
Как сельский учитель делает скульптуры из металлолома и учит детей включать воображение
Как сельский учитель делает скульптуры из металлолома и учит детей включать воображение
Как сельский учитель делает скульптуры из металлолома и учит детей включать воображение

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале

Обсуждение
Комментируйте без ограничений

Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.

Комментариев пока нет.