«Нас не заменят, а выдавят». Беларусские айтишники об опыте работы с программистами из Индии
Поговорили с айтишниками, у которых был опыт работы со специалистами и командами из Индии. Правда ли, что программисты-индийцы дышат в спину и скоро многих заменят?
Беларусские компании сотрудничают с индийскими (один из читателей рассказывал о таком проекте в Itransition, к примеру). Но не далеко не все из них официально открывают офисы в Индии. Таковые есть, например, у EPAM — у неё пять подразделений в этой стране.
EPAM рассматривает Индию как одну из перспективных локаций для развития компании. Здесь находится третья по численности команда после Украины и Польши. За 2022 год штат индийского офиса вырос на 35%. В ближайшие несколько лет EPAM, по словам главы компании Аркадия Добкина, планирует увеличить команду в Индии в два раза.
«Хороший специалист из Индии стоит столько же, сколько и разработчик из Беларуси»
Владимир (имена героев изменены) работал с индийцами в двух компаниях, в том числе собеседовал и нанимал их. Он оговаривается, что это «было не его решение».
Работа с индийцами — «боль» прежде всего из-за акцента. За долгую карьеру я встречал лишь пару человек, которые изъяснялись понятно.
Индийцы очень вежливые и тактичные, да и в целом у них очень хорошие софт скилы — отлично продают себя.
Хитрят дико. Когда я участвовал в найме, очень часто ловил кандидатов на читинге — иногда даже видел разные лица на разных этапах собеседований. Слышал о кейсах, когда случайно выяснялось, что за одним «лицом» скрывалась целая команда разработчиков.
Что касается инженерных скилов, то моя статистика взаимодействия с ними жестока — качество их кода, увы, хромает.
Какие выводы сделал я: работа с индийцами требует микроменеджмента и надзора.
Интересные факты из моей практики: если в компанию приходит менеджер-индиец, он начинает тащить за собой всю родню и друзей — наблюдал такое неоднократно.
А ещё я видел концептуально индийские компании и команды, которые нанимали пару белых ребят, чтобы в глазах кастомеров выглядеть более презентабельно — как китайские клубы, дающие бесплатный вход и алкоголь европейцам, чтобы поднять свой имидж в глазах местных.
Сейчас говорят, что разработчики Индии заменят европейцев — мол, их же тьма и это дешёвая рабочая сила. Но нет, это неверный вывод.
А дешёвые — это как правило люди с соответствующими скиллами, ожидать от них качества и проактивности не стоит (за редким исключением).
С моей колокольни (от многих коллег слышал подобное) ситуация видится так: «А-а-а, кризис, специалисты из СНГ дорогие», — решают компании –> и идут к дешёвым индийцам –> просаживают бюджет и получают плохой продукт –> возвращаются к специалистам из СНГ и Европы, чтобы привести всё в порядок (и вспоминают индийцев «добрым словом»).
Хорошие спецы стоят денег и с ними комфортно работать. Но их не так много. А где важен объём — там качество так себе.
«Учитесь у индийцев показывать менеджменту, как вы страдали пока делали эту сложную таску»
Константин как QA-инженер работал с индийцами в нескольких аутсорс-компаниях с беларусскими корнями.
— У нашего заказчика было несколько вендоров — и один в Индии. Но были также и индийцы on-site, — поясняет айтишник.
Каковы особенности работы с ними?
Язык. У меня подтверждённый B2 English, и я более 10 лет потребляю контент на английском, к тому же работаю с самым разным аутсорсом и менеджментом из разных стран.
Естественно у меня высокая «наслушанность» самых разных акцентов — в основной массе южных. Но даже мне часто тяжело понять, что в принципе очередной гражданин (-ка) Индии пытается сказать. Тем у кого опыта поменьше — ещё сложнее.
Культурные и рабочие различия. Я сталкивался с несколькими проблемами:
у индийцев чёткая субординация. Если тебе надо, чтобы кто-то сделал — просто помог или выполнил свою задачу, — но товарищ просто твой коллега, шанс решить вопрос напрямую невелик (если нет таски, которую человек должен выполнить). Проще сходить к линейному менеджеру и решить через него — не жаловаться, а просто таким образом коммуницировать.
инициатива не как в Китае, но в целом, нет требования — нет кода. Нет требования — нет тест кейса.
Индийцы делают, что написано, — буквально до запятой, вопросов не задают. Я постоянно сталкивался с тем, что начальник у них «всегда прав». Уточнять задачу можно, но изменять, улучшать, сомневаться в правильности постановке или выполнения задачи — нет. Так бывает не всегда и не везде, но всё же встречается очень часто.
Задача — показать работу. Не делать работу, а показать как сложно, непонятно, как этой работы много.
Я часто говорю коллегам: учитесь у индийцев показывать менеджменту как вы «страдали пока делали эту сложную таску на один сторипойнт». Никто кроме них так не умеет.
Мне как-то коллега из Соединённых Штатов — русская эмигрантка — рассказывала, как проходит «наш» и «их» собес в компанию из США: если «наш» хоть немного сомневается в чём-то, он говорит: «Не знаю», — и молчит. А индиец «знаёт всё, всё умеет, 20 лет опыта» при возрасте 30. А если выясняется, что чего-то он всё же не знает, — обещает выучить за 3 дня. Ну и, конечно, его берут.
Многократно сталкивался, с тем, что коллеги просили «помочь» с задачей, — а когда давал им инструменты, впадали в ступор. Ибо помочь — это сделать за них или на звонке все кнопки нажать.
Любители говорить и созваниваться по любому чиху. А вот переписываться и отвечать вовремя — нет.
Общий уровень беспомощности. Так как самостоятельность невысокая, постоянно требуется контроль, созвоны, ответы в чатах/письмах. И сколько не помогай, всё равно продуктивность будет не высокой, а твоя упадёт — ибо ты не работаешь, а непрестанно помогаешь.
А не помогать часто нельзя, ибо продукт-то общий, и заказчик, скорее, белорусов выгонит (что постоянно и происходит с момента начала кризиса — то есть со времён ковида), чем индийцев.
Суммирую: работать с индийцами непросто. Поэтому я очень расстраиваюсь, когда добавляют «немножко индийцев» на проект, потому что это сразу подразумевает, что скоуп вырастет, а делать его будут не новоиспечённые помогаторы.
Статистика. Я могу привести цифры — благо у меня как у QA они есть: не очень усердный белорус/украинец мог выполнить на одном из проектов, где я работал, 50-100 тест-кейсов в 2 недели цикла регрессии. Усердный — до 150. Самый лучший индиец — хорошо, если 50 выполнял, так ещё выбирал те, что полегче. А в среднем коллеги из Индии выполняли до 30-35 тест-кейсов. Причём менеджеры у заказчика спокойно смотрели на эти цифры — их всё устраивало.
Одна из моих любимых историй — как индиец онбордился как контрактор в огромную американскую команду. Я и пару беларусов работали на них через посредника.
Я более 8 лет работал с индийцами. Тех, кто делал это хотя бы полупродуктивно, могу пересчитать по пальцам руки. Причём это никак не связано с интеллектом или квалификацией. В основной массе все люди умные (и даже очень умные) и квалифицированные. Но они не понимают, зачем работать больше, если больше не заплатят.
Возможно, тысячи лет тяжелой жизни и кастовая система повлияла на них таким образом. А у нас — «дети 90-х» и СНГ-реалий: тебе необходимо быстрее бежать всех вокруг, чтобы выжить.
Смогут ли индийские разработчики нас заменить — я сам бьюсь над этим вопросом.
Мне лично непонятно, как троих бекенд -инженеров, которые держат все основные сервисы на плаву у клиента, заменить на 6, 9 или хоть 20 индийцев. Ведь они будут делать всё медленно, нередко плохо, рассказывать, как они страдают, и по факту, если это огромный и сложный энтерпрайз с миллионом вермишели, — ещё и положат его рано или поздно.
Неужели топ-менеджмент так сильно экономит на зарплатах и такие низкие риски, когда заменяет опытных разрабов со знаниями домена на «дешёвую рабочую силу»?!.
Один топ не так давно сказал мне: «Европа — это дорого. Даже Румыния/Болгария — дорого. Польша/Литва — забудьте». Если обратиться к цифрам, то наш сеньор получает минимум 4 тысячи долларов/евро брутто (но может и 5, и 6 тысяч). Средних индийцев можно пять точно нанять. Вот и принимают такие решения.
Продуктовые и небольшие бизнесы будут и дальше ценить качество и скорость выше цены. Хватит ли на всех такой работы? Вопрос. Но я с 2020 года пережил уже 3 сокращения и сменил 4 компании, не по своему желанию. И ситуация практически не улучшается. И так плюс-минус у всех. Прямо сейчас беларусы — дорого.
Когда мы работали за 500-1000, всех всё устраивало, но сейчас за такие деньги даже в текущих реалиях в Беларуси немногие хотят работать.
И да, и у нас есть «левые» люди в индустрии — уставшие, ленивые/не мотивированные. Но их меньшинство. Я же чаще вижу, что за 2-4 часа работы средний белорус делает столько же работы, сколько индиец.
«В целом индийцы — открытые ребята с чувством юмора»
Арсений смеётся, что работать с командой индийцев, это «что-то по шкале от кошмар до норм».
— В целом, это мало кому хочется делать, потому что этим командам характерно:
узкое мышление, отсутствие критического и системного взгляда;
проблемы с самокритикой — эффект Даннинга-Крюгера налицо;
желание достичь результата «любой ценой» — исходя из имеющихся компетенций, без заморочек по поводу выбора технологий и терзаний из-за конечного качества продукта;
при этом сами команды непомерно раздуты, и, конечно же, навыки и ответственность в них полностью размазаны.
У Арсения был опыт, когда его пригласили «тушить пожар» на проект крупного немецкого заказчика.
— Проект делала команда индийцев. Там творился полный хаос. Например, заказчик пишет: «У нас возникла срочная проблема», — и далее даёт описание и просит разобраться. Через неделю приходит ответ от разработчиков: «Мы внимательно изучили этот вопрос и заметили проблему», — затем они слово в слово повторяют описание заказчика… и на этом всё!
Арсений говорит, что «мифы об индийцах, увы, не мифы — а летописи, написанные нашими нервными клетками и седыми волосами»
— Сколько было ситуаций: уронили прод или репозиторий, код не выдерживает никакой критики, — а менеджмент до последнего не признаёт проблемы. А когда ты пытаешься разобраться, тебя подключают к звонку на несколько десятков человек — и разговор превращается в балаган.
Арсений отмечает, что ему «повезло также поработать и с очень толковыми уроженцами Индии, в основном это лиды или менеджеры, уже уехавшие из родной страны».
Арсений уверен, разработчики из Индии программистов из других стран не заменят, а «выдавят»:
их очень много, они дешевле и знают английский;
они не гнушаются врать о своём опыте, обещать что угодно только, чтобы получить работу или подписать контракт;
и как только они попадают в компанию, они тянут туда своих.
— Так что нам будет нелегко в ИТ-мире, потому что на рынке не только Индия, но также Южная Америка и даже Африка с вполне конкурентоспособными командами. А мы, даже имея лучшие компетенции, мы уступаем в других категориях. Особенно после 2022 года.
Как разработчик в Польше работал курьером (но потом всё получилось)
@dzikpic, канал для айтишников в Польше, рассказал историю Александра. Перед тем, как попасть в польскую компанию, он два месяца доставлял еду в Glovo. Каково это — ездить на велосипеде по 10-12 часов в день и почему маникюрщица зарабатывает больше разработчика.
Айтишник купил дом в Польше. Как получить разрешение в 2023, когда отказов больше
@dzikpic, канал для ИТ-экспатов в Польше, рассказывает историю белорусского айтишника, который купил дом в Гданьске, с комментариями эксперта. Обсудить историю можно в чате.
Но они не понимают, зачем работать больше, если больше не заплатят.
Странная фраза. Скорее они понимают, что нет смысла работать больше (лучше) если за это не заплатят. И тут налицо проблема организации труда в таких компаниях где повсеместная уравниловка, а не в работниках.
Пользователь отредактировал комментарий 28 октября 2024, 13:50
Даже у граждан рб из разных областей несколько разный стиль работы. А здесь речь о разных рассах. Мировоззрение индийца сформировано их религией "текучка - фигня, главное - перетерпеть, в следующем цикле перерождений будешь начальником". Это не изменить, если человек вырос в своей национальной среде. Нужно быть безграмотным руководителем, чтобы не учитывать такие серьёзные нюансы. Главные епамовские рулевые, кстати, в части организации бизнес-коллективов талантами не блещут (это не про организацию бизнеса).
английским это сложно назвать. Вместо понимания о чем чел говорит ты пытаешься разобрать и перевести с "бенгались инглись" на нормальный
С моей колокольни (от многих коллег слышал подобное) ситуация видится так: «А-а-а, кризис, специалисты из СНГ дорогие», — решают компании –> и идут к дешёвым индийцам –> просаживают бюджет и получают плохой продукт –> возвращаются к специалистам из СНГ и Европы, чтобы привести всё в порядок (и вспоминают индийцев «добрым словом»).
очень знакомо, сталкивался 3 раза с таким. Сваливают к индусам потому что подешевле, через годик опять ищут какого нибудь аутсорсера с снгшными корнями.
Разработчики из Индии стоят дороже, а выдавливать бледнолицых из проектов будут только там где есть совместные команды (это всегда так было, восток - дело тонкое) и далеко не всегда это значит что через год кто-то там куда-то вернется, т.к. уровень рабочей этики и ответственности у беларуских аутсорсеров не намного выше (только посмотрите на такие компании как itransition, vironit, andersen и т.д.).
Мат. платы телевизоров Горизонт MStar TV произведены в Индии и уже очень давно используются (или использовались). В то время на бел. рынке присутствовали все embedded-компании, но выбор пал на Индию.
У них, кстати, свой Youtube-клиент (через API) и каталог с бесплатными индийскими фильмами, доступный через интернет из РБ.
Согласитесь, что вживить одноплатный ПК с Android AOSP - дело нехитрое. Но тем не менее, никого не нашлось (тут).
Это инвестиции в долгую, но в постсоветских странах мало кто таким занимается т.к. прибыльный бизнес "заберут те кому он нужен больше" поэтому производство отверточное и горизонт планирования небольшой - урвал и убежал
Те же платы с Android AOSP являются и ТВ приставками. Добавить пару интеграций с русским интернетом и рынок открывается)
Вообще в СНГ с embedded как то вяло совсем. Одни среднестатистические, а умных нет)
Слишком много пьют и медленно тупеют.
Пользователь отредактировал комментарий 31 октября 2024, 15:45
Решение простое - смещать бизгнесс фокус в сторону продукта и тянуть свои беларуские продукты в экосистему друг друга как это делают в Израиле, и не придётся парится по поводу того кто нам может выдавить. Понимаю, что это сложно, но это единственный путь как вырасти качественно как беларусское Айти.
Мой начальник понимает. Заключить контракт на полгода, самому упахиваться, дрбчить подчиненных, уложиться в сроки. Двух человек, не успевающих доделать свою работу продлили еще на несколько месяцев. А те, кто рвал попу, были отправлены на мороз первыми.
А за этими трудовыми подвигами была вот такая глубокая идея: "Они увидят и офигеют от того, какая мы эффективная команда, и обязательно возьмут нас на больший срок".
Тупо массой, кумовством, липовыми дипломами. [Часть комментария скрыта за нарушение правил общения. Вот они, их всего пять: https://devby.io/news/comments-2024]
Не нужно никого и никогда нигде тащить. Четко прописывайте свои задачи, кто, что и когда делал. Вплоть до записи созвонов.
"Но они не понимают, зачем работать больше, если больше не заплатят.". А как иначе? Поезд IT уйдет без павшего клавиатурного бойца так что никто не заметит. Завтра забудут. К обеду уже.
"Мне лично непонятно, как троих бекенд -инженеров, которые держат все основные сервисы на плаву у клиента, заменить на 6, 9 или хоть 20 индийцев."
Вы все еще удивляетесь тому как (не) работают сервисы Гугла и Майкрософта??? 🤭
я не удивляюсь, последние нашумевшие факапы тому подтверждение, спецом открывала смотреть, кто у них числится в отделе тестирования - и да, Индия и тому подобное. И все верно написали вы
с индийцами очень просто работать:
-- нет в джире - нет в природе. вся коммуникация письменно, устное - это просто бла-бла-бла. Написание точного техзадания и формулировка вопросов тренируют мозг и экономят время при разборе полетов.
-- твоя задача - держать руководство в курсе индийских факапов и всегда интересоваться приоритетами - менеджмент индусов там, исправление за ними г-нокода или написание фичи. У руководства голова большая, пусть думает, а у тебя наоборот не резиновая.
-- рабочий день - согласно законодательству и контракту, сверхурочные должны оплачиваться по двойной ставке и вообще не обязан. Если расходы высокие, денег не хватает и прочая почему надо поработать бесплатно, руководство всегда может сэкономить путем уменьшения собственной заработной платы.
-- если руководство тобой недовольно, оно всегда может тебя уволить. Согласно нормам трудового права, разумеется.
-- если ты сам руководство и подписал индийскую команду, хотя тебя предупреждали, ты знал на что шел, не скули теперь.
Пользователь отредактировал комментарий 28 октября 2024, 16:59
Согласен, очень хорошие советы.
3 года на проекте где в 85% команд разрабы/qa/пм-ы - Индия.
В целом заказчик нашел хороший рецепт. В каждой команде есть выходец из Восточной Европы, который делает основную работу и ревьюит код ребят из Индии, не позволяющий скатываться проекту в говно.
Методы взаимодействия именно такие.
Только письменно, все должно быть задокументированно, любые косяки подсвеченны, эскалации как можно раньше. В целом, если парень из Индии на проекте уже более 3 лет, он начинает выдавать более менее нормальный код в рамках проекта и понимает, как решить определённую проблему.
Пользователь отредактировал комментарий 28 октября 2024, 17:27
Накидывание каких-либо качеств, особенно негативных, целым нациям , обобщение по нац.признаку - разве не расизм?
Все народнейм-цы - плохие в скиллнейм. Это расизм.
Спросите у своего dei менеджера или у омбудсмена или у уполномоченного по правам человека.
Хитрят дико
Качество их кода мягко говоря хромает.
требует микроменеджмента и надзора.
начинает тащить за собой всю родню и друзей.
нанимали пару белых ребят, чтобы.. выглядеть более презентабельно .. поднять свой имидж
Задача — показать работу. Не делать
а зубы пошел бы делать к индусам?
если нация слаба в чем-то и ее отличают не самые уважаемые черты в этой сфере, никакого расизма здесь нет, не путайте мягкое с теплым
[Часть комментария скрыта за нарушение правил общения. Вот они, их всего пять: https://devby.io/news/comments-2024] Могут застрять на каком-то месте в задании и сидеть ждать, пока менеджер спросит, как дела." с другой стороны им некуда спешить так как почасовая оплата: солдат спит - служба идет "Отсюда и не спешат делать работу. Если ты справишься за кассой один, то второго помощника уволят. Кто будет кормить его семью?"
Ну все, аутсорс в восточной Европе всё, скажите спасибо дуде и науседе, которые накачивают свои страны. Там все растет втч и зарплаты и в первую очередь недвига, а это для аутсорса жёсткий минус.
Ну по такой логике для аутсорса хорошо, где народ голодает, но так не всегда.
Если скиллы человека соответствуют оплате за его труд - вопросов нет. Качаем скиллы и будет нам счастье.
Как раз в епаме удалось поработать над проектом, который делали индусы (епамовские) и передали нам беларусам, т.к. заказчик был недоволен качеством.
Самый худший опыт и хрен убедишь менеджмент, что это говно и нужно все переписывать, пришлось уйти, чтобы не ковырять фекалии. Получилось к лучшему, т.к. увеличил зп на 50%+ после ухода и улучшил work/life balance.
менеджмент все прекрасно понимает, особенно, если заказчик прямо довел свое мнение о поделии. Только у менеджмента подгорает и стоит задача решить проблему чужими руками, т.к. иначе менеджменту от более высокого менеджмента прилетит (и более высокому менеджменту, при этом, глубоко пофиг как проблема будет решена). Соответственно, на низовом уровне надо не вестись на манипуляции и запугивания, а пояснить, что проблемы менеджмента - это не твои проблемы, ты работаешь согласно трудовому праву и договору (аккуратно, soft skills, ага), а если надо все сразу и прямо сейчас, то давайте обсудим success fee без привязки к зарплате (зафиксировав это на бумаге, понятно, а не "честное слово, потом пойду прямо к CEO и буду выбивать повышенную премию"). Разумеется, при этом спокойно принять, что за все это могут уволить, но на самом деле далеко не факт, т.к. менеджменту надо все еще проблему решать.
При этом, заметь, что после решения проблемы (без оплаченных переработок, в авральном режиме и т.п.) уволить все еще могут также запросто - потому как проблема-то решена (аплодисменты и огромное спасибо от нашей компании), а новых проектов нет. Так сказать, извини, ничего личного, просто бизнес, тяжелая ситуация, все дела - не себя же мне увольнять.
Пользователь отредактировал комментарий 29 октября 2024, 13:01
За провалы смещали моих менеджеров, но с моей стороны были подтверждения и аргументация. Я все записывать стал... Хотя однажды уволили весь отдел за провал и мне повезло оказаться вне его на тот момент. И опять же записи.
Тому же Epam для роста нужно много недорогих людей. Как ни крути, Европа дорогая. А теперь следите за руками: поголовье в отчётах то же, а индийцев по официальным данным уже наняли 8к. Это более 15% компании. И число будет расти.
Zhan Chubukou
B2B Contractor (AI Solution Manager) в Worldwide Market
29 октября 2024, 02:42
1
Швейцарцев пускай сначала выдавят из их сектора. Мы квалифицированные инженеры. Ну, может быть, некоторых выдавят. Остальные выживут и вырастут. Я конкуренции с индусами не боюсь. Меня больше движения рынка смущают.
Индус ныне пошёл довольно грамотный (там где его нормально отбирают) и денег много не просит. А менеджерам в корпорациях только того и надо. Плюс и в самом деле, наши люди сильно честные, а при подаче на вакансии в западные конторы это провал, тут надо врать чем больше, тем лучше и правильно отвечать на тупые вопросы ХР. От этого реально устаёшь, а индусу норм, потому берут их. А то, что всё в упадок приходит, так манагеру пофиг. Он резюме обновит и навстречу новым челленджам
Пользователь отредактировал комментарий 29 октября 2024, 16:49
Н лет работал с индийцами на 4 проектах в разных компаниях - подтверждаю все что написано в статье. Среди них есть толковые, даже очень, но в процентном отношении их мало. Качество кода, подчас даже у толковых, печаль. Главное показать результат здесь и сейчас. Причем даже если индиец прекрасно понимает, что сделанное до него г..о - ничего рефакторить не будет, и даже вопрос такой не поставит, просто закинет в эту кучу свой функционал. Плохо с взаимодействием - каждый старается закрыть свою часть по-скорее как попало. Кто что делает рядом - плевать, на общее-целое всем плевать. В итоге абсолютно закономерно, что проект скатывается на определенном этапе в яму, причем такую яму, с которой вылезти уже почти не реально.
Из хорошего - очень стараются избегать конфликтов, но это не значит, что они не настойчивы.
Если задача работает и проверена - она приносит прибыль и все счастливы.
Да и в любом закрытом ПО качество кода будет плохим.
Вот, например, у Xiaomi после первого запуска один и тот же токен всем приложениям раздается (для авторизации одного уникального приложения через системный компонент Android - Binder, без токена авторизация невозможна и запрашиваемые привилегии будут Denied). Это позволяет затроянить мобилу сразу после покупки например.
Как видно, unit-тестом это не покрыто (потому что это Android AOSP который никто не трогал), но работает оно некорректно. И даже самый крутой прогер туда не посмотрел.
Пользователь отредактировал комментарий 31 октября 2024, 15:56
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.
совсем скоро заказчики начнут считать деньги и все к нам вернутся
к "нам" это вы про ЛатАм, Африку и Индию?
в страну самых вкусных сырков)
За вами скоро и правда придут.
Странная фраза. Скорее они понимают, что нет смысла работать больше (лучше) если за это не заплатят. И тут налицо проблема организации труда в таких компаниях где повсеместная уравниловка, а не в работниках.
Пользователь отредактировал комментарий 28 октября 2024, 13:50
Уравниловка это ты про Европу?
про кости из бедронки для следующего поста приберегли?
Он еврооптовские на сорта разбирает пока, готовится.
Даже у граждан рб из разных областей несколько разный стиль работы. А здесь речь о разных рассах. Мировоззрение индийца сформировано их религией "текучка - фигня, главное - перетерпеть, в следующем цикле перерождений будешь начальником". Это не изменить, если человек вырос в своей национальной среде. Нужно быть безграмотным руководителем, чтобы не учитывать такие серьёзные нюансы. Главные епамовские рулевые, кстати, в части организации бизнес-коллективов талантами не блещут (это не про организацию бизнеса).
английским это сложно назвать. Вместо понимания о чем чел говорит ты пытаешься разобрать и перевести с "бенгались инглись" на нормальный
очень знакомо, сталкивался 3 раза с таким. Сваливают к индусам потому что подешевле, через годик опять ищут какого нибудь аутсорсера с снгшными корнями.
Разработчики из Индии стоят дороже, а выдавливать бледнолицых из проектов будут только там где есть совместные команды (это всегда так было, восток - дело тонкое) и далеко не всегда это значит что через год кто-то там куда-то вернется, т.к. уровень рабочей этики и ответственности у беларуских аутсорсеров не намного выше (только посмотрите на такие компании как itransition, vironit, andersen и т.д.).
этих загранично-буржуйских мы уже раскулачили. сейчас в тренде яднекс, сиськоф и прочие вк
синьков
Предлагаете им объединиться в творческое объединение "GALERS" и созвать саммит?
Мат. платы телевизоров Горизонт MStar TV произведены в Индии и уже очень давно используются (или использовались). В то время на бел. рынке присутствовали все embedded-компании, но выбор пал на Индию.
У них, кстати, свой Youtube-клиент (через API) и каталог с бесплатными индийскими фильмами, доступный через интернет из РБ.
Согласитесь, что вживить одноплатный ПК с Android AOSP - дело нехитрое. Но тем не менее, никого не нашлось (тут).
Это инвестиции в долгую, но в постсоветских странах мало кто таким занимается т.к. прибыльный бизнес "заберут те кому он нужен больше" поэтому производство отверточное и горизонт планирования небольшой - урвал и убежал
Те же платы с Android AOSP являются и ТВ приставками. Добавить пару интеграций с русским интернетом и рынок открывается)
Вообще в СНГ с embedded как то вяло совсем. Одни среднестатистические, а умных нет)
Слишком много пьют и медленно тупеют.
Пользователь отредактировал комментарий 31 октября 2024, 15:45
Вы на что намекаете?!
Решение простое - смещать бизгнесс фокус в сторону продукта и тянуть свои беларуские продукты в экосистему друг друга как это делают в Израиле, и не придётся парится по поводу того кто нам может выдавить. Понимаю, что это сложно, но это единственный путь как вырасти качественно как беларусское Айти.
Беларуское айти как сущность мало кому интересно. Даже на уровне идеи в лучшие времена сами участники этого айти косились на запад.
Оно и понятно почему - касаешься электрозабора песочницы, получаешь взаимодействие с гораздо менее приятными "участниками бизнеса".
А сейчас что? Кормить детей нужно сегодня, деньги сегодня есть у "родственников" с востока. Всё. А вечером мне некогда стартап пилить.
Всё уже. Поздно.
Таланты все равно будут появляться, но результата в ближайшие годы ждать не стоит.
Без финнов скучно.
Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
Правила тут, их всего 5
Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
Правила тут, их всего 5
А кто вообще понимает?
Мой начальник понимает. Заключить контракт на полгода, самому упахиваться, дрбчить подчиненных, уложиться в сроки. Двух человек, не успевающих доделать свою работу продлили еще на несколько месяцев. А те, кто рвал попу, были отправлены на мороз первыми.
А за этими трудовыми подвигами была вот такая глубокая идея: "Они увидят и офигеют от того, какая мы эффективная команда, и обязательно возьмут нас на больший срок".
Лайк начальнику.
"Заключить контракт на полгода, уложиться в сроки." - это не работать больше, это работать как договорились.
Тупо массой, кумовством, липовыми дипломами. [Часть комментария скрыта за нарушение правил общения. Вот они, их всего пять: https://devby.io/news/comments-2024]
Не нужно никого и никогда нигде тащить. Четко прописывайте свои задачи, кто, что и когда делал. Вплоть до записи созвонов.
"Но они не понимают, зачем работать больше, если больше не заплатят.". А как иначе? Поезд IT уйдет без павшего клавиатурного бойца так что никто не заметит. Завтра забудут. К обеду уже.
"Мне лично непонятно, как троих бекенд -инженеров, которые держат все основные сервисы на плаву у клиента, заменить на 6, 9 или хоть 20 индийцев."
Вы все еще удивляетесь тому как (не) работают сервисы Гугла и Майкрософта??? 🤭
я не удивляюсь, последние нашумевшие факапы тому подтверждение, спецом открывала смотреть, кто у них числится в отделе тестирования - и да, Индия и тому подобное. И все верно написали вы
с индийцами очень просто работать:
-- нет в джире - нет в природе. вся коммуникация письменно, устное - это просто бла-бла-бла. Написание точного техзадания и формулировка вопросов тренируют мозг и экономят время при разборе полетов.
-- твоя задача - держать руководство в курсе индийских факапов и всегда интересоваться приоритетами - менеджмент индусов там, исправление за ними г-нокода или написание фичи. У руководства голова большая, пусть думает, а у тебя наоборот не резиновая.
-- рабочий день - согласно законодательству и контракту, сверхурочные должны оплачиваться по двойной ставке и вообще не обязан. Если расходы высокие, денег не хватает и прочая почему надо поработать бесплатно, руководство всегда может сэкономить путем уменьшения собственной заработной платы.
-- если руководство тобой недовольно, оно всегда может тебя уволить. Согласно нормам трудового права, разумеется.
-- если ты сам руководство и подписал индийскую команду, хотя тебя предупреждали, ты знал на что шел, не скули теперь.
Пользователь отредактировал комментарий 28 октября 2024, 16:59
Согласен, очень хорошие советы.
3 года на проекте где в 85% команд разрабы/qa/пм-ы - Индия.
В целом заказчик нашел хороший рецепт. В каждой команде есть выходец из Восточной Европы, который делает основную работу и ревьюит код ребят из Индии, не позволяющий скатываться проекту в говно.
Методы взаимодействия именно такие.
Только письменно, все должно быть задокументированно, любые косяки подсвеченны, эскалации как можно раньше. В целом, если парень из Индии на проекте уже более 3 лет, он начинает выдавать более менее нормальный код в рамках проекта и понимает, как решить определённую проблему.
Пользователь отредактировал комментарий 28 октября 2024, 17:27
Золотые слова и касаются всех сфер (лишние докУменты никогда не помешают)
Мой опыт подтверждает слова автора. Это как срочники в армии, солдат спит - служба идет.
Сплошной расизм в статье и комментариях
Где ты увидел расизм? Я искал и не нашел. Дай конкретные цитаты.
Накидывание каких-либо качеств, особенно негативных, целым нациям , обобщение по нац.признаку - разве не расизм?
Все народнейм-цы - плохие в скиллнейм. Это расизм.
Спросите у своего dei менеджера или у омбудсмена или у уполномоченного по правам человека.
Хитрят дико
Качество их кода мягко говоря хромает.
требует микроменеджмента и надзора.
начинает тащить за собой всю родню и друзей.
нанимали пару белых ребят, чтобы.. выглядеть более презентабельно .. поднять свой имидж
Задача — показать работу. Не делать
бенгались инглись.
Итд
а зубы пошел бы делать к индусам?
если нация слаба в чем-то и ее отличают не самые уважаемые черты в этой сфере, никакого расизма здесь нет, не путайте мягкое с теплым
Ты путаешь приписывание нациям, и оценку уровня профессионализма системы подготовки айтишников в Индии
https://www.businessinsider.in/95-of-engineers-in-india-are-not-fit-for-it-jobs-only-1-can-write-correct-codes/articleshow/58280411.cms Это не наброс, а статистика "If the Aspiring Minds survey is to be believed, 95% of engineers in India are not fit for software development jobs." 2017 год
[Часть комментария скрыта за нарушение правил общения. Вот они, их всего пять: https://devby.io/news/comments-2024] Могут застрять на каком-то месте в задании и сидеть ждать, пока менеджер спросит, как дела." с другой стороны им некуда спешить так как почасовая оплата: солдат спит - служба идет "Отсюда и не спешат делать работу. Если ты справишься за кассой один, то второго помощника уволят. Кто будет кормить его семью?"
Согласен. В глазах темно от расизма.
Когда менеджер-индус тянет всю свою "семью" и выживает "белых" - это не расизм, это норма. Не перепутайте.
Это кумовство
непотизм по-научному)
захожу на сайт Эпама, там все вакансии щас в Индии и есть, ну, еще в Южной Америке немного
Ну все, аутсорс в восточной Европе всё, скажите спасибо дуде и науседе, которые накачивают свои страны. Там все растет втч и зарплаты и в первую очередь недвига, а это для аутсорса жёсткий минус.
Ну по такой логике для аутсорса хорошо, где народ голодает, но так не всегда.
Если скиллы человека соответствуют оплате за его труд - вопросов нет. Качаем скиллы и будет нам счастье.
Как раз в епаме удалось поработать над проектом, который делали индусы (епамовские) и передали нам беларусам, т.к. заказчик был недоволен качеством.
Самый худший опыт и хрен убедишь менеджмент, что это говно и нужно все переписывать, пришлось уйти, чтобы не ковырять фекалии. Получилось к лучшему, т.к. увеличил зп на 50%+ после ухода и улучшил work/life balance.
особенно ржачно когда просишь индуса его чейнджи закомитить в гит, а он спрашивает "а что такое гит, а покажи как"
менеджмент все прекрасно понимает, особенно, если заказчик прямо довел свое мнение о поделии. Только у менеджмента подгорает и стоит задача решить проблему чужими руками, т.к. иначе менеджменту от более высокого менеджмента прилетит (и более высокому менеджменту, при этом, глубоко пофиг как проблема будет решена). Соответственно, на низовом уровне надо не вестись на манипуляции и запугивания, а пояснить, что проблемы менеджмента - это не твои проблемы, ты работаешь согласно трудовому праву и договору (аккуратно, soft skills, ага), а если надо все сразу и прямо сейчас, то давайте обсудим success fee без привязки к зарплате (зафиксировав это на бумаге, понятно, а не "честное слово, потом пойду прямо к CEO и буду выбивать повышенную премию"). Разумеется, при этом спокойно принять, что за все это могут уволить, но на самом деле далеко не факт, т.к. менеджменту надо все еще проблему решать.
При этом, заметь, что после решения проблемы (без оплаченных переработок, в авральном режиме и т.п.) уволить все еще могут также запросто - потому как проблема-то решена (аплодисменты и огромное спасибо от нашей компании), а новых проектов нет. Так сказать, извини, ничего личного, просто бизнес, тяжелая ситуация, все дела - не себя же мне увольнять.
Пользователь отредактировал комментарий 29 октября 2024, 13:01
За провалы смещали моих менеджеров, но с моей стороны были подтверждения и аргументация. Я все записывать стал... Хотя однажды уволили весь отдел за провал и мне повезло оказаться вне его на тот момент. И опять же записи.
Тому же Epam для роста нужно много недорогих людей. Как ни крути, Европа дорогая. А теперь следите за руками: поголовье в отчётах то же, а индийцев по официальным данным уже наняли 8к. Это более 15% компании. И число будет расти.
Швейцарцев пускай сначала выдавят из их сектора. Мы квалифицированные инженеры. Ну, может быть, некоторых выдавят. Остальные выживут и вырастут. Я конкуренции с индусами не боюсь. Меня больше движения рынка смущают.
Индус ныне пошёл довольно грамотный (там где его нормально отбирают) и денег много не просит. А менеджерам в корпорациях только того и надо. Плюс и в самом деле, наши люди сильно честные, а при подаче на вакансии в западные конторы это провал, тут надо врать чем больше, тем лучше и правильно отвечать на тупые вопросы ХР. От этого реально устаёшь, а индусу норм, потому берут их. А то, что всё в упадок приходит, так манагеру пофиг. Он резюме обновит и навстречу новым челленджам
Пользователь отредактировал комментарий 29 октября 2024, 16:49
Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
Правила тут, их всего 5
Н лет работал с индийцами на 4 проектах в разных компаниях - подтверждаю все что написано в статье. Среди них есть толковые, даже очень, но в процентном отношении их мало. Качество кода, подчас даже у толковых, печаль. Главное показать результат здесь и сейчас. Причем даже если индиец прекрасно понимает, что сделанное до него г..о - ничего рефакторить не будет, и даже вопрос такой не поставит, просто закинет в эту кучу свой функционал. Плохо с взаимодействием - каждый старается закрыть свою часть по-скорее как попало. Кто что делает рядом - плевать, на общее-целое всем плевать. В итоге абсолютно закономерно, что проект скатывается на определенном этапе в яму, причем такую яму, с которой вылезти уже почти не реально.
Из хорошего - очень стараются избегать конфликтов, но это не значит, что они не настойчивы.
Если задача работает и проверена - она приносит прибыль и все счастливы.
Да и в любом закрытом ПО качество кода будет плохим.
Вот, например, у Xiaomi после первого запуска один и тот же токен всем приложениям раздается (для авторизации одного уникального приложения через системный компонент Android - Binder, без токена авторизация невозможна и запрашиваемые привилегии будут Denied). Это позволяет затроянить мобилу сразу после покупки например.
Как видно, unit-тестом это не покрыто (потому что это Android AOSP который никто не трогал), но работает оно некорректно. И даже самый крутой прогер туда не посмотрел.
Пользователь отредактировал комментарий 31 октября 2024, 15:56
В моменте да, а через пол года ...