чемпионат мира по Dota 2 The International и победа команды Team Spirit на нем;
чемпионат мира по League of Legends, который проходил в октябре в Рейкьявике, Исландия;
первый LAN по по CS:GO за последние полтора года PGL Major Stockholm 2021 и чемпионство NaVi.
А самые яркие для беларуского киберспорта?
В этом году произошел спад у CS-состава единственной профессиональной организации: Nemiga Gaming потеряла несколько ключевых игроков. Из команды ушел Игорь «lollipop21k» Солодков и Александр mds Рубец.
Отдельно отмечу переход Дмитрия SmartSeven Смарцелова на позицию тренера NaVi по Valorant. И хоть команда на чемпионат мира в декабре не попала, но перспективы у неё есть.
Видно, что в этом году в Беларуси остановился рост интереса к Dota 2. Возьмем для примера любительские Belarusian Esports League. Судя по участникам, даже триумф Team Spirit не спровоцировал всплеска к дисциплине.
Такое происходит не только в Беларуси. В некоторых регионах мира на отборочные регистрировалось всего по 10 команд — мизер. Скорее всего, это связано со стагнированием игры. Как правило, после The International происходило обновление игры, перебалансировка героев и т. д. В этом году такого не случилось. Роль сыграло и то, что киберспортивная экосистема Dota 2 «заточена» исключительно под финальный турнир The International. Если команда отберётся и займёт последнее место на нем, то она получит минимум $100 000. В квалификации к The International — DPC-сезонах — призовые на порядок меньше и нет системы поощрений клубов, как в отборочных на крупные турниры по CS:GO.
Следующий момент: киберспортсменам Беларуси неинтересны новые тайтлы. Так Valorant, Wild Rift и несколько других игр стали очень популярны в Европе: в них играют 200 активных команд. Против семи на трёх чемпионатах в Беларуси. Мы пытались разобраться, почему так происходит, в отличие от Азии и Европы, где популярность этих игр зашкаливает.
Примечательно, что в Беларуси всё ещё любят World of Tanks. На последний турнир «Большие белорусские танки» в ноябре зарегистрировались 200 команд. Но общее количество просмотров небольшое. Проблема — геймплей игры далеко не самый зрелищный.
Стабильный результат показывает мобильный киберспорт. Приятно наблюдать за ростом в Clash Royale нашего Андрея predator Шкелёнка. В этом году он занял второе место на турнире Gamestars League Season 1 National Final: Wild Card #1, а также стал первым в группе «А» в рамках Международного группового этапа Clash Royale Gamestars League Season 2. В 2021-м его купила итальянская команда Linares Deportivo eSports. Беларуского киберспортсмена по PUBG Mobile Яна «YASHA» Шабана подписала российская Virtus.pro на позицию капитана.
Наконец, в стране появились новые постоянные турниры от разных организаторов. Это замечательно, потому что нашим киберспортсменам нужно больше возможностей для профессионализации.
Итоги БФК 2021: что не получилось
Не смогли добиться признания киберспорта на официальном уровне. Мы начинаем свыкаться с тем, что этого не происходит и, вероятно, не произойдет в ближайшее время. Но нашего развития это не останавливает.
Закрыли пилотный проект киберспортивного класса в минской СШ № 182 имени Владимира Карвата. Он проработал ровно год. Проблема: было сложно найти компромисс со школьным расписанием. Кроме того, из-за пропускного режима в классе могли заниматься только учащиеся школы, а не все желающие. Наконец, до школы долго ехать — для многих это оказалось ключевым фактором. Расставание произошло по обоюдному согласию. Свою технику вывезли и открыли детско-юношеский центр киберспорта META SPACE в помещении Мета Арены.
Итоги БФК 2021: что получилось (хорошего больше)
В 2021-м мы открыли киберспортивную площадку META ARENA и перешли из статуса основателей в ранг партнеров. Арена стала самостоятельным бизнесом: на ней проходят киберспортивные турниры, ивенты по Just Dance на PSP 5, митапы, корпоративные мероприятия. В прайм-тайм у нее 100% загрузка. Доходы позволяют оплачивать спортсменам из регионов дорогу и проживание на время турнира Belarusian Esports League, закупать подарки, развлекать зрителей и проводить благотворительные мероприятия (Christmas Party).
META Open стал международным турниром. В них участвуют спортсмены из многих стран Европы. На последнем турнире были представители 28 стран.
Открыли и развиваем Хаб по CS:GO на FACEIT — самой популярной онлайн-платформе для PvP игроков. Каждый может туда прийти, найти подходящую по силе команду и зарабатывать очки. По итогам месяца БФК изучает статистику беларуских игроков на платформе и лучшим выплачивает призовые. Проводим конкурсы начинающих стримеров — они получают геймерскую мебель, девайсы и ценный опыт личных трансляций. Также федерация проводит очные LAN для членов хаба на META.
Наконец, в середине декабря впервые в истории беларуского киберспорта провели благотворительный турнир Christmas Party. В нем сыграли 32 воспитанника детских домов вместе с опытными киберспортсменами-капитанами команд по CS:GO. Участники сражались за игровой компьютер топовой конфигурации. А зрители донатили во время стримов. Вся сумма пошла на приобретение гаджетов детям.
Стали партнерами ЮНИСЕФ в Беларуси. Будем вместе работать над программами по улучшению взаимодействия с родители и детьми в сфере киберспорта и гейминга.
Планы БФК на 2022
Хотим:
Впервые исследовать беларуский киберспорт: портрет спортсмена, интересы, популярные дисциплины и т. д. Надеемся, сделать это вместе с ЮНИСЕФ.
Повысить призовые на турнире META Open. Он уйдет из-под опеки БФК. Им займется новая коммерческая структура федерации — турнирный оператор Мета Еспортс. Он возьмет на себя все обязанности в этой сфере: поиск партнеров, переговоры с подрядчиками, организация трансляций, администрирование и так далее.
Возобновить «Битву Городов» в сентябре 2022 после двухгодового перерыва. Партнеры остались с нами, осталось только понять, какой будет эпидемиологическая обстановка в стране.
Открывать компьютерные клубы в регионах. Сейчас это становится труднее из-за возрастающей конкуренции: где-то появляются клубы по российским франшизам, где-то местные предприниматели вкладываются в старые заведения и перезапускают их, например, Platoon в Гомеле. Всплеск интереса, думаю, связан с тем, что люди устают от онлайна, им хочется социализации. Большинство посетителей приходят компаниями. Кроме того, дешевле поиграть пару часов в клубе несколько раз в месяц, чем вкладываться в дорогостоящее «железо» у себя дома.
Согласовать со всеми участниками беларуского рынка общий календарь, чтобы турниры не пересекались.
Киберспортсмен в 38 разослал анкету 758 раз — в геймдев не взяли. HR советует, как переделать
Филипп — киберспортсмен с 20-летним стажем. Говорит, как программист он полный ноль, зато отлично знает английский, два года прожил в США, учился в ЕГУ на дизайнера (правда, образование не получил). Около 10 лет он работает в разных ИТ-компаниях, но не везет с позициями. Филипп хочет работать дизайнером или комьюнити-менеджером в геймдеве, а ему предлагают позиции в колл-центре. «Увы, мне 38 лет», — говорит Филипп.Он рассказал dev.by свою историю и согласился на эксперимент: мы передали резюме Филиппа HR-консультанту Ирине Вишневской. Та разобрала его и дала рекомендации, что улучшить. Ирина уверена: причина отказов совсем не возраст.
Мало денег в белорусском киберспорте. В доте нет активности, т.к. соревнований мало, призовые низкие, региональных лиг считай нет.
Слабый маркетинг. Например я подписан на пару белорусских киберспортивных пабликов, интересуюсь Clash Royale и за 4 года слышал только об одном турнире по дисциплине в рамках Unicon. А сейчас загуглив узнал, что был как минимум 1 турнир, о котором я ничего не слышал. Тем не менее, если их было только 2 - это конечно ни о чем.
В общем, есть куда расти. Игроки в дисциплинах есть, но вовлеченность их слабая.
Видно, что в этом году в Беларуси остановился рост интереса к Dota 2. Возьмем для примера любительские Belarusian Esports League. Судя по участникам, даже триумф Team Spirit не спровоцировал всплеска к дисциплине.
А чаму ў беларуса павінны быць нейкія сантыменты да расейскіх каманд? як і да ўсякіх ватных Navi.
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.
Мало денег в белорусском киберспорте. В доте нет активности, т.к. соревнований мало, призовые низкие, региональных лиг считай нет.
Слабый маркетинг. Например я подписан на пару белорусских киберспортивных пабликов, интересуюсь Clash Royale и за 4 года слышал только об одном турнире по дисциплине в рамках Unicon. А сейчас загуглив узнал, что был как минимум 1 турнир, о котором я ничего не слышал. Тем не менее, если их было только 2 - это конечно ни о чем.
В общем, есть куда расти. Игроки в дисциплинах есть, но вовлеченность их слабая.
А чаму ў беларуса павінны быць нейкія сантыменты да расейскіх каманд? як і да ўсякіх ватных Navi.