Блог

Особенности работы на аутсорс и продуктовую компанию. На примере EPAM, Softeq, Yandex и Glovo

Мне довелось поработать в двух американских аутсорс компаниях — EPAM Systems и Softeq, и в двух продуктовых — Yandex и Glovo. Разбираю, в чём основная разница работы на продуктовую компанию и аутсорс, из моего опыта — состав команд, KPI, ценности, проекты, карьерный рост и зарплаты.


Кто рассказывает: Алексей Невский, Lead Software Engineer и AWS Certified Architect в испанском технологическом стартапе Glovo.


Разница в командах 

Продукт. Размер команды: максимум 8-11 человек:

  • Product Manager;
  • Engineering Manager;
  • Backend Developer — 3-4 позиции; 
  • Android Developer — 0-2; 
  • iOS Developer — 0-2; 
  • Frontend Developer — 0-1;

Как правило, продуктовые команды маленькие и сфокусированы на определенном своём скоупе функциональности большой системы.

Из менеджеров только 2 человека: 

  • Product Manager — отвечает за то, что вы будете делать дальше, описывает фичи и принимает решение касательно функциональных требований;
  • Engineering Manager — отвечает за контроль прогресса по реализации намеченных Product Manager’ом, планов, убеждается что все «on track».

Аутсорс. Размер команды: 5-30+ человек:

  • Sales Manager;
  • Project Manager;
  • Delivery Manager;
  • Scrum Master;
  • Business Analytic — 1-2 позиции;
  • Solution Architect — 0-1;
  • Backend Engineer — 2-8; 
  • Android Engineer — 0-2; 
  • iOS Engineer — 0-2; 
  • Frontend Engineer — 0-1;
  • Firmware Engineer — 0-1;
  • QA Engineer — 1-4;
  • Dev-Ops Engineer — 1-3.

В аутсорс компаниях на проекте как правило задействовано куда больше людей и куда больше менеджеров, так как необходимо контролировать весь процесс от и до, коммуницировать с заказчиком, выяснять требования, согласовывать и детально прописывать в контрактах сроки и требования.

Количество разработчиков также не ограничено маленьким количеством, потому что нужно иметь возможность реализовать любой скоуп работы, тут все зависит от размера проекта, может быть как 2-3 разработчика, так и 10-20. И даже (редко) больше.

Разница в ролях и процессах

В продуктовой компании команды компактны, автономны, обладают большей свободой локальных решений, отвечают за продуктовую функциональность от и до, включая самих разработчиков, выполняют более широкий спектр обязанностей (например, в Glovo, на основе еженедельных ротаций каждый из членов команды независимо от должности проводит Daily Meetings, Planning, Retro), а также сами себе бизнес-аналитики, архитекторы и тестировщики. 

В аутсорс компаниях обычно эти роли выполняют разные люди, больше менеджеров, гораздо больше формальностей и выстроенных процессов (что часто хорошо, а не плохо). 

В продуктовых компаниях, особенно в стартапах, часто процессы отданы на откуп «всем и никому». Взаимодействие гораздо менее формальное и не всегда продуктивное — нет централизованного органа, который принимает решения.

Ежедневная рутина. Как выглядят спринты в продукте и аутсорсе

Сейчас почти все компании следуют двум методологиям организации разработки: Scrum либо Kanban.

Но в большой продуктовой компании, например Glovo, вы скорее всего встретите гибридное чудо: все как бы Agile, но по факту Waterfall, который наполовину Kanban, а на другую половину мимикрирует под Scrum. 

С одной стороны соблюдены некоторые формальности: у вас есть Sprint, у вас есть Backlog, Retro, Planning, Estimations Session, Story Points и Team Velocity. Но главный Planning будет на год вперед. Дальше — разбивка на два полугодия (H1/H2), а потом каждая половина разбивается еще, и получаются кварталы Q1-Q4.

В начале года вы планируете работу на год вперед, определяете основные направления, дедлайны, фичи, а после лишь будете им следовать и время от времени сдвигать сроки. И бросать все усилия команды на жесткие дедлайны, так как сроки горят и нужно успеть кровь из носа доделать всё до конца месяца — например, Хорватия вступает в Еврозону, и теперь у них будут евро, а не куны. Причем всё это будет головная боль в том числе и ваша, как разработчиков, а не только менеджеров.

В аутсорс компаниях, где я работал (EPAM Systems и Softeq), процесс более формальный. Есть отдельные Project Manager, Delivery Manager, Scrum Master и Business Analytic, а разработчики фокусируются с большего только на технической части и планировании на спринт или два вперед. Для остального есть другие люди.

Какие у компаний ценности и позиционирование

Если вы откроете сайт и социальные сети Glovo, для которой важно соответствовать европейским ценностям, то вы легко увидите что она сфокусирована на следующем:

Product:

  • Press opinion;
  • Social Media Outlook;
  • Investment Attractiveness; 
  • Users Satisfaction;
  • Design;
  • Diversity;
  • Green.

Такие крупные аутсорс гиганты как EPAM Systems сфокусированы больше на Enterprise clients:

Outsource:

  • Well-known customers;
  • Client opinion;
  • Engineering Solutions offering;
  • Business Solutions offering;
  • Help for Startups.

В плане ценностей и позиционирования между двумя типами этих компаний всё просто: в центре одной — продукт и конечный пользователь. В центре другой — клиент и максимально сложные решение, которые ему можно предложить.


Продуктовые фокусируются на внутреннем продукте и KPI, аутсорс — на клиенте, технологиях и расходах проекта.


Работая в EPAM Systems на проектах Adidas, Coca-Cola, Whirlpool я конечно же был очень горд за принадлежность к этим брендам и разработку современных решений для них с использованием самых последних технологий. Работая в Yandex, ощущал себя вообще рок-звездой, потому что основные конкуренты — топовые компании, такие как Microsoft, Google, Apple и другие.

Особенности разработки

В аутсорсе tech stack диктует клиент, вся инфраструктура на его стороне, как и сопутствующие системы, будь то Jira, Confluence, Jenkins или Git. Надо быть готовым к множеству дополнительных аккаунтов тут и там, репортингу времени во внешней и внутренних системах, ожидание пермишенов неделями, быть готовым к жестким ограничениям. Любой релиз новой версии системы четко спланирован и заранее согласован. 

В продукте же всё ваше, всё родное, всё едино. И единообразно — часто именно это самый большой минус. Если вся ваша системе построена на едином монолите, который написан 10 лет назад, от него вы никуда не денетесь, и стэк технологий в каждой команде будет примерно один и тот же, разве что будут различаться некоторые библиотеки разработки. 

Тестировать всё вы скорее всего будете сами, релизить сразу в продакшен, поэтому будьте готовы к большому количеству feature toggle (кто-то может рассматривать их как удобную конфигурацию системы, кто-то думать что это маленькие костыли, на которых всё держится и в любой момент может рухнуть).

KPI — от чего у всех подгорает и на чем все сфокусированы

В большой продуктовой компании как Glovo вы скорее всего встретите абстрактное описание на 2 страницы всего и ничего: так называемую North Star. Продукт настолько разнообразен, и в его разработке задействовано столько маленьких команд, что вы будете фокусироваться только на малой части какого-либо KPI или же попросту метрики.

Например, снижение contact rate на 10% в течении квартала или двух разработки. И проекты вы будете планировать на основе этих метрик, чтобы двигать их в лучшую сторону. Вы будете волноваться только об улучшении ключевых метрик части продукта, за которую ответственна ваша команда. Ни архитектура, ни инфраструктура всей системы в целом, ни общий perfomance системы — нет, для вас это все blackbox, а 1-5% функциональности, за которую ответственна именно ваша команда — ваше всё. И не дай бог вам нужно поправить функционал, за который ответственны 2-3 других команды — даже небольшие правки и процесс их согласования может затянуться на недели и даже месяц.

В аутсорсе же довольный клиент — ваше всё. Доволен клиент — довольны все, особенно ваше непосредственное начальство. Что скажет и как скажет клиент, то и нужно делать. Иногда для этого довольно много пространства для маневра, иногда — ни шагу в сторону — тут как повезет.

Проекты и возможности роста   

В продукте — один большой проект. Ваша команда ответственна лишь за небольшую его часть. Поэтому критически важно выбрать хороший продукт = компанию, потому что это то, с чем вы будете иметь дело 100% вашего времени. Почитайте про компанию, изучите отзывы пользователей, попользуйтесь продуктом сами. Нравится — идите работать в эту компанию. Если у вас есть сомнения — подумайте 3 раза прежде, чем соглашаться, так как иначе вам придется искать новую работу снова (если вы конечно не хотите каждый день есть стекло).


Чтобы продвигаться по службе вперед в продукте, вы должны показать «импакт» вашей работы — как она критически важна для приложения, над которым вы работаете, на сколько % вы его улучшили, столько тем самым $ миллионов денег вы сэкономили. Без этого «отчета ваших достижений» — никуда.


В аутсорсе проектов бесконечное множество, команды разные, технологии разные, начальники департаментов разные. Поговорите с людьми, постарайтесь найти, что вам интересно, — и присоединяйтесь к этой команде. Хорошо справляйтесь с полученными заданиями, проявляйте инициативу, убедитесь что клиент доволен, и вы всё делаете так. Если что-то не так, можно сменить проект или даже департамент и вы попадете в совершенно новый мир другого клиента. Он может быть как значительно лучше, так и совсем не тем, чем вам казалось, потому важно заранее исследовать. 

Зарплата и бенефиты

Для примера рассмотрим Senior Engineer должность на рынке США, Европы и СНГ.

Пакет компенсаций в продуктовых MAANG компаниях в Калифорнии состоит из следующих пунктов: 

  • 180k базовой зарплаты;
  • 125k опцион на акции;
  •  50-75k начальный бонус за подписание контракта;
  • +20% годовой бонус за хороший перформанс.

Что составит $400-450k в 1-й год, и далее около $320-350k каждый год.

Если вы работаете в аутсорсе и находитесь на территории США, то вам доступно:

  • 120-180k базовой зарплаты;
  • +10% годовой бонус за хороший перформанс.

Если вы работаете в аутсорсе и находитесь на территории СНГ:

  • 22-50k базовой зарплаты .

Если работаете в аутсорсе и находитесь на территории Европы:

  • 48-60k базовой зарплаты;
  • 4-5k начальный бонус за подписание контракта.

Если вы работаете в продукте и находитесь на территории Европы, то вам доступно:

  • 52-65k базовой зарплаты;
  • 5-7k опцион на акции;
  • 5-10k начальный бонус за подписание контракта.

Все цифры в брутто, до вычета налога, который +/- составляет:

  • 10-13% в СНГ;
  • 32-35% в США;
  • 35-45% в Европе.

Легко увидеть, что по пакету компенсаций США далеко впереди, далее СНГ, и только потом Европа. Заранее просчитайте вашу чистую зарплату! Не забывайте про налоги и аренду жилья. Разница до и после крайне существенна.

Пакет бенефитов как правило очень похож и сильно зависит от самой компании. В компаниях СНГ он точно не хуже европейского.

Касательно продуктовой компании и аутсорса скорее всего наибольшее отличие будет в технике: аутсорс будет предлагать стандартный Windows Laptop, продукт скорее всего будет предлагать свежие модели Apple MacBook.

Если компания не предлагает бесплатную или со значительной скидкой медицинскую страховку — это плохой сигнал, по которому вы можете понять отношение к вашему здоровью и в целом к вашему труду. Единственное здесь возможное оправдание — предложенная зарплата выше рынка, на которую вы можете «позволить себе всё».

Что я выбираю для себя?

Мне довелось поработать в двух американских аутсорс компаниях — EPAM Systems и Softeq, и в двух продуктовых — Yandex и Glovo. Каждая из них по-своему хороша. Так что для меня это 50/50. 

Сейчас я отвечаю за улучшения KPI и миграцию в микросервисы в Glovo, а если завтра очередной большой клиент может захотеть разработать или переписать с нуля новую систему, то почему нет?

Как вы видите, везде есть свои за/против. Вряд ли вы найдете «серебряную пулю», которая решит все ваши проблемы.


Составьте список из плюсов и минусов для вас, определите что вам важно (на основе персональных увлечений и семейных обстоятельств) и сделайте правильный выбор :) 


Дорогу осилит идущий. Главное — не останавливайтесь.

А где вы бы хотели работать? Пишите ваше мнение в комментариях! 

Вы тоже можете начать вести свой блог на dev.by — вот инструкция. Или присылайте темы, идеи и вопросы на [email protected]

Мнение авторов блогов может не совпадать с мнением редакции. 

Что ещё почитать?

Обсуждение
Комментируйте без ограничений

Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.

vasaris
vasaris HR в lamabadas
5

лол
В принципе норм написал за исключением - одной штуки - работали вместе на одном преокте с ним - и ну так себе погромист - больше говорец ртом)))
из-за чего собсна и попросили))

4

"Я прибыл к вам из Яндекса, а там как известно дураков не держат" (С)

3

Как правило такие болтуны очень хорошо продвигаются, хоть и програмисты из них не очень, их попросят в том случае если уж сильно накосячат или сильно достанут

3

По европейским продуктовым не уточнено, что речь идёт о евро.
Ну и говорить о Европе в целом - это такое. :-( Как по мне, если в среднем по больнице, то указанные в статье суммы реальны только для стран PIGS, т.е. самых бедных в Европе.
В Европе интересны по деньгам только Нидерланды, Швейцария и Германия. В Германии ещё в крупных концернах хорошо платят. Как для программиста-середнячка, от 35 лет, думаю, работа в концерне - самое то.

Аллах  Математик
Аллах Математик Рэппер в Perfect Hip-Hop
4

Два чая этому господину!
В аутсорс работать в принципе невыгодно если человек амбициозный.

Что касается ФААНГ.

Во-первых, sign up бонус H1B могут и не дать.
Во-вторых, эти $400-450К это достаточно высокий грейд. Для этого нужно освоить Blind чтоб понять что температура по больничке такой ТС — это 8+ лет опыта, а иногда 12+.

В-третьих, RSU вестятся четыре года. По 25% каждый год.
У Амазиков вестинг 5-15-40-40. Что как бы намекает, что многие не способны продержаться первый год. Поэтому пузыри пускать про 125К не стоит.
В-четвертых, сейчас более высокий base pay aka cash comp куда выгоднее RSU. Меножорские факапы приводят к увалам и срезают даже хай перформеров, потому что если группа не приносит revenue, тогда это тупо cost center.
Соответственно, RSU комп в пакете severance за все четыре года никто не завестит, максимум завестят календарный год.

Как обычно "говорцы ртами" (как упомянуто в каментах по персонажу) — фокальная точка таких статей.
Реальные люди в теме в среде славяноидов крайне редко детально расписывают как всё есть.

Пользователь отредактировал комментарий 10 марта 2023, 11:49

3

Мне нравятся к-ны которые по-сдавали на AWS Архитектора мамкина и ДУМАЮТ что они уже могут делать архитектуру приложения и более того все остальное, что прилагается. Я на собесе сразу таких Икспертов посылаю в далекое эротическое.

0

У aws architect это не про приложения, это про системы и как они на их сервисы накладываются.

0

Выздоравливай! Я сертифицированный на 2 облака специалист. История про то, как один полуразраб-менеджер сдал на серта и командует девопсами, которых учат этому всю жизнь, вот так в продуктовке появляется г-код.

0

...

Пользователь отредактировал комментарий 06 марта 2023, 14:32

2

При всей моей любви и уважению к бывшему работодателю, но где Glovo, а где MAANG?
Статью надо было назвать "Епам версус Глово", так как далеко идущие выводы делаются на основании весьма ограниченного опыта

-2

норм чел

0

Пока працуешь в конторе, тебе будут вешать лапшу про семью, про нерушимое братство, кормить печеньками, поить напоями, платить за соц пакеты, раздавать бонусы на релокейт.
Жаль, что многие на это ведутся.
Вы реально думаете, что все эти плюхи компания вам просто дарит?!
Это же все за ваше баблишко! Которые потенциально вам должны были платить в зп. Но вы же себя продешевили после офера, вот и вам все эти "семейные" плюхи за ваш счет под соусом "моя семья".
Как только что-то произойдет, тебя выкинут на улицу. Доите эти семьи максимально. Если вы будете нормально зарабатываться, вам не нужны будут эти бонусы с локальной привязкой и печеньки с кофе. Вы сами это сможете купить. Вы рабочая единица, которая приносит компании бабки и компания будет делать все, чтобы вы максимально долго участвовали в этом бодишопе максимально дешево для компании. Как только вы начнете сбоить, просить большую зэпэху вас уволят, потому что вас будет трудно содержать. За ваши печеньки уже будет платить ваш друг-джун, зэпэха которого еще позволяет нормально рубить баблишко на разнице.