Кто пишет: Юлия Ляшкевич, рекламный консультант, исследует халлю.
Золотые мальчики
Бизнес-модель BTS во многом напоминает Apple — они создают внутреннюю экосистему. Чтобы купить билет на шоу, нужно скачать приложение группы, слушать музыку можно тоже в их приложении, общаться с артистами — в специальной внутренней соцсети.
В октябре 2020 года компания Big Hit Entertainment (в состав которой входит BTS) вышла на IPO. Сразу же компания была оценена в $4,1 млрд. На тот момент эта была крупнейшей сделкой в Южной Корее с 2017 года. Кстати, акции компании подорожали более чем в два раза в первый день торгов, что увеличило рыночную капитализацию компании до $8,38 млрд. Состояние Бэнга — «отца» BTS — по оценкам Forbes, $2,7 млрд.
Как пишет The New York Times, фанаты BTS сыграли ключевую роль в успехе IPO Big Hit Entertainment. Их массовая поддержка и преданность группе обеспечили высокий спрос на акции компании.
Поклонники Шуга, участника BTS, вывели артиста в топы iTunes. Так они решили поддержать музыканта после травли со стороны медиа. Дело в том, что Шуга выпил, сел на скутер и попал в аварию. По мнению фанатов группы, к этому инциденту было приковано слишком большое внимание общественности. Эта история — хорошая иллюстрация того, что недаром поклонники BTS называют себя Army.
Секрет успеха
Почему же к-поп стал таким популярным и приносит такой колоссальный доход? Он создан, чтобы нравится. Корейцам удалось сделать сплав из поп-паттернов и своей самобытной культуры. Добавьте большую трудоспособность, талант участников, классную работа с трендами — и получится культурный феномен, достойный представлять Южную Корею в ООН.
Пока другие исполнители бегали на радио и телевидение, просили, чтобы их музыку взяли в чарты, BTS начали абсолютно бесплатно загружать песни на YouTube. Они первыми начали использовать виральность — не боролись с незаконно скопированными роликами с их музыкой или изображениями в соцсетях.
Как итог — BTS побили рекорд YouTube. Их первая англоязычная песня Butter набрала 100 млн просмотров всего за 24 часа.
Аудитория BTS намного шире девочек-подростков. Их слушает очень много взрослых людей, верхняя граница — примерно 65 лет. И они тоже делают фанатские видео с музыкантами.
BTS изобрели новый формат общения с фанатами. Артисты безупречные, но в то же время уязвимые. У них бывают депрессии, они могут падать в обморок за кулисами. Могут заснуть на прямых эфирах — и за этим наблюдают 6 миллионов человек!
Роль государства
Корейская волна началась с подачи государства. После экономического кризиса 1997-1998 Южная Корея стала банкротом. Чтобы выкарабкаться, правительство страны поставило на культурную экспансию.
В итоге образовался триумвират: государство — культурные деятели — бизнес. Государство помогает продвигать музыку и сериалы, создаёт культурные центры по всему миру. Культурные деятели — рекламируют корейские бизнесы. Например, айдолы (так называют к-поп артистов) пользуются только Samsung, никаких айфонов.
Вначале корейская поп-культура стала очень популярна в своём регионе: в Китае, Индонезии, Индии. А к началу 2010-х докатилась и до Восточной Европы.
Задача корейских посольств — продвигать корейскую культуру по всему миру. Если бы фанаты к-попа до пандемии хотели бы сделать фестиваль, скажем, в Бобруйске, то корейское посольство бы им очень сильно помогло. Например, BTS выступали на московском ВДНХ на фестивале «Мост в Корею».
Как придумывают корейские бойз-бэнды
К-поп — не история в стиле The Beatles, Oasis, U2, где школьные друзья играют музыку и становятся популярными. К-поп — про индустрию и большие деньги. В Южной Корее участников групп отбирают ещё подростками. Это можно сравнить с «Фабрикой звёзд», но на совсем другом уровне. Трейни (будущие звёзды к-поп) учатся танцам, вокалу, умению вести себя на сцене.
В группах должны быть люди с разными типажами: кто-то хорошо поёт или читает рэп. Кто-то — красивый, спортивный, хорошо танцует. Западные бойз-бэнды тоже делаются по схожим лекалам, но именно корейцы возвели такую модель в абсолют.
Если ребёнок хочет стать айдолом, то он должен всё поставить на кон. В Корее большое внимание уделяется образованию, а трейни не ходят в обычную школу. Поэтому если ребёнок не проходит в группу или она не «выстреливает», он/а оказывается на обочине жизни.
Некоторые девушки, которые не попали в гёрлз-бэнды, работают в секс-бизнесе (Onlyfans, порно).
***
Популярность к-попа растёт. Это уже давно не субкультура, а намного больше. Поэтому как минимум к к-попу стоит относится серьёзно, а как максимум — изучать.
А какой беларусский культурный продукт мог бы привлечь весь мир? Пишите свои версии в комментариях.
Мнение автора может не отражать позицию редакции.
Что ещё почитать у комьюнити:
- Почему кнопочные телефоны по сей день бодро продаются вопреки прогрессу и здравому смыслу;
- «Тихое увольнение» — как руководители вынуждают подчинённых уйти;
- «Готовлюсь к службе с помощью Chat GPT». Айтишник стал ксендзом — вот его история.
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.