Хотите дальше читать devby? 📝
Support us

«Не хочу бежать». Айтишница даёт советы, как жить в Беларуси

Сколько раз за последнее время вам приходилось объяснять другим, почему не уезжаете? А сколько раз вы спросили себя: «А дальше — что?».

Финансовый директор компании-резидента ПВТ связалась с редакцией, чтобы эмоционально высказаться о наболевшем. Приводим монолог без сокращений.

90 комментариев
«Не хочу бежать». Айтишница даёт советы, как жить в Беларуси

Сколько раз за последнее время вам приходилось объяснять другим, почему не уезжаете? А сколько раз вы спросили себя: «А дальше — что?».

Финансовый директор компании-резидента ПВТ связалась с редакцией, чтобы эмоционально высказаться о наболевшем. Приводим монолог без сокращений.

«Как будто у страны болит голова»

— Наша компания в ПВТ, еще держится и не релоцируется.

Мы (собеседница говорит о своём окружении. — Прим.) не уехали из Беларуси и не планируем. 

Это не значит, что все недавние события дались нам просто. Мы прошли очень многое за этот период. И каждый раз нам кажется, что все, выдохнули. Но нет.

Последние годы сопровождаются постоянными приступами паники. Я давно поняла, что Чарльз Дарвин был прав — нужно уметь адаптироваться.

Если абстрагироваться и посмотреть на все, что происходит в мире с фокусом на Беларусь, можно заметить четкую нервную пульсацию. Как будто у страны болит голова, но никто не может найти таблетку. Боль пульсирует, а потом отпускает. Проблема не решена, и боль наступает снова.

Все эти болевые пики я наблюдаю на примере своего коллектива. Минимум три раза за последние два года нам бы не помешала не просто «таблетка от головы», а «капельница». 

Мы работаем в ИT и, как и все, мониторим новости на скорость, как будто это соревнование — скидываем в общий чат свежие публикации, первым делом утром бежим обсуждать то, что поглотили за вечер и утро, боимся. 

Казалось бы, ответ прост: собирай вещи и уезжай. Только я этого не хочу.

«Я уже 5 лет дома, в Беларуси»

Могу сказать за себя, как человек, проживший в Европе около 10 лет, что я хочу быть здесь, дома. 

Несколько лет я училась и жила в Чехии, но так и не смогла укорениться в другой стране, чувствовала себя мигранткой. В студенческие годы мы, студенты из стран постсоветского пространства, не были обременены большими доходами и жили обычной жизнью. Она включала в себя проблемы с устройством в общежитие, постоянные часовые очереди за визой в полиции для иностранцев, обслуживание в клинике для мигрантов и всеми любимый языковой барьер. Но причина не столько в административных и прочих организационных вопросах. Меня оттолкнули в большей степени моральные причины — постоянное ощущение, что ты тут чужой. Однажды мне высказал сокурсник, что не понимает, зачем мы приезжаем учиться к ним в университеты и отнимаем в дальнейшем рабочие места, которые на самом деле принадлежат чехам. Когда я пояснила, что мы поступаем на общих основаниях и проходим из-за больших баллов, чем у самих чехов, он развернулся и ушел. 

Мы группировались, иногда вели себя громко и порой агрессивно, пытаясь всем доказать, что нас не сломить. Звучит глупо и немного отчаянно, но так мы жили. Конечно, были и хорошие дружеские отношения с местными, и плюсы жизни в Европе. Они относились больше к прелестям студенческих времен и, конечно, отсутствию ограничений для путешествий. 

Я долго хотела вернуться домой, но не решалась сделать этот шаг назад, как мне казалось. Но все обернулось так, как надо — я уже 5 лет дома, в Беларуси. Работаю заместителем директора по финансовым вопросам в ИT компании и постоянно адаптируюсь. Я не хочу бежать и не хочу такой беготни для близких и коллег. Последние годы сплотили наш рабочий коллектив, и мы стали большой семьей. 

«Загуглить внутрь себя»

Но чтобы не потерять себя в это время, я сделала выводы, которые могут быть полезны в нынешнее время: 

  • не ставить долгосрочные цели, планировать краткосрочно периодами по 3-4 недели; 
  • не спешить, дать внешней ситуации остыть, а глазам рассмотреть картину мира более четко; 
  • иметь план Б: открыть визу, закрыть вопросы по здоровью, наладить связи с родственниками или друзьями за границей; 
  • фильтровать информацию, верить достоверным источникам, если они есть. В ином случае, верить себе; 
  • искать запасной аэродром: альтернативный заработок, онлайн бизнес за границей, счета в разных банках и платежных системах; 
  • изучить что-то абсолютно новое, что поможет в дальнейшем обеспечить себе дополнительный доход. Вариантов очень много, начиная от озвучки аудиокниг до дропшиппинга; 
  • медитировать, добавить активности в свою жизнь; 
  • не бояться и не идти на поводу у базовых инстинктов; 
  • загуглить внутрь себя, принять и продолжить жить. 

Бизнесу я бы порекомендовала рассмотреть возможные варианты для расширения и использовать кризис для роста. Не обязательно релоцироваться физически и нести затраты по адаптации сотрудников. Выгоднее открыть бизнес в другой стране и обеспечивать жизнь сотрудников в Беларуси местной заработной платой с привязкой к валюте.

Еще остались банки, способные оперативно решать вопросы по валютным платежам и обеспечить бесперебойную работу с заграничными партнерами. Расширяйтесь, нанимайте людей, переводите больше работы в онлайн и экономьте на офисе, мотивируйте сотрудников и это принесет дополнительную прибыль. 

Время пройдет, а воспоминания сотрутся. Мы же останемся жить с последствиями своих действий и решений. Значит, надо реагировать грамотно. А лучше вспомнить интеллектуальную передачу и ее слоган о том, что наша жизнь — игра. И я для себя четко решила ее выиграть.


Вы дочитали этот материал до конца. Если вы здесь оказались, значит, скорее всего, вас что-то зацепило. Потратьте еще 30 секунд, пожалуйста.  

Беларуское ИТ нельзя представить без dev.by.

Мы уже почти 15 лет делаем важные и честные материалы, помогаем каждому из вас делиться профессиональным опытом и мнениями, робім беларускую версію. Мы радовались успехам индустрии вместе, обращали внимание на несправедливость, даём слово каждому.

Сегодня редакция dev.by — команда удалённых беларусов из 10 человек. Ещё у нас есть менеджмент, бэкофис и, конечно, технические специалисты. У нас 600+ тысяч читателей каждый месяц и десятки тысяч в телеграм-каналах и социальных сетях. Мы выпускаем 300+ новостей и больших текстов, вроде того, что вы только что читали. Все беларуские медиа цитируют dev.by.

У всех тёмные времена. И мы идём через идеальный шторм вместе с комьюнити. Наши рекламные доходы, которые были источником финансирования редакции, сократились в несколько раз.

При этом мы уверены, что тем более важно продолжать оставаться местом встречи беларусского ИТ-сообщества — всех, кто остаётся и уезжает.

Вы можете нам помочь. В конце прошлого года мы запустили подписную кампанию — начали собирать донаты от читателей. Мы хотим в 2023 собрать 1000 читателей-подписчиков. Сейчас их 170. 

Помочь нам можно через Patreon. Сейчас средний чек — около 10$, но мы рады любой сумме. Ежемесячные платежи делают наши планы более предсказуемыми, но вы сами смотрите, как вам удобно :) 

В Беларуси Patreon заблокирован. Мы будем добавлять другие способы.

Спасибо, что прочитали это сообщение.

Получили PBH, но так и не переехали. Что останавливает айтишников
Получили PBH, но так и не переехали. Что останавливает айтишников
По теме
Получили PBH, но так и не переехали. Что останавливает айтишников
Сколько виз PBH выдала Польша — и сколько беларусов по ним выехали (в 4 раза меньше)
Сколько виз PBH выдала Польша — и сколько беларусов по ним выехали (в 4 раза меньше)
По теме
Сколько виз PBH выдала Польша — и сколько беларусов по ним выехали (в 4 раза меньше)
«Я остаюсь». Айтишники объясняют почему решили быть в Беларуси
«Я остаюсь». Айтишники объясняют, почему решили быть в Беларуси
По теме
«Я остаюсь». Айтишники объясняют, почему решили быть в Беларуси
«Я памру тут» года: EPAM остаётся беларусы тоже
«Я памру тут» года: EPAM остаётся, беларусы тоже
По теме
«Я памру тут» года: EPAM остаётся, беларусы тоже
Помогаете devby = помогаете ИТ-комьюнити.

Засапортить сейчас.

Читайте также
Как разработчик в Польше работал курьером (но потом всё получилось)
Как разработчик в Польше работал курьером (но потом всё получилось)
Как разработчик в Польше работал курьером (но потом всё получилось)
@dzikpic, канал для айтишников в Польше, рассказал историю Александра. Перед тем, как попасть в польскую компанию, он два месяца доставлял еду в Glovo. Каково это — ездить на велосипеде по 10-12 часов в день и почему маникюрщица зарабатывает больше разработчика.
12 комментариев
Айтишник купил дом в Польше. Как получить разрешение в 2023, когда отказов больше
Айтишник купил дом в Польше. Как получить разрешение в 2023, когда отказов больше
Айтишник купил дом в Польше. Как получить разрешение в 2023, когда отказов больше
@dzikpic, канал для ИТ-экспатов в Польше, рассказывает историю белорусского айтишника, который купил дом в Гданьске, с комментариями эксперта. Обсудить историю можно в чате.
12 комментариев
Belka Games уволила сотрудников в Беларуси, России и Литве
Belka Games уволила сотрудников в Беларуси, России и Литве
Belka Games уволила сотрудников в Беларуси, России и Литве
22 комментария
Российская «Леста» стала 100%-м собственником «Гейм Стрим»
Российская «Леста» стала 100%-м собственником «Гейм Стрим»
Российская «Леста» стала 100%-м собственником «Гейм Стрим»

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале

Обсуждение
Комментируйте без ограничений

Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.

pussy-in-boots
pussy-in-boots
2

грамотные рассуждения умной женщины, всем стоит прислушаться. да, поначалу может быть и неудобно, и давит, но ко всему можно привыкнуть.
поделитесь пожалуйста рецептом вашего борща?

alekseyrr
alekseyrr Дегустатор смузи в ООО "Смузи-много-не-бывает"
15

Народ не понял, что это был сарказм :)

aem-dev
aem-dev Software Developer в JDG
14

хатаскрайность как жизненный принцип

serg123
serg123
10

какой то анекдот про белоруса и кнопку "а можа так и трэба ?"

кто бежит то ? ИТ сектор наказывает режим за репрессии, т.к. это единственная возможность сделать это безопасно. А то что санкции и "у нас жаш людзи страдаюць".

Ребята вот честно, есть устойчивое мнение что всем абсолютно плевать на тех кого репрессировали. Те кто жевали попкорн сидя на диванах начинают подвывать "вы уезжаете, а люди страдают". Если страдающие люди смотрят только в свой холодильник плюя на то, что его соседа избили/унизили/оштрафовали/посадили - да плевать на таких страдальцев. Вот честно.

Жуйте попкорн дальше. А мы постараемся сделать все что бы режим загнулся и как помочь нашим репрессированным постараемся найти решение. А страдальцы на диванах пусть сидят и страдают.

Слушать противно.

andy12345
andy12345
31

сделала выводы, которые могут быть полезны в нынешнее время

Извините, это не выводы, а противоречивый поток сознания. Т.е. физически остаться, а морально и интеллектуально метаться в поисках выхода. Так и до психушки не далеко ИМХО.

inquisitor
inquisitor сварщег в Програмистская артель им. Клима Чугункина
21

Да, выводы у дамы странные, приспособиться и терпеть с визой на низком старте, если пробоятся всю жизнь и повезет то может быть можно не уезжать

spksfan
spksfan
-1

Энди, как там с твоим предсказанием, что скоро заказчики вернутся? А то уже даже официально треть кодеров из Беларуси разбежалась. ))) Когда покупать наколенники и домой? )))

Dinosauria T-Rexia
Dinosauria T-Rexia
15

А ваши дети уже записаны в БРСМ?

aem-dev
aem-dev Software Developer в JDG
15

конечно записаны,
но в школе еще не проходили тему "Донос на родителей - это твой святой долг", поэтому норм - можно жить

alekseyrr
alekseyrr Дегустатор смузи в ООО "Смузи-много-не-бывает"
9

Подпись: ваша Александрина Л. :)

nvv
nvv
56

Переведу этот поток сознания на нормальный язык

не ставить долгосрочные цели, планировать краткосрочно периодами по 3-4 недели;

жить на чемоданах

не спешить, дать внешней ситуации остыть, а глазам рассмотреть картину мира более четко;

Ждать что все само как-то наладится

иметь план Б: открыть визу, закрыть вопросы по здоровью, наладить связи с родственниками или друзьями за границей;

жить на чемоданах

фильтровать информацию, верить достоверным источникам, если они есть. В ином случае, верить себе;

отписаться от независимых сми. читать новости про котиков

искать запасной аэродром: альтернативный заработок, онлайн бизнес за границей, счета в разных банках и платежных системах;

жить на чемоданах

изучить что-то абсолютно новое, что поможет в дальнейшем обеспечить себе дополнительный доход. Вариантов очень много, начиная от озвучки аудиокниг до дропшиппинга;

Быть готовым что придется работать за еду

медитировать, добавить активности в свою жизнь;

перевернуть страницу

не бояться и не идти на поводу у базовых инстинктов;

Думать не головой а пятой точкой

загуглить внутрь себя, принять и продолжить жить.

перевернуть страницу

В целом эти советы не похожи на то как продолжать жить, а как прокрастинировать в беларуси. Жить это значит покупать жилье, строить планы на 5 лет, иметь хоть какую-то уверенность.
Удачи девушке
P.S. Если хотите уверенно жить в РБ, одевайте красно зеленую майку и клейте букву Z на машину. Вот такие люди будут еще долго спокойно и нормально жить в РБ

Пользователь отредактировал комментарий 25 сентября 2022, 15:53

reader
reader
12

Да, жить на чемодах и низком старте, и это притом, что ее в случае чего не призовут.

serg123
serg123
3

в Беларуси есть люди которые ждут когда их призовут и наконец то они получат то что желали получить в руки с конца 20го.

Anonymous
Anonymous
-23

О, так вы из тех, кто верит, что есть независимые сми? Поделитесь ссылками плиз

tot-chelovek
tot-chelovek
-21

... отписаться от независимых сми
Нет, это значит, не слушать [censored, П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement] типа Каца, Варламова, не читать медузу, и ещё кучу лизоблюдных помоек

ivan-d
ivan-d
17

Из-за таких любителей открыть визу "на всякий случай" или для отпуска в Италию тем, кому виза нужна на самом деле приходится платить посредникам по 1000р и ждать пару месяцев в очереди

Люк Де Берг
Люк Де Берг DEV в Google
-1

тем кому нужно для чего если ни для отпуска в "Италии" или на всякий случай? Вы стоити в своей очереди :-)

serg123
serg123
1

если беларусь уйдет под РФ - курортом останется только Сочи, а не Италия. Да и в ЕС визы смогут получить только по прямым родственным связям (родители и родные братья/сестры, может двоюродным)

mrdoggy
mrdoggy Джава гуру в Большой Международный Банк
0

А почему вы решили, что "тем кому нужна" нужнее тех, кому "на всякий случай" или для отпуска в Италию? У каждого своё "нужна".

ivan-d
ivan-d
31

В целом позиция ясна.
Здесь успешный бизнес с высокооплачиваемой должностью, за границей своих финансовых директоров хватает, ты никому не нужен и придётся всё сначала начинать.
В этом нужно ещё и гребцов убедить, пока не разбежались.

ivan-d
ivan-d
11

Знаю финансового директора одной продуктовой компании с офисом в Минске, который год назад отговаривал американское руководство открывать филиал с релокацией в Польше, ведь тут ему было всё хорошо, классно и безопасно - ходил по улице, в магазин и ничего не боялся

Пользователь отредактировал комментарий 25 сентября 2022, 15:53

Anonymous
Anonymous
18

Заместитель финансового директора = бухгалтер, экономист и блабла. Кому нужен экономист со знанием местного делопроизводства. Увы, но это так и есть? Дама совсем не "айтишница" и придумывает сама себе оправдания, пытаясь себя успокоить.

tot-chelovek
tot-chelovek
-23

Прям как понаехи в польшчэ, что не придумают абы не признаться "страшно было получить люлей, поэтому уехал", про какую-то идейность рассказывают, тьфу)

krakoziablik
krakoziablik
16

Детей к мобилизации подготовила?

tot-chelovek
tot-chelovek
-26

а ты? Или думаешь, что в польшчэ будешь ровно сидеть и латте попивать, в случае большого замеса?

Alexei Ivasechko
Alexei Ivasechko
18

В случае большого замеса весь фокус в том, куда ты целишься. И из Польши прицел будет в правильную сторону.

tot-chelovek
tot-chelovek
-29

Ага, а Польша в домике, туда ракеты не долетят. Ведь оружие только есть у одних, у вторых мультики. Понял

Alexei Ivasechko
Alexei Ivasechko
17

Не, вы либо притворяетесь, либо реально не поняли. Речь о прицеле оружия в руках переехавших, которые смогут присоединиться к ВС приютившей их страны или чему-то околовоенному там.

mr-pikachu
mr-pikachu
-7

Т.е. ты за то, чтобы бомбить Минск, Витебск, Брест?
Или только Воложин?
А приютившая страна даст индульгенцию напрвлять оружие на своих старых соотечественников?
Ну а чё, оставшиеся же сами сделали свой выбор, они точно помогают врагам. Они тёмные люди, им нужен порядок. Вот тогда заживём!
"Иди и смотри" в реале.

Alexei Ivasechko
Alexei Ivasechko
15

Я за то, чтобы тормознуть русский мир (который от Бреста до Владивостока), когда он сунется дальше на запад. Если там в боевых порядках пойдут соотечественники - что ж, тут их жалеть не будут. О нападении на РБ, бомбежке каких-то городов там никто не говорит, можете снизить градус надрывного пафоса.

Пользователь отредактировал комментарий 26 сентября 2022, 14:41

tot-chelovek
tot-chelovek
-21

Так я понимаю, что придете в беларусов стрелять. Вероятно даже в своих родедственников. Этих недостойных жизни рабов. Какая же знакомая картина.

krakoziablik
krakoziablik
9

Вы такой смешной, ну кто будет иностранцев мобилизовывать? Да и кто нападет на Польшу? РФ со своей недоармией? Поверьте, поляки смогут их встретить. Им хватит и оружия, и злости.

Alexei Ivasechko
Alexei Ivasechko
4

Рад, что вам смешно, но мы вроде говорим про сценарий "большого замеса", что предполагает масштаб ВМВ - вы готовы утверждать, что при этом масштабе 100% не будет резона пополнять армию добровольцами для Польши? Кстати, в РФ уже сейчас иностранец может вступить в ряды ВС и отправиться воевать (оставим за скобками рациональность и этическую сторону вопроса). И это на РФ еще никто не напал и она не в состоянии войны. А поляки-то сильны конечно, но я знаю переехавших туда людей, не имеющих польского гражданства, которые были бы рады присоединиться и помочь в случае чего-то, пришедшего с востока.

tot-chelovek
tot-chelovek
-7

Во-первых, к тому времени уже никто не будет смотреть, что вы иностранец.
Во-вторых, если у русских недоармия, да и оружия нет(а которое есть - устарело), почему их ещё не ликвидировали?
И я ещё раз спрашиваю: сами-то готовы идти воевать?

Люк Де Берг
Люк Де Берг DEV в Google
25

девушка рассказал как нужно ТЕРПЕТЬ! 10 лет в Чехии научили ... жаль что коментарий недалекого студента в универе могли так расстроить. Девушкой управляет страх, страх в другой стране что могут относиться как к чужой и страх что в этой стране за то что держаться надо на низком страте. Едва ли вдохновит "оставаться"

serg123
serg123
8

"Работаю заместителем директора по финансовым вопросам в ИT компании и постоянно адаптируюсь." - нет кадров = нет заказов = деньги зарабатывать некому = директор без работный.

Ничего, будут вам заказы из РФ с их надменными мажорами менеджерами :)

Мікіта  Б
Мікіта Б
2

Дзяўчына распавяла як яна спраўляецца з бягучымі падзеямі. Калі застаешся і калі з'язджаеш будзе непроста. Называць гэта страхам - перабольшванне. Такога ў тэксце не было і вы самі гэта выдумалі. А ўвогуле сітуацыя зараз херовая, і адзінага правільнага спосаба як з гэтым спраўляцца няма. Давайце не кідацца на людзей, у якіх падыходы адрозніваюцца ад вашых.

serviceview
serviceview
13

Вполне в духе турбопатриотов - топить за родину и открывать валютные счета за границей, топить за родину, но зарабатывать на иноагентах, топить за родину, но на всякий случай иметь действующую визу и заправленный бак у спорткара...
Методичка не меняется...

Pavel D
Pavel D
1

Вижу проблему неуживчивости в другой стране в неумении общаться - конфликтогенное общение и незнание языка. Я бы на месте того чешского студента тоже не стал бы терпеть такое высокомерие от иностранца. Возможно, героиня статьи не очень хотела приспосабливаться, а жить в новых условиях как привыкла.

tot-chelovek
tot-chelovek
-26

Истерикой либерального ЦИПСо доволен. Как же так? Можно в РБ жить? Да ну, это какой-то фейк и поток сознания, ведь все знают, что ВСЕ(ЛУЧШИЕ) уже давно уехали

Alexei Ivasechko
Alexei Ivasechko
14

Характерный маркер ватно-руснявой повестки в интернете - очень любят слово "истерика", описывая высказывания тех, кто им не нравится. Забавненько.

Пользователь отредактировал комментарий 25 сентября 2022, 22:59

tot-chelovek
tot-chelovek
-20

Вам что-то всюду повестка мерещится. Таблеток не выписали на осень?. Ну и да, под каждой новостью шитпостить одни и теже шюточки и изливать свою желчь по поводу тех, кто остался, это, надо понимать, другое?

tot-chelovek
tot-chelovek
-14

Ах да, забыл добавить "не согласен? критикуешь? Да вы, батенька, руснявая вата!" Чувствуется влияение свободной демократии, там, где плюрализм мнений и всё такое.

Alexei Ivasechko
Alexei Ivasechko
3

Смогу прокомментировать, если вы преобразуете этот поток слов в конкретный вопрос.

tot-chelovek
tot-chelovek
-9

Понимаю, сложно понимать конкретный вопрос, когда он не состоит из "а что случлиось? Сырки вкусные?"

Alexei Ivasechko
Alexei Ivasechko
1

Соболезную вашим когнитивным трудностям, но при чем тут я?

polski shpien
polski shpien
0

Просто одной фразой про таблетки взял и утопил себя в говне, дискредитировав огромное количество людей, сидящих на этих таблетках с 2020-ого из-за птср и прочего. Так обосраться - это еще постараться нужно.

Anonymous
Anonymous java developer в .
14

В РБ определённо можно жить. Притензии думаю всё таки больше к предлагаемому варианту жизни, а не к саму факту.
"Сделайте визу, соберите чемоданы, медитируйте и ждите когда всё наладится". Звучит как не самый надёжный план

tot-chelovek
tot-chelovek
-18

Наконец-то адекватный ответ.
Я согласен, план как-то неочень. Но тут выбирать особо не приходится, если ограничивать себя вариантов "хочу быть дома"(не в государстве, а в стране, рядом с семьей)

alexandr
alexandr
11

Конечно можно. Как и в серерной корее можно. Вопрос только зачем? Ответа так и не увидел в статье. Скорее напомнило анекдот: - "Петька, петька, чему же тебя учили? Ж... дышать". По наблюдениям из коллег остались в рб либо идейные (мизер), либо неудачники (боятся выйти из зоны комфорта и выйти на рынок) ну и некоторые семейные, где упирается жена (не знает что ей там делать, а тут папки, мамки, родня и т.п).

tot-chelovek
tot-chelovek
-22

Жизнь в РБ = Северная Корея. Понял + принял, как же вас, бедненьких, тогда выпустили? Наверное, ВОПРЕКИ!

alexandr
alexandr
10

Да примерно так как и северо-корейцев, наличием рабочего контракта. Последние несколько месяцев с барского плеча чуть попроще, но на долго ли? Можем уже посмотреть на восточных "братьев", занавес на днях заколотят намертво )) У нас ещё дальше северной кореи решили пойти, там про лишение гражданства для уехавших ещё не додумались.

alexandr
alexandr
5

Ну и кто говорил что "=" ? Но мы от них буквально в нескольких остановках, и очевидно, что пока кое кого не вынесут в перёд ногами, направление мы уже не поменяем. Так какой смысл судорожно выглядывать в окно приехали или ещё нет или отрешаться от реальности медитациями? Эти рельсы то ни к чему иному привести не могут, конечная всем хорошо известна. И такой себе план однажды проснуться с визами и чемоданами и не успеть ими воспользоваться.

vsv
vsv
1

Чего накинулись на девушку?)
Всё индивидуально - пока не попробуешь, не узнаешь .. Может у неё нет детей, а есть пожилые родители, за которыми нужен уход?
«Меня оттолкнули в большей степени моральные причины — постоянное ощущение, что ты тут чужой.» - это вот точно подмечено ..
Польша, Чехия - это не эмигрантские страны, как США .. надо учить язык еще .. Я её понимаю.
В Беларуси тоже стало хуже последнее время - ситуация - «куда ни кинь, везде клин”

human0id
human0id
6

Можно было просто написать «надо потерпеть и все наладится!»

Мікіта  Б
Мікіта Б
1

Так, гэта адзіны выхад з бягучай сітуацыі для любога беларуса. Нават калі вы з'ехалі, то спачатку няпроста ўсталявацца. Новая краіна, новая мова, новыя правілы. І нават там трэба "пацярпець і ўсё наладзіцца". Камусьці лягчэй праз гэта прайсці, камусьці складаней, але амаль для ўсіх гэта стрэс.

Евгений Гутько
Евгений Гутько Старший Гедонист в Лишние Люди
23

Люди разные. И такие вот тоже бывают. Статья больше на крик отчаяния похожа.
Вообще, безотносительно к героине, это история про сепарацию общества - активные и перспективные уехали (именно потому что они хотят активничать и самореализовываться, а для этого нужна свобода), остались пенсионеры, пассивные, экономически зависимые, ну и конечно каста "красауцеу и ябацек".
Уместна аналогия с озером, к которому перекрыли приток свежей воды, а родники иссякли, и оно неизбежно превращается в затхлое болото.
Можно быть сколько угодно умным, красивым и вечно молодым, но по-факту вы теперь живёте в депрессивной среде, где средний уровень всего (IQ, богатства, здоровья, инициативы и пр.) ооочень сильно упал. Размоет и вас - система стремится к равновесию.

Ну и авторская интерпретация адаптации несколько удручает. К достаточно родственной Чехии адаптироваться не смогла, но в Беларуси "постоянно адаптируется". Больше похоже на знаменитое "нас е**т, а мы крепчаем".

Мікіта  Б
Мікіта Б
-9

Чытаю каменты і не разумею, навошта каментатары, якія ўжо з'ехалі і, здаецца, "пахавалі" Беларусь, чаму вы сядзіце на dev.by? Чаму вы не перайшлі на адмысловыя лакальныя сайты і не асімілюецеся у новай краіне? Відавочна, што вы не разумееце чаму людзі застаюцца ў Беларусі, нават калі ў іх ёсць магчымасць з'ехаць. А калі вы гэтага не разумееце, вас увогуле што-небудзь связвае з краінай акрамя таго, што там засталіся бацькі, кватэра ці што іншае?

nvv
nvv
3

Паспорт?)

alexandr
alexandr
11

Забавно, так коменты для уехавших только и пошарили. Для тех кто внутри заповедника от греха подальше их залочили. Да и сам сайт уже давно не dev.by, что как бы намекает на толстые обстоятельства, что данный ресурс уже не для внутреннего потребления ))

tot-chelovek
tot-chelovek
-4

Ага, именно поэтому и пошарили, а не потому что главреда прижали.
А ещё сайт, которой не дев бай пишет 99% времени о бел(снг) айти.
Ещё какие-то оправдания?

alexandr
alexandr
7

Ну так в том и суть, что и гравреда и в целом большую часть айтишки в рб прижали, одних ябатьки, других клиенты. И по сути компании делятся уже только не тех кто принял незбежное, и тех кто ещё не принял, даже в статье этим всё пронизано: - " Наша компания в ПВТ, еще держится и не релоцируется." Топикстартер с первого же предложения сама расписалась - все сидят на чемоданах. Дальше можно не читать. Но финал так или иначе будет один. А 99% статей сейчас о чем угодно, но только уже не о белайти: половина кто куда как и с каким профитом свалил, и остальное - как космичесские корабли бороздят просторы космоса, что бы чуть контент разбавить.

thebiordofdesire
thebiordofdesire
0

А ВПН ужо забаронены? Хех В)

lcvn2022
lcvn2022
11

Таму што гэтыя каментатары - і ёсць частка Беларусі. Беларусь - гэта у тым ліку і людзі, якія лічаць сябе беларусамі, а не толькі кавалак зямлі.

А што тычыцца асіміляцыі, то хутчэй вам давядзецца асімілявацца пад усходняга суседа. Ні у адной краіне, акрамя РБ, не хапаюць за ўжыванне беларускай мовы, бчб сцяга і так далей.

tot-chelovek
tot-chelovek
-4

Осталась лишь желчь на тех, кто остаются(а таких всё ещё большинство), невозможность смириться, что не все хотят семью бросать

spksfan
spksfan
4

Господя... Да какое кому мнение до твоей семьи. Зачем мне смиряться с тем, что ТЫ не хочешь оставлять СВОЮ семью?
Для меня в споре релокация или оставаться интересует только один вопрос. Какие перспективы видят остающиеся для СЕБЯ и СВОЕЙ семьи?

spksfan
spksfan
0

Вот живой пример разделить нас на категории. А потом эти люди будут утверждать, что это уехавшие постоянно обижают оставшихся. )))

thebiordofdesire
thebiordofdesire
0

Адзінага сапраўднага беларуса бачу сярод усёй гэтай хеўры! Любоў да краіны, да Радзімы для іх ужо анахранізм. Атрутныя, хамаватыя, як расейцы - не адрозьніш. Параджаюся... Уласна кажучы, праз гэтае хочацца зьехаць. Бо краіна - гэта яшчэ і народ. Вельмі расчаравалася ў людзях за апошнія 2 гады. Быццам рэзка людзі зьмяніліся, сталі чужымі - не пазнаць. Дзеля такіх ня хочацца заставацца й змагацца за краіну. Ці можна такіх зьмяніць? За Беларусь вельмі сэрца баліць... І мары сваёй не пакіну, і мэты, дзеля толькі такіх людзей, як Кастусь Каліноўскі, Цётка, стваральнікі БНР, Ціханоўскія, тыя, каго ў турме спаткала, дзеля іх мары... Застануся з краінай да канца, не зламіцца бы канчаткова з-за такіх вось беларусаў, якія сваіх брудам паліваюць... І разьдзяліць сябе дазволілі, і ў нянавісьць загразьлі. Любіцё ворагаў сваіх, людзі! Не цярпілы беларусы, а моцныя, як крамень, баязьліўцаў зашмат сягодня разьвялося, канешне... Але ж ёсьць і адважныя, і чакаюць баязьліўцы гэтых адважных, і пайдуць за імі, калі толькі павядуць...

frei
frei
9

...финансовый директор это ближе к админитстратору, менеджеру, маркетологу и бухгалтеру. С каких пор считается айтишной работой непонятно. Тем более в компании по продвижннию каких-то игр. Раньше это пиар агенство назыаалось. Менеджер пиар агенства даёт советы инженерам как жить дальше на основе своего личного опыта и переживаний. In this crazy crazy world...

spksfan
spksfan
6

Статья хорошая. Отвечает на вопрос "почему я не хочу туда". Но не отвечает на главный вопрос. А какие перспективы у остающихся? Жить в постоянной неопределенности?

Anonymous
Anonymous
7

Я так и не понял в чём суть. Вернуться, чтобы платить налоги на зарплату сапогам и семейке? И дальше "потиху привыкнем". Ну нет, спасибо.

aem-dev
aem-dev Software Developer в JDG
3

платя налоги в рб ты по факту финансируешь все творимое властями

danilvanovich
danilvanovich Dev в EPAM
12

Паршивая погода, ненависть в обществе к тем, у кого другое мнение, гомофобия, опасность быть искалеченным теми, кто у власти. Что там такое, что всё это нужно терпеть?
Бежать, бежать из Беларуси надо было раньше!

Anonymous
Anonymous
-9

Ну как бы плюс/минус все те же недостатки есть и в Польше например, вопрос что там такого, чтобы туда уезжать?

alexandr
alexandr
10

Будущее... В Беларуси шарик быстро схлопывается до границ сасуда. Из Польши наоборот открываются все двери. Кому норм сидеть дома и никуда не высовываться, ЗП попиццот и запросы ограничиваются местным лег и пищепромом - можно оставаться. Кто хочет большего и дать детям дать хоть какие то шансы на будущее - выбор очевиден...

vivkine
vivkine
0

У вас всё ещё эйфория.
А ситуация с Польшей разворачивается в противоположном направлении. Я совсем не хочу сказать что надо оставаться в Беларуси. Но связывать свою жизнь с Польшей я бы не стал.
Пошли отказы беларусам в продлении вида на жительство, не открывают счетов в банках. Беларусов не впускают в Польшу на vakacje просто потому что у них беларуский паспорт.
Что будете делать если и вам не продлят вид на жительство? Каково оно быть в роли просителя? Жизнь надо строить на более прочной основе.

Кроме Польши и Беларуси есть ещё много других стран получше. Надо расширять горизонты.

alexandr
alexandr
-1

Я вроде вполне понятно написал что Польша это лишь окно возможностей. Bluecard страховка. Но только потому, что где то в европе могут возникнуть какие то сложности, не значит что надо возвращаться в заповедник абсурда и мракобесия. Прочная основа была похоронена в 20 году, а сейчас хочешь не хочешь придётся перестраиваться на "кемпер" и менять образ жизни.

vivkine
vivkine
-1

Так я же тоже вполне понятно написал что не надо оставаться/ возвращаться в Беларусь.
Разрешение на ПМЖ в Канаде или Австралии вот это уже прочная основа чтобы устроить свою жизнь в уважаемой стране. Официально принимают до 45. Но чем раньше - тем лучше.

danilvanovich
danilvanovich Dev в EPAM
0

Что хорошего в Канаде? Такая же паршивая погода как и в Беларуси.
Что хорошего в Австралии? Погода уже не такая паршивая, но не идеальная: зимой всё также холодно и дождливо, в шортах не походишь. Плюс дикая удаленность от цивилизованного мира с опасными насекомыми. Отсутствие нормального 30 дневного отпуска и отсутсвие гос. праздников в обоих этих странах, так чтоб каждый месяц хоть один был праздничный день как в Европе. Мало того ещё извольте пройти классо-баловую пытку-отбор, где будут пытать этими языковыми тестами на супер знание языка и будут мои года считать: молодой я или пенсионер уже. Я приехал в Европу без всяких этих отборов как в Германии 30х и без знания языка. И ничего мне не мешает. Где-то слово выучил, где-то в гугле подсмотрел и ничего понимают как-то.

vivkine
vivkine
1

"Я приехал в Европу без всяких этих отборов"

А в какую Европу приехал? Если туда пускают без всяких отборов, то вряд ли это the best place to live in.
А в Канаду и Австралию отбор на соответствие. Чтобы всякая шваль туда не попадала.
Да и в Европу (Западную) не всех подряд берут.
Чтобы нормально интегрироваться в Европу надо быть на уровне среднего европейского профессионала. Даже немного выше. Потому что местных они защищают от приезжих.
А если неконкуренто способен там нечего делать.

danilvanovich
danilvanovich Dev в EPAM
0

Как-будто это очень помогает и там нету швали.
Тут нету никакого конечно отбора как в Канаде или Австралии, но попасть сюда в Западную Европу без больших денег очень сложно. Сюда можно приехать только, если у тебя на счету будет 100тыс евро, или как тут некоторые делают предоставляют фиктивные справки, что у них есть такие деньги, по оседлости 3 года прожить как-то, через брак, рабочий контракт.
Без компании и рабочего контракта я бы конечно сюда никогда бы не попал, как и в Канаду и Австралию. Но здесь куда лучше по сравнению с этими двумя странами. Хоть я тут на птичьих правах и если уволят, то без знания языка меня здесь никуда не возьмут.
Повезло конечно тем, у кого есть украинский паспорт. Они без всяких отборов могут свободно получать ВНЖ в любой цивилизованной стране. Даже пешком проходить Caн Исидро, а не трястись от страха в машине или мотоцикле при виде американского полицейского на пересечении этой границы. Поэтому уезжать надо было раньше когда не было этих отборов, хоть в 1911 году, хоть в 1991г.

spksfan
spksfan
5

А вопрос не в наличии недостатков. Они были есть и будут. Вопрос в степени влияния этих недостатков на твою жизнь. Как ты думаешть, в какой из стран, выбранной тобой для сравнения они выше?

tot-chelovek
tot-chelovek
-8

...ненависть в обществе к тем, у кого другое мнение,
Напоминает девбай как-то)

spksfan
spksfan
1

Каждый судит по себе. Я не вижу этого на девбай, ты видишь. Значит дело не в чужом мнение, а в твоем отношении к чужому мнению.

Арсений Кравченко
Арсений Кравченко ML Engineer в t.me/partially_unsupervised
0

Если бы такой барышни не существовало, девбаю стоило бы ее выдумать ради трафика

belpyro
belpyro
6

Статью нужно было озаглавить "Как сидеть на попе ровно". У меня только один вопрос к ТС: ну, допустим, все "само собой" наладилось в 2047 году (ткну пальцем в небо). И оно реально того стоило? Вздрагивать от каждого звонка в дверь, каждый день выбирать "идеологически верную" цветовую гамму в одежде, старательно "улыбаться и махать" и делать вид, что ничего не происходит? Видимо человек для этого и рождается (ирония). А! Я понял! ТС религиозный человек, скорее всего. И думает, что в загробном мире ей воздастся. А вот я не готов профукать вторую половину своей жизни на мнимое светлое завтра, которое с каждым годом все светлее и все дальше. Надо только еще потерпеть! Ну еще чуточку! Ну вот еще лет 100 и заживем! Ой, а вы на погост? Ну ладно. Тогда давайте ваших деток - обещаний у нас на всех хватит. Нас и так продинамили уже в 90е и с завидной постоянностью продолжают: девальвации не будет, твердо и четко, пенсионный возраст не поднимем, границы закрывать не будем, ковида нет, никто не просил вас рожать и т.п и т.д. Поздновато делать save-load. Понятно, что каждому самому решать, но советы - это не советы. Это самоуспокоение и поиск таких же. Типа не я одна страдаю.

Bart Simpson
Bart Simpson Meme officer в localhost
0

Представь в европе так же надо каждый день, и не говорить дегенератам что они дегенераты.
И цветовые гаммы есть, попробуй в красно зеленом или БСК походить.

Bart Simpson
Bart Simpson Meme officer в localhost
0

Все правильно дама сказала.
После 5х лет в ЧР такие же ощущения, страна не для HSM.
Хотите быть иммигрантом? это одна из лучших стран для этого.
Максимум сможете под клевого цизинца косить.

aleksey1
aleksey1
0

не дочитал,
коротко: как перевернуть страницу делая вид, что, не переворачиваешь.

mr-smith
mr-smith Developer в Ближний Космос
0

Вообще не понимаю о чем она, какая еще тревого и за что? На работе - работаешь, в свободное время - отдыхаешь. И так по кругу.
Подушка безопасности уже давно такая что на прилично лет хватит если вообще не работать.
Плюс дача еще есть, всегда можно картофан посеять. Хотя сейчас его проще купить.
Какие еще запасные аэродромы.