dev.by побывал в мастерской у минского геймдизайнера Арсения Головинского, который своими руками — не столько в гараже, сколько на кухне — сделал «с нуля» аркадный игровой автомат под названием Multi Arcade Time Machine, загрузив в него библиотеку из 250 «олдскульных» игр 1970-х — 1990-х.
По образованию Арсений — архитектор, но в профессии «не прижился»: почти сразу ушёл в геймдев, где затем работал в качестве художника, 3D-художника, аниматора и геймдизайнера. Это его давнее увлечение: в первую игрушку Asteroids он начал играть лет в 7 (теперь она тоже есть в игровой библиотеке его автомата).
Примерно тогда же его заинтересовали аркадные игровые автоматы, в то время уже чаще встречавшиеся в кино, чем в жизни.
История аркадных игр началась в 1971 году, когда американец Билл Питтс создал самый первый аркадный автомат с игрой Galaxy Game стоимостью $14 000. «За эти деньги тогда можно было построить дом, а не автомат», — смеётся Арсений.
Первым коммерчески успешным проектом примерно через год стала игра Pong с прыгающим шариком от компании Atari. Эта игра считается началом золотой эры аркадных игр (конец 70-х — середина 80-х). Популярность, скажем, игры Space Invaders в эту эру настолько зашкаливала, что номинал монет, пригодный для автомата, всё время был в дефиците в Японии.
В СССР игровые автоматы производили предприятия оборонного комплекса, копируя американские и японские оригиналы. Начинка советских аналогов была более сложной и громоздкой, что никак не улучшало геймплей, однако усложняло техническое обслуживание автоматов. Сегодня эти раритетные образцы советского геймдева, пользовавшиеся огромной популярностью, можно найти, к примеру, в частных музеях в Москве и Питере.
Не так давно Арсений наткнулся на барахольщика, чья специализация — ностальгический игровой «антиквариат»: пинбольные машины, аркадные автоматы, консоли, карманные игры и пр. «Я купил у него FL Gun Professional от Bandai Electronics. Это японская версия игры GUN, 1981 года, крайне простая, но азартная «стрелялка» на двух игроков. С неё началось моё увлечение игровыми ретро-машинами. Примерно в тот момент я понял, что мне теперь жизненно необходим классический аркадный автомат», — вспоминает Арсений.
У человека, который намерен обзавестись аркадным автоматом (хотя это и не самый распространённый пункт в среднестатистическом wish list), есть как минимум два варианта: заказать его из США (стоимость $2000-3000 + около $1000 за доставку) или из Китая ($1500 + примерно столько же за доставку). Но существует и третий путь.
Прошлой зимой Арсений углубился в изучение того, «как люди это строят», чтобы сделать автомат своими руками. Поскольку дизайн существующих решений его не устраивал, он решил разработать свою Multi Arcade Time Machine с нуля «под себя», по максимуму проштудировав тему в интернете.
На всё про всё — изучение темы, проектирование, организацию производства, сборку и настройку «сыроватого ПО» — ушло около трёх месяцев.
Корпус-«шкаф»: распилить и допилить
«Всё очень просто: по сути, моя Multi Arcade Time Machine — это шкаф, компьютер, дисплей от старого LED-телевизора, контроллеры, колонки, подсветска и щепоточка фурнитуры», — озвучивает Арсений «краткое содержание» своего аркадного автомата.
Все детали корпуса по его чертежам выпиливала из МДФ частная «лесопилка» (при этом выпиливать дырки нестандартного размера или закругления там отказалась). По плану, на изготовление должно было уйти 6 дней. Однако качество работ оказалось для заказчика большим сюрпризом: «У них редко всё получалось правильно и с первого раза. Было больно смотреть: 80% косяков, ни один угол не отпилен правильно, детали крепежа — на 5 см больше».
На «допиливание» корпуса в итоге ушёл месяц.
Подготовленную базу Арсений доводил до ума уже самостоятельно, рискуя «отпилить себе пальцы».
Рисунки по мотивам космических игр, которые украшают корпус, он рисовал сам, частично взяв готовую векторную графику — самолётики; цветовое и композиционное решение было позаимствовано у автомата Space Duel.
Начинка: компьютер, тёплый ламповый монитор и контроллеры с AliExpress
Вокруг аркадных игр сплотилось крупное мировое комьюнити «сумасшедших энтузиастов». Они создали эмулятор аркадных автоматов MAME, проект существует с 1997 года и объединяет «тонну биосов аркадных автоматов всех времён, ну или почти всех». Этот эмулятор и был задействован при создании Multi Arcade Time Machine.
Внутри «шкафа» — обычный компьютер из коммисионки: «Требовался более-менее живой процессор. Все остальные компоненты минимальные. Мне попался такой вариант: видео Geforce GT 430, AMD Athlon (tm) II x2 200 (2.80 Ghz), 4 Gb ОЗУ и винчестер на 160gb. Этого с головой хватает даже для 3D-игр 2000 года. А главное — для графической оболочки Hyperspin, которая написана на Action Script 3.0 и требовательна к ресурсам процессора».
При желании можно сделать всё это не только на Windows, но и на Linux, Ubuntu, Mac, этот эмулятор есть даже для Android и Windows-phone.
Русскоязычное комьюнити помогло с настройкой графической оболочки Hyperspin, которая позволяет просматривать видео-превью для игр (кто-то из энтузиастов «заморочился»: снял видео-превью и выложил в открытый доступ), выбирать игру и непосредственно играть.
Своей гордостью Арсений называет LED-дисплей от старого лампового телевизора LG весом около 40 кг: «Те игры запускались именно на таких дисплеях: крупное зерно, приятный ламповый цвет — всё это воссоздаёт атмосферу эпохи и позволяет играть в те игры так, как играли 20-30 лет назад».
Установить и подключить этот монитор было очень сложно: «Во-первых, из-за веса. Во-вторых, телек очень высокого напряжения, и на всякий случай пришлось делать активную вентиляцию всего корпуса. В-третьих, просто так сигнал на телек не вывести, нужна волшебная коробочка VGA to RCA, которая преобразует сигнал для ТВ. Мне повезло найти такую в Беларуси, но обычно заказывают из Китая. Кроме того, современные интерфейсы рассчитаны на разрешение хотя бы 800х600, а в ТВ у нас 320х240. Пришлось повозиться с настройками, чтобы картинка была пиксель в пиксель, без искажений».
Контроллеры были заказаны через AliExpress и обошлись дешевле, чем их доставка.
«Контроллеры эти испокон веков делает один и тот же завод в Китае. Они достаточно примитивные, но очень выносливые. В основе всего микропереключатель, вот такой. Сам контроллер у меня один из самых простых Xin-mo Dual Arcade, кнопки подключаются по простой схеме. Дальше система видит всё это как обычный геймпад».
Поскольку кнопки пришли раньше, чем был готов корпус, Арсений потратил свободное время на изучение возможного расположения кнопок: «Собрал несколько картонных прототипов, чтобы протестировать их. Остановился на классической японском макете, высоте консоли на уровне 1 м и под углом в 3 градуса».
Джойстик также сделан на основе микропереключателей: «В нём 4 свитча — 4 направления. Кроме того, мы получаем диагональ, если зажаты 2 соседних свитча, итого 8 направлений. Есть и аналоговые аркадные джойстики, но они стоят в 5 раз дороже, плюс контроллер для них должен быть более продвинутый и тоже более дорогой».
Старый телевизор стал ещё и «донором» динамиков: «Телевизор в те времена был полноценным домашним медиаустройством. А учитывая качество звука в старых играх, качества таких динамиков боле чем достаточно».
Поскольку компьютер, монитор и лампа «титульника» нагреваются, Арсений использовал для охлаждения автомата систему из трёх вентиляторов.
Получившаяся «Машина времени» в итоге весит около центнера.
100-килограммовый учебник по истории игр
«Сумасшедшим энтузиастам», разработавшим эмулятор, удалось собрать колоссальную библиотеку из 66 тысяч игр.
В свой автомат Арсений загрузил библиотеку поменьше — из 2 тысяч игр, которую затем сократил до 250 — по принципу «лучше меньше да лучше»: «Иначе люди теряются, не знают, чего хотят, и просто играют в Mortal Kombat», — объясняет он.
Каждую из игр нужно проверить: многие попросту не запускаются, и найти работающую версию в этом случае чаще всего невозможно.
Получился настоящий учебник по истории игр. Для геймдизайнера это и наглядное пособие, и источник вдохновения: «Возьмите любую популярную сегодня игру — думаете, она супер-оригинальна? На самом деле всё это уже было году в 1983-м».
Из сотен игр, выпущенных в 1970-1990 годы, Арсений выделяет очень эффектную и оригинальную Qix, Frogger, Q*bert, Donkey Kong (он дал старт серии про Mario), Missile Command на тему холодной войны, Robotron, Pac-Man — первую игру без насилия. Ещё, по его словам, хорош Tapper, где нужно играть за бармена и разливать пиво. Всего в числе его фаворитов — около 100 игр тех времён:
«Мне нравится то, насколько глубоким может быть геймплей в этих играх с такими простыми механиками».
За все эти годы суть аркадного геймплея не изменилась: это всегда «краткосессионные штучки со спецэффектами, рассчитанные на то, что ты потратишь до 5 монет и задержишься на 10 минут».
Кое-кто в Китае и Японии разрабатывает их и сегодня (скажем, последняя версия игры Raiden выпущена в 2014 году), но в основном нынешний геймдев для автоматов — это симуляторы мотоциклов, автомобилей, летательных аппаратов и стрелялок, обеспечивающие игрокам те реалистичные игровые ощущения, которые немногие могут себе позволить в домашних условиях (педали и руль, пушка с ИК-портом и пр.).
Гастроли автомата: как заменить разбитый дисплей за полчаса
Казалось бы, для Минска «винтажные» аркады — это что-то новенькое (автоматы с современными играми-симуляторами, скажем, в парке Горького или ТЦ «Титан» — не в счёт), однако у Арсения нашёлся предшественник, сделавший такой автомат для Clever Irish Pub.
Разработчик Multi Arcade Time Machine тоже попробовал вывести своё детище в свет — к примеру, на вечеринку в «Хулиган». Транспортировку тяжёлый автомат перенёс с трудом. Во время езды по кочкам сломалась «палочка, которая поддерживала дисплей», и «старинный» LED-монитор разбился. За час до вечеринки аналог удалось найти на барахолке, съездить за ним, купить, разобрать, «впихнуть» и подключить.
«Это моя игрушка», — шутит Арсений, добавляя, что намерен оставить свой «пробный» автомат себе, но может вывозить его в небольшие туры — на «профильные» ретро-вечеринки или геймдев-мероприятия.
Однако конструктор-любитель готов собрать такую игрушку и на заказ: как классику жанра, так и вариации на тему — скажем, автомат, вмонтированный в коктейльный столик, или вдвое уменьшенную версию с «обрезанной» нижней частью для городской квартиры.
Деноминация как второй шанс для автоматов
В современном мире аркадные автоматы кучкуются в небольших развлекательных зонах — по большей части в парках и центрах развлечений (не считая Японии, где старые игры и автоматы до сих пор сверхпопулярны).
Скорое появление монет в белорусских кошельках, считает Арсений, может дать автоматам второй шанс — если не игровым, то хотя бы вендинговым, продающим воду, газеты, канцелярскую мелочёвку:
«Монетки звенят и мешают, они тяжёлые, их удобно тратить на пустяки».
Наверняка немного звонких монет перепадёт и ностальгическим аркадам. Их место, уверен геймдизайнер, не в игровых гетто, а в общественных местах — кафе, барах, гипермаркетах, торговых центрах: «Это мимолётное развлечение должно найти тебя там, куда ты пришёл не за этим, и отвлечь от суеты минут на 10».
Фото: Андрей Давыдчик
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.